logo
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК

Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат Предметная область этнологии

Около 4 млн. лет тому назад в биосфере планеты Земля начался процесс, получивший по мере своего усиления и развития чрезвычайно большое и важное значение: речь идет о процессе антропогенеза. В ходе сложной и противоречивой истории происходило не только физическое и социальное совершенствование человечества как вида, но также формирование измененной, очеловеченной, среды его обитания - населенной земли или ойкумены. Мало-помалу, с нарастанием исторической скорости совершающихся экономико-социальных и культурных изменений человечество заселило Старый Свет, а в позднем палеолите - около 40 тыс. лет тому назад - начало постепенное освоение и Западного полушария. Человеческая деятельность, труд и разум людей создавали каждый раз, на каждом последующем историческом этапе, новые условия социальной жизни на планете. Совершенствование техники и энергетики труда (от простого использования огня до производства электроэнергии на АЭС), создание планетарных систем коммуникаций (от проселочных дорог, волокуш и лодок-долбленок до железнодорожного, водного и трубопроводного транспорта), формирование глобального информационного поля (от устной передачи фольклора до разнообразной прессы, кино, ТВ и других форм и типов создания, записи, хранения и передачи информации), складывание системы объективных знаний (от самых ранних отражений природы и социальной жизни в сознании первобытных охотников и собирателей до сложнейших современных научных теорий и концепций) — все эти и другие факторы способствовали приобретению ойкуменой свойств и характера нового планетарного качества — ноосферы (Э. Ле-Руа, П. Тейяр де Шарден, В.И. Вернадский), т.е. сферы человеческого разума, уже существенно выходящей за пределы биосферы, но обладающей таким воздействием на мировые процессы, которое сопоставимо с влиянием геологических процессов.

С точки зрения социальной науки и в аспекте своего коренного содержания ноосферные процессы законно рассматривать как социосферные, потому что смысл происходящего в ойкумене в целом и в каждом ее регионе раскрывается как социальное развитие. Вместе с тем это развитие, будучи единым и планетарным в качестве всеобщего процесса, имеет неравномерный и пульсирующий характер как региональные и социально-групповые проявления. Из этого следует, что социосфера не представляет собою чего-то вроде равномерного слоя, покрывающего заселенную землю, а существует и функционирует в виде региональных и конкретно-индивидуальных способов самореализации социальной жизни. В современной науке их называют этносами.

Этносы возникали вместе с развитием людей и их социальных групп, будучи одной из форм человеческой групповой интеграции. Некоторые ученые предполагают, что уже в раннем палеолите существовали групповые формы бытия формирующихся людей (питекантропов, синантропов, гейдельбержцев, неандертальцев), которые гипотетически допустимо считать пред этносами. Что же касается позднего палеолита, т.е. времени появления человека современного вида (Homo sapiens erectus), то применительно к этому времени и позднейшим периодам можно уверенно говорить об этносах эпохи первобытнообщинного строя — племенах и их группах, которые называют также соплеменностями.

В каждую последующую крупную эпоху исторической жизни общества формировались соответствующие этим эпохам виды, типы и разновидности этносов - народности древневосточного и античного типа, средневековые народности эпохи феодализма, нации капиталистической эпохи; есть исторические основания полагать, что этносы посткапиталистической эпохи могут иметь существенные отличительные характеристики. Нет сомнения и в том, что в различных исторических и региональных условиях формирование и функционирование этносов имели свои, нередко существенные, черты своеобразия. Легко также понять, что такая эпохально изменяющаяся регионально-индивидуальная дифференциация социосферы создает все необходимое и достаточное для ее понимания и истолкования в качестве планетарной этносферы.

Объектами изучения этнологии являются, таким образом, этносы или этнические общности. Следует также принять во внимание, что в отечественной и мировой науке не сложилось общепризнанного понимания природы, характера и строения этноса. В обществе издавна возникали и имели устойчивое бытование религиозно-идеалистические способы объяснения многообразия этнического состава населения Земли. Один из них - библейский рассказ о попытке возведения Вавилонской башни, завершение которого бог Яхве предотвратил, разделив строителей по языковому (и, соответственно, этническому) принципу: в результате этого разделения будто бы и возникли различные языки и народы. Подстать древней легенде также некоторые философско-рационалистические построения. В их числе концепция "народного духа" (Volksgeist — нем.), будто бы являющегося руководящим элементом в системе нации (этноса). Эта концепция, имевшая широкое хождение в социальной науке XIX в., восходит к философской системе Г.В.Ф. Гегеля, в которой "абсолютная идея" или "абсолютный дух" имеют свое "инобытие" в развитии так называемых "исторических народов".

