Религия и верования
Русские, украинцы и белорусы, начиная с конца X в. н.э., исповедуют христианство православного толка; часть населения Западной Белоруссии исповедуют католицизм, а Западной Украины - униатство. Кроме того, большое распространение в России в прошлом имели некоторые оппозиционные официальной церкви религиозные движения - старообрядчество (раскол) и сектантство.
Старообрядцы, или "староверы", делились на имевших священников "поповцев" (большинство), не имевших их "беглопоповцев" и "беспоповцев" ("поморское согласие", федосеевцы, спасовцы, филипповцы и др.). Среди сектантов представлены немногочисленные группы "духовных христиан" (духоборов) - религиозного течения, сильно отличавшегося от православия и старообрядчества. Помимо них следует также назвать секты субботников, молокан, хлыстов и др. Среди части русских, украинцев и белорусов имеет распространение сектантский протестантизм - баптизм, пятидесятничество, адвентизм седьмого дня и др. Особенностью русского быта стала еще одна специфическая полурелигиозная категория "странников" и "странниц" (богомолов), юродивых и кликуш, живущих подаянием. Это были чаще всего "калики перехожие" - старики и старухи, совершавшие хождения к "святым местам" и рассказывавшие об этом за хлеб и ночлег.
Если старообрядчество (будучи одной из форм социального протеста в религиозной форме) возникло во второй половине XVII в. (как реакция на церковную реформу патриарха Никона) и распространилось среди городского и сельского населения страны, то российское сектантство появилось позднее, в XVIII-Х1Х вв. Большие группы старообрядцев, уходя от преследований царской администрации, долгое время жили на севере России, в Заволжье и Предуралье, "в лесах" и "на горах", постепенно переселяясь за Камень (Урал), в Сибирь, на Алтай и в Забайкалье.
У русских староверов всегда была выражена обрядовая сторона религии, отмечалось строгое соблюдение религиозных требований и запретов (например, запрет бритья бороды и усов, курения табака и питья спиртных напитков, общения с иноверцами и православными-никонианами, для которых наиболее ортодоксальные последователи старой веры держали в доме отдельную посуду и т.д.). Если основной "ересью" с точки зрения православного вероучения у русского населения всегда являлось старообрядчество различных течений со своими "толками", то на юге России, в Белоруссии и на Украине, как правило, преобладало не признававшее церковный обрядности сектанство (в том числе и наиболее известные из мистических сект, порой изуверского характера, - "трясуны", "хлысты", "скопцы" и др.).
Для середины — второй половины XIX в. характерно было нарастающее мнение на инаковерующих - старообрядцев и сектантов. Царская администрация строго следила за "раскольниками" и сектантами, деятельностью их священников и “уставников", религиозной агитацией и "совращением" православных, передвижениями по стране. В это время правительством был издан ряд указов и циркуляров о староверах и сектантах (например, о запрещении строительства молельных домов и старообрядческих часовен и скитов).
Пестрая палитра религиозных толков и вероучений во всех слоях дореволюционного населения России дополнялась рядом элементов архаических, дохристианских воззрений и суеверий, входивших органической частью в бытовое народное православие (например, древняя вера в колдовство, "порчу", "сглаз", "наговор" и т.п.). Это накладывало специфический отпечаток на многие стороны жизни и быта не только "российской глубинки", но и многих крупных и провинциальных городов страны, особенно торгово-купеческих и кустарно-промышленных.
Примечательно, что отдельных христианских "святых" народ наделял чертами своих старых языческих богов: например, Илья-Пророк "ведал" громами и молниями, как архаический Перун, Георгий-Победоносец и св. Власий почитались покровителями скота и пастухов, как древний славянский Велес, Николай Угодник помогал ремесленникам, морякам, путникам и купцам, Парáскева Пятница считалась заступницей и покровительницей женщин и женских занятий, как языческая Мокошь и т.д.
В повседневном быту русских, украинцев и белорусов, кроме того, продолжали сохраняться и следы былого почитания языческих божеств низшего ранга - домовых (дедко, батюшка и др.), леших, русалок, водяных, упырей, кикимор и т.п., а также почитания животных (медведя, волка, курицы и петуха, вороны, голубя и др.). При этом в некоторые церковные обряды вошли отдельные элементы древнего язычества, например, ритуал обведения коней вокруг церкви в праздник святых Флора и Лавра или обряд "угощения медведя" в медовый спас, "кутья" (сладкая каша) на христианских поминках и др.
Широко и своеобразно отмечались и прошлом в селах, деревнях и станицах храмовые (престольные) праздники - дни святого патрона-покровителя церкви и селения, в честь которого была воздвигнута та или иная приходская церковь. В такой день на праздник съезжались родственники и друзья, просто жители соседних сел и деревень, проводился торжественный молебен, свершалась общественная трапеза, происходило народное гулянье. В казачьих станицах все это сопровождалось к тому же еще и джигитовкой.
