Материальная культура
Большая часть населения Южной Азии живет в сельских местностях. Типы и формы их поселений и жилищ разнообразны и связаны с хозяйственно-культурным типом, этническими традициями и местными природно-климатическими условиями.
У земледельцев Индо-Гангской равнины преобладают поселения уличного плана из нескольких десятков или даже сотни домов. В последние десятилетия многие из них, особенно расположенные вдоль магистральных дорог, имеют тенденцию превращаться в городки, которые, например, в области Агры (где расположен всемирно известный памятник Тадж-Махал) тянутся почти непрерывной цепочкой вдоль шоссе. Традиционные дома чаще всего глинобитные, с плоской крышей, однако все большее распространение получают постройки из современных материалов. На севере Южной Азии встречаются небольшие кирпичные дома из одной-двух комнат с верандой. Своеобразны постройки в пригималайских областях, где обычен прием сооружения домов на столбах или высоких фундаментах. В Непале и Бутане поселения по большей части кучевые, жилища сооружаются из камня, а в лесных местностях - из дерева. В долине Ганга имеются также кучевые поселения, встречаются каркасные дома. По традиции члены разных каст селятся в различных кварталах поселения, причем самые бедные и неблагоустроенные принадлежат низшим кастам и "неприкасаемым", которые иногда устраивают свои кварталы из жалких хижин за пределами основного поселения, где живет "кастовое" население. Так, в частности, поступают обычно общины из числа "зарегистрированных племен" при переселении из лесов.
В Пакистане у синдхов распространены крупные поселения, состоящие из немногих больших усадеб. Дома делаются либо глинобитными, либо каркасными из плетня, обмазанного глиной. Крыши плоские. Усадьбу обносят высокой глинобитной стеной или плетеной изгородью. У зажиточной части населения дома сложены из сырцового или обожженного кирпича.
В Бенгалии и Бихаре встречаются крупные поселения, в которых живут по нескольку тысяч человек. В Бенгалии часты и хуторские поселения, в которых усадьбы разбросаны на значительном расстоянии друг от друга. Постройки каркасные и глинобитные. Чаще всего дома одно - и двухкомнатные. Только зажиточные слои населения имеют дома из нескольких комнат.
Существенно отличаются от севера поселения и жилища в Южной Индии и Шри-Ланке, что объясняется, прежде всего, условиями тропического климата и характером подручных строительных материалов. Но существуют и определенные этнические традиции. Так, у андхра встречаются обычно небольшие поселения, у тамилов — более крупные. Различны по облику поселения на побережье океана, в лесах и вдоль дорог. Последние тянутся порой на несколько километров по одну или по обе стороны шоссе. В лесах преобладают сравнительно небольшие кучевые поселения, причем дома строят на некотором расстоянии друг от друга под Деревьями, вследствие чего сразу можно увидеть только несколько домов, остальные же теряются в чаще леса.
По берегам Индийского океана облик деревень особенно колоритен. Они обычно кучевые и кольцевые в плане, расположены на открытой местности и по периметру и между домами густо засажены пальмами, так что путешественник видит издалека не столько строения, сколько плотный круг пальм. Дома сооружаются каркасные, плетеные из бамбуковой решетки, кроются по традиции пальмовыми листьями. Представители низших каст, представляющие беднейшие слои населения, довольствуются хижинами из ветвей, крытых пальмовыми Листьями. На Шри-Ланке К одной из сторон дома пристраивается веранда. Имущественное неравенство проявляется в размере домов, в материале, хозяйственных постройках, внутреннем убранстве.
Интерьер и внутреннее убранство крестьянских домов не отличается сложностью. В комнатах стоят низкие топчаны, покрытые циновками, на которых сидят и спят, низкая резная мебель: табуретки, столики. Украшением служат металлические и глиняные сосуды, и только у самых зажиточных - ковры. В нишах стоят изображения божеств.