В XX в. стали широко бытовать различные представления о нациях (народностях, национальностях, т.е. этносах) как о таких общностях, в основе которых лежит "этническое самосознание", а происхождение последнего оставлялось невыясненным. Такая недосказанность создает возможности для трактовки этноса в чисто психологическом или даже субъективно-идеалистическом духе, что едва ли способствует его разностороннему комплексному изучению.

Наконец, в 1980-х и 1990-х годах сделаны также попытки трактовать этносы полностью в субъективном духе: с одной стороны, этнос представляют себе как лишь мыслительный конструкт, о котором не известно, имеет ли он что-либо общее с реальностью, а с другой стороны, сама этническая реальность (в условиях интенсивного развития средств массовой информации и прочих средств социального управления и манипулирования общественным сознанием) мыслится столь податливой и эластичной, что будто бы допускает, по сути дела, любые или почти любые способы и формы конструирования этнических общностей по произволу управляющего субъекта (государства, общества и т.п.). Эта концепция едва ли будет признана научным сообществом, так как ее теоретический смысл состоит в отрицании и ликвидации науки, а практическое применение оправдало бы любую волюнтаристскую акцию.

Хотя проблемы изучения этнических общностей подвергались и подвергаются изучению всей мировой этнологией, все же теория этноса в относительно большей мере привлекала к себе внимание российских ученых. Свой вклад в ее разработку внесли многие отечественные исследователи. В российской науке всегда преобладали теоретические взгляды на этнические общности как на реально существующие объекты, которые закономерно возникают, функционируют, эволюционируют и взаимодействуют. Это обстоятельство и теперь остается сильной стороной отечественной этнологии.

Вместе с тем в современной отечественной этнологии соревнуются радикально различающиеся теории (концепции) этноса. Одна из них - биологизирующая сам феномен этноса и восходящая отчасти к традициям социал-дарвинизма, а отчасти к идеям ряда русских этнологов первой четверти XX в. (см. Широкогорова и др.) - в течение ряда лет выдвигалась и поддерживалась Л.Н. Гумилевым. Смысл ее в том, что этнос в ней трактуется в качестве природного (биологического) явления и изучается в рамках географии (этнография или этнология считается географической дисциплиной). Тем не менее, культура, создаваемая этносами, странным образом рассматривается в качестве социального явления. История человечества выглядит как цепь многочисленных этногенезов (формирований все новых этносов из обломков тех, что пришли к своему упадку и концу).

Причиной формирования и развития этноса является будто бы так называемый пассионарный толчок, истоки которого автор ищет за пределами этноса и даже за пределами Земли, а реальными организаторами этноса и этнического процесса считает особо энергичных и деятельных людей, спаянных общей целью и общими интересами - пассионариев. В своем бытии, которое в каждом отдельном случае имеет будто бы одинаковую длительность - около 1500 лет, этнос проходит ряд обязательных фаз от скрытого или инкубационного этапа через акматическую стадию подъема к фазам, знаменующим его упадок и затухание. В процессе своего роста и усиления этнос может объединить в политико-культурное образование несколько или даже много этносов, которые в таком случае образуют суперэтнос (арабы эпохи Халифата, Византия периода расцвета, Россия XIX в. и т.п.). Чрезмерное упрощение природы этноса, по сути дела, сведение закономерностей этнической жизни к закономерностям природных объектов (редукционизм), отрицание возможности социального воздействия (влияния) на этнические процессы, логическая несогласованность ряда основополагающих идей теории - таков далеко не полный перечень слабостей и погрешностей этой концепции.

Наибольшим распространением среди российских этнологов пользуются дуалистические представления об этносе. Их сущность полнее всего изложена в трудах Ю.В. Бромлея. Исходный пункт этой теории состоит в том, что в этносе будто бы по-разному сочетаются, с одной стороны, так называемые собственно этнические свойства и характеристики (этнический язык, народно-бытовая культура, обрядовая жизнь, этническое самосознание, закрепленное в этнониме - самоназвании этноса), а с другой стороны, такие, которые рассматриваются преимущественно в качестве условий формирования и бытия собственно этнических элементов (природно-географо-территориальные, экономико-социальные, государственно-правовые и т.п.). В соответствии с этим делением этнос получает якобы двойственную (дуалистическую) природу и как бы два смысла - узкий и широкий. Этнос в узком смысле получил наименование "этникос" (греческое прилагательное от "этнос") и включил в себя перечисленные "собственно этнические" характеристики, а этнос в широком смысле был назван этносоциальным организмом (сокращенно ЭСО) и, таким образом, выглядел как сочетание собственно этнических элементов и, кроме того, условий его складывания и функционирования. Наиболее часто приводимый случай приложения к реальности узкого и широкого смысла понятия "этнос" - пример украинцев: все украинцы, живущие в мире, в том числе и в Канаде - это этникос, а украинцы, обитающие в пределах Республики Украины - этносоциальный организм.

