logo
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК

Народы Южной Африки

Южная Африка включает население государств: Ботсвана (более 1 млн человек), Лесото (более 1,5 млн), Намибия (более 1,5 млн), Свазиленд (712 тыс.)) Южно-Африканская Республика (33 млн человек).

Значительную часть автохтонного населения региона составляют народы языковой подгруппы бенуэ-конго, известные нередко как народы банту (Конго ганда, зулу, коса, свази, тсвана, тсонга и др.). В расовом отношении население Южной Африки представлено негроидной, койсанской, европеоидной расами и группами смешанного населения.

Климат и природа региона разнообразны и включают зоны тропического леса, саванн, пустыни, полосы гор на побережье приморских субтропиков.

Господствующее положение в регионе издавна принадлежит Южно-Африканской Республике (ЮАР), где сосредоточена крупная горнодобывающая промышленность, где находятся самые крупные города европейского облика и обитает большинство европейского населения. Здесь добывается половина мирового золота, значительная часть алмазов и урана. По уровню промышленного развития ЮАР значительно выше других стран Африки. Здесь развито также крупное фермерское Хозяйство.

Городское население в ЮАР составляет 51% всего населения страны. Высока плотность населения в горнопромышленном районе между Преторией и Йоханнесбургом, а также в "бантустанах" - резерватах с африканским населением (до 2оо человек на 1 кв. км).

Миграционные процессы, особенно характерная особенность региона, в значительной степени были связаны с давней политикой расовой дискриминации в ее крайней форме - апартеидом (раздельного "развития" рас), проводившейся правящим в недавнем прошлом здесь белым населением. Кроме того, влияет на подвижность населения ежегодная вербовка сотен тысяч рабочих из соседних стран на промышленные предприятия республики.

Исторически в Южной Африке сформировались два основных ХКТ: тропического мотыжного земледелия и кочевого и отгонно-пастбищного скотоводства. В земледельческих областях основными культурами являются сорго, сезам, масличная пальма, корнеплоды маниока и ямс, просо, кукуруза, рис. В их восточной части, где климат более сухой, главные культуры составляют просо, сорго, бобовые, кукуруза, ячмень, корнеплоды. Европейцы ввели здесь плантационные культуры: хлопок, кофе, чай, табак, сизаль и др. В прошлом была распространена подсечно-огневая система земледелия, теперь распространяются техника чередования культур, внесения удобрений и другие методы, что вызывается нехваткой земли, годной под обработку.

В саванне и полупустынях к югу от реки Замбези, где обитают такие крупные народы, как зулу, коса, суто, тсвана, свази, сравнительно недавно было распространено скотоводство древнего номадного типа. Местное население разводило крупный и мелкий рогатый скот. Быков использовали в упряжке в повозках, под вьюк и для верховой езды. Кроме гереро, все подвижные скотоводческие народы занимались еще в разной степени и обработкой земли. К настоящему времени скотоводство в регионе приобрело форму отгонно-пастбищного, что было вызвано сокращением когда-то обширных пастбищных территорий из-за захвата земель европейскими колонистами. Кроме того, сосредоточение населения банту в резерватах также подорвало традиционное подвижное скотоводство. Земледелие стало основной отраслью жизнеобеспечения бывшего пастушеского населения.

Кочевое скотоводство продолжают вести большинство бушменов и готтентотов, а также тсвана, которые, хотя оседлы и занимаются в основном земледелием, но также и скотоводством трансгуманс, выпасая свои стада на далеких пастбищах за многие сотни километров от своих сел.

Народы банту до прихода европейцев были знакомы с металлургией. Кузнечное ремесло развито издавна у многих народов Южной Африки. Правда, теперь кузнечество основано на переработке привозного железного лома. Распространены и Другие ремесла: гончарство, ткачество, обработка шкур, изготовление разных предметов быта из различных материалов: растительных волокон и продуктов скотоводства.

Жилищами служат в центральных областях прямоугольные в плане хижины с Двускатной крышей. В восточных распространен тип тукуля - круглой хижины с конусообразной соломенной крышей. Наиболее распространен у народов Южной Африки тип поселения в виде "крааля": в его центре располагается загон для скота, вокруг него ставят хижины, зернохранилища (ямы, обмазанные изнутри глиной или Плетеные большие корзины из ветвей и соломы на помостах), места для очага. Этот жилой комплекс обносится забором из колючего кустарника.