Большие города, особенно их центральные части, застроены современными многоэтажными домами, в которых располагаются банки, отели, дорогие рестораны, там же находятся дворцы богачей и бывшей традиционной знати - раджей. Чем дальше от центра, тем улицы уже, дома меньше и беднее, хотя вследствие дороговизны земли под застройку и в бедных кварталах преобладают дома в два-три этажа и более. Интерьер городского зажиточного населения сочетает обычно национальные и европейские традиции. В жилых комнатах обычно делают из-за жары каменные полы. Определенное переднеазиатское влияние наблюдается во внутреннем убранстве жилищ мусульманского населения Пакистана.
Характерная особенность Южной Азии, особенно в ее северных областях, это наличие огромного числа бездомных в городах. "Аристократия" из их числа в лучшем случае владеет кроватью, которая стоит на тротуаре и которой пользуется сам хозяин, сдающий напрокат ее в то время, когда она свободна, желающим плату. Прочие довольствуются местом на тротуаре, подстилая под себя во время сна газеты или тряпки. Самые же несчастные, не имеющие даже собственного места на тротуаре, просто укладываются отдыхать на проезжей части улицы рискуя попасть под колеса автомобилей.
Кочевое и полукочевое население северо-западных областей Южной Азии, хотя оно постепенно и переходит к относительной или постоянной оседлости, все же еще довольно многочисленно, определяется в несколько миллионов человек и сохраняет в значительной мере традиции в материальной культуре, в тем числе в поселениях, в устройстве жилищ. Номады живут в сезонных кочевьях, размеры которых различны в разные времена года: летом они значительны, зимой распадаются на отдельные семьи или небольшие группы родственных семей. В жаркое время года кочевья располагаются около источников водоснабжения, в сезоны дождей скотоводы отгоняют стада вглубь пустыни, где находятся хорошие пастбища с сочной травой и нередки ямы и озерца, наполненные дождевой водой. В предгорьях Гималаев, в кочевых областях Непала и Бутана, принцип организации сезонных поселений несколько иной. Зимой скотоводы сосредоточиваются в горных долинах, а на лето стада общин расходятся по обширным альпийским пастбищам. При этом в зависимости от степени подвижности, семьи пастухов либо остаются на лето в поселениях в долинах, либо откочевывают с ними на горные пастбища.
Скотоводы Южной Азии обычно пользуются кочевыми жилищами в виде палаток из полотнищ шерстяной ткани или брезента, которые натягивают на шесты. Таковы жилища у пуштунов, белуджей, некоторых пригималайских скотоводов. В высокогорных областях с суровым климатом летним жилищем также обычно служит палатка или навес из ветвей, зимние же жилища сооружаются более капитально из дерева и камня, а в отдельных местностях глинобитные или из сырцового кирпича.
Внутреннее убранство кочевых палаток-шатров во многом напоминает или даже полностью сходно с интерьером жилищ номадов Передней Азии. В середине развешиваются переметные сумки, предметы конской сбруи, оружие. Имущество хранят в деревянных сундуках. В последние десятилетия получила распространение низкая деревянная мебель - столики и скамейки, — заимствованная у городского населения.
Поселения и жилища мотыжных земледельцев тропических лесов и горных областей разнообразны. Так, санталы и некоторые другие народности и племена мунда живут в поселениях, которые состоят обычно из одной улицы, вдоль которой располагаются хижины из бамбука или тростника, обмазанные глиной. Палайяны, уладаны и ряд других малых дравидских народов Южной Индии обитают в небольших поселениях и своеобразных "ульевидных" домах из ветвей и пальмовых листьев, с навесом, без окон, с узким и низким дверным проемом. Такие же жилища у животноводов тода.