Значительное место в крестьянском быту занимали народные обычаи, связанные с традиционной календарной обрядностью: рождество, масленица, пасха, троица, праздник Ивана Купалы, яблочный и медовый спасы и др. В их проведении, в традиционных народных ритуалах и гуляньях особенно заметны многие рудименты старой языческой аграрной обрядности, существовавшей у восточных славян в течение веков. Как известно, православная церковь лишь вписала в этот цикл христианские праздники, слившиеся в единый комплекс восточнославянской религиозной обрядности, пронизанной древними языческими чертами.
В последнее время повсеместно наблюдается не только интерес к православной религии, но и тенденция к возрождению многих традиционных обычаев и обрядов русских, украинцев и белорусов в виде проведения встреч и проводов "русской зимы", празднования масленицы, "березки" "праздников урожая и т.д., продолжающих культурные традиции восточнославянских народов.
- Этнический фактор в мировой истории 259
- Проблемы прикладной этнологии 268 заключение 270 предисловие
- Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат Предметная область этнологии
- Социальные функции этнологии
- Понятие и термины этнологии
- Классификация народов мира
- Географическая классификация
- Народы Австралии и Океании
- Народы Азии
- Народы Америки
- Народы Африки
- Антропологическая классификация
- Языковая классификация
- Индоевропейская семья
- Эскимосско-алеутская семья
- Афразийская (семито-хамитская) семья
- Нигер-кордофанская (конго-кардафанская) семья
- Нило-сахарская семья
- Койсанская семья
- Северокавказская семья
- Сино-тибетская семья
- Классификация народов мира по историко-этнографическим (историко-культурным) областям
- Очерк истории этнологической науки
- Этнологические (этнографические) источники
- Методы исследовательской работы
- Западная европа
- Очерк этнической истории
- Этнический состав
- Хозяйство и материальная культура
- Социальный быт и духовная культура
- Семейный быт и обряды
- Праздники
- Славянские народы центральной и юго-восточной европы Общие сведения
- Этническая история западных и южных славян
- Хозяйство и материальная культура
- Поселения
- Общественный и семейный быт, духовная культура, народное творчество
- Религия
- Праздники
- Фольклор
- Восточнославянские народы. Расселение и численность. Расовые типы. Языки
- Происхождение и этническая история
- Хозяйственные занятия
- Поселения
- Социальные структуры и институты. Общественный быт
- Семья и семейный быт
- Традиционная народная культура
- Религия и верования
- Народное искусство и фольклор
- Народы волго-камья
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественный и семейный быт
- Духовная культура
- Народы прибалтики
- Этногенез и этническая история
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы севера восточной европы
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство и материальная культура
- Духовная культура
- Народы юго-запада и юга восточной европы
- Народы сибири
- Этногенез и этническая история
- Традиционное хозяйство коренного населения Сибири
- Духовная жизнь. Верования
- Народы Сибири и торгово-промышленная цивилизация
- Народы кавказа
- Лингвистическая классификация
- Этногенез и этническая история
- Материальное хозяйство
- Поселения
- Общественный и семейный быт
- Религиозные верования
- Фольклор
- Америка: этнокультурные регионы, народы и этнические процессы
- Обитатели Америки до начала европейской колонизации. Первоначальное заселение континента
- Адаптация человека к различным экологическим средам
- Арктическая область Северной Америки
- Северная лесная область
- Северо-западное (тихоокеанское) побережье Сев. Америки
- Калифорния
- Лесные области востока Северной Америки
- Мезоамерика
- Огненная Земля
- Леса и степи Южной Америки
- Тропические леса Южной Америки
- Промежуточная область
- Центральные Анды
- Завоевание и колонизация Америки европейцами
- Аборигены и европейцы
- Насильственная иммиграция из Африки
- Трансформация этнического самосознания
- Культуры и этносы Америки в постколониальный период
- Народы и культуры африканского континента
- Народы Северной Африки
- Народы Восточной Африки
- Мадагаскар
- Народы Южной Африки
- Население островов Индийского океана
- Народы Западной Африки
- Народы Центральной Африки
- Этнические процессы в современной Африке
- Народы западной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественные отношения
- Духовная культура
- Религия
- Народы южной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Семья и семейные отношения
- Социальный строй и общественная организация •
- Духовная культура
- Народы юго-восточной азии
- Этническая история
- Современный этнический состав
- Этнические процессы
- Хозяйство
- Материальная культура
- Социальные отношения и общественная организация
- Духовная культура. Народное творчество
- Народы восточной азии
- Этногенез и этническая история
- Современные этнические процессы
- Этнолингвистическая классификация
- Антропологический состав
- Хозяйственно-культурные типы
- Материальная культура
- Социальная организация
- Духовная культура
- Народы центральной азии
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Общественная организация
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы австралии и океании
- Историко-культурное районирование Австралии и Океании
- Проблемы этногенеза народов Австралии и Океании и основные этапы этнической истории этого региона
- Европейское проникновение в Австралию и Океанию и его последствия
- Народы Австралии
- Народы Папуасии (Новой Гвинеи)
- Народы Меланезии
- Новая Каледония
- Народы Фиджи
- Народы Полинезии
- Народы Новой Зеландии
- Народы Микронезии
- Этнический фактор в мировой истории
- Современные тенденции этносоциального развития в мире. Межэтнические конфликты
- Проблемы прикладной этнологии
- Заключение