Одежда населения тропических областей состоит из набедренных повязок, Передников, юбок из хлопчатобумажных тканей, кожи, лубяной материи.

У большинства африканских народов Южной Африки сохраняется отцовский счет родства, однако в тропических областях встречаются общества и с материнским счетом. Большая патриархальная семья мало где сохранилась. Минимальная социальная ячейка - малая индивидуальная семья. Наибольшая структурная социальная общность - племя.

Основная социальная единица - сельская община, владеющая землей. Каждый член общины получает для своей семьи в пользование надел. Уже давно развивается частная собственность на особые ценные участки или участки, единолично отвоеванные у леса под посадку плантационных культур. Патриархальные отношения находятся процессе активного разложения. Однако еще продолжает сохраняться племенная организация, генеалогические связи которой и сейчас служат мощным социальным и политическим объединяющим фактором. Например, каждый свази четко осознает свою принадлежность сперва ко всему народу свази, а затем к одному из его 26 племен.

На традиционные формы жизни народов оказали сильное воздействие довольно раннее проникновение сюда товарно-денежных отношений, развитие горнодобывающей промышленности и рост крупных городов, что способствовало мощным урбанизационным процессам, миграции населения, углублению социальной и имущественной дифференциации, формированию слоев африканских рабочих, буржуазии и интеллигенции.

Особые исторические условия, политические и экономические особенности развития стран региона вызвали к жизни объединения этносов зулу, коса, суто и их племенных подразделений в союзы более высокого уровня, сформировавшиеся в ходе многолетней упорной борьбы африканского населения против белого меньшинства. Этот процесс бурно протекает в наши дни, вследствие политического противостояния противоборствующих сторон.

На общий ход развития культуры народов Южной Африки оказали сильнейшее влияние древние миграции больших масс населения, двигавшихся по всему континенту. Есть основания полагать, что некогда бушмены и готтентоты населяли всю Южную и значительную часть Восточной Африки. Часть племен банту, двигаясь по Восточной Африке, теснила скотоводов готтентотов, а те, в свою очередь, вытесняли все южнее бушменов. Ко времени появления европейцев в середине XVII в. народы банту заселяли всю Южную Африку, кроме Капской провинции ЮАР, где жили бушмены и готтентоты. К этому времени банту стояли на более высоком уровне развития, чем готтентоты и бушмены. Банту уже тогда знали металлургию, многие ремесла, у них было четкое общественное разделение труда, основу хозяйства составляли земледелие и скотоводство. Между банту, готтентотами и бушменами поддерживался постоянный обмен. Первые приносили на обменные пункты по течению реки Оранжевой свои изделия: табак, ложки и браслеты из слоновой кости, медные и железные украшения, топоры и копья с металлическими наконечниками, кожаные накидки и пр. Все это банту обменивали на скот через готтентотов - посредников, которые брали у бушменов страусовые перья и яйца, шкуры диких зверей и рога. Большое влияние на жизнь местных африканских народов оказали такие мощные факторы, как появление бурских (потомки голландских переселенцев) колонистов на Капском полуострове, португальцев в Мозамбике и других европейцев - купцов, миссионеров, путешественников, доставлявших во внутренние районы Южной Африки европейские товары, в том числе огнестрельное оружие.

Готтентоты к середине ХУП в. населяли всю южную оконечность Африки и составляли многочисленную группу племен кочевых скотоводов. Они разводили крупный рогатый скот, овец и коз. Жили во временных поселениях типа краалей. Когда скот вокруг стоянки съедал траву, все население перекочевывало на новые стойбища. Жили готтентоты большими патриархальными семьями, некоторые из которых имели в семейном стаде по несколько тысяч животных. Занимались также охотой. Шкуры шли на изготовление одежды, утвари, ими покрывали хижины, оружие состояло из копий, луков, стрел, палиц. Железные орудия готтентоты изготовляли сами.

Их социальная организация была племенной, руководили племенем избранный вождь и совет старейшин. Существовало имущественное расслоение. Военнопленные становились рабами и пасли скот богатых готтентотов. Наиболее крупные племена Готтентотов - ихарон, демиса, чумакве, чувау. В ходе колонизации Южной АФРИКИ часть готтентотов была истреблена европейцами, часть смешалась с народами банту.