Заслугами дуалистической концепции можно, пожалуй, считать, во-первых, широкое распространение представления об этносе как главнейшем объекте изучения этнологической науки, а во-вторых, одну из серьезных попыток теоретического решения вопроса о воспроизводстве этноса. Воспроизводство этноса тоже мыслится как двоякий процесс. С одной стороны, это усвоение каждым последующим поколением социальных и культурных традиций, привычек, обычаев и т.п. через посредство социализации, а в этническом аспекте - этнизации личностей и групп. С другой стороны, воспроизводство этноса обеспечивается механизмом этнической эндогамии, т.е. преобладанием заключения моноэтничных браков и образования этнически гомогенных (однородных) семей; в случае преобладания этнически гетерогенных (смешанных) браков возможны прорыв этнической эндогамии и постепенная ассимиляция этноса.

Исследователи, впрочем, обращали внимание также на слабости и промахи дуалистической концепции этноса. Чаще всего указывают на необоснованность чрезмерного противопоставления "собственно этнических" и "внеэтнических" сторон и элементов в строении этнических общностей, принимая во внимание тот факт, что этнические процессы могут совершаться динамично, нередко образуя обширные этнические диаспоры, которые в свою очередь концентрируются на новых местах расселения, образуя новые этносы (франко-канадцы, кубинцы, англо-австралийцы и мн.др.). Таким образом, этникос есть не особое качество этноса ("узкий смысл", "собственно этнос"), а лишь одно из многих состояний в этнической динамике. Наряду с этим этносоциальный организм (ЭСО) также отражает не "широкий смысл" самопроявления этноса, а лишь не слишком многочисленные частные случаи сочетания разных сторон этноса с фактами относительной экономико-политической и государственной обособленности.

К числу интересных концепций этноса следует также отнести оригинальное научное построение, выдвинутое некоторыми исследователями, в частности Н.Н. Чебоксаровым, которое удобно назвать информационной концепцией этноса. Оно базируется на представлении о том, что во всяком социальном образовании, как и в обществе в целом, устойчиво циркулируют потоки сообщений (информации), имеющие свои генераторы (источники) и реципиентов (тех, кто их воспринимает). Отсюда делается предположение, что в границах устойчивых социальных общностей, каковы, например, этносы, информационные потоки должны быть интенсивнее и насыщеннее, чем за их пределами. Дальнейшее развитие концепции связано с мыслью о том, что в разных исторических типах этносов - от племени до современной развитой нации - плотность информационных потоков различна и по мере исторического развития она возрастает. Все классические проблемы этноса предполагается рассматривать с изложенной точки зрения.

Теоретическая ясность и стройность информационного подхода к этносу несомненны. Однако трудности с его научным использованием все же значительны. Одна из них состоит в том, что в рамках этноса циркулирует не только та информация, которая имеет свое бытие в направленных сообщениях (устной и письменной речи, газетах, книгах, передачах радио, ТВ и пр.); своей информационной стороной обладает вся, так сказать, ткань этноса - от особенностей его расселения до психологических характеристик входящих в него людей. Теория в ее современном виде не дает ответа на вопросы, представляет ли эта последняя информация интерес при исследовании этноса и каким образом она может быть изучена. Другая трудность сопряжена с тем, что информационная концепция этноса не приведена ее авторами к инструментальному виду - не сопряжена с методами и техникой исследовательской работы.

Не исключена, впрочем, возможность того, что информационная концепция этноса может найти дополнение и подкрепление со стороны системно-статистической или компонентной теории. В этом случае этнос рассматривается как исторически возникшая и эволюционизирующая сложная самовоспроизводящаяся и саморегулирующаяся социальная система, обладающая многосоставной композицией (структурой). Структурными образованиями высшего порядка являются компоненты, которые сами имеют сложное строение. Эти компоненты следующие:

расселение этноса (Т—компонента), его воспроизводство как части населения и свойственная ему демографическая структура (D), производственно-экономическая деятельность и ее характер (Е), система социальных отношений и институтов (S), язык и разнообразные формы речевой деятельности (L), создание, использование и сохранение культуры (К), быт или устойчивые стереотипные способы ритмичного поведения, которые реализуются в обычаях, социальных привычках, обрядах и т.п. (С), существенные стороны психологического восприятия своего этноса и общей этнической картины мира (Р) и, наконец, система личностного контактирования и взаимодействия (R). Число компонент может изменяться в зависимости от детальности анализа. Все компоненты тесно связаны друг с другом и взаимозависимы. Каждая компонента этноса может быть теоретически и инструментально разложена на приемлемое количество признаков-индикаторов, с помощью которых описываются реальные стороны реальных этносов.

