logo
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК

Сино-тибетская семья

Китайская группа. Народы: китайцы, хуэй (дунгане), бай.

Тибето-бирманская группа. Народы: тибетцы, бхотиа, шерпа, бутанцы, ладакхи, балти, магар, цян, мьянма (бирманцы), ицзу, тудзя, наси, хани, лису, лаху, чин, куки, мизо (лушей), манипур (мейтхей), нага, микир, карены, кая.

Качинская группа. Народы: качин (цзинпо), сак и др.

Группа бодо-гаро. Народы: гаро, бодо, трипура и др.

Группа миджу. Народ миджу.

Группа дигаро. Народы: дигаро, миду.

Группа мири. Народы: ади (абор), мири и др.

Группа дхимал. Народ дхимал.

Группа лекча. Народ лекча.

Восточногималайская группа. Народы: рай (кирати), лимбу и др.

Группа невари. Народ невари.

Группа гурунг. Народы: гурунг, таманг (муруми), лимбу и др. Западногималайская группа. Народы: канаури, лахули и др.

австроазиатская семья

Мон-кхмерская группа. Народы: вьеты (кинь), мыонг, тхо, кхмеры, суи, сэданг, куй, хре (тямре), бахнар, мнонг, стиенг, кохо (сре), мон, ва, палаунг (бэнлун), путенг, булан, ламет, кхму.

Аслийская группа. Народы: сенои, семанги.

Никобарская группа. Народ никобарцы.

Группа кхаси. Народы кхаси.

Группа мунда. Народы: санталы, мунда, хо, бхумидж, курку, кхария.

семья мяо-яо

Народы: мяо, шэ, яо.

семья кадаи

Тайская группа. Народы: сиамцы (кхонтаи), фуан, ли (лю), шан, дану, кхун, дай, лао (лаосцы), тхай, пхутаи, тай, нунг, сантяй, чжуан.

Кам-суйская группа. Народы: дун (кам), шуй (суй).

Группа онг-бе. Народ онг-бе.

Группа ли. Народ ли.

Группа лаккья. Народ лаккья.

Группа гэлао. Народы: гелао (гэло), мулао (мулем), маонань.

австронезийская семья

Западноавстронезийская группа. Народы: чам (тям), раглай, эде (раде), зярай, малайцы Индонезии, малайцы Малайзии, малайцы, минангкабау, керинчи, реджанг, среднесуматринские малайцы (пасемах, серавей), лембак, банджары, ибан, кедаян, кубу, ачех, мадурцы, гайо, батаки, алас, сималурцы, ниасцы, абунг (лампунгцы), сунды, яванцы, тенггер, балийцы, сасак, сумбавцы, барито-даяки (мааньян и др.), нгаджу, отданум, даяки суши (клемантан), мурут, кадазан (дусун), келабит, меланау, каян, пунан, кеньях, баджао (оранглаут), бугисы (буги), макасар, мандар, бутунгцы, тораджа, томини, мори, лалаки, бунглу, лоинанг, банггайцы, горонтало, болаанг-монгондоу, минахаса, сангирцы, малагасийцы, талаудцы, тагалы, капам-паган, самбал, пангасинан, илоки, ибананг, бикол, бисайя (висайя), таусоуг, маранао, магинданао, якан, самаль, инибалои, канканай, бонток, ифугао, итнег, калинга, итави, палавеньо, дававеньо, тагакаулу, субанон, букиднон, манобо, тирурай, тболи, блаан, богобо, аэта, чаморро, белау, яп и др.

Центральноавстронезийская группа. Народы: бима, сумбанцы, манггараи, энде, лио, хаву, сикка, ламахолот, ротийцы, эма (кемак), атони, тетум, мамбаи, кейцы и др.

Восточноавстронезийская группа.

Меланезийские народы: южнохальмахерцы, биакнумфорцы, такиа, адзера, моту, синагоро, кеапара, киливила и другие меланезийцы Папуа - Новой Гвинеи, ареаре и другие меланезийцы Соломоновых островов, эраты и другие меланезийцы Вануату, канаки (меланезийцы Новой Каледонии), фиджийцы, ротума.

Микронезийские народы: трук, похипеи, косраэ, кирибати, науру и др.