Основное занятие сохранившихся племен готтентотов - подвижное скотоводство отгонно-пастбищного типа, сменившее их традиционный ХКТ номадов, в настоящее время готтентоты расселены в Ботсване, Свазиленде, Намибии, ЮАР.

Бушмены были охотниками и собирателями. Маленький лук и стрелы с каменными наконечниками - их основное оружие, облик которых восходит к эпохе верхнего палеолита. С появлением европейцев бушмены стали изготовлять наконечники стрел из бутылочного стекла, обивая его так же, как камень. Иногда они выменивали у соседей - готтентотов и банту железные наконечники. Единственная одежда бушменов — набедренная повязка. У них почти не было утвари, воду держали в скорлупе страусовых яиц. Из нее же делали бусы. Из растительной соломы изготовляли мелкие мешочки и корзиночки. Основное занятие мужчин — охота. Единственным домашним животным была собака, сопровождавшая охотников. Бушмены — очень выносливы и искусны в охоте. Преследуя иногда двое-трое суток антилопу, бушмен, настигнув жертву, мог убить ее ударом камня. Бушмены использовали ловушки, яды, которыми смазывали наконечники стрел. На крупных зверей устраивали облавы, во время которых женщины и дети гнали животное на охотников. Женщины занимались собирательством.

У бушменов не было домов и поселений. Они жили в шалашах или укрывались на ночь в кустарнике, за что и получили свое этническое название от голландцев. Бушмены постоянно воевали с готтентотами, теснившими их в пески Калахари, и с народами банту. Сцены этих сражений сохранились на наскальных рисунках бушменов в Драконовых горах. Из древних районов обитания в бассейне реки Оранжевой бушмены были изгнаны голландскими поселенцами, истреблявшими бушменов как диких зверей. В конце концов, они были вытеснены в безводные пески Калахари, где и теперь живут группами по 50-150 человек, объединяющими родственников по мужской линии. Локальная группа передвигается по определенной территории пока там есть пища. В сухое голодное время года группы дробятся на ячейки по 10-12 человек, так как так легче прокормиться, во главе с опытным охотником, и бродят в поисках пищи и воды. Бушмены так ловки, что могут достать воду в пустыне там, где ее не найдут другие люди. Наиболее крупные племена бушменов - кунг, нусан, сарва. Их группы встречаются в западном и центральном районах Ботсваны, соседних районах Намибии и Анголы.

Охотничий культ был основой духовных представлений бушменов. В их картине мира главное место занимали силы природы - солнце, луна, звезды.

В зоне тропического леса небольшими группами рассеяно низкорослое население пигмеев (185 тыс. человек). Это культурно отсталое население, говорящее на языках своих высокорослых соседей. Пигмеи не умеют обрабатывать металл, не нанимаются ни земледелием, ни скотоводством и являются охотниками и собирателями тропиков. Они ведут обмен с соседями, получая продукты земледелия (бананы и овощи), изделия из железа (ножи, наконечники копий и стрел, украшения) взамен добываемого охотой и собирательством.

В основе верований пигмеев - культ охоты. Развито почитание тотемных прародителей — животных и растений.

Наиболее крупная группа пигмеев батва (бачва) рассредоточена к югу от реки Конго.

Первобытный характер культуры пигмеев резко выделяет их среди окружающих народов негроидной расы. Происхождение, антропологический тип этой группы населения Африки и поныне остаются для науки загадкой.

В Южной Африке живет около 80% европейского и 70% азиатского населения всех стран континента. Среди них европейцев большая часть - африканеры (буры) метисы и англоафриканцы.

Более четверти населения Южной Африки придерживается традиционных систем верований. Христианство распространено среди половины населения - европейцев, метисов и части коренных африканцев. 70% индопакистанцев - индуисты 30% — мусульмане.

Наиболее яркими чертами в ходе исторического и культурного развития Южной Африки были мощные миграционные потоки, смещавшие к югу бушменов, готтентотов, и расселение на их места народов банту. Важным фактором было появление здесь ранних европейских колонистов и основание бурских колоний с быстро развивающимся промышленным и сельским производством и городами. Наконец, Южная Африка — это регион резких контрастов, выразившихся в долгом противостоянии белого меньшинства с политической и экономической властью и черного большинства, загнанного в резерваты. Это регион, где резко противопоставлены богатство европейских городов, населенных белыми, и нищета африканского черного населения.