logo
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК

Народы Центральной Африки

В регион Центральной Африки входит население Анголы (более 9 млн. человек), Габона (более 1 млн), Заира (более 32 млн), Камеруна (около 11 млн) Конго (около 2 млн), Сан-Томе и Принсипи (103 тыс.), Центрально-Африканской Республики - ЦАР (около 3 млн), Чада (более 5 млн), Экваториальной Гвинее (410 тыс. человек).

Большинство населения стран, входящих в Центральную Африку, принадлежит к большой негроидной расе. В северных районах у отдельных народов (тубу канури и др.) в той или иной степени заметна примесь европеоидности. Эти народы отличаются от типичных негроидов более светлой кожей, менее курчавыми волосами, более узким носом, реже встречается прогнатизм.

На границах с Западной Африкой внутри региона расселения большой негроидной расы распространен чадский антропологический тип (хауса), восточнее - сахарский (сара). Большинство же принадлежит к лесному, или гвинейскому типу, который характеризуется наиболее ярко выраженными негроидными признаками. В экваториальных лесах живут пигмеи - представители малой центрально-африканской расы. Они отличаются низким ростом (в среднем 145 см), сравнительно светлой кожей желтоватого или красноватого оттенка; меньшим, чем у негроидов прогнатизмом, узкими губами.

Этнолингвистическая карта Центральной Африки однороднее, чем Западной Африки. Большинство народов говорят на языках бенуэ-конголезской группы нигеро-кордофанской языковой семьи (известной как банту).

На языках, принадлежащих к адамауа-восточной группе этой же языковой семьи, говорит население нагорья Адамауа в северном Камеруне, ЦАР, крайнего севера Заира (бамум, банда, азанде, сере-мунду, пигмеи, живущие на границах с Суданом). В Камеруне живут фульбе, язык которых принадлежит к западно-атлантической группе.

На севере распространены языки афразийской семьи (хауса, котоко и др.); нило-сахарская семья языков представлена сахарской группой (канури, тубу), шарй-нильской группой (багирми, сара, мору-мангбету, живущие среди последних пигмеи).

Все языки региона (за исключением канури) до недавнего времени были бесписьменными. Слоговое письмо бамум (Камерун), созданное в начале XX в., просуществовало лишь несколько десятилетий. Ныне разработана письменность на основе латинской графики.

Большое распространение получил ряд языков межэтнического общения. На севере это хауса, в центре региона - лингала, в восточных областях Заира - кингвана, один из диалектов суахили.

Большую часть региона занимают экваториальные леса и обрамляющие их влажные саванны. За ними следует пояс сухих саванн ( к югу, востоку и северу). На севере они вплотную подходят к пустыням. Народы Центральной Африки занимаются как присваивающим хозяйством (пигмеи), так и производящим - земледелием и частично (на севере региона) скотоводством. В традиционном хозяйстве преобладали экофильные черты: у охотников запрещалось убивать без нужды животных; земледельцы следили за восстановлением плодородия почвы; скотоводы разрабатывали твердые маршруты перекочевок, следили за сохранностью пастбищ и колодцев. С введением монокультур в сельское хозяйство колоний Африки, появлением частной собственности на землю, демографическим давлением, приведшими к невозможности перелога, экологическая ситуация ухудшилась. Интенсивно идет опустынивание, падает плодородие почвы, вырубаются леса - легкие не только Африки, но и всей планеты.

Пигмеи представляют собой особый охотничье-собирательский ХКТ. Когда-то пигмеи занимали обширные пространства Центральной Африки, но были оттеснены негроидами-земледельцами к самой границе, а затем и вглубь экваториальных [лесов. Их отдельные группы живут в Заире, Камеруне, Габоне, Конго, Руанде, Уганде, Бурунди. Основными занятиями остаются охота и собирательство. Они знают загонную охоту, охоту вдогон, используют сети и разнообразные ловушки. Основное оружие - небольшие копья и луки со стрелами. Более 70% пищевого рациона составляют продукты собирательства. Охота - мужское занятие у пигмеев, собирательство - женское. Пигмеи ведут полукочевой образ жизни. Основа хозяйственной и общественной жизни - группа из 6-7 малых семей, кочующих совместно. Она может распадаться и возникать вновь в другом составе в зависимости от обеспеченности территории дичью. Наследование и счет родства идут по мужской линии, поселения вирилокальны.

