Насильственная иммиграция из Африки
В первые десятилетия колонизации Нового Света потребность в рабочей силе удовлетворялась за счет аборигенов. Однако, как сказано выше, в ряде мест аборигенное население быстро исчезло. Кроме того, завоеватели пришли к выводу о меньшей эффективности труда индейцев, чем негров-рабов, которые были известны испанцам еще на родине. Труд привезенных в Америку рабов-негров на протяжении XVI в. использовался главным образом в домашнем услужении, а также на возведении крепостных сооружений, лесоповале, в меньшей мере - в скотоводстве и земледелии. Лишь в Бразилии с середины века стали возникать крупные земледельческие хозяйства (плантации), где выращивались тропические культуры, вывозимые в Европу. В XVII в. плантации появились и в колониях других европейских держав - как на материке, так и на островах.
С ростом спроса на мировом рынке на такие продукты, как сахар, табак, индиго, хлопок и некоторые другие, расширялось их производство (за счет освоения новых земель и применения все большего количества рабочей силы). Поток рабов из Африки в Америку непрерывно увеличивался; больше всего их привозили в Бразилию, на юг британских материковых владений б Северной Америке и на Антильские острова. В других регионах Америки труд рабов также использовался, но в меньшей степени.
Существуют разные способы исчисления количества рабов, привезенных в Америку из Африки. По подсчетам одних исследователей, в Новый Свет почти за четыреста лет работорговли было ввезено около 9 млн африканцев. Другие склоняются к более высоким количественным оценкам, полагая, что число рабов-африканцев, привезенных в Америку, достигло 15-16 млн человек.
На протяжении эпохи работорговли численность рабов, поступавших в разные районы плантационного земледелия, менялась. Менялся и их этнический состав.
Обращение с рабами в разных колониях в целом мало различалось. Отличия зависели скорее от того рода занятий, для которых предназначались рабы. Везде положение сельского раба было много более тяжелым и бесправным, чем городского. Там, в период сафры, т.е. во время рубки сахарного тростника и его переработки в сахар, рабы имели на сон не более четырех часов в сутки. В городе, особенно в испанских колониях, имелось больше возможностей заняться дополнительной работой и при благоприятных условиях выкупиться на волю. В колониях католических стран церковь следила за тем, чтобы в воскресенья и дни религиозных праздников никто не работал, в том числе и рабы. В сафру эти предписания не соблюдались.
Африканские рабы и их потомки в Америке постоянно оказывали сопротивление эксплуатации и произволу хозяев. Самым распространенным способом борьбы было бегство; в испанских колониях такие беглецы получали названия симарронов, в английских - марунов и т.д. В недоступных районах иногда образовывались целые лагеря беглецов (паленке в испанских колониях, киломбо в Бразилии) и даже области (можно назвать "лесных негров" в Гвиане). Нередко недовольство своим положением принимало форму спонтанных бунтов (несколько месяцев длилось восстание негров на Ямайке в 1760 г.), восстаний, во главе которых стояла креольская (местная) черная элита из ремесленников (на Ямайке в 1831 г.), и заговоров, в которые были вовлечены свободные мулаты и даже белые (процесс Эскалера 'на Кубе в 40-е годы XIX в.). В некоторых странах рабы принимали участие в борьбе за освобождение страны от колониального господства (освободительная война на Кубе в 1868-1878 гг.).
Формально работорговля подверглась осуждению европейскими державами еще на Венском конгрессе 1815 г. Однако отмена рабовладения затянулась на многие десятилетия, в течение которых работорговля, теперь уже контрабандная, продолжала практиковаться. Рабовладение было отменено в колониях Великобритании в 1838 г., в колониях Франции - в 1848 г., в колониях Голландии - в 1853 г., в США - в 1865 г., на Пуэрто-Рико - в 1873 г., на Кубе - в несколько этапов с 1868 по 1886 г., в Бразилии - в 1888 г. Однако первыми, после многих лет кровавых гражданских войн и борьбы с интервентами, победившие негры провозгласили независимость и окончательно упразднили рабовладение на Гаити по конституции 1805 г.
В эпоху рабства в британских колониях рабов освобождали редко. Так, свободные негры на Ямайке до 1800 г. составляли самое большее 4% населения; белых в то время на острове было более 8%, остальные - рабы. В США к концу периода рабовладения свободные негры и мулаты составляли около 12% всего населения африканского происхождения. На Кубе свободных негров и мулатов также было всегда меньше, чем белых или рабов, большую часть которых составляли негры, но соотношение долей этих социальных групп выглядело иначе. В 1841 г., когда число рабов на острове достигло максимального уровня, там проживало более 400 тыс. белых, почти 437 тыс. рабов и около 153 тыс. свободных негров и мулатов (то есть приблизительно 41, 44 и 15%). Затем доля белого населения стала заметно увеличиваться, доля рабов-негров снижаться и доля свободных негров и мулатов - немного расти.