Колоритны поселения и жилища нага Ассама. Их большие деревни располагаются на склонах холмов, на террасах, часто таким образом, что крыша одного дома служит двором для обитателей расположенного выше дома. Деревни разделены на кварталы. Крепкой оградой из толстых стволов деревьев ограждается не только все поселение, но и каждый квартал, так как в глубине гор нага, где происходят постоянные междоусобные столкновения, враждуют подчас не только деревни, но и жители кварталов. Дома у нага, как и у их соседей кхаси, значительны по размерам, сооружаются на платформах из толстых стволов деревьев и выглядят как укрепления. В предгорьях, где условия жизни более мирные, деревни открытые, кучевые, состоят из небольших наземных каркасных жилищ.
Также своеобразны традиционные поселения и жилища никобарцев. Они располагаются обычно в нескольких десятках метров от морского берега, за полосой прилива. Дома ставятся на высоких сваях и имеют вид половины яйца, не снабжены окнами, а только небольшим дверным проемом в виде лаза. На платформу поднимаются по лестнице, которая на ночь втягивается наверх.
Для большей части традиционных охотников и собирателей характерны небольшие деревни из плетеных хижин. В прошлом бродячие охотники и собиратели устраивали временные ветровые заслоны и платформы на деревьях. Особенно интересна в научном отношении история поселений и жилищ у жителей Андаманских островов, дающая возможность проследить переход от общинно-родового поселения к индивидуальному, семейному, что в других областях мира удается установить только на археологических данных. В старину у них бытовали поселения из больших общинных домов, располагавшихся в глубине островов. Зачастую все поселение состояло из одного большого дома-общины, в котором обитали от десятков до сотен человек, образовывавших родовую или локальную группу.
Овальный в плане дом состоял из двух рядов опорных столбов, на которых покоилась массивная крыша из пальмовых листьев, спускавшаяся до земли и образовывавшая стены постройки. Изнутри, по периметру, устраивалось возвышение, на котором располагались спальные места парных семей. В середине дома размещался общинный очаг, ближе к выходу - танцевальная площадка с музыкальной доской (выдолбленным стволом дерева с отверстиями, который при Ударе по нему палкой издавал очень громкий стонущий звук), против каждого Спального места на полу находился семейный очаг для приготовления повседневной Пищи.
В более позднее время, по мере разложения у андаманцев под влиянием Переселенцев с континента первобытных отношений, их поселения и жилища претерпели существенные изменения. В плане поселения остались овальными, форма планировки поселения, но и расположение очагов, танцевальной площадки повторяло устройство старого традиционного жилища. Все это свидетельствовало об обособлении парных семей и разложении первобытной общины. Ш
Многие группы веддов еще в прошлом веке обитали в пещерах, из которых они совершали охотничьи экспедиции, сооружая на ночевках ветровые заслоны.
Исключительно красочен и своеобразен костюм населения Южной Азии. Но, несмотря на его разнообразие, он может быть сведен к нескольким типам. Распространена сшитая и несшитая одежда. В земледельческих областях костюм состоит у мужчин из дхоти - длинной или короткой набедренной повязки, штанов И рубахи, куртки. На голове мужчины-индуисты носят шапочки; бенгальцы, часть панджабцев, сикхи - тюрбаны. Ритуал запрещает носить индуистам кожаную обувь, и сейчас еще большая часть сельского населения ходит босиком, а в городах - в текстильной обуви на веревочной подошве. Современная обувь - из синтетических материалов.
Женская несшитая одежда - сари — состоит из длинного полотнища ткани, которое обертывается вокруг туловища. Иногда концом сари прикрывают голову. В городах теперь обычно под сари надевают кофточку. Во многих областями распространено ношение шалей. Существуют и сшивные виды одежды. У некоторых народов женский костюм включает платья, широкие юбки, шаровары. Таков, в частности, костюм у кочевых скотоводческих народов. Обычно по цвету сари и другим элементам костюма, способу их ношения можно определить, из какой области или народа происходит женщина. В зависимости от состоятельности женщины носят много украшений из драгоценных металлов и меди, многие из них со вставками из драгоценных и полудрагоценных камней. В их число входят браслеты для рук и ног, серьги в ушах, носу, кольца на пальцах рук и ног, гривны и ожерелья. Кроме того, применяется разнообразная косметика, на лбу ставится кастовый знак.
