Центральные Анды
Данная область включает в себя побережье и высокогорье Анд, входящие ныне в состав Эквадора, Перу, Боливии и северного Чили. В прибрежной зоне растительность небогата, животный мир также беден. Более разнообразна морская фауна, много птиц. Оседлая жизнь на побережье сформировалась еще в доземледельческий период. Со II тысячелетия до н.э. обитатели высокогорья уже возводили каменные дома и строили храмы. В начале I тысячелетия до н.э. в 212
северной части Перуанского нагорья возникает религиозный центр Чавин-де-Уантар. Более поздние культуры - паракас и наска на южном побережье, мочика на северном, тиауанаку в горах - выделялись своими особенностями в монументальной архитектуре, изготовлении керамики, текстильных изделий, оросительными сооружениями или работали по металлу. В некоторых местах появились крупные города. Так, столица Чиму Чан-Чан на северном побережье Перу в середине II тысячелетия н.э. занимала площадь более 18 кв. км. Город имел правильную планировку; каждый из десяти кварталов был обнесен стеной. В кварталах располагались жилые дома, пирамиды, общественные постройки, кладбища, огороды и бассейны с водой.
К началу испанского завоевания всей этой огромной территорией управляли инки, которые на протяжении примерно столетия путем военных союзов и завоеваний создали огромное государство, протяженностью с севера на юг около 4 тыс. км и с населением около 10 млн человек, столицей которого был г. Куско. Здесь проживали многочисленные народы, относившиеся к следующим языковым группам: мочика (северное побережье), кечуа (область Куско), аймара (южные районы плоскогорья); языки многих народов, упоминаемых в испанских источниках, не поддаются классификации из-за недостатка лингвистических данных. Сами инки говорили на одном из языков кечуа.
Народы, населявшие "империю" инков, занимались главным образом земледелием. Землю вскапывали при помощи узкой деревянной лопаты, снабженной упором для ноги. Женщины и дети убирали камни и разбивали комья земли. Посадку растений делали с помощью заостренной палки, прополку - каменными мотыгами; применялись и бронзовые наконечники орудий. Земли орошались и удобрялись.
Главной культурой был маис. Его размалывали в муку, но чаще потребляли вареным или жареным (обработке подвергался весь початок). В горах маис замещался другой зерновой культурой, киноа (просообразное растение семейства маревых); из нее готовили каши. Там же выращивался картофель, который потребляли в разных видах. На побережье высаживали фасоль, бобы, тыкву, маниоку, томаты, перец и ряд других культур, а также фруктовые деревья. Разводили и технические культуры, хлопок и магей. Листья коки использовались в качестве тонизирующего средства, табак - как лекарство.
Практиковались охота и рыболовство. Там, где земледелие было малопродуктивным, основу хозяйства составляло разведение лам и альпак. Каждая община имела свое стадо. Ламы служили для транспортировки грузов с помощью вьюков и давали шерсть; альпаки использовались только для последней цели, их шерсть особенно ценилась за свои качества. В пищу эти животные шли очень редко.
Инки добывали руды и выплавляли металлы, в том числе несколько видов бронзы. Из нее отливали орудия (топоры, ножи, навершия мотыг и боевых палиц, серпы, щипцы, булавки и прочее) и украшения (бубенчики). Инкские мастера знали разные способы обработки металла.
Жилища в горах возводили из камня, они имели двускатные кровли, узкие Двери, закрываемые циновкой. Внутреннее пространство могло разделяться легкими перегородками. На побережье жилище строили из сырцового кирпича или плетня, обмазанного глиной. Окон в жилищах не было. Мебель отсутствовала. Из Утвари пользовались сосудами из глины и тыквы, корзинами, деревянными ложками, каменными ступами и зернотерками.
Женщины пряли шерсть и хлопок с помощью веретена, ткали разнообразные ткани, от очень тонких до ковровых. Ткани раскрашивали, вышивали, в них вплетали золотую нить и перья. Одежда мужчин состояла из набедренной повязки, туники и узкого плаща, завязываемого на груди. Женщины обвертывали тело длинным куском ткани на уровне груди и скрепляли его булавкой; обувью мужчинам и женщинам служили сандалии из невыделанной кожи или из магея.
Важное значение в огромном инкском государстве имели транспортные коммуникации. Через всю страну шли с севера на юг две дороги, от которых отходили более мелкие дороги и тропы. Строители умели воздвигать подвесные мосты < опорами в виде каменных столбов. Через реки переправлялись на плотах. На дорогах располагались посты со скороходами, которые доставляли сообщения во все уголки государства. Торговля и обмен были развиты слабо, так как перераспределение продуктов и сырья осуществлялось государством посредством сбора налогов в натуральной форме и доставки их туда, где в них испытывали необходимость.
Что касается общественных отношений в инкском государстве, то для него было характерно сочетание доклассовых и классовых признаков. Основной ячейкой общества инков была айлью - соседская община. Она распоряжалась отведенной для нее землей; ее члены, как правило, жили в одном селении. Айлью имели особое название - кондор, пума и т.п., они были экзогамны, счет родства велся преимущественно по женской линии. В общине насчитывалось около сотни жилищ, в каждом из которых обитала одна семья. Помимо жилого дома, в хозяйство входили хлев, амбар и огород. Возделываемые земли периодически перераспределялись между семьями. Члены общины обрабатывали также государственные земли (поля Инки) и храмовые (поля Солнца). Они имели равное право на пользование общинными лесами и выпасами.
