Народы Австралии
18-миллионное население Австралии (вместе с Тасманией) в настоящее время на 97% состоит из потомков переселенцев, а также иммигрантов, приехавших из различных европейских стран. Аборигенное население Австралии насчитывает вместе с метисами и жителями островов Торресова пролива немногим более 0,3 млн человек (2% населения). Если подавляющее большинство жителей островов Торресова пролива (народ мабуиаг) по языку и культуре близки коренным жителям Австралийского континента, то жители восточных островов (мириам) родственны папуасам Новой Гвинеи.
Хотя потомки выходцев из Европы и образуют подавляющее большинство населения Австралии, мы начнем этнографическую характеристику с австралийских аборигенов ввиду исключительного интереса, который представляет эта группа населения для этнологической науки.
Коренное население Австралии, прежде расселенное в пределах всего материка (кроме некоторых, наиболее неблагоприятных по природным условиям областей), в настоящее время компактно проживает в его северных, западных и центральных районах.
Антропологически австралийские аборигены специфичны и образуют особый тип австралоидной расы. Тип этот характеризуется темно-коричневой кожей, черными волнистыми волосами, обильной растительностью на лице, сильно выступающим надбровьем, широким носом, сравнительно толстыми губами. Рост у австралийских аборигенов средний или выше среднего, голова длинная, лицо прогнатное (т.е. с несколько выступающими вперед челюстями).
Аборигены Австралии говорят более чем на 200 языках, относящихся к особой австралийской филии, или надсемье (т.е. языковой группировке, родство внутри которой более отдаленное, чем внутри семьи). Филия подразделяется на 26 групп, крупнейшей из которых является пама-нюнга. Группа эта объединяет почти три четверти всех говорящих на австралийских языках. Лишь языки некоторых племен, живущих в северной части континента (на полуострове Арнемленд, в горах Кимберли и т.д.), относятся к другим группам (гунвиньгу, тиви, Джерага, ворора и пр.). В отличие от языков группы пама-нюнга, для которых характерен суффиксальный строй, большинство языков малых групп имеет префиксальный строй. Тасманийские языки (всего их было, по-видимому, два) очень слабо изучены, но, судя по всему, не родственны австралийским языкам. Языки коренных жителей Австралии и Тасмании относительно бедны отвлеченными понятиями, зато могут очень точно передавать все детали конкретных предметов и все оттенки действий. Небогаты австралийские языки и понятиями, обозначающими количества.
Основным занятием австралийцев и тасманийцев были охота и собирательство, причем охотились преимущественно мужчины. Женщины же и дети "оказывали посильную помощь мужчинам во время охоты, а также собирали различные съедобные дикорастущие растения и ловили мелких животных.
Главными объектами охоты были кенгуру и другие сумчатые животные, птицы Охотились австралийцы с помощью копий (иногда составленных из нескольких частей), а также различных метательных палиц, в частности бумеранга. Для увеличения дальности полета копья применялась особая дощечка с упором на конце - копьеметалка. Тасманийцы бумерангов и копьеметалок не знали. Лук и стрелы встречались в Австралии только на полуострове Йорк, где они были заимствованы у папуасов Новой Гвинеи.
Из способов охоты более характерными были активные: преследования животного, облавы и т.д. Вместе с тем австралийцы применяли при охоте также сети, силки, разные ловушки и т.п. Выкапывали съедобные растения с помощью длинной заостренной палки. Ею же разрывали норы мелких животных.
Рыболовство было менее распространено, чем охота и собирательство, что в значительной мере объясняется бедностью гидрографической сети на большей части австралийской территории. Рыбу ловили с помощью крючковой снасти, сетями, корзинами, а то и просто руками, лучили копьем, били острогой и гарпуном. Иногда реки перегораживались заколами, практиковалось и отравление водоемов растительными ядами. Тасманийцы рыболовства не знали.
Из домашних животных австралийцам была известна полудикая собака динго, мало помогавшая им на охоте.
Орудия производства, охотничье и боевое оружие, а также домашняя утварь изготовлялись из камня, кости, раковин, дерева, растительных волокон и т.п.