Пигмеи знают лишь коллективную собственность. Обычное право пигмеев экологично: самыми серьезными проступками считаются неоправданное убийство животных без нужды в мясной пище; рубка деревьев, загрязнение проточной воды, Самая суровая кара — изгнание, запрещение охотиться вместе с группой.

С высокорослыми соседями они связаны отношениями серважа. В раннегосударственных объединениях конго и мангбету их привлекали к военной службе, используя прекрасное знание местности и охотничью ловкость. Попытки наделять пигмеев землей, вовлекать в работу по найму, как правило, не удавались. Большинство пигмеев предпочитает вести традиционный образ жизни. Ныне осложняет положение пигмеев то обстоятельство, что почти во всех странах территории их обитания попали в национальные парки, где запрещена охота на крупных животных. Наиболее изолированными остаются пигмеи в бассейне реки Итури (Заир). В Камеруне и Конго идут попытки вовлечения пигмеев в современную жизнь.

Большинство народов Центральной Африки занимается мотыжным земледелием экваториального пояса. Здесь возделываются и зерновые: просяные культуры, кукуруза; но на первое место все же выдвигаются корнеплоды и клубневые -бататы, ямс, таро, кассава. Широкое распространение имеют и бобовые (фасоль, бобы, арахис), огородные культуры (в том числе огурцы и тыквы), фруктовые деревья и пальмы (кокосовая и масличная), дерево кола, цитрусовые, бананы. В традиционном земледелии существовала разработанная система и целый цикл смены растений на одном поле.

Дифференциации сельскохозяйственных орудий (как у хауса в Западной Африке) здесь не знают. Главное орудие для обработки земли и ухода за посевами - мотыга, вид которой варьируется от народа к народу: у конго с круглой рабочей частью, у мбунду - двуручная с треугольной. Система традиционного земледелия (переложного подсечно-огневого типа) здесь требует больших усилий и затрат энергии: рубка деревьев, корчевка пней, расчистка будущего поля — дело мужчин. Остальные виды работ в земледелии лежат на плечах женщин.

Традиционно использовали чередование культур или, чаще, одновременное высаживание нескольких - так повышалось плодородие почвы, поля меньше засорялись сорняками, повышалась устойчивость к вредителям. Соблюдается строгое чередование работ по сезонам. Конго во время "массанза" (январь и февраль) сажают фасоль и кукурузу, в это же время закладываются плантации бананов. В течение "кунди" (март-апрель) занимаются уходом за посадками, прополкой. Кинтомбу" — самый жаркий сезон (май-июнь) - некоторый перерыв в интенсивности полевых работ. В сезон "сейву" (июль—август) занимаются сбором урожая зерновых, делают посадки во влажных низинах по берегам рек. В сезоне "пиаза" (сентябрь-октябрь) с первыми дождями высаживают черенки маниоки, готовят Землю для новых посевов. Завершается год "нкиала" (ноябрь-декабрь), когда засевают зерновые и бобовые. Как правило, в экваториальной зоне можно получать по Два урожая в год.

Лишь на самом севере Центральной Африки, в Чаде, ЦАР, северной часть Камеруна сара, тубу, фульбе занимаются скотоводством. Здесь выпасают те ж породы крупного рогатого скота, что и пастушеские народы Западной Африки. Вместе с коровами в стаде всегда есть овцы. Встречаются и верблюжьи стада. В остальной части Центральной Африки скотоводство невозможно. Большая част региона покрыта влажными экваториальными лесами. В полосе же саван, особенно к югу от пояса лесов, разводят лишь коз и изредка овец, так как крупный рогатый скот подвержен заболеваниям, переносчиком которых является муха цеце.

Народы Центральной Африки славятся деревянной скульптурой. Стиль луб представлен деревянными ритуальными чашами, резными табуретами и скамеечками, подголовниками, украшенными скульптурными изображениями животных-антилоп или сплетенных змей. Куба создали галерею портретных скульптурных изображений правителей.

У народов этого региона не существовало столь разнообразного литья из металла, как в Западной Африке, но кузнечное дело было также почетным и распространенным ремеслом. Юго-восточные области Заира издавна снабжали рудами всю Центральную Африку. Кузнецы не только выковывали оружие и орудия труда, но умели вытягивать проволоку и инкрустировать ею парадные ножи (конго, куба, луба).

