logo
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК

Народы Папуасии (Новой Гвинеи)

Новая Гвинея - второй по величине остров мира - в настоящее время подразделяется в политическом отношении на две части. Восточная ее часть образует основной массив государства Папуа - Новая Гвинея (которое включает, кроме того, архипелаг Бисмарка, Бугенвиль и некоторые другие острова), западная (Ириан-Джая) - входит в состав Индонезии.

Подавляющее большинство населения острова (около 85%) составляют папуасские народы (так обычно называют большую часть коренного новогвинейского населения, которая говорит на различных языках, не входящих в австронезийскую семью). Общее число папуасов на Новой Гвинее составляет 4,3 млн человек. В этническом отношении папуасское население острова делится более чем на 600 отдельных этносов. Языки, на которых говорят эти народы, не образуют единой генетической группы, а распределяются между несколькими не родственными между собой филиями, или надсемьями, (как уже отмечалось выше, родство внутри филий более отдаленное, чем внутри семей). Самой крупной из них является трансновогвинейская надсемья, на языках которой говорит 85% всех папуасов Новой Гвинеи и которая распространена в пределах большей части острова, кроме нескольких его периферийных районов. Языки следующей по величине надсемьи сепик-раму (северо-западная часть Папуа - Новой Гвинеи) являются родными для 8,5% всех папуасов Новой Гвинеи. Остальные 6,5% папуасского населения говорят на языках надсемей западнопапуасской, восточночендравасихской, залива Чендравасих, ско, квомтари, амтомусиан, араи, торричелли, а также на нескольких изолированных языках (варенбори, борумесо, массеп, пауви, юри, нагатман, буса, пороме). В Папуа - Новой Гвинее значительная часть населения знает сейчас местный пиджин-инглиш (ток-писин).

Большая часть папуасских народов невелика и насчитывает от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. Самые крупные из папуасских этносов: энга (около 0,3 млн человек), чимбу (около 0,3 млн), медлпа (около 0,2 млн), камано (около 0,2 млн), хули (свыше 0,1 млн), ангал (свыше 0,1 млн), дани (более 0,2 млн человек). Все эти народы относятся к трансновогвинейской надсемье и живут на Центральном нагорье (шесть первых - в Папуа - Новой Гвинее, последний - в Ириан-Джая).

Кроме папуасов, на Новой Гвинее обитают также народы, говорящие на австронезийских языках. Их обычно называют меланезийцами. Они расселены в нескольких прибрежных районах острова, самым крупным из которых является область бассейна реки Маркхэм. По своей численности (свыше 0,3 млн человек) меланезийцы сильно уступают папуасам. В последние годы в Ириан-Джая обосновалась большая группа переселенцев с Явы, Сулавеси и других островов Индонезии (приблизительно 0,4 млн человек).

В антропологическом отношении среди коренного австралоидного населения Новой Гвинеи различают два основных типа, идентичных по названию с этноязыковыми группами острова: папуасский и меланезийский. Для обоих типов, которые довольно близки, характерны темная кожа, курчавые волосы, толстые губы, широкий нос, однако представители папуасского типа выделяются более узким лицом и особенно своеобразной формой носа, имеющего крючковидный изгиб в хрящевой части (так называемый ложносемитический нос). Хотя говорящие на папуасских языках группы обычно принадлежат к папуасскому типу, а на австронезийских - к меланезийскому, полного соответствия здесь не наблюдается.

По своим занятиям подавляющее большинство папуасов - мотыжные земледельцы, причем хозяйство их носит натуральный характер. Важнейшие возделываемые культуры - таро, ямс, батат, бананы, сахарный тростник, кокосовая и саговая пальма, хлебное дерево. Сейчас у папуасов можно встретить и заимствованные от европейцев культуры (бобы, картофель, выращиваемые как товарные культуры кофейное дерево, какао-бобы и т.д.). Традиционные орудия - каменный топор или тесло, сажальный кол и узкая лопата. Реже встречаются мотыги. Каменный топор и тесло в значительной мере вытеснены железными 1 топорами и ножами, деревянные лопаты и мотыги - железными. I

Известный русский этнограф Н.Н.Миклухо-Маклай, проведший более двух лет среди папуасов, так описывает их подсечно-огневой способ обработки земли. Папуасы, "выбрав участок земли для плантации, срубают сначала подлесок, а затем и более крупные сучья больших деревьев. Этим достигается больший доступ солнца, отчего все срубленное быстро увядает и засыхает. Тогда разводят огонь и сжигают срубленный кустарник и засохшие сучья. Остаются только большие деревья, их постепенно поджигают у корня несколько дней подряд, а иногда и срубают большими каменными топорами". На расчищенном участке мужчины вскапывают землю, глубоко втыкая в нее сажальные колы. Женщины и дети размельчают и растирают вскопанную землю. Потом следуют посадка, уход за участком и сбор урожая, причем все эти работы выполняют женщины. Подобным же образом ведутся земледельческие работы и в настоящее время.

Из домашних животных папуасы разводят свиней, кур и собак. В отдельных селениях появился крупный рогатый скот.

Земледелие обычно совмещается с охотой. Охотятся с помощью копья, лука и стрел. Объектами охоты служат дикие свиньи, казуары, мелкие птицы, опоссумы, ящерицы, змеи. Рыболовство, если не считать нескольких прибрежных поселений, развито слабо.

Ремесло пока не отделилось от земледелия. Еще недавно все орудия, с помощью которых трудился папуас, изготовлялись из дерева, камня, кости, раковин. Из этого же материала делалось и оружие, как охотничье, так и боевое. В настоящее время все шире распространяются более совершенные, покупные орудия. Вместе с тем, несмотря на все увеличивающуюся долю покупных изделий, многое папуасы по-прежнему делают сами: лодки, часть орудий труда, одежду, утварь и т.д. Значительную роль в хозяйственной жизни папуасов в последние годы стали играть кооперативы (бытовые, потребительские, производственные).