Полинезийские народы: тонга, ниуэ, тувалу, футуна, увеа, самоа, токелау, пукапука, раротонга, таитяне, тубуаи, паумоту (туамоту), маркизцы, мангарева, маори, гавайцы, рапануи и др.

андаманская семья

Народы: онге и др.

трансновогвинейская семья

Народы: энга, хули, ангал, кева, хаген, вахги, чимбу, камано, дани, экачи, нгалик, асмат, капау, бунак и др.

семья сепик-раму

Народы: абелам, боикен и др.

семья торричелли

Народы: оло, арапеш и др.

западнопапуасская семья

Народы: тернатцы, тидорцы, галела, тобело и др.

восточнопапуасская семья

Народы: насион, буин и др.

североамериканская семья

Группа континентальных на-дене. Народы: атабаски, апачи, навахи и др.

Группа хайда. Народ хайда.

Группа алмосан-кересиу. Народы: алгонкины (включая кри, монтанье, наскапи, оджибве и др.), вакаш, сэлиш, керес, дакота (сиу), кэддо, ирокезы, чироки и др.

Группа пенути. Народы: цимшиан, сахаптин, калифорнийские пенути, мускоги, тотонаки, михе, уастек, чоль, чокто, цоциль, канхобаль, мам, майя, киче, какчикель и др.

Группа хока. Народы: текистлатек, тлапанек и др.

центральноамериканская семья

Юто-ацтекская группа. Народы: шошоне, папаго-пима, тепеуан, яки, майо, тараумара, науатль (ацтеки), пипиль и др.

Группа пано. Народы: тева, кайова, и др.

Группа ото-манге. Народы: отоми, масауа, масатек, миштек, сапотек и др.

андская семья

Группа кечуа. Народ кечуа.

Группа аймара. Народ аймара.

Южная группа. Народы: мапуче (арауканы), пуэльче, теуэльче, селькнам (она), каваскар (алакалуф), ямана.

экваториально-туканоанская семья

Группа макро-тукано. Народы: тукано, маку, катукина, намбиквара и др. Экваториальная группа. Народы: араваки, гуаиво, хиваро, тупи (включая гуарани), самуко и др.

семья чибча-паэс

Группа чибча. Народы: тараска, ленка, мискито, гуайми, куна, яномам и др. Группа паэс. Народы: эмбера, варао и др.

же-пано-карибскя семья

Карибская группа. Народы: карибы, уитото и др.

Группа же-пано. Народы: пано, матако, тоба, же, каинганг, ботокудо, бороро и др.

австралийская семья

Народы: мабунаг, дхувал. джангу. гугу-йимидхирр, аранда, алья варра, варлпири, пинтупи, питжантжатжара, нгааньятжара, валмаджари, ньянгумарда, имнджибарнди, Мурринх-патха, тиви, гуньвиньгу, эниндхильягва и др.

чукотско-камчатская семья

Народы: чукчи, коряки, ительмены.

Помимо перечисленных языков народов мира, входящих в те или иные языковые семьи и группы, имеется ряд языков, не причисляемых ни к каким семьям. К их числу относятся баскский, буришкский, кетский, нивхский, айнский и некоторые другие языки.

Хозяйственно-культурная классификация

Основы хозяйственной и культурной классификации народов мира начали разрабатываться задолго до того, как этнология выделилась в качестве самостоятельной науки. Осмысление путей прогресса культуры и его этапов началось еще в эпоху античности, когда были предприняты попытки связать этапы развития общества с определенными ступенями хозяйственного и культурного процесса и были выделены три его стадии: собирательство и охота, пастушество, земледелие, что соответствовало переходу от дикости к варварству и от него к цивилизации. Эта схема, основанная на эмпирических наблюдениях и логических умозаключениях, длительное время в той или иной мере оказывала воздействие на позднейшие взгляды. Но разные ученые по-разному определяли последовательность этих зубров. К XVIII в. получила распространение идея о прохождении всеми народами пути от простейших видов хозяйственной деятельности к более сложным и совершенным.

