Социальный строй и общественная организация •
Несмотря на огромные прогрессивные изменения, происшедшие в сфере общественных отношений народов Южной Азии, их развитие идет неравномерно, и наряду с высокоразвитыми культурными промышленными народами сохраняются группы населения, чей социальный строй еще не достиг уровня классовых отношений. Сохраняются некоторые пережитки феодальных и патриархальные отношения. У всех крупных народов региона классовые отношения сложились тысячелетия и столетия тому назад. Значительно медленнее происходило развитие малых и, особенно, лесных народов. Но и у большинства этнических общностей в целом при современном развитии сохраняются многие старые традиции, причем наиболее устойчив общинный уклад, полностью господствовавший у земледельческих народов практически до начала нашего века. В последние десятилетия он интенсивно разрушаются капиталистическими отношениями, тем не менее, многие пережитки живы и сегодня. Традиционная индийская община имела несколько разновидностей. Она была замкнутым коллективом с общинным самоуправлением, круговой порукой, особенностями в духовной жизни. Во главе общины стояли выборные старейшины из числа наиболее авторитетных, обычно самых зажиточных.
В XVI в. в ряде областей Южной Азии сложилось крупное помещичье землевладение, укрепившееся в колониальную эпоху. На помещичьих землях бытовала община "земиндари", а на государственных "райотвари".
В настоящее время в странах Южной Азии проведена или проводится земельная реформа, подрывающая основы помещичье-феодального строя. Однако в некоторых странах, например в Пакистане Бангладеш, пережитки феодализма еще сильны и положение крестьян трудное.
Тяжелейшим наследием прошлого является кастовая система, господствовавшая в прошлом у большинства народов Южной Азии, и влияние которой сказывалось даже на мусульманах, у которых формально кастового строя не существовало. Кастовая система зародилась тысячелетия назад, и во всех деталях ее происхождение наукой еще не установлено. Известно, что в глубокой древности у арьев все население подразделялось на четыре "варны" (цвет, качество), восходившие к древнему разделению труда в обществе. Высшей варной были священнослужители, брахманы-жрецы; общественное управление и охрана народа и жрецов были обязанностью кшатриев; категория вайшьи включала земледельцев и ремесленников; наконец, все три предыдущие категории должны были обслуживаться шудрами, по поводу которых существует предположение, что это была варна, включавшая покоренное ариями население. Общее понятие варны исчезло, но брахманы, кшатрии, вайшии, а на юге Индии и шудра составляют и поныне высшие касты. Кастовая система развивалась длительное время, появилось множество профессиональных, этнических и других каст. Кастовая система освящена религией и в течение тысячелетий составляла одну из основ общественного строя.
В наше время существует много тысяч каст (джати), составляющих сложную иерархическую лестницу, каждая ступень которой определяет социальную значимость относящегося к ней населения. Важнейший принцип кастовой системы составляет эндогамия, существует множество межкастовых запретов. Ряд каст считаются "нечистыми" (мусорщики, кожевенники и др.). Но наиболее трагично положение так называемых "неприкасаемых" каст и "внекастового" (зарегистрированные племена, лесные и горные племена) населения. Эти категории находятся не просто на низшей ступени социальной лестницы, а как бы вне ее, им предназначено выполнять самую грязную и самую низкооплачиваемую работу. Согласно традиции "неприкасаемые" не могут селиться рядом с кастовым населением, брать воду из общинных колодцев.
С тем, чтобы хоть как-то избавиться от кастового гнета, многие люди и целые крупные группы населения переходят в мусульманство. Но и у мусульманского населения Южной Азии существуют, хотя и ослабленные, но все же известные кастовые перегородки. В конституции Индии и некоторых других странах кастовая система запрещена, с ней ведется систематическая и в целом эффективная борьба. Однако традиции еще сильны и пока нельзя утверждать, что с кастовыми предрассудками покончено.
Большинство крупных народов Южной Азии живет в наши дни в условиях Капиталистических общественных отношений.
У части мотыжных земледельцев - нага, кхакси и других — долгое время сохранялись пережитки первобытнообщинных отношений. В наше время первобытные отношения у них практически уже разложились, уступив место полуфеодальным или капиталистическим, хотя в обрядовой сфере старые традиции живы.
Для немногочисленных групп населения, еще принадлежащих к хозяйственно-культурному типу охотников и собирателей, рыболовов (андаманцы, горные ведда) не характерны родовой строй и родовая общественная организация. У охотников-собирателей она представляла собой племенную структуру аморфную и слабоконсолидированную, состоящую из отдельных, неустойчивых по составу локальных групп.