Для большинства папуасов характерен хозяйственно-культурный тип ручных земледельцев, однако к этому типу принадлежит не все папуасское население.

В ряде болотистых районов Новой Гвинеи (например, по реке Баму) сохранился и другой, более примитивный хозяйственно-культурный тип, где основным занятием населения является сбор плодов дикорастущей саговой пальмы.

Папуасы селятся обычно небольшими деревнями. В большинстве папуасских деревень число жителей не превышает 100-150 человек. Сельские поселения, в которых проживает свыше 1 тыс. человек, встречаются редко (главным образом, в районе Сепик). В последние годы на острове довольно быстро растут города.

Как и в некоторых других районах Океании, в деревнях Новой Гвинеи взрослые мужчины живут отдельно от остальных жителей, в особом мужском доме.

Хижины — свайного типа или наземные. Пол в свайных постройках - из бамбуковых стволов, в наземных - земляной. Стены сооружаются из бамбука и древесной коры, иногда - из грубо обработанных досок. Хижины кроются пальмовыми листьями. Традиционное жилище сохраняется довольно стойко. Домов современного типа в деревнях немного. Кое-где в качестве элемента интерьера появились кровати.

Одежда мужчин-папуасов состоит из пояса, изготовленного из тапы (вымоченной и отбитой древесной коры). Он несколько раз обертывается вокруг бедер и пропускается между ног. Женская одежда представляет собой юбочку из растительных волокон или травы.

Украшения носят преимущественно мужчины. Это браслеты, ожерелья, своеобразные серьги, носовые вставки и т.д. Целям украшения сложат также татуировка и окраска тела. Женщины украшают себя значительно реже.

Европейская одежда проникла на Новую Гвинею еще слабо, главным образом в городские поселения. Однако некоторые элементы традиционной одежды, например юбки, стали часто делать из современного покупного материала.

Пища в основном растительного происхождения. Мясо (свиней, кур, собак, а сейчас иногда и кошек) употребляют редко. Приготовляют пищу в земляной печи, в золе или на открытом огне. Огонь прежде добывали трением, однако в настоящее время для этой цели применяются купленные или выменянные спички. Покупают теперь и соль (раньше добывали из золы), сахар и некоторые другие продукты. Немало инноваций и в утвари. Наряду с традиционными глиняными горшками, бамбуковыми сосудами для воды, деревянными блюдами и ножами и костяными ложками теперь можно иногда увидеть в папуасской хижине эмалированные кастрюли, кружки, бутылки, металлические ножи, вилки, ложки и т.д.

Общественный строй папуасов сложен, некоторые элементы их социальной организации кажутся, на первый взгляд, запутанными, что в значительной мере связано с недостаточной еще изученностью общественных отношений у папуасских народов.

Папуасы делятся на племена, но они, как у австралийцев, представляют собой скорее не социально-потестарные, а этнические общности. Это довольно аморфные объединения, связанные единством языка и культуры, но не имеющие какой-либо племенной организации, племенных вождей и т.п.

Род у папуасов отцовский, точнее, ранняя его форма (материнский род встречается на Новой Гвинее только у меланезийцев). Несколько родов обычно объединены в союзы, но это будут не племена, а либо группа родов, связанная общностью происхождения (т.е. фактически фратрия), либо группа соседних родов, находящихся в постоянном контакте. Союз родов - самая крупная социальная организация, какая имелась у папуасов к моменту контактов с европейцами.

Основные хозяйственные ячейки на Новой Гвинее - общины разных типов. Наиболее распространена родовая община. Для нее характерна общинная собственность на результаты совместной трудовой деятельности ее членов. Вместе с тем в рамках общинной собственности имеются также владения частей общины и личные. В родовой общине отсутствуют наследственные вожди, а авторитета и

руководящего положения ее члены добиваются в силу своих личных качеств. Важным признаком родовой общины является то, что большая ее часть (мужчины, их сестры и дочери) принадлежит к одному роду. Вне этого рода только те женщины, которые попадают в общину в результате брака с кем-нибудь из общинников.

У папуасов встречаются как малые семьи, состоящие из мужа, жены и их детей, так и большие семьи, объединяющие несколько родственных малых семей.

Весьма оригинальна и духовная культура папуасов. Традиционные верования разных папуасских народов заметно различаются между собой. У некоторых групп (например, маринданим) важную роль играла такая примитивная форма религии, как тотемизм. Широкое распространение получила также вера в магию. Для многих групп папуасов было характерно почитание предков (в примитивной форме культа черепов).

Деятельность миссионеров на Новой Гвинее, особенно активизировавшаяся за последние десятилетия, привела к тому, что сейчас большая часть населения острова формально исповедует христианство в форме протестантизма (лютеранство, реформатство и т.д.) и католицизма. Однако часто христианизация папуасов носит поверхностный характер. Кроме того, в последнее время здесь наблюдается тенденция к созданию отдельных христианских церквей, более или менее независимых от миссионерских организаций.

С традиционными верованиями тесно связан папуасский фольклор. Так, у маринданим широко бытуют мифы о деяниях тотемических предков полуживотной-получеловеческой природы (так называемых демов). Распространены у папуасских племен и различные сказки о духах, носящие не столько магический, сколько нравоучительный характер.

Большое развитие получило у папуасов прикладное искусство, в частности художественная резьба по дереву.

Вековая отсталость папуасских народов начинает постепенно преодолеваться. Проводятся различные мероприятия с целью подъема экономического и культурного уровня населения, однако на пути развития молодого государства пока еще стоит немало препятствий.