В середине XIX в. немецкий экономист Ф.Лист выделил пять ступеней хозяйственного и культурного развития: дикость; пастушество; земледелие; земледелие в сочетании с ремеслом; земледелие, ремесло и торговля. Идеи прохождения культурным прогрессом определенных этапов содержались в трудах многих эволюционистов - А.Бастиана, И.Бахофена, Дж.Мак-Леннана, Эд.Тейлора и др. Попытка периодизации культурного развития человечества на основе материальных факторов производства и культуры была предпринята Л.Г.Морганом Однако при этом им не были соблюдены обязательные для любой классификации условия фундаментальности и сопоставимости признаков, заложенных как критерии выделяемых этапов, а также не учтено различие хозяйства и культуры в различных природно-географических зонах земли, что вызвало серьезную критику его концепции со стороны противников прямолинейных эволюционистских построений.

Значительный вклад в разработку проблемы хозяйственной и культурной систематики внес этнолог и географ Фридрих Ратцель, предложивший классифицировать культурные явления в связи с картографированием их географического многообразия.

Большое внимание рассматриваемым проблемам уделяли исследователи, разрабатывавшие концепцию "культурных кругов" (Л.Фробениус, Ф.Гребнер), а также основатель "культурно-исторической школы" В.Шмидт и многие его сторонники.

Проблемы классификации хозяйственных и культурных явлений нашли отражение в трудах основателя американского "исторического метода" Ф.Боаса. Его учёрики - О.Мэсон, К.Уисслер, В.Х.Холме, Э.Сэпир разработали систему "культурных ареалов" Северной Америки кануна европейской колонизации.

Значительный шаг вперед в разработке проблемы классификации и периодизации этапов развития хозяйства и культуры сделал русский этнограф В.Г.Богораз-Тан. Его концепция была еще не свободна от механицистских установок сторонников теории «культурных кругов», но уже в значительной мере строилась на принципах историзма.

Отечественные ученые, основываясь на положениях о единстве исторического процесса и закономерностях развития человечества по ступеням развития культуры и смены способов производства, стали разрабатывать концепцию о культурных общностях в виде хозяйственно-культурных типов (ХКТ). Одновременно велась работа по выделению "историко-культурных", или "историко-этнографических", областей. Одними из первых высказали идеи о хозяйственно-культурных типах С.П.Толстов и М.Г.Левин. Несколько позднее проблемы ХКТ и историко-этнографических областей были поставлены в широком плане М.Г.Левиным и Н.Н.Чебоксаровым. Дальнейшая разработка идеи хозяйственно-культурной дифференциации человечества продолжается и в наше время в работах Б.В.Андрианова и других исследователей.

Хозяйственно-культурная классификация основывается на этнографических (этнологических) методах исследования хозяйства и культуры и используется при изучении этногенеза народов и их этнической истории, истории хозяйства, материальной и духовной культуры, проблем, связанных с этническими процессами, культурных и исторических отношений между народами. Хозяйственно-культурные исследования свидетельствуют, с одной стороны, об индивидуальных особенностях каждой культуры, а с другой - о глобальной непрерывности и связи между человеческими культурами, что позволяет обнаруживать закономерности их развития.

В современном понимании хозяйственно-культурные типы - это комплексы хозяйства и культуры, исторически сложившиеся у разных народов, близких по социально-экономическому развитию и обитающих в сходных условиях среды.

Преобладает точка зрения, что начало формирования хозяйственно-культурных типов восходит к эпохе палеолита, времени сложения человека современного вида. ХКТ возникали, формировались, развивались, частично исчезали на протяжении всей истории в ходе адаптации людей к окружающей среде, политическим и социально-экономическим условиям, хозяйственного использования природных ресурсов в системе жизнеобеспечения. При этом одни ХКТ сложились еще в глубокой древности, в эпоху присваивающего хозяйства, другие возникли на разных континентах позднее, в процессе распространения навыков земледелия, скотоводства, металлургии, ремесла. Существующая в настоящее время хозяйственно-культурная типология охватывает общества от времени появления первобытно-общинного строя в позднем палеолите и до начала индустриальной эпохи и внедрения механизации в сельское хозяйство.