Ткачи работали на вертикальных станках, сырьем служили листья пальмы-рафии. Европейские путешественники прошлого века утверждали, что здешние ткани не уступали европейским. Пигмеи выделывают "мбугу" из луба фикусовых. Ныне ткачество вытеснено импортными тканями. Пальма-рафия давала и сырье для плетения: от толстых стен жилищ конго до корзин и стаканов столь плотного плетения, что в них можно было хранить сыпучие материалы.

Перед употреблением листья пальмы-рафии подвергались сложной обработке. Так, куба брали молодые листья, на которых делали надрезы и затем снимали тонкую кожицу. Ее засушивали, разрезали на тонкие ремешки, которые сплетали в длинные нити. Растительные волокна раскрашивали. Связав пучками, их на несколько дней опускали в болотную воду. В зависимости от времени пребывания в ней принимали черный, коричневый или красно-коричневый цвет. В качестве красителей использовали также охру и окись железа. Ткачество считалось мужским ремеслом, но все последующие операции (размягчение особыми колотушками, окраску с нанесением рисунка, вышивку и т.д.) делали женщины.

Основой пищи пигмеев являются продукты охоты и собирательства. Мясо убитого животного сразу же съедается всей охотничьей группой. Его обжаривают над огнем или кусками запекают в золе очага. Так же готовят крупные клубни и корни, некоторые сорта бананов, которые нельзя есть сырыми. Более мелкие продукты: термитов, кузнечиков, гусениц - заворачивают в крупные листья, такой пакет скрепляется черенками, затем его укладывают возле тлеющего огня и прожаривают. Вместо соли пользуются золой растений. Единственный напиток - вода.

У земледельцев экваториального пояса главное место в пищевом рационе занимают клубневые и корнеплоды: ямс, маниока, кассава. Перед употреблением в пищу маниоку и кассаву вымачивают, так как некоторые виды содержат алкалоиды. Затем клубни разрезают, рубят в деревянном корыте, растирают деревянными пестиками. Полученную тестообразную массу месят, скатывают в жгуты, обертывают банановым листьями, перевязывают и варят на пару. Так, конго готовят "чикванго" - хлеб из маниоки. Высушивая размельченную массу, получают тапиоку - муку из маниоки. Из нее варят "пате" - кашу, которая в сочетании с соусами, курицей или рыбой составляет основу экваториальной кухни. Едят также козлятину, баранину, охотничью добычу. Нередко недостаток животной пищи земледельческие народы восполняют за счет термитов, саранчи.

Традиционная одежда народов Центральной Африки: у мужчин -набедренная повязка или несшитая юбка, у женщин - несшитое полотнище, закрепляемое вокруг груди и оставляющее открытыми плечи. Лишь на севере региона носили и плечевую одежду. Пигмеи ограничивались передниками из кожи или травы. Ныне она практически вытеснена одеждой европейского типа. В Заире и Конго народной одеждой считаются легкие брюки и рубаха с открытым воротом и К0роткими рукавами у мужчин из легкой одноцветной ткани и длинные платья или юбки с блузами из ярких многоцветных тканей у женщин.

В Центральной Африке встречается и квадратное в плане и круглое жилище. Первый тип характерен для ряда народов бассейна реки Конго (конго, куба и др.), второй - более распространен. Строительный материал - глина или камень на севере региона; дерево, циновки для стен, тростник, травы и пальмовые листья - в лесистых районах. У бамилеке Камеруна жилища украшались резными деревянными столбами-опорами и косяками дверей; V куба - искусно плетеными из разноцветного тростника стенами. Несколько такшгжилищ, обнесенных изгородью, занимала одна семья. В условиях переложного земледелия и достаточных свободных земель преобладало хуторское поселение. Ныне они становятся более компактными. Наиболее типичная планировка поселений - кругового плана с открытой площадкой посреди деревни. На ней обычно росло старое дерево, строился открытый навес, где работали ремесленники и собирались члены общины.

В Центральной Африке существовали до колонизации самостоятельные политические объединения - ламидаты фульбе в Камеруне, Багирми на севере региона, Конго, Луба, Куба, Лунда у народов бассейна реки Конго. И ныне сохраняется память о них и правящих когда-то династиях. Сохраняет свое значение и община, которая, по представлениям ее членов, включала не только живых, но и умерших, духи которых считались подлинными собственниками общинных земель и угодий. Перед началом сельскохозяйственных работ испрашивалось разрешение у них. Проведение этих церемоний с просьбами об урожае, с благодарственными ритуалами было обязанностью "владыки земли", принадлежащего к роду первопоселенцев. Такие церемонии, проводимые "владыками земли" и сопровождавшиеся принесением жертв духам предков (маниоковой каши, пива, зерна и т.п.) перед началом сельскохозяйственных работ или рыбной ловли, а также в праздник первинок, у некоторых народов (особенно в зоне южных саванн) продолжались вплоть до середины нашего века.

