Этногенез и этническая история
Исследованиями ученых установлено, что эта часть азиатского материка была одним из центров, где проходило становление мировой цивилизации. Наиболее ранние свидетельства пребывания человека на этой территории относятся к среднему палеолиту. В неолитическое время она уже была освоена человеком. С V тысячелетия до н.э. в южных районах страны складывается одна из древнейших в мире земледельческих культур. При раскопках археологических памятников, относящихся к тому времени, найдены остатки земледельческих орудий и кости домашних животных. Языковая принадлежность этого древнейшего населения неизвестна. В неолитическое время намечается деление края по хозяйственному признаку на две части - степную северную, где население продолжало заниматься охотой, рыболовством и собирательством; и южную, где на основе орошаемого земледелия и скотоводства в последующую эпоху — эпоху бронзы, - складывались крупные поселения городского типа. В степной части страны широко распространялось подвижное скотоводство, а в оазисах земледелие занимало ведущее положение. Языки, на которых говорило население в это время, как и в более ранний период, нам достоверно неизвестны. Существует мнение, что они принадлежали к индоевропейской языковой семье. Высокоразвитые земледельческие цивилизации эпохи бронзы на юге этой части Азии по еще не совсем ясным причинам постепенно замирали. Вероятно, не последнее место занимали экологические причины, в частности разрушение гидросистемы Копетдага.
Следующий этап этнической истории края начинается с первой половины I тысячелетия до н.э., когда наиболее развитые в хозяйственном отношении земледельческие районы страны входили в державу Ахеменидов и появились первые письменные свидетельства о народах, живших в северных сатрапиях Ирана и в пограничных с ними районах. Персидские и вслед за ними греческие источники называли жителей оазисов хорезмийцами, согдийцами и бактрийцами, а население степей скифами и несколько позднее - саками и массагетами. Согласно этим свидетельствам население края в античную эпоху говорило на индоевропейских (иранских) языках.
Во второй половине I тысячелетия до н.э. южные районы были завоеваны греко-македонскими войсками и включены в державу Александра Македонского. Греческое завоевание оказало заметное влияние на культуру части народов Центральной Азии. После распада державы Александра Македонского здесь образовалось несколько государств, жителей которых античные источники называли парфянами, бактрийцами и т.д. (по названиям государств). Большинство известных нам языков населения края того времени относилось к восточноиранской группе, и лишь парфянский язык занимал как бы промежуточное положение между восточноиранскими и западноиранскими языками.
На рубеже нашей эры большая часть страны была завоевана народом юэчжи, пришедшим из пограничных со Средней Азией восточных областей. Юэчжи создали мощное Кушанское государство, население которого говорило преимущественно на языках иранской семьи и в антропологическом отношении было европеоидным. Немногим позднее на восточных границах появился кочевой народ усуней, о котором мы мало что знаем, и не менее загадочные эфталиты, создавшие в южных районах обширное государство. Предполагают, что эфталиты говорили на языках иранской группы. Скорее всего, именно в период Эфталитского государства в Центральной Азии стал появляться западноиранский язык, явившийся впоследствии основой для формирования таджикского языка.
С северных и северо-восточных границ страны, приблизительно с V в., стали проникать тюркоязычные народы. Приток тюркоязычного населения особенно усилился во время Тюркского каганата (VI—VII вв.) — государства, охватившего почти все пространства степей и полупустынь Центральной Азии. Проникновение тюркоязычного населения в ираноязычную среду продолжалось и после падения Тюркского каганата. В первую очередь было тюркизировано ираноязычное кочевое население степной части региона. Тюркизированные кочевники, оседая в оазисах, приносили туда с собой и тюркскую речь.
С юга шло наступление западноиранских языков. Эти процессы привели почти к полному исчезновению восточноиранских языков древнего населения; к новому времени эти языки сохранились лишь у немногочисленных групп, расселенных в труднодоступных горах Памира и в верховьях Зеравшана.
Начало следующему периоду в этнической истории положило арабское завоевание, последствия которого применительно к этнической истории еще недостаточно исследованы. Арабские завоеватели принесли с собой новую религию - ислам, воспринятый подавляющим большинством народов края. Не исключено, что вместе с арабами сюда пришла и большая группа ираноязычных скотоводов, ставшая вместе с арабами непосредственными распространителями ислама. Наряду с отрицательными последствиями в экономике - разрушение производительных сил - завоеватели нанесли тяжелейший урон культурной традиции. В борьбе с традиционной религией - маздеизмом (зороастризмом) вместе со жречеством было уничтожено громадное количество письменных документов. Это является одной из главнейших причин сложностей при изучении историй народов Центральной Азии до арабского завоевания.