Наиболее совершенным по обработке орудием следует считать каменные топоры, частично или целиком шлифованные. Кроме них применялись тесла, ножи, скребки, зернотерки и некоторые другие орудия. Техника обработки камня носила у австралийцев мезолитический и ранненеолитический характер. Уровень каменной индустрии тасманийцев был существенно ниже австралийского. Они не знали техники шлифовки камня, не имели и зернотерок.
Как австралийцы, так и тасманийцы вели бродячую жизнь и (если не считать нескольких групп австралийцев) не создавали постоянных поселений, а жили стойбищами. Жилищем служили шалаши, примитивные хижины из ветвей, кусков коры и глины, иногда ветровые заслоны, позади которых в земле вырывались углубления, где люди спали. Тасманийцы жили также в дуплах больших деревьев.
Тасманийцы, да и многие австралийские племена не знали никакой одежды и ходили обнаженными. В некоторых районах Австралии были известны набедренные повязки, пояса с передниками или без них, а кое-где и плащи из шкурок опоссума.
Пища австралийцев и тасманийцев состояла из различных продуктов охоты и собирательства. Отдельные австралийские племена употребляли в пищу и рыбу. Мясо и рыба жарились на огне, раскаленных углях или камнях, иногда пеклись в горячей золе или песке. Австралийцам была знакома земляная печь, представляющая собой яму, в которой разводился костер и нагревались камни. Тасманийцы земляной печи не знали.
Растительные продукты порой ели сырыми. Однако в большинстве случаев продукция собирательства перед употреблением в пищу проходила различную обработку (размалывание, растирание, вымачивание, печение и т.д.).
Способы добывания огня были разнообразными (пиление, сверление, высекание).
Невысокому уровню развития материальной культуры австралийцев соответствовали архаические формы их социальной жизни. Наиболее крупным объединением в большинстве случаев было племя, их насчитывалось примерно 600. Однако племя являлось, скорее, этнической общностью, чем общностью социально-потестарной. Оно не имело какой-либо постоянной организации, не возглавлялось вождем. Средняя численность племени составляла 450-500 человек. Несколько близкородственных племен иногда образовывали племенную группу, представители которой осознавали общность происхождения.
Большая часть племен подразделялась на локальные группы или общины, насчитывавшие в среднем 50 человек, владевшие определенными участками земли и бывшие основными производственными ячейками.
Многие из австралийских племен делились также на две экзогамные половины - фратрии. Фратрии, в свою очередь, подразделялись на роды (случалось, что на роды делились непосредственно племена). Принадлежность к фратрии и роду передавалась большей частью по отцовской линии.
Помимо деления на роды каждая фратрия распадалась еще на две или четыре брачные секции (класса). Брачные секции как бы вели счет поколениям внутри фратрий и регулировали брачные связи между представителями этих поколений. Австралийская семья обычно состояла из живших в одной хижине мужа, его жены (иногда двух-трех жен) и детей.
Несколько семей составляли общину, подразделение племени. Общины, как и племена в целом, не знали социальной дифференциации. Существовали лишь половозрастные группы: группа взрослых мужчин-охотников и группа женщин и подростков, занимавшихся в основном собирательством. По достижении определенного возраста мальчики, пройдя обряды инициации (приучавшие обычно к перенесению физической боли и других невзгод и целью которых были подготовка к будущей трудовой жизни и воспитание выносливости), переходили в группу взрослых мужчин.
Для общественных отношений австралийцев очень характерно влиятельное положение пожилых мужчин. Наиболее авторитетный из них избирался главой общины.
Отношения между различными общинами и племенами носили обычно мирный характер, в частности они вели натуральный обмен. Конечно, иногда по разным причинам случались вооруженные столкновения, но они не приводили к большому кровопролитию и быстро улаживались.
Общественный строй тасманийцев плохо известен. Они делились на два десятка племен, внутри которых имелись более дробные подразделения, каждое из которых не превышало полсотни человек. Организация власти и семейно-брачные отношения у тасманийцев напоминали австралийские.
