logo
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК

Насильственная иммиграция из Африки

В первые десятилетия колонизации Нового Света потребность в рабочей силе удовлетворялась за счет аборигенов. Однако, как сказано выше, в ряде мест аборигенное население быстро исчезло. Кроме того, завоеватели пришли к выводу о меньшей эффективности труда индейцев, чем негров-рабов, которые были известны испанцам еще на родине. Труд привезенных в Америку рабов-негров на протяжении XVI в. использовался главным образом в домашнем услужении, а также на возведении крепостных сооружений, лесоповале, в меньшей мере - в скотоводстве и земледелии. Лишь в Бразилии с середины века стали возникать крупные земледельческие хозяйства (плантации), где выращивались тропические культуры, вывозимые в Европу. В XVII в. плантации появились и в колониях других европейских держав - как на материке, так и на островах.

С ростом спроса на мировом рынке на такие продукты, как сахар, табак, индиго, хлопок и некоторые другие, расширялось их производство (за счет освоения новых земель и применения все большего количества рабочей силы). Поток рабов из Африки в Америку непрерывно увеличивался; больше всего их привозили в Бразилию, на юг британских материковых владений б Северной Америке и на Антильские острова. В других регионах Америки труд рабов также использовался, но в меньшей степени.

Существуют разные способы исчисления количества рабов, привезенных в Америку из Африки. По подсчетам одних исследователей, в Новый Свет почти за четыреста лет работорговли было ввезено около 9 млн африканцев. Другие склоняются к более высоким количественным оценкам, полагая, что число рабов-африканцев, привезенных в Америку, достигло 15-16 млн человек.

На протяжении эпохи работорговли численность рабов, поступавших в разные районы плантационного земледелия, менялась. Менялся и их этнический состав.

Обращение с рабами в разных колониях в целом мало различалось. Отличия зависели скорее от того рода занятий, для которых предназначались рабы. Везде положение сельского раба было много более тяжелым и бесправным, чем городского. Там, в период сафры, т.е. во время рубки сахарного тростника и его переработки в сахар, рабы имели на сон не более четырех часов в сутки. В городе, особенно в испанских колониях, имелось больше возможностей заняться дополнительной работой и при благоприятных условиях выкупиться на волю. В колониях католических стран церковь следила за тем, чтобы в воскресенья и дни религиозных праздников никто не работал, в том числе и рабы. В сафру эти предписания не соблюдались.

Африканские рабы и их потомки в Америке постоянно оказывали сопротивление эксплуатации и произволу хозяев. Самым распространенным способом борьбы было бегство; в испанских колониях такие беглецы получали названия симарронов, в английских - марунов и т.д. В недоступных районах иногда образовывались целые лагеря беглецов (паленке в испанских колониях, киломбо в Бразилии) и даже области (можно назвать "лесных негров" в Гвиане). Нередко недовольство своим положением принимало форму спонтанных бунтов (несколько месяцев длилось восстание негров на Ямайке в 1760 г.), восстаний, во главе которых стояла креольская (местная) черная элита из ремесленников (на Ямайке в 1831 г.), и заговоров, в которые были вовлечены свободные мулаты и даже белые (процесс Эскалера 'на Кубе в 40-е годы XIX в.). В некоторых странах рабы принимали участие в борьбе за освобождение страны от колониального господства (освободительная война на Кубе в 1868-1878 гг.).

Формально работорговля подверглась осуждению европейскими державами еще на Венском конгрессе 1815 г. Однако отмена рабовладения затянулась на многие десятилетия, в течение которых работорговля, теперь уже контрабандная, продолжала практиковаться. Рабовладение было отменено в колониях Великобритании в 1838 г., в колониях Франции - в 1848 г., в колониях Голландии - в 1853 г., в США - в 1865 г., на Пуэрто-Рико - в 1873 г., на Кубе - в несколько этапов с 1868 по 1886 г., в Бразилии - в 1888 г. Однако первыми, после многих лет кровавых гражданских войн и борьбы с интервентами, победившие негры провозгласили независимость и окончательно упразднили рабовладение на Гаити по конституции 1805 г.

В эпоху рабства в британских колониях рабов освобождали редко. Так, свободные негры на Ямайке до 1800 г. составляли самое большее 4% населения; белых в то время на острове было более 8%, остальные - рабы. В США к концу периода рабовладения свободные негры и мулаты составляли около 12% всего населения африканского происхождения. На Кубе свободных негров и мулатов также было всегда меньше, чем белых или рабов, большую часть которых составляли негры, но соотношение долей этих социальных групп выглядело иначе. В 1841 г., когда число рабов на острове достигло максимального уровня, там проживало более 400 тыс. белых, почти 437 тыс. рабов и около 153 тыс. свободных негров и мулатов (то есть приблизительно 41, 44 и 15%). Затем доля белого населения стала заметно увеличиваться, доля рабов-негров снижаться и доля свободных негров и мулатов - немного расти.

В разных странах и даже на разных территориях одних и тех же стран свободное цветное население (как называли негров и мулатов) имело неодинаковые социальные возможности и разные права, но нигде его статус не становился одинаковым с положением белых - как в период рабовладения, так и после отмены рабства. Тем не менее, в испанских колониях свободные негры и мулаты имели больше возможностей для некоторого социального продвижения - главным образом через службу в местном ополчении. Дело в том, что из свободных негров и мулатов колониальные власти составляли отдельные подразделения (отряды и батальоны), предназначенные в первую очередь для защиты от нападений пиратов. Ополченцы за свою службу получали от властей некоторые льготы юридического и экономического характера. Так, в Гаване, одном из крупнейших портов Испанской империи, ополченцы негры и мулаты имели исключительное право организации грузовых работ на причалах, что давало им возможность при случае разбогатеть, приобретать недвижимость и даже рабов. Положение свободных негров и рабов тесно коррелировалось с состоянием рабовладения в той или иной области Америки. Повышенная концентрация рабов в данной области, усиление и жестокость их эксплуатации влекли за собой рост сопротивления рабов. Как следствие, свободные негры и мулаты становились более подозрительными для властей, да и для других белых обитателей колоний, и права негров и мулатов еще более ограничивались.