Время после арабского завоевания примечательно тем, что на рубеже I - II тысячелетий происходит еще большее сближение двух больших хозяйственно-культурных областей, представляющих органическое единство - кочевнических степей и оседлоземледельческих оазисов. В этих двух зонах на основе хозяйственной деятельности сложились свои особые культурные традиции, сохранившиеся в последующие исторические периоды и заметные в культуре современных народов края. Языкового барьера между этими двумя группами населения не существовало. Жители оазисов и степной зоны говорили как на тюркских, так и на иранских языках. Исключение составлял лишь язык дари, на котором говорили только в оазисах и преимущественно жители городов.
Монголы, завоевавшие эту часть Азии в XIII в. и разорившие ее культурные центры, внесли существенные изменения в этнический состав населения региона. Под натиском завоевателей произошли значительные передвижения больших групп населения степной части, а жители оазисов укрылись в горы, многие тысячи оседлых земледельцев были физически уничтожены. Существует мнение, что вместе с монгольским нашествием в страну в больших масштабах стал проникать новый антропологический тип - монголоидный, хотя в северных районах Казахстана и Кыргызстана монголоидные группы населения появились значительно раньше - в первой половине I тысячелетия. Спустя некоторое время после монгольского нашествия в основном сложилась антропологическая карта края. Он стал областью контакта двух больших рас - европеоидной и монголоидной.
Более древний европеоидный компонент ослабевает в направлении с запада на восток и характерен для туркмен, таджиков и подавляющего числа узбеков. Монголоидные черты присущи каракалпакам, казахам, особенно киргизам, и преобладают у небольших групп узбеков. Однако это деление в значительной мере условно, ибо есть много смешанных и промежуточных в антропологическом отношении групп.
После монгольского нашествия проникновение тюркских языков в оазисы продолжалось, и уже к XVII в. тюркские языки преобладали во всех районах, исключая Таджикистан и большие города (Бухара, Самарканд и др.), где население говорило преимущественно на таджикском языке. Послемонгольский период в истории страны важен и в том отношении, что в это время оформились в отдельные этносы современные местные народы - таджики, узбеки, туркмены, каракалпаки, казахи, киргизы и уйгуры.
Формирование таджикского народа проходило на основе древнего оседло-земледельческого населения оазисов среднеазиатского междуречья - согдийцев, бактрийцев и ферганцев. Процесс формирования таджикского народа, как и других народов этой части Азии, протекал в сложных социально-экономических, политических и географических условиях. Таджикоязычное население послемонгольского периода группировалось вокруг крупных экономических центров - Бухары, Самарканда, Ходжента, Куляба, отделенных друг от друга или труднопроходимыми горами, или безводными степями и пустынями. Это нашло отражение в существовании среди таджиков нескольких этнографических групп, различавшихся по уровню хозяйственного и культурного развития. Заметны эти различия в традиционной материальной культуре и сейчас. Одновременно с процессом консолидации шел и процесс расселения таджиков и освоения ими новых земель, что в немалой степени способствовало тюркизации оторвавшегося от основных массиве таджикского населения. В свою очередь, расселяясь в горных местностях, таджики передавали свой язык и элементы культуры небольшим по численности группам восточно-иранского (по языку) населения - ягнобцам, ваханцам, ишкашимцам, язгулемцам, шугнанцам и другим, которых называют сейчас припамирскими таджиками.
Начиная с середины XIX в. удается проследить на территории современного Таджикистана внутрирегиональные переселения значительных масс земледельческого населения. Эти процессы способствовали выработке единых для больших регионов культурных ценностей и размыванию местных особенностей традиционной культуры.