В разных странах и даже на разных территориях одних и тех же стран свободное цветное население (как называли негров и мулатов) имело неодинаковые социальные возможности и разные права, но нигде его статус не становился одинаковым с положением белых - как в период рабовладения, так и после отмены рабства. Тем не менее, в испанских колониях свободные негры и мулаты имели больше возможностей для некоторого социального продвижения - главным образом через службу в местном ополчении. Дело в том, что из свободных негров и мулатов колониальные власти составляли отдельные подразделения (отряды и батальоны), предназначенные в первую очередь для защиты от нападений пиратов. Ополченцы за свою службу получали от властей некоторые льготы юридического и экономического характера. Так, в Гаване, одном из крупнейших портов Испанской империи, ополченцы негры и мулаты имели исключительное право организации грузовых работ на причалах, что давало им возможность при случае разбогатеть, приобретать недвижимость и даже рабов. Положение свободных негров и рабов тесно коррелировалось с состоянием рабовладения в той или иной области Америки. Повышенная концентрация рабов в данной области, усиление и жестокость их эксплуатации влекли за собой рост сопротивления рабов. Как следствие, свободные негры и мулаты становились более подозрительными для властей, да и для других белых обитателей колоний, и права негров и мулатов еще более ограничивались.
- Этнический фактор в мировой истории 259
- Проблемы прикладной этнологии 268 заключение 270 предисловие
- Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат Предметная область этнологии
- Социальные функции этнологии
- Понятие и термины этнологии
- Классификация народов мира
- Географическая классификация
- Народы Австралии и Океании
- Народы Азии
- Народы Америки
- Народы Африки
- Антропологическая классификация
- Языковая классификация
- Индоевропейская семья
- Эскимосско-алеутская семья
- Афразийская (семито-хамитская) семья
- Нигер-кордофанская (конго-кардафанская) семья
- Нило-сахарская семья
- Койсанская семья
- Северокавказская семья
- Сино-тибетская семья
- Классификация народов мира по историко-этнографическим (историко-культурным) областям
- Очерк истории этнологической науки
- Этнологические (этнографические) источники
- Методы исследовательской работы
- Западная европа
- Очерк этнической истории
- Этнический состав
- Хозяйство и материальная культура
- Социальный быт и духовная культура
- Семейный быт и обряды
- Праздники
- Славянские народы центральной и юго-восточной европы Общие сведения
- Этническая история западных и южных славян
- Хозяйство и материальная культура
- Поселения
- Общественный и семейный быт, духовная культура, народное творчество
- Религия
- Праздники
- Фольклор
- Восточнославянские народы. Расселение и численность. Расовые типы. Языки
- Происхождение и этническая история
- Хозяйственные занятия
- Поселения
- Социальные структуры и институты. Общественный быт
- Семья и семейный быт
- Традиционная народная культура
- Религия и верования
- Народное искусство и фольклор
- Народы волго-камья
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественный и семейный быт
- Духовная культура
- Народы прибалтики
- Этногенез и этническая история
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы севера восточной европы
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство и материальная культура
- Духовная культура
- Народы юго-запада и юга восточной европы
- Народы сибири
- Этногенез и этническая история
- Традиционное хозяйство коренного населения Сибири
- Духовная жизнь. Верования
- Народы Сибири и торгово-промышленная цивилизация
- Народы кавказа
- Лингвистическая классификация
- Этногенез и этническая история
- Материальное хозяйство
- Поселения
- Общественный и семейный быт
- Религиозные верования
- Фольклор
- Америка: этнокультурные регионы, народы и этнические процессы
- Обитатели Америки до начала европейской колонизации. Первоначальное заселение континента
- Адаптация человека к различным экологическим средам
- Арктическая область Северной Америки
- Северная лесная область
- Северо-западное (тихоокеанское) побережье Сев. Америки
- Калифорния
- Лесные области востока Северной Америки
- Мезоамерика
- Огненная Земля
- Леса и степи Южной Америки
- Тропические леса Южной Америки
- Промежуточная область
- Центральные Анды
- Завоевание и колонизация Америки европейцами
- Аборигены и европейцы
- Насильственная иммиграция из Африки
- Трансформация этнического самосознания
- Культуры и этносы Америки в постколониальный период
- Народы и культуры африканского континента
- Народы Северной Африки
- Народы Восточной Африки
- Мадагаскар
- Народы Южной Африки
- Население островов Индийского океана
- Народы Западной Африки
- Народы Центральной Африки
- Этнические процессы в современной Африке
- Народы западной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественные отношения
- Духовная культура
- Религия
- Народы южной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Семья и семейные отношения
- Социальный строй и общественная организация •
- Духовная культура
- Народы юго-восточной азии
- Этническая история
- Современный этнический состав
- Этнические процессы
- Хозяйство
- Материальная культура
- Социальные отношения и общественная организация
- Духовная культура. Народное творчество
- Народы восточной азии
- Этногенез и этническая история
- Современные этнические процессы
- Этнолингвистическая классификация
- Антропологический состав
- Хозяйственно-культурные типы
- Материальная культура
- Социальная организация
- Духовная культура
- Народы центральной азии
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Общественная организация
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы австралии и океании
- Историко-культурное районирование Австралии и Океании
- Проблемы этногенеза народов Австралии и Океании и основные этапы этнической истории этого региона
- Европейское проникновение в Австралию и Океанию и его последствия
- Народы Австралии
- Народы Папуасии (Новой Гвинеи)
- Народы Меланезии
- Новая Каледония
- Народы Фиджи
- Народы Полинезии
- Народы Новой Зеландии
- Народы Микронезии
- Этнический фактор в мировой истории
- Современные тенденции этносоциального развития в мире. Межэтнические конфликты
- Проблемы прикладной этнологии
- Заключение