logo
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК

Религиозные верования

По вероисповеданию все население Кавказа делилось на христиан и мусульман. Христианство начало проникать на Кавказ в первые века новой эры. В IV в. оно утвердилось среди армян и грузин. У армян возникла своя церковь, получившая название "армяно-григорианской" по имени ее основателя архиепископа Григория Просветителя. Вначале армянская церковь придерживалась восточно-православной византийской ориентации, но с начала VI в. стала самостоятельной, воспринявшей монофиситское учение, признавшее только одну "божественную" природу Христа. Из Армении христианство начало проникать в Южный Дагестан и Северный Азербайджан - в Албанию (VI в.). В Южном Азербайджане в этот период был распространен зороастризм, в котором большое место занимали огнепоклоннические культы.

Из Грузии и Византии христианство пришло к абхазам и адыгским племенам, к чеченцам, ингушам, осетинам и другим народам.

Появление ислама на Кавказе связано с завоевательными походами арабов (VII—VIII вв.). Но ислам при арабах не пустил глубоких корней. Утверждаться по-настоящему он стал только после монголо-татарского нашествия. Это в первую очередь относится к народам Азербайджана и Дагестана. В Абхазии ислам стал распространяться с XV в. после турецкого завоевания.

Среди народов Северного Кавказа (адыгейцев, черкесов, кабардинцев, карачаевцев и балкарцев) ислам насаждался турецкими султанами и крымскими ханами в XV-XVШ вв. К осетинам он проник в XVП-XVIП вв. и был принят преимущественно высшими сословиями. Из Дагестана мусульманство пришло к чеченцам и ингушам. Особенно укрепилось влияние ислама в Дагестане. Чечне и Ингушетии в период освободительного движения горцев под руководством Шамиля.

Большинство мусульман Кавказа принадлежит к суннитам; шииты представлены в Азербайджане.

Однако ни христианство, ни ислам не вытеснили древних местных верований (культы деревьев, явлений природы, огня и др.), многие из которых вошли составной частью в христианскую и мусульманскую обрядность.