Традиционная одежда земледельческого населения широко бытует и в наши дни в Южной Азии. Она распространена в городах, ею пользуются в основном женщины, нередко и за рубежом. Но в городах, преимущественно у мужчин, широко распространено сочетание традиционной национальной и европейской одежды: например, дхоти и пиджак. Официальным предметом одежды стал френч из шелковой или шерстяной материи со стоячим воротничком. Нередко в крупнейших городах, особенно в Дели и Бомбее, Калькутте, можно встретить людей, одетых в европейскую одежду: пиджаки, брюки, плащи, шляпы и кожаную обувь. Представители высшей касты брахманов, осуществляющие функции священнослужителей, и в наши дни, особенно в сельских местностях, ходят в соответствии с религиозными предписаниями - с обнаженным торсом и босиком, на лбу краской нанесен священный знак.
У кочевых скотоводов в значительной мере сохраняется традиционная одежда, такая же, как и у их соплеменников в Афганистане и Иране. Однако последние десятилетия у мужчин все большее распространение получает одежда полувоенного или военного образца.
Почти не претерпел изменения традиционной костюм мотыжных земледельцев и лесных охотников и собирателей, хотя к ним уже давно проникают элементы городской одежды. Одежда их по большей части легкая. У наиболее развитых племен, как, например, у санталов и некоторых других, она сходна с общеиндийской. Мужчины гонда носят небольшие дхоти и тюрбан. Женщины ходят в сари. Мужчины горных племен нага довольствовались в недавнем прошлом Я несшитой набедренной повязкой или дхоти и передником.
Ведды носили некогда передники из коры, которые сменили теперь хлопчатобумажные повязки. Женщины обертывают куском ткани бедра до колен, оставляя открытой верхнюю часть тела. Андаманцы ходили до недавнего времени в набедренных повязках, юбочках из травы или обнаженными.
Утварь у сельского населения состоит из металлической, глиняной и деревянной посуды. Нередки сосуды из высушенной тыквы, бамбука. В качестве посуды часто используются "тарелки" из листьев, с которых едят руками. У кочевников бытуют также разнообразные сосуды из кожи.
Пища у большей части населения Южной Азии преимущественно растительная и молочная. Едят много овощей, фруктов, а на побережьях морей и рек — рыбу. Мясо крупного рогатого скота в пищу не употребляют индуисты, а мясо свиней - мусульмане. Из напитков распространены кислое молоко, чай, в отдельных местностях кофе; алкогольных напитков в принципе употребляют мало, хотя в лесных областях Южной Индии для праздников приготовляют значительное количество пива и пальмового вина, причем попытки правительства бороться с этим обычаем путем строгих наказаний, вплоть до заключения в тюрьму, не только не имели успеха, но и привели к обратным результатам. Несмотря на официальный запрет кастовых ограничений, за отдельными исключениями совместный прием пищи членами разных каст затруднен.
Традиционные транспортные средства составляют тяжелые повозки с упряжкой из волов или зебу, вьюк, лодки и небольшие суда. У кочевников вьюк и верховая езда на верблюдах и лошадях. В настоящее время все более широкое распространение получают современные виды транспорта, существует густая сеть хороших автомобильных и железных дорог, авиационных линий.
