Материальная культура
Орудия труда различны у народов, стоящих на разных уровнях социально-экономического развития и относящихся к разным хозяйственно-культурным типам. Развитые плужные земледельцы используют теперь по большей части орудия труда современного вида и, за исключением простейшего крестьянского инвентаря, фабричного производства. Традиционные сельскохозяйственные орудия имеют у разных народов известные черты сходства. Это повсеместно распространенный плуг без отвала или плуг с отвалом, "вертикальная" борона с косо поставленными Длинными зубьями и упором в виде рамы. В качестве тягловой силы используются, главным образом, буйволы. Убирают урожай ножами и серпами. Различны способы обмолота урожая: укладывают снопы на циновки и обивают их палками; прогоняют по снопам животных; существует и давний метод обмолота колосьев в ступе.
У ручных земледельцев орудия в значительной мере собственного производства, хотя некоторые предметы покупные, заводского изготовления. Нередко орудия труда покупаются у местных ремесленников. В целом преобладают орудия труда традиционного вида. Широко еще используются простейшие палки (палки-копалки, сажальный кол), изготовляемые из твердых пород дерева с заостренным и подожженным концом, которыми при посеве делаются в почве ямки. Однако все более обычными становятся разного рода мотыги, как самодельные, с лезвием из Камня или рога, так и металлические, иногда покупные. Чаще всего лезвия Железных мотыг выковывают деревенские кузнецы или даже сами хозяева.
Еще в колониальное время среди земледельческого населения получило распространение огнестрельное оружие. Как праздничные, ритуальные в некоторых местах еще встречаются старинные предметы вооружения: луки и стрелы зачастую с отравленными наконечниками, духовые трубки, мечи, ножи, копья. Традиционное вооружение составляет согласно обычаю обязательную принадлежность мужского костюма. У многих народов, как у даяков, мечи считаются священными предметами, передаваемыми по наследству от отца к сыну.
У многих групп ручных земледельцев и у малых народов, обитающих на периферии классовых обществ, еще прочно бытуют традиционные орудия и предметы вооружения. Они разнообразны у охотников и собирателей и чаще представляют собой настоящие произведения искусства. Таковы у даяков, охотников и ручных земледельцев, мечи парау и мандау, различные щиты украшенные инкрустацией и перьями копья, ножи в художественно выполненные ножнах. В горных областях полуострова Индокитай у ряда племен и сегодня обычны лук и отравленные стрелы - оружие, порой более эффективное в густом тропическом лесу, чем ружья и винтовки; копья, топоры, ножи. Сенои и семанги охотятся с помощью духового ружья (сумпитан), широко применяющегося и более культурно развитыми народами, особенно при охоте на мелких и средних зверей и на птиц. Охотник, пользуясь небольшими стрелами, изготовленными из сердцевины пальмового листа и отравленными сильнейшим ядом, успешно поражает добычу на расстоянии нескольких десятков метров. Оружие действует совершенно бесшумно и не распугивает дичь.
До недавнего прошлого, а у некоторых групп бродячих охотников и собирателей (кубу, лубу, тоала и др.) и в наше время, металлические орудия и оружие встречались редко, а изготовлялись из дерева, камня, кости. Например, все вооружение кубу и тоала состояло, главным образом, из палицы или копья, а ножи делались из расщепленного бамбука. Но в настоящее время, вследствие усиления культурных контактов с цивилизованными народами, роста обмена, и у малых народов все в больших масштабах появляются изделия ремесленников из земледельческих поселений и предметы фабричного производства.
Поселения и жилища в Юго-Восточной Азии разнообразны, тем не менее среди этого многообразия можно выделить определенные типы.
Земледельческое население устраивает поселения чаще всего по берегам рек и озер, на морском побережье, где располагается и большая часть городов. У земледельцев прибрежных областей встречаются поселения рядового плана из одной или нескольких улиц. В глубине Индокитая и островов преобладают поселения кучевого плана, что в известной мере связано с тем, что еще в начале века вследствие постоянных военных столкновений они представляли укрепления, огороженные прочным колючим забором. Однако у некоторых групп батаков Суматры в прошлом поселения хотя и были сильно укреплены, но имели, тем не менее, уличный план. Постоянные обитатели побережий рек и озер, заливов нередко проводят всю жизнь на воде, где они устраивают плавучие поселки на плотах и лодках. Такие поселения широко распространены, в частности, в Таиланде, где из-за высокой стоимости земли бедняки не имеют возможности покупать участки для строительства дома. Горные племена, как правило, живут в небольших поселениях, кучевых в плане и сильно укрепленных. Бродячие охотники и собиратели не имеют постоянных поселений и сооружают на ночевках небольшие лагеря.
