logo
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК

Этногенез и этническая история

Кавказ был освоен человеком с древнейших времен. Там обнаружены археологические культуры нижнего и среднего палеолита. Заселение Кавказа человеком современного вида, судя по данным, антропологии, происходило с юга. В эпоху верхнего палеолита осваивались не только долины рек, но и предгорные и горные районы.

Основываясь на материалах лингвистики и антропологии, можно сделать вывод» что потомками древнейшего "автохтонного" населения Кавказа являются народы, говорящие на языках кавказской языковой семьи. В ходе своего дальнейшего этнического развития они вступали в этнокультурные контакты с другими этносами и в зависимости от конкретных исторических условий смешивались с ними, инкорпорируя их в свою этническую среду, или сами подвергались ассимиляции. В наименьшей степени испытали воздействие пришлого населения носители кавкасионского антропологического типа.

При изучении этнических процессов, протекавших на Кавказе с древнейших времен и, особенно в эпоху средневековья, следует отдельно рассматривать Северный Кавказ, народы которого находились в длительном взаимодействии с различными кочевниками и полукочевниками, в разное время появлявшимися в предкавказских степях, и отдельно Закавказье, население которого входило в сферу влияния древних цивилизаций Передней Азии, а в период средневековья и в новое время испытало всю тяжесть завоевательных походов Ирана и Турции.

В I тысячелетии до н.э. и в первых веках н.э. степные пространства к северу от Кавказского хребта были заняты последовательно сменявшими друг друга ираноязычными кочевыми племенами: киммерийцами, скифами, сарматами и аланами. В середине IV в. на Северный Кавказ вторглись тюркоязычные кочевники - гунны. В конце IV в. здесь сложилась крупная конфедерация тюркских племен во главе с акацирами, включавшая в свой состав и ираноязычных овсов. Позднее возникла новая конфедерация, в которую входили аланы, местное население, а также проникшие в начале V в. в Предкавказье тюрки-оногуры, которые затем были отодвинуты на запад новыми группами тюрок — сабирами.

В центре Предкавказья в это время обитал конгломерат тюркских племен, известный под названием булгары ("смешанный народ"). В этот период кочевники не оседали на землю. По-прежнему оставались возникшие в начале нашей эры оседлые поселения ираноязычного населения в предгорьях, попавшего в зависимость от тюрок. Переселения в горы не происходило, только небольшая группа алан из предгорий продвинулась на территорию современной Балкарии и ассимилировала местное кавказоязычное население.

В VI-VII вв. часть кочевников перешла к полуоседлости и оседлости на равнинах и в предгорьях, занимаясь земледелием и пастушеским скотоводством. В этот период происходили процессы этнополитической консолидации среди кавказоязычного населения: среди восточных и западных адыгов, а также в Северном Дагестане, где возникла конфедерация Сарир, в которой главную роль сыграло протоаварское племя хунзов.

В середине VI в. в предкавказские степи из-за Волги перекочевали тюрки-огоры, или авары. В начале VII в. в Западном Предкавказье возникла новая конфедерация тюркских племен, известная под названием "Великая Болгария", или "Оногурия", которая объединила под своей властью всех кочевников северокавказской степи. В середине VII в. эта конфедерация была разбита хазарами. Хазарский каганат господствовал над населением северокавказской степи. В этот период началось оседание кочевников на землю не только в предгорных, но и в степных районах.

После падения Хазарского каганата в 965 г. в северокавказские степи нахлынули печенеги. Степь снова превратилась в кочевья. Жившее в ней оседлое и полуоседлое земледельческо-скотоводческое население отошло в предгорья. С середины X и до начала XIII в. в предгорных и горных районах Северного Кавказа происходил подъем производительных сил, продолжали разрушаться первобытнообщинные отношения, шел процесс классообразования в рамках устойчивых политических объединений, ставших на путь феодализации. В этот период особенно выделилось Аланское царство, возникшее на основе существовавшей в У1-1Х вв. конфедерации аланов (осов — груз). Более всего по пути феодализации продвинулась западная часть Алании, находившаяся под непосредственным влиянием Византии.