Основные, определяющие признаки хозяйственно-культурного типа - характер, облик и уровень развития хозяйства и хозяйственной деятельности людей. Облик и характер культуры имеют при этом важное, но не решающее значение, так как культуры народов мира разнообразны. В отличие от бесчисленных разновидностей явлений культуры, хозяйственно-культурные типы, даже с учетом промежуточных хозяйственных подтипов, достаточно ограничены и, что особенно существенно, могут тесно увязываться с этапами социально-экономического развитие, способами производства, так как они включены в экономику самим процессом хозяйственной деятельности и относятся к экономическому фундаменту общества. Хозяйственно-культурный тип - органическая составная часть любого способа производства, практически конкретное материальное его воплощение, его основание. Категория "хозяйственно-культурный тип" выступает связующим звеном между производительными силами и производственными отношениями. Включение в систему способов производства (помимо понятий "производительные силы" и "производственные отношения") категория ХКТ наполняет эту систему живым содержанием, показывает локальные варианты, органически соединяя совокупность хозяйственно-производственных навыков и экономику в общественном производстве с многообразием природной среды. Таким образом, ХКТ, с одной стороны, характеризует хозяйственно-производственную, технологическую сторону способа производства, а с другой - его конкретное этнокультурное выражение, этнологический облик общественной системы в целом и социально-экономических укладов, в частности. Хозяйственно-культурный тип – историческая категория, и именно смена ХКТ, а не только развитие отдельных элементов культуры (орудий труда и технологии), ведет к изменению способа производства. Одновременно со сменой хозяйственно-культурного типа происходили и изменения в производственных отношениях. Такой подход позволяет тесно увязать хозяйственно-культурную типологию с наиболее крупными эпохами в социальном развитии человечества - первичной, догосударственной (эпоха до возникновения цивилизации), и вторичной, начавшейся со сложения цивилизации и первых государств. Соответственно, ХКТ четко коррелируют и со способами производства.

Предложено несколько видов хозяйственно-культурной классификации – от относительно простых, включающих основные, наиболее характерные типы, до очень сложных, в которых наряду с основными типами перечисляется множество подтипов, переходных форм и т.п., имеющих не универсальное, а лишь локальное распространение. Расширительное толкование хозяйственно-культурных типов ведет к субъективному подходу в классификации, неопределенности не только переходных форм, но и типов, что делает систематику недостаточно последовательной и аргументированной. Вследствие этого наиболее целесообразно включать в хозяйственно-культурную классификацию только основные, наиболее характерные для разных регионов земли и бесспорные типы, тесно увязывая их с социально-экономической периодизацией, что позволяет четко разграничить ХКТ на разных этапах развития общества.

Первичная, первобытно-общинная эпоха включает два этапа: присваивающего и примитивно-производящего хозяйства. К ним относятся следующие хозяйственно-культурные типы.

Присваивающий. Общества, относящиеся к наиболее архаической группе ХКТ, обычно не знакомы с выплавкой и горячей обработкой металлов. Орудия изготовляются из традиционных материалов: кости, рога, дерева, камня, раковин, а также из полученных от более развитых соседей заготовок металла, который обрабатывается холодным "неолитическим" способом. Хронологически ХКТ этой группы относятся к эпохам камня и палеометалла, но на периферии развитых обществ и государств существуют вплоть до новейшего времени, переходя постепенно к более производительным видам хозяйственной деятельности.

Наиболее примитивным хозяйственно-культурным типом рассматриваемой группы является ХКТ "бродячих охотников и собирателей", некогда широко распространенный в тропической экваториальной зоне и сохраняющийся в наши дни только в немногих, географически изолированных и неблагоприятных для жизнедеятельности областях тропических лесов Юго-Восточной Азии, Южной Америки и Австралии.

При крайне ограниченных пищевых ресурсах и слабой вооруженности бродячие охотники я собиратели почти ежедневно, с короткими дневками и ночлегами, находятся в движении, собирая по пути все съестное. Их хозяйственные навыки, материальная и духовая культура находятся на самом низком из известных науке уровней развития.

Примерно таков же уровень социального, материального, культурного развития народов, занимавшихся на побережьях озер, рек, морей, главным образом, собирательством даров моря и растительных продуктов, прибрежным рыболовством.