В формировании узбекского народа принимали участие два главных компонента - древнее оседлоземледельческое ирано- и тюркоязычное население оазисов современного Узбекистана и более позднее кочевое тюркоязычное население степной части. Процесс оседания кочевников в оазисах в различные периоды истории проходил с неодинаковой интенсивностью. Оседая в оазисах и переходя к земледелию, скотоводы смешивались с местными жителями и воспринимали их культуру. Последняя большая группа кочевников, которая осела в оазисах Узбекистана и принесла с собою этноним "узбек", кочевала в степях между Аральским и Каспийским морями. Существует мнение, что свое название эти племена получили от имени золотоордынского хана Узбека (XIV в.), хотя слово "узбек" встречается в письменных источниках, относящихся к несколько более раннему времени. В начале XVI в. кочевые узбекские племена под предводительством Шибани-хана продвинулись в Хорезм, в оазисы вдоль течения р. Зеравшан, в Ферганскую долину, в Ташкентский и во многие другие оазисы южной части региона. Переселение большой массы скотоводческого населения в оазисы не внесло существенных изменений в языковую ситуацию, большинство сельского населения оазисов к тому времени уже было тюркизировано. Осевшие в оазисах скотоводы оказали большое влияния на культурный облик населения. Вторжение больших масс скотоводов отрицательно сказалось на хозяйстве земледельческих областей. Тем не менее, затяжной упадок экономической и культурной жизни, который наступил после шибанидского завоевания, не следует целиком относить на счет прихода кочевников в оазисы. В большей мере это определено общей направленностью хозяйственной деятельности населения и социальной структурой тогдашнего общества. На территории оазисов современного Узбекистана образовалось три ханства - Хивинское, Бухарское и Кокандское, где важной политической и военной силой были кочевые племена. Скотоводы стали постепенно переходить к земледелию. Этот процесс длился несколько столетий и в основном завершился в XIX в. Вместе с переходом к оседлой жизни кочевников продолжался и процесс тюркизации части сельского таджикоязычного населения. Но не все узбеки-кочевники перешли к земледелию. Некоторая часть узбеков до наших дней имеет основным направлением своего хозяйства животноводство.
Особенностью формирования узбекского народа является то обстоятельство, что оно проходило одновременно и в значительной мере на одной и той же территории, как и формирование таджиков. В складывании узбекского народа наблюдаются типологически те же, что и у таджиков, процессы — формирование больших территориально-хозяйственных комплексов, как, например, Хорезм, Фергана, оазисы бассейна Сурхандарьи и т.п. У населения этих областей вырабатывались свои особенности материальной и духовной культуры, явившиеся выражением специфики этнографических групп узбекского народа.
Немногим отличались этнические процессы в западных районах этой части Азии, приведшие к формированию туркменского народа. Кочевое скотоводческое население степей Прикаспия и оседлоземледельческое подгорной полосы Копетдага меньше, чем их восточные соседи, испытали на себе влияние тюркоязычных кочевников. В значительно меньшей степени население современной Туркмении подверглось и монголизации. И тюркский язык, и монголоидный антропологический тип проникали на территорию Туркмении опосредствованно через тюркизированных по языку и монголизированных по антропологическому облику в прошлом ираноязычных и европеоидных кочевников-скотоводов. Еще в XIV в. источниками упоминаются ираноязычные скотоводческие группы в прикаспийских степях. Находясь в Географическом отношении в большей изоляции от многих событий, происходивших в восточной части региона, предки туркмен сохранили в своей духовной и материальной культуре больше черт от дотюркского периода. Особенно это заметно в ковровых изделиях.
В то же время в послемонгольский период скотоводческие группы на территории современной Туркмении мало чем отличались от других кочевников этой части Азии. Процесс оседания кочевников в оазисах современной Туркмении проходил в тех же условиях, что и в оазисах Узбекистана. Особенно он усилился с XVI в., когда большая группа скотоводов осела по берегам Амударьи, в Хорезме в подгорной полосе Копетдага, Теджентском и других оазисах. Здесь кочевники смешались с оседлоземледельческим населением, отличавшимся от пришельцев не только хозяйственными занятиями. Туркменские группы, жившие в подгорной полосе Копетдага, имели в своей основе парфянский субстрат, а пришлые из прикаспийских районов - хорезмский пласт. Так же как в Узбекистане и Таджикистане, вокруг главных торгово-экономических центров, в оазисах, шел процесс складывания крупных этнических групп туркменского народа.
Формирование казахов проходило на огромных степных пространствах между северной частью Каспийского моря и Китайским Туркестаном. Население этой зоны, в силу географии расселения, первым встречало пришельцев из восточных районов, несших с собой сначала тюркскую речь, а позднее и монголоидный антропологический тип, что обусловило и большую монголоидность казахов по сравнению, например, с туркменами. В то же время население районов, где проходило формирование казахов, почти не испытало влияния западноиранского (по языку) населения. Этим обстоятельством объясняется большее сохранение у казахов древних, восточноиранских (сакских) элементов материальной культуры.