В 1238-1239 гг. Алания подверглась монголо-татарскому нашествию и была включена в состав Золотой Орды. Потерпев поражение от монголо-татар, аланы из предгорий стали переселяться в горы и постепенно растворялись в местной этнической среды. Аланы, продвинувшиеся в горные ущелья современной Осетии, положили начало формированию осетин. Смешиваясь с местными кавказоязычными горцами, они передали им свой язык и свою более высокую культуру. Однако основу осетинского народа составили аборигенные племена, а не аланы, о чем свидетельствует принадлежность осетин к кавкасионскому антропологическому типу, аланы же относились к другому антропологическому типу. В процессе исторического развития сложилось две группы осетин: иронцы и дигорцы Осетины, поселившиеся в районе Моздока, составили моздокскую группу осетинского народа. К эпохе средневековья относится формирование тюркоязычных народов Северного Кавказа. Близкородственные, говорящие на одном языке, балкарцы и карачаевцы образовались из смешения ираноязычных аланов и кочевых тюркских племен, преимущественно булгар и кипчаков, с местным кавказоязычным населением.

В этногенезе кумыков участвовали как местные кавказоязычные компоненты, так и пришлые тюрки: булгары, хазары и особенно кипчаки.

Живущие на севере Дагестана и за его пределами тюркоязычные ногайцы являются потомками населения золотоордынского улуса, возглавлявшегося в конце XIII в. темником Ногаем, от имени которого происходит их название. В этническом отношении это было смешанное население, в состав которого вошли монголы и различные группы тюрок, главным образом кипчаки. После распада Золотой Орды часть ногайцев, составлявших Большую Ногайскую Орду, в середине XVI в. приняла российское подданство. Позднее вошли в состав России и другие ногайцы, кочевавшие в степях между Каспийским и Черным морями.

Адыгские народы в прошлом жили компактной массой в области нижнего течения р. Кубани, ее притоков Белой и Лабы, а также на Таманском полуострове и вдоль побережья Черного моря. Проводимые в этой области археологические исследования показывают, что предки адыгских народов заселяли этот район с глубокой древности. Начиная с I тысячелетия до н.э. адыгские племена воспринимали культурное воздействие античного мира через Боспорское царство.

В ХШ-ХIV вв. часть адыгов, у которой значительное развитие получило скотоводство, особенно коневодство, в поисках свободных пастбищ продвинулась на восток, к Тереку, и позднее стала называться кабардинцами. Кабардинцы, переселившиеся в начале XIX в. в верховья Кубани, получили название черкесов. Оставшиеся на старых местах адыгские племена составили адыгейский народ.

Чеченцы и ингуши образовались из родственных по происхождению, языку и культуре племен, представлявших собой древнее население северо-восточных отрогов Главного Кавказского хребта.

Кавказоязычные народы Дагестана также являются потомками древнейшего населения этой области.

Формирование народов Закавказья происходило в иных исторических условиях. Грузины являются потомками древнейшего автохтонного населения. Протекавшие в древности на территории Грузии этногенетические процессы привели к образованию восточногрузинской и западногрузинской этнолингвистических общностей. Западные грузины (сваны, мегрелы, лазы, или чаны) в прошлом занимали более обширные пространства. В конце II тысячелетия до н.э. в юго-западных областях расселения древнегрузинских племен образовались племенные союзы Диаохи и Кулха. В первой половине I тысячелетия до н.э. известно объединение грузинских племен под именем сасперов, которое охватывало большую территорию от Колхиды до Мидии. Сасперы сыграли значительную роль в разгроме Урарту. В этот период часть халдов вошла в состав грузин. В VI в. до н.э. в Западной Грузии возникло Колхидское царство. Одновременно с ним существовало Иберийское (Картлийское) государство в Восточной Грузии.

