logo
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК

Социальный строй и общественная организация •

Несмотря на огромные прогрессивные изменения, происшедшие в сфере общественных отношений народов Южной Азии, их развитие идет неравномерно, и наряду с высокоразвитыми культурными промышленными народами сохраняются группы населения, чей социальный строй еще не достиг уровня классовых отношений. Сохраняются некоторые пережитки феодальных и патриархальные отношения. У всех крупных народов региона классовые отношения сложились тысячелетия и столетия тому назад. Значительно медленнее происходило развитие малых и, особенно, лесных народов. Но и у большинства этнических общностей в целом при современном развитии сохраняются многие старые традиции, причем наиболее устойчив общинный уклад, полностью господствовавший у земледельческих народов практически до начала нашего века. В последние десятилетия он интенсивно разрушаются капиталистическими отношениями, тем не менее, многие пережитки живы и сегодня. Традиционная индийская община имела несколько разновидностей. Она была замкнутым коллективом с общинным самоуправлением, круговой порукой, особенностями в духовной жизни. Во главе общины стояли выборные старейшины из числа наиболее авторитетных, обычно самых зажиточных.

В XVI в. в ряде областей Южной Азии сложилось крупное помещичье землевладение, укрепившееся в колониальную эпоху. На помещичьих землях бытовала община "земиндари", а на государственных "райотвари".

В настоящее время в странах Южной Азии проведена или проводится земельная реформа, подрывающая основы помещичье-феодального строя. Однако в некоторых странах, например в Пакистане Бангладеш, пережитки феодализма еще сильны и положение крестьян трудное.

Тяжелейшим наследием прошлого является кастовая система, господствовавшая в прошлом у большинства народов Южной Азии, и влияние которой сказывалось даже на мусульманах, у которых формально кастового строя не существовало. Кастовая система зародилась тысячелетия назад, и во всех деталях ее происхождение наукой еще не установлено. Известно, что в глубокой древности у арьев все население подразделялось на четыре "варны" (цвет, качество), восходившие к древнему разделению труда в обществе. Высшей варной были священнослужители, брахманы-жрецы; общественное управление и охрана народа и жрецов были обязанностью кшатриев; категория вайшьи включала земледельцев и ремесленников; наконец, все три предыдущие категории должны были обслуживаться шудрами, по поводу которых существует предположение, что это была варна, включавшая покоренное ариями население. Общее понятие варны исчезло, но брахманы, кшатрии, вайшии, а на юге Индии и шудра составляют и поныне высшие касты. Кастовая система развивалась длительное время, появилось множество профессиональных, этнических и других каст. Кастовая система освящена религией и в течение тысячелетий составляла одну из основ общественного строя.

В наше время существует много тысяч каст (джати), составляющих сложную иерархическую лестницу, каждая ступень которой определяет социальную значимость относящегося к ней населения. Важнейший принцип кастовой системы составляет эндогамия, существует множество межкастовых запретов. Ряд каст считаются "нечистыми" (мусорщики, кожевенники и др.). Но наиболее трагично положение так называемых "неприкасаемых" каст и "внекастового" (зарегистрированные племена, лесные и горные племена) населения. Эти категории находятся не просто на низшей ступени социальной лестницы, а как бы вне ее, им предназначено выполнять самую грязную и самую низкооплачиваемую работу. Согласно традиции "неприкасаемые" не могут селиться рядом с кастовым населением, брать воду из общинных колодцев.

С тем, чтобы хоть как-то избавиться от кастового гнета, многие люди и целые крупные группы населения переходят в мусульманство. Но и у мусульманского населения Южной Азии существуют, хотя и ослабленные, но все же известные кастовые перегородки. В конституции Индии и некоторых других странах кастовая система запрещена, с ней ведется систематическая и в целом эффективная борьба. Однако традиции еще сильны и пока нельзя утверждать, что с кастовыми предрассудками покончено.

Большинство крупных народов Южной Азии живет в наши дни в условиях Капиталистических общественных отношений.

У части мотыжных земледельцев - нага, кхакси и других — долгое время сохранялись пережитки первобытнообщинных отношений. В наше время первобытные отношения у них практически уже разложились, уступив место полуфеодальным или капиталистическим, хотя в обрядовой сфере старые традиции живы.

Для немногочисленных групп населения, еще принадлежащих к хозяйственно-культурному типу охотников и собирателей, рыболовов (андаманцы, горные ведда) не характерны родовой строй и родовая общественная организация. У охотников-собирателей она представляла собой племенную структуру аморфную и слабоконсолидированную, состоящую из отдельных, неустойчивых по составу локальных групп.