В ХV-начале XVI в. в различных районах (побережье Сырдарьи, Семиречье и т.д.) современного Казахстана складываются небольшие "ханства" — политико-территориальные объединения различных племен, которые перерастают в крупные объединения - жузы - Большой, Средний, Малый. Основой формирования каждого жуза служил тот или иной оазис, к которому тяготели скотоводческие племена и с населением которого у кочевников устанавливались регулярные и достаточно прочные экономические связи. Таким образом, формирование казахского народа происходило тем же путем, что и других народов региона. Различие заключалось лишь в том, что процесс перехода к оседлой жизни кочевников в Казахстане не был столь интенсивным, как в других частях страны.
На границах больших этнических массивов, а на примере казахов это особенно хорошо видно, складывались контактные группы, у которых и в языке, и в культуре исследователи отмечают много туркменских (на границе с туркменами) или узбекских (на границе с узбеками) черт.
Несколько меньше разработана этническая история киргизов. Вопрос об их происхождении усложняется тем, что усилия большинства ученых были направлены на выяснение этнонима "киргиз", а не на установление истории народа. Было предпринято несколько попыток связать в одну цепочку древних енисейских киргизов и киргизов Тянь-Шаня. Положительных результатов эти опыты не дали.
Скорее всего киргизов надо рассматривать как часть большого кочевого массива, сложившегося на рубеже II тысячелетия н.э. в этой части Азии. На территории Кыргызстана к этому времени уже тюркизированные племена в большей мере испытали на себе влияние монголоязычных групп, которые кочевали в южных районах Казахстана и дольше сохраняли свою обособленность. Вплоть до XVI в. эти районы назывались Моголистаном. На территории Кыргызстана не было таких крупных оазисов, которые смогли бы сыграть роль объединительных экономических центров. Это обстоятельство в значительной мере определило и более медленный переход киргизов к оседлости и сохранение более стойкой племенной организации. Складывание больших территориально-хозяйственных групп у киргизов шло медленно.
Формирование каракалпаков происходило в послемонгольское время, на основе части тех же скотоводческих племен, из которых складывались казахский, узбекский и туркменский народы. К XVI в. сформировалось довольно устойчивое объединение кочевников, тяготевшее к оазисам низовьев Сырдарьи. Здесь предки каракалпаков вели полуоседлое хозяйство, в котором земледелие сочеталось со скотоводством. К XVIII в. эта группа племен настолько сплотилась, что последующие трагические события, вызванные постоянными притеснениями со стороны более сильных групп и Хивинского ханства, не смогли остановить ход консолидационных этнических процессов, и каракалпаки к XIX в. сформировались в народность, как и более крупные их соседи.
На территории Семиречья и прилегающих восточных районов проходил этногенез уйгурского народа. Этноним "уйгур" применительно к оседлоземледельческому тюркоязычному населению семиреченских оазисов и сопредельных районов Китая стал употребляться только после установления здесь советской власти. До этого его называли по месту жительства ("кашгарцы", "джаркендцы" или "таранчи").
В результате сложных и многовековых этногенетических процессов в Центральной Азии к XVIII - началу XX в. сложились крупные народы: узбеки (сейчас 16698 тыс.), туркмены (2730 тыс.), казахи (8136 тыс.), киргизы (2529 тыс.), каракалпаки (424 тыс.), уйгуры (262,6 тыс. в СНГ). Все они говорят на тюркских языках, входящих в алатийскую языковую семью. Таджики (сейчас 4215 тыс.) - единственный из крупных народов Средней Азии, чей язык входит в иранскую группу индоевропейской языковой семьи.
Кроме этих народов, к началу XIX в. здесь уже жили небольшие по численности группы курдов, белуджей, среднеазиатских (бухарских) евреев, персов (все относятся к иранской языковой группе), арабов и цыган.
Значительные изменения претерпел этнический состав после присоединения края к России и, особенно за годы советской власти. На территории Центральноазиатских государств, кроме вышеперечисленных народов, к 1990 г. жили русские (9920 тыс.), украинцы (1234 тыс.), белорусы (238,7 тыс.), татары (978,2 тыс.), корейцы (320,9 тыс.), дунгане (94,3 тыс.), немцы (1135 тыс.) и меньшие по численности группы других народов. В настоящее время в связи с дестабилизацией обстановки в ряде государств и активизацией миграционных процессов, численность этих народов уменьшилась.
Изменилась и языковая ситуация. Наряду с развитием национальных языков широкое распространение получил русский язык как средство межнационального общения. Для районов со смешанным населением обычно знание не только родного и русского языков, но и языка соседнего народа.
