logo
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК

Народное искусство и фольклор

Народное художественное творчество восточных славян, опирающееся на многовековые истоки и традиции, имеет широкий набор видов и жанров. Некоторые из них отчасти связаны с народными верованиями, семейной и календарной обрядностью русских, украинцев и белорусов. К числу наиболее выразительных жанров устного словесного и музыкального фольклора относятся народные обрядовые песни, сопровождавшие все семейные и календарные праздники, свадебные и похоронные плачи-причитания, рождественские колядки и жнивные песни и т.п., сказки животного цикла, волшебные сказки, пословицы и поговорки, былинно-эпическая поэзия, загадки и др. В настоящее время обрядовая поэзия восточных славян сильно сократила сферу своего бытования.

Многообразна и богата сюжетами народная лирическая песня белорусов, русских и украинцев (любовная, семейная, солдатская и др.). Имели распространение народные игры, народная драма и театр (у русских хорошо известен народный кукольный театр "Петрушка", у украинцев и белорусов - "вертеп"). Меньше известен театр живых (разумеется, самодеятельных) актеров, возникший в конце XVII - начале XVIII в., с его наиболее популярными драмами "Царь Максимилиан" и "Лодка". В.XIX в. во многих русских селениях и городах бытовали весьма популярные формы массового народного театра - бродячие актеры, плясуны, циркачи-акробаты и другие, выступавшие на городских ярмарках и площадях.

Огромен сказочный эпос, повсеместно бытовавший у русских, украинцев и белорусов. Восточнославянский сказочный фольклор хорошо изучен, тематика, сюжеты и мотивы его подробно проанализированы и систематизированы рядом исследователей Х1Х-ХХ вв. Из современного повседневного быта русских, украинцев и белорусов сказки почти исчезли, вытесненные литературными формами: теперь сказки, да и те в литературной обработке, рассказывают (а чаще читают) только детям. ^

Ярким проявлением устного народного творчества является русский героический эпос - былины, собранные на Русском Севере (местное название - старины), хотя по своему содержанию эпос связан со старейшими культурными и политическими центрами Древнерусского государства - Киевом и Новгородом. Близки по характеру к былинам исторические песни (на Украине - "думы"), исполняемые нараспев. Украинские "думы" чаще всего исполнялись слепыми певцами - кобзарями и бандуристами, ходившими от селения к селению и кормившимися этим.

Содержание более позднего фольклора у русских, украинцев и белорусов, как правило, отражает основные вехи истории общества и государства. Это песни, частушки, городской романс, устные рассказы, в частности о Великой Отечественной войне, о героях-партизанах и т.п. В последние годы фольклористы начали серьезно собирать и изучать новые жанровые песни, свидетельствующие о том, что народное поэтическое творчество не иссякает и в наши дни.

Необычайно богато и разнолико народное музыкальное (песенное) творчество русских, украинцев и белорусов. В песнях нашла свое отражение тяжелая трудовая жизнь народа, борьба с завоевателями, угнетенное положение женщины и др. Восточнославянская музыка вдохновляла многих выдающихся композиторов прошлого века: М.И.Глинку, А.С.Даргомыжского, М.П.Мусоргского, А.П.Бородина, П.И.Чайковского, А.Н.Серова, Н.А.Римского-Корсакова, Н.В.Лысенко, С.С.Гулак-Артемовского и др.

В белорусской, русской и украинской народной музыке вокальная сторона, как правило, преобладала над инструментальной. Ее характерная черта - многоголосие. В отдельных областях России, Белоруссии и Украины в манере исполнения прослеживается ряд особенностей.

Древнейшим струнным музыкальным инструментом, изображенным уже на одной из фресок Киевского Софийского собора XI в., являлись славянские гусли (найдены также в раскопках древнего Новгорода и других русских городов). С XVI в. на Руси известны смычковые инструменты - гудок, домра (по некоторым данным, она была известна еще в домонгольское время). В конце XVIII в. появилась знаменитая русская балалайка, а в первой половине XIX в. - гитара. На Украине в прошлом были широко популярны лира, кобза и др. Позднее их почти полностью вытеснила украинская бандура. Из народных духовых инструментов восточных славян известны рожок, жалейка и волынка. В XIX в. и в сельской местности, и в городе стала известна гармоника (гармонь) в ее различных областных вариантах.

В настоящее время среди русских, украинцев и белорусов отмечается большой интерес к народной музыке. Появилось большое число народных любительских и профессиональных фольклорных ансамблей. Отечественные композиторы широко используют материал народного музыкального творчества, продолжающего развиваться и в наши дни.

С глубокой древности у восточных славян существовали пляски и танцы. Обычно они сопровождались пением и исполнялись под музыку. Так, для русских крестьян повсеместно были характерны хороводы. У северных великоруссов Хороводы отличались плавностью и величавостью; у южных - они были более быстрыми и оживленными. В конце XIX в. появились новые танцы, заимствованные из городского быта, — "барыня", "камаринская", различные виды кадрили, лансье ("ланчик") и др. Массовые старинные пляски - "метелицы", "веснянки" - сохранялись у украинцев. Начиная с XIX в. они успешно сосуществуют с новыми танцами типа "казачок" и "гопак". К числу старинных белорусских танцев, сохранившихся до наших дней, можно отнести "лявониху", "крыжачок" и др. Мировую известность приобрели такие хореографические профессиональные ансамбли, как "Березка", Ансамбль народного танца под управлением И.А. Моисеева, прославленный русский народный хор им. Пятницкого с его танцевальной группой, украинская хоровая капелла "Думка" и др.

Ярко и привлекательно декоративно-прикладное искусство русских, украинцев и белорусов. Вышивкой и узорным тканьем покрывалась праздничная народная одежда восточных славян. Мастерицы многих областей России плели кружева (этот промысел кое-где сохранился до наших дней). Резьбой украшались дома у русских на Севере, в Поволжье и в Центре России, богато расписывались стены, печи утварь на Русском Севере, хаты и печи украинцев и т.д.

География распространения многих народных промыслов и ремесел восточных славян связана с природными условиями того или иного региона, особенностями социально-экономического развития и конкретной историей отдельных районов расселения русских, украинцев и белорусов. Например, широкое распространение получила деревянная резьба в богатых лесом районах Верхнего и Среднего Поволжья, на западе и севере европейской части страны (у русских и белорусов), в лесных районах Прикарпатья (у украинских гуцулов); роспись утвари на Русском Севере и домов в степных районах Украины. Практически для всех восточнославянских народов характерно узорное ткачество и украшение одежды вышивкой. Этнические или областные различия в декоре прослеживаются главным образом в орнаментике и цветовой гамме тканей. Интересны и другие различия. Так, вышивка жемчугом была распространена на Русском Севере, а вышивка бисером - на Украине и т.п. '

В России на основе местных крестьянских промыслов и ремесел возникли центры художественного производства, теперь широко известные всему миру. До сих пор славятся своими изделиями гончары подмосковной "голубой Гжели", подлинными произведениями искусства являются расписные шедевры "золотой Хохломы" (Нижегородская обл.), лаковые миниатюры Палеха (Ивановская обл.), Федоскино (Московская обл.) и Мстёры (Владимирская обл.), жестовские росписные подносы (Московский обл.), изящная резьба по моржовой кости (Архангельская обл.).