Компонентное описание и дальнейшее изучение каждого конкретного этноса удобны в том отношении, что они, не порывая с традициями классической этнологии (этнографии), открывают возможность применения методов системного подхода и вариационной статистики. Создание инструментария (стандартных вопросников и проч.), использование выборочного метода, машинная переработка собранных данных и их анализ на основе математической теории информации - все это открывает путь для моделирования структуры этноса. Исследователи ставят также вопрос о поисках приемов моделирования того, как функционирует этнос, о машинной имитации этнического процесса.

По поводу компонентной теории этноса высказывались опасения, что она представляет собой слишком "жесткую" и отвлеченную научную конструкцию, не оставляющую будто бы места для отдельной человеческой личности — носителя этнических свойств (этнофора). Однако такого рода упреки едва ли справедливы. Определения, постулаты и модели этой теории не более отвлеченны, чем любые другие научные построения, так как никакая наука не может обойтись без абстракций. Вместе с тем концепция предусматривает, что собирание информации, главным образом, осуществляется как раз путем опроса этнофоров, т.е. именно личностей - носителей этнических свойств и характеристик.

Следует, впрочем, отметить, что в составе как описанных выше, так и других, здесь не упомянутых, этнологических теорий и концепций имеется немало идей, соображений, гипотез и догадок, критическое освоение которых, несомненно, пойдет на пользу науке. Из сказанного также вытекает, что содержание этнологии (этнографии, народоведения) совсем не совпадает с теми обыденными представлениями, которые совершенно неосновательно приписывают этой науке интерес лишь к экзотическим странам и народам, к архаическим проявлениям быта и социальной реальности, а также к малосущественным и далеким от запросов жизни элементам народной культуры. В действительности этнология изучает:

а) возникновение этносов (этногенез),

б) историческую эволюцию этносов (этническую историю),

в) современную жизнь этносов (их актуальное функционирование) и, наконец,

г) возможные пути развития этносов в обозримом будущем (проблемы этнического прогнозирования).

Если обратиться к конкретному (исследовательскому) опыту современной этнологии, то выясняется следующий, конечно, не претендующий на полноту перечень тем, проблем и научных направлений, которые чаще других изучают специалисты:

расселение народов, их этнонимию (самоназвания ~ эндоэтнонимы; названия, данные другими народами - экзоэтнонимы) и другие аспекты динамики размещения этносов, связанные с изучением этнических территорий и этнических границ;

социальные группы (слои, классы, сословия и т.п., в том числе современные и исторические) в составе этносов, а также этнические группы в составе классов, социальных слоев, институтов и проч., что составляет предмет занятий специальной этнологической дисциплины — этнической социологии;

демографические процессы, происходящие в этносах, или динамика численности народов;

субэтнические группы и образования (например, йомуды и текинцы в составе туркмен, северные и южные великорусы и др.), среди которых выделяют собственно этнические группы, т.е. такие, которые обладают групповым самосознанием, и этнографические группы, т.е. те, что по каким-либо признакам выделяются учеными (исследователями) и особого самосознания не имеют;

различные аспекты традиционно-исторической и современной народной и профессиональной культуры народов — их поселения, жилища, орудия и утварь, системы питания, одежда и украшения, художественная культура;

хозяйственные занятия, экономическая деятельность, и их воздействия на этносы;

обряды, обычаи, нравы и верования народов;

языковое поведение и его влияние на этносы;

проблемы этнического сознания и самосознания;

политологические вопросы, связанные с этническими интересами, межэтническими (в том числе конфликтными) отношениями и т.п.

Говоря обобщенно, этнология как наука изучает этнические процессы, т.е. разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, включая изменение людьми своего этнического самосознания и своей этнической принадлежности.

В разное время этнологию (этнографию, народоведение) рассматривали то как географическую, то как культуроведческую, то как социологическую, то как историческую дисциплину. Все эти подходы основывались на некоторых реальных обстоятельствах. В самом деле, этносы обладают пространственной выраженностью, социальной структурой, культурной компонентой и историческим бытием. Отечественные этнологи считают этот последний факт решающим для причисления этнологии к комплексу исторических наук. Это разумно и служит серьезным обоснованием для такого классификационного решения. Вместе с тем этнология не только не отгораживается от исторических наук (сотрудничая, например, с археологией), но имеет связи со многими разнообразными науками и дисциплинами: физической антропологией, лингвистикой, фольклористикой, литературоведением, искусствоведением и другими. За последние десятилетия возникли научные связи этнологии с математическими дисциплинами — кибернетикой, вариационной статистикой, теорией систем.