Очень мало известно и о верованиях тасманийцев. Однако с уверенностью можно сказать, что высказывавшиеся порой предположения о безрелигиозности тасманийцев беспочвенны. У них существовали какие-то примитивные формы верований, в которых переплетались элементы тотемизма, магии, анимизма, веры в загробную жизнь и т.д.
Религия австралийских аборигенов изучена довольно хорошо. Преобладающей формой верований австралийцев был тотемизм, т.е. вера в сверхъестественное родство между какой-то группой людей, с одной стороны, и определенным видом животных или растений, либо каким-то минералом, явлением природы - с другой.
Характерны для австралийцев и магические верования, т.е. представления о возможности человека сверхъестественным путем влиять на других людей и природу. Менее выражены в австралийской религии анимистические представления, хотя вера в злых духов и душу вообще существовала. Аборигены Австралии не имели храмов и жрецов, хотя "специалисты" культа - колдуны и знахари - у них уже выделились.
Народное творчество австралийцев весьма оригинально. Фольклор их был тесно связан с религиозными верованиями (тотемические мифы и т.д.), но имелось и немало произведений без религиозных сюжетов (например, сказки).
Очень характерны для австралийцев пляски, называемые корробори, имевшие обычно изобразительный характер и выполнявшие культовые и развлекательные функции. Пляски сопровождала музыка, преимущественно вокальная, однако известны и некоторые примитивные музыкальные инструменты (бумеранги, палочки и т.д.).
Изобразительное искусство аборигенов Австралии (для которого характерен условно-схематический стиль), так же как и фольклор, часто было тесно связано с религией. Широко практиковались резьба, выжигание, раскраска, орнаментация птичьим пухом и т.д.
Таковы были основные черты жизни аборигенов Австралии и Тасмании к моменту начала контактов с европейцами.
Европейская культура в разной мере затронула различные племена коренных жителей Австралии, и в этом отношении они могут быть разделены на несколько групп.
Более всего сохранили прежний быт австралийские аборигены, живущие в северных и центральных районах страны на специально отведенных для них участках - резервациях. Здесь по-прежнему некоторые племена занимаются охотой и собирательством, используют орудия из камня, кости и дерева, придерживаются старых обычаев, сохраняют традиционную культуру.
В созданных в некоторых резервациях "правительственных станциях" и поселках, организованных миссиями, европейское влияние чувствуется сильнее.
Еще дальше отошли от своего старого племенного быта аборигены, живущие на животноводческих фермах и в небольших поселках, расположенных в черте некоторых крупных австралийских городов (в городах сосредоточено свыше 2/5 всех аборигенов). Однако уровень жизни в этих поселках очень низок.
На рубеже 1960-х и 1970-х годов в жизни австралийских аборигенов стало наблюдаться интересное явление. Оно заключается в том, что многие коренные австралийцы, живущие в созданных европейцами населенных пунктах, а также в специальных поселках, организованных различными христианскими миссиями, и на "правительственных станциях", покидают свое прежнее местожительство и создают на ранее обитаемых ими землях так называемые внешние поселения, или децентрализованные общины. Стремясь восстановить в этих поселениях позиции уже в значительной мере утраченных родных языков, а также воссоздать в какой-то мере свою прежнюю духовную культуру и традиционные общественные и семейно-брачные отношения, аборигены в то же время совсем не склонны отказываться от использования достижений европейской культуры (они носят европейскую одежду, слушают радио, смотрят телевизионные передачи, стараются дать своим детям хорошее образование, обеспечить себя современным медицинским обслуживанием и т.д.). Наряду с охотой (она ведется нередко на автомобилях и с применением огнестрельного оружия) и собирательством, многие жители "внешних поселений" занимаются земледелием и животноводством.
Стремление сочетать в своей жизни традиционные и заимствованные элементы характерно не только для обитателей "внешних поселений", но и для аборигенов в целом. Причем элементы инновации особенно приметны в материальной культуре, духовная же и соционормативная культура в гораздо большей степени сохраняют свой традиционный облик.
В последнее время под напором усилившейся борьбы аборигенов за свои права были предприняты некоторые меры, направленные на повышение их уровня жизни. Некоторое число коренных австралийцев принято в высшие учебные заведения страны, улучшено преподавание в школах для аборигенов. Известные усилия предпринимаются и для улучшения жилищных условий аборигенов, принимаются меры по охране их здоровья.