Жилища преобладают двух типов: свайные и наземные. Традиция свайных построек сложилась в прибрежной морской зоне, где во время ураганов вода затопляла поселение, и к лесах, где постройка на сваях давала защиту ОТ хищников.
Свайные постройки сооружают по-разному: либо специально вбивают сваи, либо, как нередко в лесных местностях, на обрубленных на высоте двух и более метров стволах деревьев. На сваи укладывается платформа из расщепленных стволов деревьев, на которых и возводится жилище. У одних народов, например у нага, батаков, даяков, ифугао, оно сооружается из толстых стволов, у других — сунда, дампонгцев - из более легких материалов, часто в дело идет бамбук. Крыша обычно двускатная. В Малайзии и на островах Юго-Восточной Азии распространена так называемая седловидная крыша. В отдельных местностях сооружаются конические крыши. В качестве традиционного материала для кровли используются пальмовые листья. Постепенно все большее признание, особенно у зажиточного населения, получают современные дома-коттеджи из покупных материалов.
Для Вьетнама типичны наземные каркасные жилища с кирпично-глинобитным или земляным заполнением стен. Они разгораживаются легкими перегородками, образуя два-три помещения. Хозяйственные постройки возводят во дворе. Усадьба огораживается колючей живой изгородью. В деревенских поселениях Мьянмы, Таиланда, Лаоса, Западной Малайзии традиционное жилище сооружается на сваях из дерева, бамбука, пальмовых листьев. Яванцы и сунда строят легкие дома из двух-трех помещений на небольшом фундаменте без свай. Чрезвычайно своеобразны традиционные "длинные" дома даяков Калимантана, располагающиеся по берегам рек. Один или несколько домов на сваях, платформы которых соединены переходными мостиками, составляют поселение сельской общины. Селения сильно укреплены стенами из бамбука, стволов деревьев, колючих растений. Вдоль каждого дома устраивается крытая галерея, куда выходят двери семейных комнат, хранится утварь и разное домашнее имущество. Часть галереи отводится под помещения для неженатых мужчин, иногда в селении имеется "мужской дом". Но в наши дни постройки такого типа, как укрепленные поселения, постепенно исчезают, и молодежь предпочитает жить в отдельных небольших свайных постройках, вмещающих одну малую семью.
Не менее оригинальны старинные дома минангкабау, сооружавшиеся на сваях, с седловидной крышей, с украшенными резьбой деревянными стенами. В каждом доме обитала целая материнско-родовая группа. Когда очередная девушка вступала в брак, для новой семьи к торцовой стороне дома пристраивалось новое помещение. Каждую пристройку венчала седловидная крыша. Таким образом, дом все время рос в длину и достигал за десятки или даже сотню лет значительных Размеров. В настоящее время такие дома уже не строят, а живут в домах, рассчитанных на одну семью, но в каждом селении тщательно сохраняют хотя бы один старинный длинный дом, в котором устраивается местный этнографический Музей.
Большие дома, квадратные или прямоугольные в плане, из мощных стволов Деревьев, с седловидной крышей, рассчитанные на целую семейную общину, окружали в прошлом батаки Суматры. Дом окружался верандой, многие его детали покрывались тщательной художественной резьбой, изображавшей, главным образом, магические мотивы. С распадением больших семей дома становятся значительно меньшими по размерам и вместо резьбы обычно ярко раскрашиваются.
Старинные дома каждое селение поддерживает, используя их для различных общественных целей или в качестве музеев местного быта. У батаков так же, как и У Минангкабау, во дворе сооружается хранилище для риса, которое в миниатюре точно повторяет традиционную конструкцию дома. Еще в середине прошлого века Бродячие охотники и собиратели Сулавеси либо сооружали наземные "ветровые заслоны" из палок в листьев, либо при опасности нападения диких животных устраивали в развилках, ветвей больших деревьев платформы, на которые ставили ветровые заслоны.
В целом сходны с малайскими постройки на Филиппинах. В старину многие народы сооружали в центре поселений общинные дома, сейчас их уже почти не строят, а сохранившиеся используют в качестве гостиниц или музеев старого быта.
Внутреннее убранство сельских домов в странах Юго-Восточной Азии обычно очень просто и похоже у разных народов. На полах стелют циновки, на которых сидят, едят, спят. Украшением жилых помещений служат развешанные по стенам оружие, художественно выполненные предметы быта, утварь. В городах, особенно в кварталах, где живет зажиточное население, интерьер напоминает европейский с некоторыми национальными дополнениями в виде вышивок, ковриков, оружия, развешиваемого по стенам.
Одежда народов Юго-Восточной Азии чрезвычайно разнообразна, и этнические традиции особенно сильно проявляются в ее отделке, однако в своей основе по покрою имеет много общего. Старинная традиционная одежда была обычно несшивной. В новейшее время она все более вытесняется сшивной, часто покупной одеждой.