Общинники покоренных земель должны были нести трудовую повинность (мита) в пользу государства: мужчины - строить мосты, каналы, дороги, крепости и храмы, а женщины - прясть, изготовлять ткани. Над общинниками стояла местная знать, которая следила за исполнением работы общинниками и сбором налогов. Выше нее находились инки, занимавшие самые высокие административные и жреческие должности, являясь в определенной мере замкнутой кастой, члены которой приобретали свое положение по рождению. Земли для них возделывали общинники. Кроме того, в личном услужении у них находились молодые люди из покоренных племен. Эти люди, называемые янакуна, использовались также для обслуживания дворцов, храмов, как носильщики в войске, сторожа складов или обучались какому-либо ремеслу и затем обслуживали своих хозяев. Сходное с янакуна положение имели девушки, которых называли акльякуна. Их забирали из айлью в возрасте 8-9 лет и воспитывали в строгости в неком подобии монастырей. Часть их становились жрицами, другие — наложницами правителей или выдавались замуж за янакуна. Их также обучали ремеслам, и они работали на господ – пряли, ткали, вышивали. Положение янакуна было наследственным, и некоторые исследователи считают возможным сближать его со статусом рабов.
Территории, которые были подчинены инкам, делились на четыре больший провинции, во главе каждой стоял свой правитель, который подчинялся верховному вождю - Верховному Инке (Сапа Инка). Верховный Инка возглавлял войско и вершил важные административные дела. Инки почти не вмешивались в правовые нормы различных народов государства и ограничивались установлением только таких обязательных порядков, которые обеспечивали государственную стабильность и поступление дани. За соблюдением порядка в общинах следили старейшины. Отношения между общинами регулировались провинциальными правителями. Только они могли принимать решение о смертном приговоре. Верховный правитель или его совет разбирали вопросы, связанные с опасностью для государства, а также с преступлениями, совершенными инками или местными вождями. В инкском государстве сурово карались личная месть и самосуд. Чтобы получить признание подсудимых, прибегали к пыткам. Частой мерой наказания была смертная казнь.
В инкском государстве важную роль играла его военная организация. Существовала постоянная армия, все дороги охранялись крепостями. Войны, как правило, носили захватнический характер. Войска снабжались либо из складов, расположенных на дорогах, либо из сопровождавших грузовых караванов. Оружием служили пращи, луки, копьеметалки, бронзовые топоры и булавы с бронзовыми навершиями. Тело защищали деревянные шлемы, хлопковые панцири и деревянные щиты. Пленников, в отличие от многих других обществ, освобождали, при этом побежденные вожди получали место в системе государственного управления.
Инки владели разнообразными положительными знаниями. Для наблюдения за небесными светилами в Куско были построены обсерватории. Инки пользовались как лунным, так и солнечным календарем. Детей знатных лиц обучали в школе. Там они в течение года учили язык кечуа, который был государственным, затем религию и связанный с ней календарный цикл и так называемое "узелковое письмо" (кипу).
Инки не знали настоящей письменности, и необходимые им сведения накапливались и передавались с помощью кипу - завязанных узелками шнурков, где посредством цвета, положения и формы шнурков, а также положения узлов можно было отразить не только вид и качество подати, но и обозначить время, в том числе, календарные даты и т.д. Для расшифровки кипу готовились специальные люди.
В религиозных воззрениях народов, входивших в состав инкского государства, заметный слой составляли тотемические верования, культ предков, а также культы природных Сил. Каждая айлью почитала своего тотемического предка; покровителей имела и каждая семья - их воплощения, обычно в виде камешков особой формы, хранились в доме. Верили в духов, способствующих урожайности возделываемых растений (в первую очередь маиса) и плодовитости домашних животных. Инки не искореняли местные божества завоеванных народов и не заменяли их своими. Более того, местные боги находили место в общегосударственном пантеоне. Верховными божествами были Инти (солнце), Ильярпа (гром) и Килья (луна). Другими божествами государственного уровня были Мамакоча (море), Пачамама (мать-земля) и Виракоча (творец мира). Наиболее почитаемым у инков был бог-Солнце. С его культом был связан и культ обожествленных верховных правителей, считавшихся "Детьми Солнца". Храм бога-Солнца находился в Куско; помимо изображения Солнца в виде золотого диска, там находились изображения Виракочи и Луны.
В жертву богам приносили все, что ценилось человеком при жизни: раковины, перья, драгоценные камни и металлы, домашних и диких животных и т.д. В храме Солнца в Куско каждое утро приносилась в жертву белая лама. В отдельных случаях (война, землетрясение, эпидемии, смена правителя) жертвами могли стать люди. Наиболее впечатляющими были церемонии, связанные с солнечным годом; самые важные совершались в день зимнего солнцестояния в июне, в день весеннего равноденствия в сентябре и в день летнего солнцестояния в декабре.