Этническое развитие разных групп австралийских аборигенов идет неодинаковым путем. Часть их стойко сохраняют племенное самосознание. Это прежде всего группы, живущие в резервациях. Наиболее значительными из современных племенных групп являются (не считая островитян Торресова пролива) варлпири (3 тыс. человек), живущие в западно-центральной части Северной Территории и прилегающей полосе Западной Австралии, аранда (2 тыс.), занимающие обширные районы в центре, на востоке и юге Северной Территории, а также примыкающий район Южной Австралии, валмадяри (1,3 тыс.), населяющие северо-восточные районы Западной Австралии, и тиви (1,4 тыс. человек) на островах Мелвилл и Батерст в Северной Территории. Первые три этноса принадлежат в языковом отношении к группе пама-нюнга, тиви образуют отдельную группу.
Особое место среди коренного населения Австралии занимают так называемые островитяне Торресова пролива, представляющие собой в действительности два самостоятельных этноса, один из которых - мабуиаг (около 30 тыс. человек) - является самым крупным аборигенным народом Австралии.
Что касается австралийских аборигенов, живущих в городах, на "правительственных станциях" и в миссионерских поселках, то очень многие из них утратили свой язык и культуру. По данным переписи 1986 г., только около одной шестой части коренных жителей Австралии знали свои родные языки. Среди полностью перешедших на английский язык - австралийско-европейские и тасманийско-европейские метисы (последних - около 3 тыс. человек), подавляющее большинство "чистых" аборигенов, обосновавшихся в городах, очень многие коренные австралийцы на миссионерских станциях.
Однако далеко не все из утративших родные языки аборигенов в полной мере детрибализированы. Значительная часть их (и прежде всего "чистые" аборигены) продолжает сохранять племенное самосознание. Некоторые исследователи предполагают, что в довольно отдаленной перспективе все коренные австралийцы могут сложиться в единый аборигенный этнос.
Англоавстралийская нация сформировалась в начале XX в., после объединения австралийских колоний Великобритании и получения новой страной статуса доминиона. Возникновению Австралии как единого государства и рождению англоавстралийской нации благоприятствовали тесные экономические и культурные связи, установившиеся между разными районами Австралии еще в колониальный период.
В формировании англоавстралийцев основную роль сыграли потомки выходцев из Англии, Шотландии и Ирландии, начавших селиться здесь с конца XVIII в. сперва в качестве ссыльных, а позже (особенно с 30-50-х годов XIX в., когда на континенте стали быстро развиваться овцеводство и золотопромышленность) и в качестве свободных поселенцев. Белое население Австралии росло стремительными темпами. Если в 1828 г. оно составляло лишь около 40 тыс. человек., то к настоящему времени его численность достигла 17 млн человек (из них 13 млн - англоавстралийцы).
Хотя все компоненты, из которых сложилась англоавстралийская нация, в значительной мере перемешались, большинство белых австралийцев хорошо помнят страну исхода своих предков, и между потомками выходцев из Англии, Шотландии и Ирландии до сих пор сохраняются некоторые культурные отличия, чему способствовали, в частности, различия в религиозной принадлежности. Потомки выходцев из Англии в большинстве своем англикане, население шотландского происхождения принадлежит преимущественно к Объединяющейся церкви в Австралии (в которую вошли пресвитериане), ирландского - придерживается католицизма. Ряд особенностей сохраняет и население различных австралийских штатов (бывших английских колоний): Нового Южного Уэльса, Виктории, Квинсленда, Южной Австралии, Западной Австралии, Тасмании.
Англоавстралийцы по своему культурному облику во многом схожи с населением Британских островов, хотя есть у них и свои специфические черты. Появление этой культурной специфики связано в первую очередь со значительным периодом самостоятельного исторического развития, а также со своеобразием природной среды, в условиях которой формировалась англоавстралийская нация.