- Этнический фактор в мировой истории 259
- Проблемы прикладной этнологии 268 заключение 270 предисловие
- Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат Предметная область этнологии
- Социальные функции этнологии
- Понятие и термины этнологии
- Классификация народов мира
- Географическая классификация
- Народы Австралии и Океании
- Народы Азии
- Народы Америки
- Народы Африки
- Антропологическая классификация
- Языковая классификация
- Индоевропейская семья
- Эскимосско-алеутская семья
- Афразийская (семито-хамитская) семья
- Нигер-кордофанская (конго-кардафанская) семья
- Нило-сахарская семья
- Койсанская семья
- Северокавказская семья
- Сино-тибетская семья
- Классификация народов мира по историко-этнографическим (историко-культурным) областям
- Очерк истории этнологической науки
- Этнологические (этнографические) источники
- Методы исследовательской работы
- Западная европа
- Очерк этнической истории
- Этнический состав
- Хозяйство и материальная культура
- Социальный быт и духовная культура
- Семейный быт и обряды
- Праздники
- Славянские народы центральной и юго-восточной европы Общие сведения
- Этническая история западных и южных славян
- Хозяйство и материальная культура
- Поселения
- Общественный и семейный быт, духовная культура, народное творчество
- Религия
- Праздники
- Фольклор
- Восточнославянские народы. Расселение и численность. Расовые типы. Языки
- Происхождение и этническая история
- Хозяйственные занятия
- Поселения
- Социальные структуры и институты. Общественный быт
- Семья и семейный быт
- Традиционная народная культура
- Религия и верования
- Народное искусство и фольклор
- Народы волго-камья
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественный и семейный быт
- Духовная культура
- Народы прибалтики
- Этногенез и этническая история
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы севера восточной европы
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство и материальная культура
- Духовная культура
- Народы юго-запада и юга восточной европы
- Народы сибири
- Этногенез и этническая история
- Традиционное хозяйство коренного населения Сибири
- Духовная жизнь. Верования
- Народы Сибири и торгово-промышленная цивилизация
- Народы кавказа
- Лингвистическая классификация
- Этногенез и этническая история
- Материальное хозяйство
- Поселения
- Общественный и семейный быт
- Религиозные верования
- Фольклор
- Америка: этнокультурные регионы, народы и этнические процессы
- Обитатели Америки до начала европейской колонизации. Первоначальное заселение континента
- Адаптация человека к различным экологическим средам
- Арктическая область Северной Америки
- Северная лесная область
- Северо-западное (тихоокеанское) побережье Сев. Америки
- Калифорния
- Лесные области востока Северной Америки
- Мезоамерика
- Огненная Земля
- Леса и степи Южной Америки
- Тропические леса Южной Америки
- Промежуточная область
- Центральные Анды
- Завоевание и колонизация Америки европейцами
- Аборигены и европейцы
- Насильственная иммиграция из Африки
- Трансформация этнического самосознания
- Культуры и этносы Америки в постколониальный период
- Народы и культуры африканского континента
- Народы Северной Африки
- Народы Восточной Африки
- Мадагаскар
- Народы Южной Африки
- Население островов Индийского океана
- Народы Западной Африки
- Народы Центральной Африки
- Этнические процессы в современной Африке
- Народы западной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественные отношения
- Духовная культура
- Религия
- Народы южной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Семья и семейные отношения
- Социальный строй и общественная организация •
- Духовная культура
- Народы юго-восточной азии
- Этническая история
- Современный этнический состав
- Этнические процессы
- Хозяйство
- Материальная культура
- Социальные отношения и общественная организация
- Духовная культура. Народное творчество
- Народы восточной азии
- Этногенез и этническая история
- Современные этнические процессы
- Этнолингвистическая классификация
- Антропологический состав
- Хозяйственно-культурные типы
- Материальная культура
- Социальная организация
- Духовная культура
- Народы центральной азии
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Общественная организация
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы австралии и океании
- Историко-культурное районирование Австралии и Океании
- Проблемы этногенеза народов Австралии и Океании и основные этапы этнической истории этого региона
- Европейское проникновение в Австралию и Океанию и его последствия
- Народы Австралии
- Народы Папуасии (Новой Гвинеи)
- Народы Меланезии
- Новая Каледония
- Народы Фиджи
- Народы Полинезии
- Народы Новой Зеландии
- Народы Микронезии
- Этнический фактор в мировой истории
- Современные тенденции этносоциального развития в мире. Межэтнические конфликты
- Проблемы прикладной этнологии
- Заключение