- Этнический фактор в мировой истории 259
- Проблемы прикладной этнологии 268 заключение 270 предисловие
- Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат Предметная область этнологии
- Социальные функции этнологии
- Понятие и термины этнологии
- Классификация народов мира
- Географическая классификация
- Народы Австралии и Океании
- Народы Азии
- Народы Америки
- Народы Африки
- Антропологическая классификация
- Языковая классификация
- Индоевропейская семья
- Эскимосско-алеутская семья
- Афразийская (семито-хамитская) семья
- Нигер-кордофанская (конго-кардафанская) семья
- Нило-сахарская семья
- Койсанская семья
- Северокавказская семья
- Сино-тибетская семья
- Классификация народов мира по историко-этнографическим (историко-культурным) областям
- Очерк истории этнологической науки
- Этнологические (этнографические) источники
- Методы исследовательской работы
- Западная европа
- Очерк этнической истории
- Этнический состав
- Хозяйство и материальная культура
- Социальный быт и духовная культура
- Семейный быт и обряды
- Праздники
- Славянские народы центральной и юго-восточной европы Общие сведения
- Этническая история западных и южных славян
- Хозяйство и материальная культура
- Поселения
- Общественный и семейный быт, духовная культура, народное творчество
- Религия
- Праздники
- Фольклор
- Восточнославянские народы. Расселение и численность. Расовые типы. Языки
- Происхождение и этническая история
- Хозяйственные занятия
- Поселения
- Социальные структуры и институты. Общественный быт
- Семья и семейный быт
- Традиционная народная культура
- Религия и верования
- Народное искусство и фольклор
- Народы волго-камья
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественный и семейный быт
- Духовная культура
- Народы прибалтики
- Этногенез и этническая история
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы севера восточной европы
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство и материальная культура
- Духовная культура
- Народы юго-запада и юга восточной европы
- Народы сибири
- Этногенез и этническая история
- Традиционное хозяйство коренного населения Сибири
- Духовная жизнь. Верования
- Народы Сибири и торгово-промышленная цивилизация
- Народы кавказа
- Лингвистическая классификация
- Этногенез и этническая история
- Материальное хозяйство
- Поселения
- Общественный и семейный быт
- Религиозные верования
- Фольклор
- Америка: этнокультурные регионы, народы и этнические процессы
- Обитатели Америки до начала европейской колонизации. Первоначальное заселение континента
- Адаптация человека к различным экологическим средам
- Арктическая область Северной Америки
- Северная лесная область
- Северо-западное (тихоокеанское) побережье Сев. Америки
- Калифорния
- Лесные области востока Северной Америки
- Мезоамерика
- Огненная Земля
- Леса и степи Южной Америки
- Тропические леса Южной Америки
- Промежуточная область
- Центральные Анды
- Завоевание и колонизация Америки европейцами
- Аборигены и европейцы
- Насильственная иммиграция из Африки
- Трансформация этнического самосознания
- Культуры и этносы Америки в постколониальный период
- Народы и культуры африканского континента
- Народы Северной Африки
- Народы Восточной Африки
- Мадагаскар
- Народы Южной Африки
- Население островов Индийского океана
- Народы Западной Африки
- Народы Центральной Африки
- Этнические процессы в современной Африке
- Народы западной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественные отношения
- Духовная культура
- Религия
- Народы южной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Семья и семейные отношения
- Социальный строй и общественная организация •
- Духовная культура
- Народы юго-восточной азии
- Этническая история
- Современный этнический состав
- Этнические процессы
- Хозяйство
- Материальная культура
- Социальные отношения и общественная организация
- Духовная культура. Народное творчество
- Народы восточной азии
- Этногенез и этническая история
- Современные этнические процессы
- Этнолингвистическая классификация
- Антропологический состав
- Хозяйственно-культурные типы
- Материальная культура
- Социальная организация
- Духовная культура
- Народы центральной азии
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Общественная организация
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы австралии и океании
- Историко-культурное районирование Австралии и Океании
- Проблемы этногенеза народов Австралии и Океании и основные этапы этнической истории этого региона
- Европейское проникновение в Австралию и Океанию и его последствия
- Народы Австралии
- Народы Папуасии (Новой Гвинеи)
- Народы Меланезии
- Новая Каледония
- Народы Фиджи
- Народы Полинезии
- Народы Новой Зеландии
- Народы Микронезии
- Этнический фактор в мировой истории
- Современные тенденции этносоциального развития в мире. Межэтнические конфликты
- Проблемы прикладной этнологии
- Заключение