logo
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК

Духовная культура

В сфере духовной культуры этническая самобытность прослеживается полнее. Одновременно в ней с большей четкостью проступают и общие, свойственные всем народам Центральной Азии, культурные традиции. В частности, много общего в эпических сказаниях разных народов этой страны, где совпадают не только сюжеты, но и имена героев, названия отдельных поэм, циклов и целых сказаний. Героический эпос узбеков "Алпамыш" хорошо известен казахам и каракалпакам, "Героглы" ("Кероглы") - таджикам и туркменам. До наших дней почти у всех среднеазиатских народов в эпических песнях и сказаниях сохранились сюжеты из сакского эпоса и Авесты ("Ширин и Шакар»). В средние века эта страна дала миру выдающихся ученых - медика ибн Сину (Авиценна), математика аль-Хорезми, поэта математика и философа Хаяма, созвездие поэтов - Рудаки, Фирдоуси, Низами, Навои, Махтумкули и многих др.

Богато и разнообразно художественное наследие народов Центральной Азии. Далеко за пределами края известны архитектурные шедевры Бухары, Самарканда, Хивы, Куня-Ургенча и других мест. Настоящими произведениями искусства являются изделия местных ремесленников. Туркменские ковры, бухарские и самаркандские ювелирные украшения и вышивки, казахские и киргизские узорчатые войлоки, таджикская керамика, роспись и резьба по дереву, книжная миниатюра вошли в сокровищницу мировой культуры. Новое время, несмотря на засилье реакционного духовенства, отмечено деятельностью многих выдающихся писателей, поэтов, просветителей и ученых - казахского этнографа Ч.Валиханова, таджикского просветителя А.Дониша, узбекских писателей и мыслителей Фурката, Мукими, Хамзы, основоположника современной таджикской литературы С.Айни. На рубеже XIX и XX вв. создавали свои произведения каракалпакский поэт Бердах-Шаир, туркменские поэты Кемине и Молланепес. В киргизских горах сочинял свои песни Токтогул; в Казахстане работали выдающийся просветитель И.Алтынсари и основоположник казахской письменной литературы Абай Кунанбаев и многие другие деятели национальных культур. Громадную помощь в становлении современной науки в центральноазиатских государствах оказали ученые других регионов СССР, Москвы и Ленинграда.

Большое влияние на жизнь народов Центральной Азии оказал ислам, который после арабского завоевания страны распространился повсеместно. Причудливо переплетаясь с более ранними религиозными верованиями, распространенными здесь - зороастризмом (маздеизмом), христианством, шаманизмом и т.д., ислам проникал во все сферы общественной и семейной жизни. Велико было значение неофициального духовенства - ишанов, ахунов, суфиев, смотрителей "святых" могил (мазаров) - шейхов. Ортодоксальные служители культа - муллы до присоединения края к России особым влиянием, за исключением городов, не пользовались. Их роль в общественной жизни резко возросла после установления в стране власти царя, которому была нужна контролируемая государственная религия.

После установления советской власти в крае было проведено национальное размежевание и районирование (1924-1926 гг.). Впервые за свою многовековую историю народы были объединены по национальному признаку и получили свою государственность. Это явилось одним из важнейших условий формирования наций. Проведение межреспубликанских границ столкнулось с определенными сложностями. Исторически сложилось чересполосное расселение, например, узбеков и таджиков в Ферганской долине, на юге современного Таджикистана, узбеков и туркменов в Хорезме, казахов и узбеков на юге Казахстана и в других местах. В частности, преимущественно таджикоязычное население Самарканда, Бухары и других крупных городов территориально отошло к Узбекистану. О сложности проведения межнациональных границ свидетельствует и тот факт, что в современном своем виде они сложились не сразу. Так, значительная часть Северного Таджикистана вместе с Ходжентом первоначально отошла к Узбекистану и только спустя несколько лет была включена в состав Таджикистана. Похожая ситуация сложилась и с современной Сырдарьинской областью Узбекистана, которая какое-то время входила с состав Казахстана. Пестрота этнического состава в густонаселенных оазисах определила и сложность этнических процессов в наши дни. Далеко не просто они проходят в различных регионах этой части Азии.

Огромное значение имели культурные преобразования. До установления советской власти здесь не было ни одного светского высшего учебного заведения. Образование находилось в руках мусульманского духовенства. Не хватало школ, учителей со светским образованием насчитывались единицы. На сто человек жителей не приходилось и трех грамотных. С приходом советской власти и отделением церкви от государства образование было поставлено на совершенно новую основу. Для каждого народа была создана своя письменность, вначале латинизированная, а с 1938-1940 гг. переведенная на русский алфавит. В школах введено преподавание на родных языках народов. Открылись высшие и средние учебные заведения, где наряду с мужчинами стали учиться и женщины. Во всех республиках СССР были созданы академии наук, где работала национальная интеллигенция. Была ликвидирована неграмотность.

Всестороннее развитие получили литература и искусство. Во всех государствах открыты национальные театры, созданы кино- и телестудии, консерватории и т.д.

Широкое распространение русского языка как средства межнационального общения и средств массовой информации сделало доступными для народов края достижения мировой культуры, помогло сделать богатое культурное наследие родов Центральной Азии достоянием всего человечества.

В наследие от прошлых эпох государства Центральной Азии получили не только богатейшее культурное наследие, но и множество острейших социально-экономических проблем. Пестрота этнического состава и расселения наложились на не адекватную экономику различных районов этой страны, что явилось решающим условием, определившем сложность изменения социальной структуры общества в целом и в частности этнических процессов. Постоянный приток населения из других регионов Советского Союза на индустриальные стройки усложнял адаптацию населения и изменял этническую ситуацию в том или ином месте за короткий промежуток времени. Эти и подобные сложности способствовали развитию негативных процессов национальной ограниченности, проявившихся в последнее время.

В большой мере этому способствовала и регенерация, как в сельской местности, так и у части городского населения старых общинных традиций и расширение мелкотоварного производства в земледельческих и скотоводческих районах. В первую очередь негативные явления проявились в организации быта и общественного мнения в махалля (квартале - общине), что незамедлительно оживило традиционалистские тенденции в семейной жизни. Особенно это заметно в положении женщин, правовое положение которых в семье изменилось не в лучшую сторону. Несомненно, не последнюю роль в этом процессе играет и то, что замужние женщины коренных национальностей практически полностью исключены из участия в несемейном секторе производства.

За последние десятилетия возросло число семей, где право решающего голоса принадлежит старшему мужчине вне зависимости от того, работает он или находится на пенсии.

Отмеченные негативные явления в значительно меньшей мере проявляются в районах с развитым индустриальным производством.