Традиционная мужская вьетнамская одежда состояла из набедренной повязки, широких штанов и короткой куртки или халата. Головным убором служила плетеная конусовидная шляпа. Традиционный женский костюм включал нательную распашную кофту, длинные, до щиколотки штаны, в холодное время костюм дополнялся стеганой курткой или халатом. На голове носили плетеные широкополые шляпы. Мужской и женской обувью служили сандалии. В костюме присутствовала традиционная цветовая гамма с преобладанием белого и черного цветов. В настоящее время традиционная одежда, если встречается, то только у пожилых женщин. У мужчин она полностью вышла из употребления и вытеснилась современной одеждой.
У Лао мужчины ходят в широких коротких штанах, куртке, сандалиях. У женщин обычна несшивная одежда, состоящая из куска ткани, обернутого вокруг тела от подмышек до колен, опоясанная шарфом. Сверху надевается кофта. Головным убором мужчин и женщин служит плетеная из бамбука шляпа или головной платок.
Основу традиционного таиландского костюма у мужчин, еще достаточно распространенного в сельских местностях, составляет широкое полотнище ткани, которое обертывается вокруг бедер, а концы которого пропускаются между ногами. Получается род штанов. Наплечной одеждой служит куртка или рубашка. Многочисленные буддийские монахи ходят в обернутых вокруг тела ярко-оранжевых полотнищах ткани. Старинный женский костюм состоит из куска ткани, которым обертывают бедра наподобие юбки, на плечи набрасывается накидка или надевается жакет. Ходят босиком или в кожаных сандалиях. И мужчины, и женщины в прошлом коротко стриглись, в наше время такую прическу носит только часть мужчин. В городах, среди зажиточных слоев населения, на улице и на работе утвердился европейский костюм.
Традиции ношения национальной одежды сохраняются у народов Мьянмы. Мужской костюм состоит из широкого прямоугольного куска ткани, который обертывают вокруг бедер и носят как юбку, а также рубашки или куртки. Его дополняют шляпа и сандалии. Женский костюм такой же, как у мужчин, но его и покрой шире.
У малайцев и индонезийцев традиционная одежда - саронг, которая состоит из длинного куска ткани, обертываемого вокруг туловища. Он может быть коротким - до колен или длинным - до щиколоток. В городах традиционная одежда уступила на улице и в официальной обстановке европейскому костюму, особенно у яванцев и у других крупных народов. Однако дома, как правило, носят саронг. Современный головной убор - батиковый платок или черная шапочка. Традиционная женская одежда состоит из полотнища, которым обертывается тело от груди до пяток, кофты или жилета. Обязательная принадлежность женского костюма - шарф.
У отсталых ручных земледельцев и, особенно, у охотников и собирателей еще сохраняется традиционная одежда. У мужчин это набедренная повязка. В таких набедренных повязках трудится на полях и земледельческое население. У женщин - юбочки. Набедренные повязки делались в прошлом из луба — особым образом выделанной коры дерева. В настоящее время получили распространение покупные ткани, и костюм дополняется иногда европейского покроя рубашками, кофтами, шортами. При ограниченности деталей костюма, а некоторые группы кубу и других лесных народов еще сравнительно недавно ходили вообще обнаженными, мужчины и женщины носят разнообразные самодельные и покупные украшения: ожерелья, браслеты, кольца. Многие народы покрывают тело татуировкой, что связано обычно с инициациями и прохождением ступеней возрастной организации. Татуировка играет роль социально-возрастной символики.
У некоторых народов, как, например, у даяков, бытовал обычай подпиливания и чернения зубов, их инкрустация вставками из металла.
Основа рациона пищи народов Юго-Восточной Азии - рис, овощи, фрукты, рыба. Только по большим праздникам едят мясо птицы, реже говядину. Свинину употребляют в пищу только христиане и группы населения, сохраняющие первобытные племенные религии.
Семья
В соответствии с большим разнообразием общественных отношений в Юго-Восточной Азии до нашего времени, при господстве семьи классового общества еще есть народы, у которых можно встретить наиболее примитивные виды парной семьи.
На семейно-брачные отношения сильнейшее влияние оказывают религиозные обычаи: в Индокитае - буддийские, в Малайзии и Индонезии - мусульманские, на Филиппинах - христианские. У мусульман религиозное право шариат допускает многоженство, имеющее, однако, ограниченное распространение как вследствие экономических причин - только купцы, ростовщики, зажиточные ремесленники в состоянии содержать нескольких жен, так и по этическим соображениям - интеллигенция, передовые рабочие считают многоженство аморальным. У христиан Филиппин и большинства буддийского населения господствует моногамная семья.