Большинство англоавстралийцев живет в индивидуальных одно- и двухэтажных домах. Особенностью этих жилищ по сравнению с жилыми домами в Великобритании является наличие в них веранд. Около большинства таких домов сооружается цементная цистерна для сбора дождевой воды. Сравнительно недавно австралийские жилища в крупных городах строили в основном из кирпича и крыли черепицей; в небольших городах, пригородах и сельских поселениях дом сооружался чаще всего из дерева, а в качестве кровли использовалось гофрированное железо. В последнее время в строительстве все более применяются такие современные материалы, как железобетонные конструкции, панели.
В сельских поселениях и небольших городах перед жилым домом обычно разбивается сад. В засушливых районах страны для сельского жилого комплекса характерно наличие поблизости от дома резервуара для сбора дождевой воды.
Конечно, социальное положение и достаток хозяина сильно влияют на размеры жилища и убранство его интерьера. Коттеджи зажиточных людей нередко состоят из 10 и более комнат, внутреннее убранство отличается богатством. На заднем дворе таких коттеджей можно увидеть плавательный бассейн с проточной водой. Австралийцы же со скромным достатком живут в домах с небольшим числом комнат, обстановка которых недорога.
Свыше 4/5 англоавстралийцев живут в городах, причем основная масса горожан - это жители столиц шести австралийских штатов, расположенных на побережье или вблизи от него. Города Австралии сравнительно молоды: самый "старый" из них - Сидней - существует лишь немногим более 200 лет. Разные города довольно сильно отличаются друг от друга по характеру застройки, степени озелененности. Так, в Сиднее и Брисбене преобладают узкие улочки, улицы же Мельбурна и Перта выделяются широтой и прямолинейностью. Сидней сравнительно беден своим зеленым нарядом. Аделаида и особенно столица страны -Канберра, наоборот, очень богаты цветниками, парками и скверами.
Последние годы ознаменовались ростом ввысь крупных австралийских городов, появлением в них большого числа деловых и административных зданий из стекла и стали.
По каждодневной одежде англоавстралийцев почти не отличишь от жителей Европы, и особенно Великобритании. Но если у европейских народов имеются свои национальные костюмы (которые, Впрочем, надеваются сейчас очень редко: во время различных фестивалей, иногда на праздниках и т.д.), то англоавстралийцы, как молодой этнос, своего национального костюма не имеют.
Мало выделяются англоавстралийцы от населения Британских островов и по своей пище, и по застольным обычаям. Они обычно едят, как и англичане, четыре раза в день, в строго установленные традицией часы. Среди наиболее популярных в Австралии блюд нужно отметить порридж, пудинг, бекон, ростбиф, бифштекс, т.е. типично английские кушанья.
Сходен с британским и общественный быт англоавстралийцев. Свой досуг они проводят примерно так же, как и население Великобритании. Вместе с тем следует отметить, что население Австралии несколько менее привержено традициям, чем англичане.
Основную массу экономически активных англоавстралийцев (около 9/10) составляют лица, работающие по найму (рабочие и служащие). Подавляющая часть их занята либо в промышленности, либо в торговле, финансовых учреждениях и сфере обслуживания. Доля населения, занятого сейчас в сельском хозяйстве, невелика (в три раза меньше доли лиц, занятых в промышленности).
Хотя у такой молодой нации, как англоавстралийцы, пока не сложилось достаточно развитое народное творчество, тем не менее еще в XIX в. у англоязычного населения Австралии появились свои баллады. Песенный фольклор англоавстралийцев обычно заимствует английские, шотландские и ирландские мелодии.
Англоавстралийская культура молода. Однако литература, изобразительное и музыкальное искусство Австралии уже дали миру ряд выдающихся мастеров. Широкую известность, например, получило литературное творчество В. Палмера, всемирно признан талант австралийской певицы Н. Мелба.