- Этнический фактор в мировой истории 259
- Проблемы прикладной этнологии 268 заключение 270 предисловие
- Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат Предметная область этнологии
- Социальные функции этнологии
- Понятие и термины этнологии
- Классификация народов мира
- Географическая классификация
- Народы Австралии и Океании
- Народы Азии
- Народы Америки
- Народы Африки
- Антропологическая классификация
- Языковая классификация
- Индоевропейская семья
- Эскимосско-алеутская семья
- Афразийская (семито-хамитская) семья
- Нигер-кордофанская (конго-кардафанская) семья
- Нило-сахарская семья
- Койсанская семья
- Северокавказская семья
- Сино-тибетская семья
- Классификация народов мира по историко-этнографическим (историко-культурным) областям
- Очерк истории этнологической науки
- Этнологические (этнографические) источники
- Методы исследовательской работы
- Западная европа
- Очерк этнической истории
- Этнический состав
- Хозяйство и материальная культура
- Социальный быт и духовная культура
- Семейный быт и обряды
- Праздники
- Славянские народы центральной и юго-восточной европы Общие сведения
- Этническая история западных и южных славян
- Хозяйство и материальная культура
- Поселения
- Общественный и семейный быт, духовная культура, народное творчество
- Религия
- Праздники
- Фольклор
- Восточнославянские народы. Расселение и численность. Расовые типы. Языки
- Происхождение и этническая история
- Хозяйственные занятия
- Поселения
- Социальные структуры и институты. Общественный быт
- Семья и семейный быт
- Традиционная народная культура
- Религия и верования
- Народное искусство и фольклор
- Народы волго-камья
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественный и семейный быт
- Духовная культура
- Народы прибалтики
- Этногенез и этническая история
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы севера восточной европы
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство и материальная культура
- Духовная культура
- Народы юго-запада и юга восточной европы
- Народы сибири
- Этногенез и этническая история
- Традиционное хозяйство коренного населения Сибири
- Духовная жизнь. Верования
- Народы Сибири и торгово-промышленная цивилизация
- Народы кавказа
- Лингвистическая классификация
- Этногенез и этническая история
- Материальное хозяйство
- Поселения
- Общественный и семейный быт
- Религиозные верования
- Фольклор
- Америка: этнокультурные регионы, народы и этнические процессы
- Обитатели Америки до начала европейской колонизации. Первоначальное заселение континента
- Адаптация человека к различным экологическим средам
- Арктическая область Северной Америки
- Северная лесная область
- Северо-западное (тихоокеанское) побережье Сев. Америки
- Калифорния
- Лесные области востока Северной Америки
- Мезоамерика
- Огненная Земля
- Леса и степи Южной Америки
- Тропические леса Южной Америки
- Промежуточная область
- Центральные Анды
- Завоевание и колонизация Америки европейцами
- Аборигены и европейцы
- Насильственная иммиграция из Африки
- Трансформация этнического самосознания
- Культуры и этносы Америки в постколониальный период
- Народы и культуры африканского континента
- Народы Северной Африки
- Народы Восточной Африки
- Мадагаскар
- Народы Южной Африки
- Население островов Индийского океана
- Народы Западной Африки
- Народы Центральной Африки
- Этнические процессы в современной Африке
- Народы западной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественные отношения
- Духовная культура
- Религия
- Народы южной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Семья и семейные отношения
- Социальный строй и общественная организация •
- Духовная культура
- Народы юго-восточной азии
- Этническая история
- Современный этнический состав
- Этнические процессы
- Хозяйство
- Материальная культура
- Социальные отношения и общественная организация
- Духовная культура. Народное творчество
- Народы восточной азии
- Этногенез и этническая история
- Современные этнические процессы
- Этнолингвистическая классификация
- Антропологический состав
- Хозяйственно-культурные типы
- Материальная культура
- Социальная организация
- Духовная культура
- Народы центральной азии
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Общественная организация
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы австралии и океании
- Историко-культурное районирование Австралии и Океании
- Проблемы этногенеза народов Австралии и Океании и основные этапы этнической истории этого региона
- Европейское проникновение в Австралию и Океанию и его последствия
- Народы Австралии
- Народы Папуасии (Новой Гвинеи)
- Народы Меланезии
- Новая Каледония
- Народы Фиджи
- Народы Полинезии
- Народы Новой Зеландии
- Народы Микронезии
- Этнический фактор в мировой истории
- Современные тенденции этносоциального развития в мире. Межэтнические конфликты
- Проблемы прикладной этнологии
- Заключение