Духовная культура
В сфере духовной культуры этническая самобытность прослеживается полнее. Одновременно в ней с большей четкостью проступают и общие, свойственные всем народам Центральной Азии, культурные традиции. В частности, много общего в эпических сказаниях разных народов этой страны, где совпадают не только сюжеты, но и имена героев, названия отдельных поэм, циклов и целых сказаний. Героический эпос узбеков "Алпамыш" хорошо известен казахам и каракалпакам, "Героглы" ("Кероглы") - таджикам и туркменам. До наших дней почти у всех среднеазиатских народов в эпических песнях и сказаниях сохранились сюжеты из сакского эпоса и Авесты ("Ширин и Шакар»). В средние века эта страна дала миру выдающихся ученых - медика ибн Сину (Авиценна), математика аль-Хорезми, поэта математика и философа Хаяма, созвездие поэтов - Рудаки, Фирдоуси, Низами, Навои, Махтумкули и многих др.
Богато и разнообразно художественное наследие народов Центральной Азии. Далеко за пределами края известны архитектурные шедевры Бухары, Самарканда, Хивы, Куня-Ургенча и других мест. Настоящими произведениями искусства являются изделия местных ремесленников. Туркменские ковры, бухарские и самаркандские ювелирные украшения и вышивки, казахские и киргизские узорчатые войлоки, таджикская керамика, роспись и резьба по дереву, книжная миниатюра вошли в сокровищницу мировой культуры. Новое время, несмотря на засилье реакционного духовенства, отмечено деятельностью многих выдающихся писателей, поэтов, просветителей и ученых - казахского этнографа Ч.Валиханова, таджикского просветителя А.Дониша, узбекских писателей и мыслителей Фурката, Мукими, Хамзы, основоположника современной таджикской литературы С.Айни. На рубеже XIX и XX вв. создавали свои произведения каракалпакский поэт Бердах-Шаир, туркменские поэты Кемине и Молланепес. В киргизских горах сочинял свои песни Токтогул; в Казахстане работали выдающийся просветитель И.Алтынсари и основоположник казахской письменной литературы Абай Кунанбаев и многие другие деятели национальных культур. Громадную помощь в становлении современной науки в центральноазиатских государствах оказали ученые других регионов СССР, Москвы и Ленинграда.
Большое влияние на жизнь народов Центральной Азии оказал ислам, который после арабского завоевания страны распространился повсеместно. Причудливо переплетаясь с более ранними религиозными верованиями, распространенными здесь - зороастризмом (маздеизмом), христианством, шаманизмом и т.д., ислам проникал во все сферы общественной и семейной жизни. Велико было значение неофициального духовенства - ишанов, ахунов, суфиев, смотрителей "святых" могил (мазаров) - шейхов. Ортодоксальные служители культа - муллы до присоединения края к России особым влиянием, за исключением городов, не пользовались. Их роль в общественной жизни резко возросла после установления в стране власти царя, которому была нужна контролируемая государственная религия.
После установления советской власти в крае было проведено национальное размежевание и районирование (1924-1926 гг.). Впервые за свою многовековую историю народы были объединены по национальному признаку и получили свою государственность. Это явилось одним из важнейших условий формирования наций. Проведение межреспубликанских границ столкнулось с определенными сложностями. Исторически сложилось чересполосное расселение, например, узбеков и таджиков в Ферганской долине, на юге современного Таджикистана, узбеков и туркменов в Хорезме, казахов и узбеков на юге Казахстана и в других местах. В частности, преимущественно таджикоязычное население Самарканда, Бухары и других крупных городов территориально отошло к Узбекистану. О сложности проведения межнациональных границ свидетельствует и тот факт, что в современном своем виде они сложились не сразу. Так, значительная часть Северного Таджикистана вместе с Ходжентом первоначально отошла к Узбекистану и только спустя несколько лет была включена в состав Таджикистана. Похожая ситуация сложилась и с современной Сырдарьинской областью Узбекистана, которая какое-то время входила с состав Казахстана. Пестрота этнического состава в густонаселенных оазисах определила и сложность этнических процессов в наши дни. Далеко не просто они проходят в различных регионах этой части Азии.
Огромное значение имели культурные преобразования. До установления советской власти здесь не было ни одного светского высшего учебного заведения. Образование находилось в руках мусульманского духовенства. Не хватало школ, учителей со светским образованием насчитывались единицы. На сто человек жителей не приходилось и трех грамотных. С приходом советской власти и отделением церкви от государства образование было поставлено на совершенно новую основу. Для каждого народа была создана своя письменность, вначале латинизированная, а с 1938-1940 гг. переведенная на русский алфавит. В школах введено преподавание на родных языках народов. Открылись высшие и средние учебные заведения, где наряду с мужчинами стали учиться и женщины. Во всех республиках СССР были созданы академии наук, где работала национальная интеллигенция. Была ликвидирована неграмотность.
Всестороннее развитие получили литература и искусство. Во всех государствах открыты национальные театры, созданы кино- и телестудии, консерватории и т.д.
Широкое распространение русского языка как средства межнационального общения и средств массовой информации сделало доступными для народов края достижения мировой культуры, помогло сделать богатое культурное наследие родов Центральной Азии достоянием всего человечества.
В наследие от прошлых эпох государства Центральной Азии получили не только богатейшее культурное наследие, но и множество острейших социально-экономических проблем. Пестрота этнического состава и расселения наложились на не адекватную экономику различных районов этой страны, что явилось решающим условием, определившем сложность изменения социальной структуры общества в целом и в частности этнических процессов. Постоянный приток населения из других регионов Советского Союза на индустриальные стройки усложнял адаптацию населения и изменял этническую ситуацию в том или ином месте за короткий промежуток времени. Эти и подобные сложности способствовали развитию негативных процессов национальной ограниченности, проявившихся в последнее время.