- Этнический фактор в мировой истории 259
- Проблемы прикладной этнологии 268 заключение 270 предисловие
- Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат Предметная область этнологии
- Социальные функции этнологии
- Понятие и термины этнологии
- Классификация народов мира
- Географическая классификация
- Народы Австралии и Океании
- Народы Азии
- Народы Америки
- Народы Африки
- Антропологическая классификация
- Языковая классификация
- Индоевропейская семья
- Эскимосско-алеутская семья
- Афразийская (семито-хамитская) семья
- Нигер-кордофанская (конго-кардафанская) семья
- Нило-сахарская семья
- Койсанская семья
- Северокавказская семья
- Сино-тибетская семья
- Классификация народов мира по историко-этнографическим (историко-культурным) областям
- Очерк истории этнологической науки
- Этнологические (этнографические) источники
- Методы исследовательской работы
- Западная европа
- Очерк этнической истории
- Этнический состав
- Хозяйство и материальная культура
- Социальный быт и духовная культура
- Семейный быт и обряды
- Праздники
- Славянские народы центральной и юго-восточной европы Общие сведения
- Этническая история западных и южных славян
- Хозяйство и материальная культура
- Поселения
- Общественный и семейный быт, духовная культура, народное творчество
- Религия
- Праздники
- Фольклор
- Восточнославянские народы. Расселение и численность. Расовые типы. Языки
- Происхождение и этническая история
- Хозяйственные занятия
- Поселения
- Социальные структуры и институты. Общественный быт
- Семья и семейный быт
- Традиционная народная культура
- Религия и верования
- Народное искусство и фольклор
- Народы волго-камья
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественный и семейный быт
- Духовная культура
- Народы прибалтики
- Этногенез и этническая история
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы севера восточной европы
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство и материальная культура
- Духовная культура
- Народы юго-запада и юга восточной европы
- Народы сибири
- Этногенез и этническая история
- Традиционное хозяйство коренного населения Сибири
- Духовная жизнь. Верования
- Народы Сибири и торгово-промышленная цивилизация
- Народы кавказа
- Лингвистическая классификация
- Этногенез и этническая история
- Материальное хозяйство
- Поселения
- Общественный и семейный быт
- Религиозные верования
- Фольклор
- Америка: этнокультурные регионы, народы и этнические процессы
- Обитатели Америки до начала европейской колонизации. Первоначальное заселение континента
- Адаптация человека к различным экологическим средам
- Арктическая область Северной Америки
- Северная лесная область
- Северо-западное (тихоокеанское) побережье Сев. Америки
- Калифорния
- Лесные области востока Северной Америки
- Мезоамерика
- Огненная Земля
- Леса и степи Южной Америки
- Тропические леса Южной Америки
- Промежуточная область
- Центральные Анды
- Завоевание и колонизация Америки европейцами
- Аборигены и европейцы
- Насильственная иммиграция из Африки
- Трансформация этнического самосознания
- Культуры и этносы Америки в постколониальный период
- Народы и культуры африканского континента
- Народы Северной Африки
- Народы Восточной Африки
- Мадагаскар
- Народы Южной Африки
- Население островов Индийского океана
- Народы Западной Африки
- Народы Центральной Африки
- Этнические процессы в современной Африке
- Народы западной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественные отношения
- Духовная культура
- Религия
- Народы южной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Семья и семейные отношения
- Социальный строй и общественная организация •
- Духовная культура
- Народы юго-восточной азии
- Этническая история
- Современный этнический состав
- Этнические процессы
- Хозяйство
- Материальная культура
- Социальные отношения и общественная организация
- Духовная культура. Народное творчество
- Народы восточной азии
- Этногенез и этническая история
- Современные этнические процессы
- Этнолингвистическая классификация
- Антропологический состав
- Хозяйственно-культурные типы
- Материальная культура
- Социальная организация
- Духовная культура
- Народы центральной азии
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Общественная организация
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы австралии и океании
- Историко-культурное районирование Австралии и Океании
- Проблемы этногенеза народов Австралии и Океании и основные этапы этнической истории этого региона
- Европейское проникновение в Австралию и Океанию и его последствия
- Народы Австралии
- Народы Папуасии (Новой Гвинеи)
- Народы Меланезии
- Новая Каледония
- Народы Фиджи
- Народы Полинезии
- Народы Новой Зеландии
- Народы Микронезии
- Этнический фактор в мировой истории
- Современные тенденции этносоциального развития в мире. Межэтнические конфликты
- Проблемы прикладной этнологии
- Заключение