Ко времени прихода европейцев в Америку местные жители освоили практически все природные области - холодные и безлесные пространства севера, засушливые полупустыни, открытые травянистые равнины, густые леса, холодные высокогорья, а также богатые ресурсами побережья. Решающим фактором Развития местных культур стало земледелие, на основе которого в обширных областях смогли расцвести ремесла и сформироваться раннеклассовые государства. В отличие от Старого Света этот процесс не был поддержан таким существенным Фактором, как использование силы животных в обработке земли.
- Этнический фактор в мировой истории 259
- Проблемы прикладной этнологии 268 заключение 270 предисловие
- Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат Предметная область этнологии
- Социальные функции этнологии
- Понятие и термины этнологии
- Классификация народов мира
- Географическая классификация
- Народы Австралии и Океании
- Народы Азии
- Народы Америки
- Народы Африки
- Антропологическая классификация
- Языковая классификация
- Индоевропейская семья
- Эскимосско-алеутская семья
- Афразийская (семито-хамитская) семья
- Нигер-кордофанская (конго-кардафанская) семья
- Нило-сахарская семья
- Койсанская семья
- Северокавказская семья
- Сино-тибетская семья
- Классификация народов мира по историко-этнографическим (историко-культурным) областям
- Очерк истории этнологической науки
- Этнологические (этнографические) источники
- Методы исследовательской работы
- Западная европа
- Очерк этнической истории
- Этнический состав
- Хозяйство и материальная культура
- Социальный быт и духовная культура
- Семейный быт и обряды
- Праздники
- Славянские народы центральной и юго-восточной европы Общие сведения
- Этническая история западных и южных славян
- Хозяйство и материальная культура
- Поселения
- Общественный и семейный быт, духовная культура, народное творчество
- Религия
- Праздники
- Фольклор
- Восточнославянские народы. Расселение и численность. Расовые типы. Языки
- Происхождение и этническая история
- Хозяйственные занятия
- Поселения
- Социальные структуры и институты. Общественный быт
- Семья и семейный быт
- Традиционная народная культура
- Религия и верования
- Народное искусство и фольклор
- Народы волго-камья
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественный и семейный быт
- Духовная культура
- Народы прибалтики
- Этногенез и этническая история
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы севера восточной европы
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство и материальная культура
- Духовная культура
- Народы юго-запада и юга восточной европы
- Народы сибири
- Этногенез и этническая история
- Традиционное хозяйство коренного населения Сибири
- Духовная жизнь. Верования
- Народы Сибири и торгово-промышленная цивилизация
- Народы кавказа
- Лингвистическая классификация
- Этногенез и этническая история
- Материальное хозяйство
- Поселения
- Общественный и семейный быт
- Религиозные верования
- Фольклор
- Америка: этнокультурные регионы, народы и этнические процессы
- Обитатели Америки до начала европейской колонизации. Первоначальное заселение континента
- Адаптация человека к различным экологическим средам
- Арктическая область Северной Америки
- Северная лесная область
- Северо-западное (тихоокеанское) побережье Сев. Америки
- Калифорния
- Лесные области востока Северной Америки
- Мезоамерика
- Огненная Земля
- Леса и степи Южной Америки
- Тропические леса Южной Америки
- Промежуточная область
- Центральные Анды
- Завоевание и колонизация Америки европейцами
- Аборигены и европейцы
- Насильственная иммиграция из Африки
- Трансформация этнического самосознания
- Культуры и этносы Америки в постколониальный период
- Народы и культуры африканского континента
- Народы Северной Африки
- Народы Восточной Африки
- Мадагаскар
- Народы Южной Африки
- Население островов Индийского океана
- Народы Западной Африки
- Народы Центральной Африки
- Этнические процессы в современной Африке
- Народы западной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественные отношения
- Духовная культура
- Религия
- Народы южной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Семья и семейные отношения
- Социальный строй и общественная организация •
- Духовная культура
- Народы юго-восточной азии
- Этническая история
- Современный этнический состав
- Этнические процессы
- Хозяйство
- Материальная культура
- Социальные отношения и общественная организация
- Духовная культура. Народное творчество
- Народы восточной азии
- Этногенез и этническая история
- Современные этнические процессы
- Этнолингвистическая классификация
- Антропологический состав
- Хозяйственно-культурные типы
- Материальная культура
- Социальная организация
- Духовная культура
- Народы центральной азии
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Общественная организация
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы австралии и океании
- Историко-культурное районирование Австралии и Океании
- Проблемы этногенеза народов Австралии и Океании и основные этапы этнической истории этого региона
- Европейское проникновение в Австралию и Океанию и его последствия
- Народы Австралии
- Народы Папуасии (Новой Гвинеи)
- Народы Меланезии
- Новая Каледония
- Народы Фиджи
- Народы Полинезии
- Народы Новой Зеландии
- Народы Микронезии
- Этнический фактор в мировой истории
- Современные тенденции этносоциального развития в мире. Межэтнические конфликты
- Проблемы прикладной этнологии
- Заключение