В большой мере этому способствовала и регенерация, как в сельской местности, так и у части городского населения старых общинных традиций и расширение мелкотоварного производства в земледельческих и скотоводческих районах. В первую очередь негативные явления проявились в организации быта и общественного мнения в махалля (квартале - общине), что незамедлительно оживило традиционалистские тенденции в семейной жизни. Особенно это заметно в положении женщин, правовое положение которых в семье изменилось не в лучшую сторону. Несомненно, не последнюю роль в этом процессе играет и то, что замужние женщины коренных национальностей практически полностью исключены из участия в несемейном секторе производства.
За последние десятилетия возросло число семей, где право решающего голоса принадлежит старшему мужчине вне зависимости от того, работает он или находится на пенсии.
Отмеченные негативные явления в значительно меньшей мере проявляются в районах с развитым индустриальным производством.
- Этнический фактор в мировой истории 259
- Проблемы прикладной этнологии 268 заключение 270 предисловие
- Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат Предметная область этнологии
- Социальные функции этнологии
- Понятие и термины этнологии
- Классификация народов мира
- Географическая классификация
- Народы Австралии и Океании
- Народы Азии
- Народы Америки
- Народы Африки
- Антропологическая классификация
- Языковая классификация
- Индоевропейская семья
- Эскимосско-алеутская семья
- Афразийская (семито-хамитская) семья
- Нигер-кордофанская (конго-кардафанская) семья
- Нило-сахарская семья
- Койсанская семья
- Северокавказская семья
- Сино-тибетская семья
- Классификация народов мира по историко-этнографическим (историко-культурным) областям
- Очерк истории этнологической науки
- Этнологические (этнографические) источники
- Методы исследовательской работы
- Западная европа
- Очерк этнической истории
- Этнический состав
- Хозяйство и материальная культура
- Социальный быт и духовная культура
- Семейный быт и обряды
- Праздники
- Славянские народы центральной и юго-восточной европы Общие сведения
- Этническая история западных и южных славян
- Хозяйство и материальная культура
- Поселения
- Общественный и семейный быт, духовная культура, народное творчество
- Религия
- Праздники
- Фольклор
- Восточнославянские народы. Расселение и численность. Расовые типы. Языки
- Происхождение и этническая история
- Хозяйственные занятия
- Поселения
- Социальные структуры и институты. Общественный быт
- Семья и семейный быт
- Традиционная народная культура
- Религия и верования
- Народное искусство и фольклор
- Народы волго-камья
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественный и семейный быт
- Духовная культура
- Народы прибалтики
- Этногенез и этническая история
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы севера восточной европы
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство и материальная культура
- Духовная культура
- Народы юго-запада и юга восточной европы
- Народы сибири
- Этногенез и этническая история
- Традиционное хозяйство коренного населения Сибири
- Духовная жизнь. Верования
- Народы Сибири и торгово-промышленная цивилизация
- Народы кавказа
- Лингвистическая классификация
- Этногенез и этническая история
- Материальное хозяйство
- Поселения
- Общественный и семейный быт
- Религиозные верования
- Фольклор
- Америка: этнокультурные регионы, народы и этнические процессы
- Обитатели Америки до начала европейской колонизации. Первоначальное заселение континента
- Адаптация человека к различным экологическим средам
- Арктическая область Северной Америки
- Северная лесная область
- Северо-западное (тихоокеанское) побережье Сев. Америки
- Калифорния
- Лесные области востока Северной Америки
- Мезоамерика
- Огненная Земля
- Леса и степи Южной Америки
- Тропические леса Южной Америки
- Промежуточная область
- Центральные Анды
- Завоевание и колонизация Америки европейцами
- Аборигены и европейцы
- Насильственная иммиграция из Африки
- Трансформация этнического самосознания
- Культуры и этносы Америки в постколониальный период
- Народы и культуры африканского континента
- Народы Северной Африки
- Народы Восточной Африки
- Мадагаскар
- Народы Южной Африки
- Население островов Индийского океана
- Народы Западной Африки
- Народы Центральной Африки
- Этнические процессы в современной Африке
- Народы западной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественные отношения
- Духовная культура
- Религия
- Народы южной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Семья и семейные отношения
- Социальный строй и общественная организация •
- Духовная культура
- Народы юго-восточной азии
- Этническая история
- Современный этнический состав
- Этнические процессы
- Хозяйство
- Материальная культура
- Социальные отношения и общественная организация
- Духовная культура. Народное творчество
- Народы восточной азии
- Этногенез и этническая история
- Современные этнические процессы
- Этнолингвистическая классификация
- Антропологический состав
- Хозяйственно-культурные типы
- Материальная культура
- Социальная организация
- Духовная культура
- Народы центральной азии
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Общественная организация
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы австралии и океании
- Историко-культурное районирование Австралии и Океании
- Проблемы этногенеза народов Австралии и Океании и основные этапы этнической истории этого региона
- Европейское проникновение в Австралию и Океанию и его последствия
- Народы Австралии
- Народы Папуасии (Новой Гвинеи)
- Народы Меланезии
- Новая Каледония
- Народы Фиджи
- Народы Полинезии
- Народы Новой Зеландии
- Народы Микронезии
- Этнический фактор в мировой истории
- Современные тенденции этносоциального развития в мире. Межэтнические конфликты
- Проблемы прикладной этнологии
- Заключение