У представителей ХКТ ручного земледелия и бродячих охотников и собирателей семья еще сохраняет архаический облик и представлена различными видами парной семьи. Эта семья еще не является экономической ячейкой общества, в принципе она устойчива, хотя из-за трудности у многих малых народов и племен найти брачного партнера она практически даже прочнее, чем моногамная семья у многих Цивилизованных народов. У бродячих охотников и собирателей семьи обычно состоят только из родительской пары и детей.
- Этнический фактор в мировой истории 259
- Проблемы прикладной этнологии 268 заключение 270 предисловие
- Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат Предметная область этнологии
- Социальные функции этнологии
- Понятие и термины этнологии
- Классификация народов мира
- Географическая классификация
- Народы Австралии и Океании
- Народы Азии
- Народы Америки
- Народы Африки
- Антропологическая классификация
- Языковая классификация
- Индоевропейская семья
- Эскимосско-алеутская семья
- Афразийская (семито-хамитская) семья
- Нигер-кордофанская (конго-кардафанская) семья
- Нило-сахарская семья
- Койсанская семья
- Северокавказская семья
- Сино-тибетская семья
- Классификация народов мира по историко-этнографическим (историко-культурным) областям
- Очерк истории этнологической науки
- Этнологические (этнографические) источники
- Методы исследовательской работы
- Западная европа
- Очерк этнической истории
- Этнический состав
- Хозяйство и материальная культура
- Социальный быт и духовная культура
- Семейный быт и обряды
- Праздники
- Славянские народы центральной и юго-восточной европы Общие сведения
- Этническая история западных и южных славян
- Хозяйство и материальная культура
- Поселения
- Общественный и семейный быт, духовная культура, народное творчество
- Религия
- Праздники
- Фольклор
- Восточнославянские народы. Расселение и численность. Расовые типы. Языки
- Происхождение и этническая история
- Хозяйственные занятия
- Поселения
- Социальные структуры и институты. Общественный быт
- Семья и семейный быт
- Традиционная народная культура
- Религия и верования
- Народное искусство и фольклор
- Народы волго-камья
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественный и семейный быт
- Духовная культура
- Народы прибалтики
- Этногенез и этническая история
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы севера восточной европы
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство и материальная культура
- Духовная культура
- Народы юго-запада и юга восточной европы
- Народы сибири
- Этногенез и этническая история
- Традиционное хозяйство коренного населения Сибири
- Духовная жизнь. Верования
- Народы Сибири и торгово-промышленная цивилизация
- Народы кавказа
- Лингвистическая классификация
- Этногенез и этническая история
- Материальное хозяйство
- Поселения
- Общественный и семейный быт
- Религиозные верования
- Фольклор
- Америка: этнокультурные регионы, народы и этнические процессы
- Обитатели Америки до начала европейской колонизации. Первоначальное заселение континента
- Адаптация человека к различным экологическим средам
- Арктическая область Северной Америки
- Северная лесная область
- Северо-западное (тихоокеанское) побережье Сев. Америки
- Калифорния
- Лесные области востока Северной Америки
- Мезоамерика
- Огненная Земля
- Леса и степи Южной Америки
- Тропические леса Южной Америки
- Промежуточная область
- Центральные Анды
- Завоевание и колонизация Америки европейцами
- Аборигены и европейцы
- Насильственная иммиграция из Африки
- Трансформация этнического самосознания
- Культуры и этносы Америки в постколониальный период
- Народы и культуры африканского континента
- Народы Северной Африки
- Народы Восточной Африки
- Мадагаскар
- Народы Южной Африки
- Население островов Индийского океана
- Народы Западной Африки
- Народы Центральной Африки
- Этнические процессы в современной Африке
- Народы западной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественные отношения
- Духовная культура
- Религия
- Народы южной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Семья и семейные отношения
- Социальный строй и общественная организация •
- Духовная культура
- Народы юго-восточной азии
- Этническая история
- Современный этнический состав
- Этнические процессы
- Хозяйство
- Материальная культура
- Социальные отношения и общественная организация
- Духовная культура. Народное творчество
- Народы восточной азии
- Этногенез и этническая история
- Современные этнические процессы
- Этнолингвистическая классификация
- Антропологический состав
- Хозяйственно-культурные типы
- Материальная культура
- Социальная организация
- Духовная культура
- Народы центральной азии
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Общественная организация
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы австралии и океании
- Историко-культурное районирование Австралии и Океании
- Проблемы этногенеза народов Австралии и Океании и основные этапы этнической истории этого региона
- Европейское проникновение в Австралию и Океанию и его последствия
- Народы Австралии
- Народы Папуасии (Новой Гвинеи)
- Народы Меланезии
- Новая Каледония
- Народы Фиджи
- Народы Полинезии
- Народы Новой Зеландии
- Народы Микронезии
- Этнический фактор в мировой истории
- Современные тенденции этносоциального развития в мире. Межэтнические конфликты
- Проблемы прикладной этнологии
- Заключение