В эпоху феодальной раздробленности сформировались этнические группы грузинского народа (около 20 групп), имевшие свои диалекты и отличавшиеся некоторым своеобразием в культуре. Среди этих групп особенно выделялись грузины-горцы: пшавы, тушины, хевсуры, сваны. Аджарцы, лазы, ингилойцы, часть месхов исповедовали ислам, что наложило отпечаток на их быт.

С развитием капитализма происходила консолидация грузин в нацию. После Октябрьской революции в процессе дальнейшего развития грузинской нации постепенно ослабевали локальные этнографические особенности.

Этногенез абхазов протекал с древнейших времен на территории современной Абхазии и прилегающих районов. В конце I тысячелетия до н.э. здесь сложились два племенных союза: абазгов и апсилов. От имени последних происходит самоназвание абхазов - апсуа. В I тысячелетии до н.э. предки абхазов испытывали культурное влияние эллинского мира через посредство греческих колоний, возникших на побережье Черного моря.

В феодальный период складывалась абхазская народность.

Сложным был процесс формирования армян. В нем выделяются два этапа. Первый охватывает II тысячелетие до н.э. и связан с ранними государственными образованиями Арматана и Хаиаса на северо-востоке Малой Азии. Второй относится к I тысячелетию до н.э., когда в пределах Урартского государства, в провинции Арме-Шуприа, совершался процесс складывания древнеармянского этноса. В состав армян вошли также хурриты, халды, киммерийцы, скифы и другие этнические компоненты. После падения Урарту армяне вышли на историческую арену.

В силу складывавшейся исторической обстановки, из-за завоеваний арабов, сельджуков, затем монголов, Ирана, Турции многие армяне оставили свою родину и переселились в другие страны. До первой мировой войны значительная часть армян проживала в османской Турции (более 2 млн). После актов геноцида, инспирированных османским правительством в 1915-1916 гг., когда было перебито 1,5 млн и 600 тыс. выселено в непригодные для жизни районы Месопотамии, армяне, в том числе и высланные, стали переселяться в страны Передней Азии, Западной Европы и Америки.

Этногенез азербайджанского народа тесно связан с этническими процессами, протекавшими в Восточном Закавказье в эпоху средневековья. На территории Азербайджана рано стали возникать различные племенные объединения и государственные образования. В VI в. до н.э. южные районы Азербайджана входили в состав могущественного Мидийского государства. В VI в. до н.э. на юге Азербайджана возвысилось самостоятельное государство Малая Мидия, или Атропатена (само слово "Азербайджан" происходит от искаженного арабами Атропатена"). В этом государстве шел процесс сближения различных народов маннеев, кадусиев, каспиев, части мидян и др.), говоривших преимущественно на иранских языках. Наиболее распространенным среди них был язык, близкий к алышскому.

В этот период (IV в. до н.э.) на севере Азербайджана возник албанский союз племен, а затем в начале нашей эры создалось государство Албания, границы которого на юге доходили до р. Аракса, на севере оно включало Южный Дагестан. В этом государстве насчитывалось более двадцати народов, говоривших на кавказских языках, главная роль среди которых принадлежала языку утиев, или дин.

В Ш-1У вв. Атропатена и Албания были включены в состав Сасанидского Ирана. Сасаниды, чтобы укрепить свое господство на завоеванной территории, переселяли туда население из Ирана, в частности татов, осевших в северных районах Азербайджана.

К VI-V вв. относится начало проникновения различных групп тюрок в Азербайджан (гуннов, болгар и др.).

В XI в. Азербайджан подвергся нашествию тюрок-сельджуков. В последующее время продолжался прилив тюркского населения в Азербайджан, особенно в период монголо-татарского завоевания.

В феодальную эпоху складывалась азербайджанская народность. В советское время наряду с консолидацией азербайджанской нации происходило частичное слияние с азербайджанцами этнических групп, говорящих как на иранских, так и на кавказских языках.