Большесемейные связи сохраняются лишь в социальной сфере - есть чувство родства, близости и как следствие право и обязанность взаимопомощи, иногда существует и общая касса. Все хозяйственные работы (за исключением случаев помочи": при строительстве дома или подъеме нови) проводятся силами малых семей. Традиционно полигамные семьи вытесняются в среде христиан (а их большинство) моногамными. У многих народов Центральной Африки (главным образом лесной зоны) сохраняется материнский счет родства и уксиролокальное поселение. Дети после 10 лет уходят жить к братьям матери, а их место занимают племянники. Главой семьи считается дядя - брат матери. Женщина в браке сохраняет известную самостоятельность, она имеет в собственности и орудия, и плоды своего труда, доступен и развод по инициативе женщины. В наши дни материнское право постепенно вытесняется отцовским.

Большинство народов Центральной Африки сохраняет местные традиционные верования. Вера в духов природы, культ предков, фетишизм, вера в магию и колдовство, талисманы и обереги еще сильна. У народов, создавших в доколониальную эпоху собственные государства (конго, куба, лунда, луба), сложился и культ священного правителя. Однако ни у одного народа Центральной Африки не развился политеизм. Все верования сохраняли локальный характер и не выходили за пределы расселения одного народа. Даже у разных этнических групп внутри одного народа (например, конго) существовали разные формы культа и разные космогонические и антропогонические мифы. Почти у всех народов Центральной Африки, исповедующих местные традиционные культы, есть представления о создателе мира — его называют Нзамби, Ньямбе и т.д.

Последователи местных традиционных культов живут во всех странах региона и в некоторых составляют большинство населения (в ЦАР - более двух третей; в Камеруне, Габоне, Конго - примерно половина). Это фанг, мпонгв монго, нгала, часть конго и лунда, в Анголе - около половины населения, больше всего на востоке и юге. Ислам распространен по окраинам региона - на севере, крайнем востоке юго-востоке и играет в жизни народов Центральной Африки незначительную роль Исключение составляют Чад (около 60% населения) и Камерун (более 20%). Здесь ислам имеет долгую историю - со времен средневековья. На восток и юго-восток эта религия проникла во второй половине прошлого века с расцветом арабо- I суахилийской торговли (провинции Шаба и Киву в Заире).

Христианство еще на рубеже ХУ-ХУ1 вв. стало государственной религией в Конго, однако после распада государства Конго в начале ХУШ в. лишилось опоры и практически исчезло. В период колониального раздела Африки в регионе в результате работы католических и протестантских миссий вновь появились христиане. Самый большой процент христиан - в Габоне (более 50%), Заире (около 45%), Камеруне, Конго (по 30-35%), Анголе (более 50%). Это конго, вили, мбунду, лунда, авимбунду, амбунду и др. Большинство христиан в Центральной Африке - католики; в отправлении культа, обрядности, подготовке кадров Ватикан проводит активную "африканизацию". Число протестантов значительно только в Габоне и Камеруне, что исторически связано с деятельностью немецких миссионерских обществ.

В истории и современной жизни некоторых стран региона большую роль играли и продолжают играть христианско-африканские секты. Наибольшее значение имели матсванизм (Конго) и кимбангизм (Заир). Последнее направление получило и государственную поддержку и зарегистрировано как самостоятельная церковь. Нередко возникают и новые секты, особенно в восточных районах Заира (Китавала, церковь Лумпа, созданная в Восточной Африке, но имевшая приверженцев и в Заире и т.д.).

Современные деятели культуры народов Центральной Африки развивают народные традиции. На основе богатого устного творчества выросли интересные поэты и писатели, нередко сочетающие занятия литературой с активной общественной деятельностью. Многие творческие коллективы, как национальный балет Заира, сохраняют музыкальное наследие. В традиции народного творчества уходят корнями развивающаяся скульптура и живопись. Современная скульптура продолжает деревянную скульптуру народов бассейна рек Конго, особенно стили луба и куба. У живописи нет столь прямых истоков, но творчество художников питают традиции цветовых сочетаний, графичность ремесленных изделий. Особенно заметно это в работах последователей школы Пото-Пото, возникшей в Браззавиле (Конго).