logo
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК

Промежуточная область

В нее входят материковые земли, лежащие между Мезоамерикой и границами инкского государства; иногда в нее включают и Венесуэлу, а также Антильские острова. Тогда область называют Циркумкарибской.

В последнее время Промежуточная область, особенно районы прибрежной Колумбии, рассматриваются археологами как возможный источник культурного импульса, положившего начало цивилизациям Мезоамерики и Центральных Анд. Об этом заставляют думать находки самой древней в Америке керамики, Датируемой началом IV тысячелетия до н.э. Затем эта область стала отставать в своем развитии, и своеобразие ее культуры в сравнении с лесными земледельцами стало определяться воздействием, прямым или опосредствованным, древних Центров цивилизации.

Наиболее известные доколумбовы культуры этой области - Сан-Агустин на южном нагорье Колумбии и Таирона на севере той же страны. В Сан-Агустине уже в середине I тысячелетия до н.э. возводились земляные насыпи, строились храмы, воздвигались большие, до трех метров высотой, каменные скульптуры. Для Таирона была характерна архитектура, включавшая платформы для жилищ, насыпные дороги, лестницы, бассейны, облицованные камнем, и прочее, а также высокоразвитая металлургия золота и меди. И во многих других местах Колумбии, запада Венесуэлы и Центральной Америки выплавка металлов и их обработка достигли высокой степени совершенства. О жизни подобного рода обществ можно судить по испанским описаниям чибча, занимавшим саванны восточной части центрального Колумбийского плоскогорья.

Центры высокого развития Промежуточного ареала на материке представляли собой островки среди более отсталых народов, которые практиковали подсечно-огневое земледелие, комбинируя его с собирательством, охотой и рыбной ловлей. Венесуэлу и восток Колумбии населяли племена, говорившие на аравакских и карибских языках. От северного Эквадора до Коста-Рики и Никарагуа обитали народы языковой семьи чибча-муиска. По верхнему течению р. Магдалена жили панче, мусо и лаше, в Центральной Америке - носители языков группы пайя-ленка. На Антильские острова отдельные человеческие коллективы попали за несколько тысяч лет до н.э. На островах они занимались прибрежным морским собирательством, добычей крупных водных животных, охотой на птиц и грызунов. Важным сырьем для изготовления орудий стали большие морские раковины; использовались они и как емкости. В некоторых особо благоприятных районах, богатых пищевыми ресурсами, ранние обитатели островов вели оседлую жизнь.

На рубеже нашей эры на острова стали переселяться земледельческие группы из Южной Америки: по цепочке Малых Антильских островов они добрались до Пуэрто-Рико, Гаити, Багамских островов, Ямайки и Кубы. Ко времени появления испанцев доземледельческое население на островах сохранилось лишь в немногих изолированных районах Гаити и Кубы. Все земледельческие обитатели островов говорили в это время на аравакских языках и диалектах.

Земледельцы усвоили от своих предшественников многие навыки обработки местных материалов и использования местных пищевых ресурсов. С собой они принесли возделывание всех домашних растений, известных в области тропических лесов, в том числе и горькой маниоки. В некоторых районах Антил удачное сочетание земледелия (в ряде мест знали орошение) и богатых пищевых ресурсов природного происхождения привело к образованию больших постоянных поселений, развитию ремесел (обработка камня и твердых пород дерева, холодная ковка золота) и усложнению социальной структуры. Выделились крупные вожди, под властью которых находилось несколько деревень с десятками тысяч жителей; эта власть передавалась по наследству.

Религиозные верования обитателей Антил сочетали культ личных духов-покровителей, для общения с которыми прибегали к церемониям, частью которых было курение табака, вдыхание табачной пыли и доведение себя до экстаза, с земледельческими культами, где в ритуалы включались приношения маниоковых лепешек, коллективные танцы и пение, а также игра в мяч на специально сооруженных площадках. Источники содержат упоминания человеческих жертвоприношений и ритуальной антропофагии. Аксессуарами религиозных ритуалов были различные предметы, среди которых особого упоминания заслуживают тщательно сделанные большие каменные кольца с антропоморфными изображениями и орнаментом (отдельные экземпляры достигали полуметра в диаметре).