Значительно более развиты народы, чей ХКТ связан со специализированной охотой и собирательством, требующими более высокого уровня развития производительных сил.

К их числу относятся хозяйственно-культурные типы:

Все перечисленные выше хозяйственно-культурные типы образуют первобытно-присваивающий способ производства.

Производящий этап (ранний). Примерно 10 тыс. лет тому назад, а может быть, и несколько раньше, в так называемых "первичных" (по Н.И.Вавилову) центрах, в предгорьях сухих и влажных субтропиков Восточного Средиземноморья, юго-запада Средней Азии, позднее в Северной Африке, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, а также в Новом Свете стало складываться комплексное присваивающе-производящее хозяйство, в котором земледелие и животноводство стали постепенно занимать ведущее место. На естественно или искусственно орошенных, обработанных ручным способом палками или мотыгами землях выращивались первоначально преимущественно зерновые, а затем и прочие культуры. Наряду с уже одомашненной собакой были доместицированы сначала мелкий, а затем крупный рогатый скот, свиньи, транспортные животные, птица. В результате сложились следующие ХКТ:

Все эти хозяйственно-культурные типы стали основой первобытно-производящего способа производства.

Производящий этап (развитый). По мере развития производительных сил и роста численности населения началось освоение "вторичных центров" и возникновение производящего хозяйства, главным образом, в аллювиальных долинах рек, где сложился ХКТ плужных и ручных земледельцев древних цивилизаций тропиков и субтропиков Северной Африки, Западной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, Центральной и Южной Америки. Возникают на рубеже IV и Ш тысячелетий до н.э. древнейшие государства Западной Азии и Северной Африки, расцветает цивилизация. Соответствующий этому ХКТ способ производства может быть назван "азиатским", или общинно-государственным деспотическим. Происходит становление вторичной эпохи.

Под мощным влиянием древних цивилизаций начинается процесс распространения производящего хозяйства в тропиках, где возникает ХКТ традиционного земледелия и животноводства предгосударственных и раннегосударственных образований Тропической Африки, ставший основой африканского способа производства.

В У-1У тысячелетиях до н.э. под влиянием "первичных" и "вторичных" центров производящее хозяйство сначала в виде ручного, а позднее плужного земледелия получает распространение в полосе умеренного климата, и складывается ХКТ земледельцев и животноводов лесной и лесостепной зоны Европы (варварский - дофеодальный, по А.Н.Неусыхину, способ производства). Общества, находившиеся на этой стадии развития, не достигли уровня цивилизации.

К этой же эпохе относятся и два следующих хозяйственно-культурных типа. Это ХКТ пастушеского скотоводства, возникшего примерно одновременно с возникновением хозяйственно-культурного типа древнего ирригационного земледелия в предгорных местностях, бывших некогда "первичными" центрами становления производящего хозяйства, и распространившегося позднее в степных и пустынных

Общественно-экономическая эпоха

Этапы развития хозяйства

Хозяйственно-культурный тип

Способ производства

Первичная

Присваивающий

Производящий (ранний)

Производящий развитый (экстенсивный)

  1. Бродячая охота и собирательство тропиков

  2. Специализированная охота и собирательство тропиков

  3. Охота, рыболовство, собирательство тропиков

  4. Пешая таежная охота

  5. Арктическая охота на морского зверя

  6. Прибрежное рыболовство и собирательство

  7. Оленная охота

  8. Охота, рыболовство, собирательство с зачатками земледелия и животноводства

1.Комплексное хозяйство ранних земледельцев субтропиков

2. Земледелие и животноводство умеренного пояса

3. Оленеводство тайги и тундры

4. Ручное земледелие тропиков

Пастушеское скотоводство и земледелие

Кочевое и полукочевое скотоводство

Традиционное земледелие и животноводство предгосударственных обществ Африки

Земледелие и животноводство лесной и лесостепенной зоны Европы

Архаический, первобытно-присваивающий

Первобытно-производящий

Патриархально-пастушеский

Номадный

Африканский

Варварский

Вторичная

Производящий (интенсивный)

Плужное и ручное земледелие древних цивилизаций субтропиков и тропиков Северной Африки, Западной, Южной, Юго-Восточной Азии, Центральной и Южной Америки

Плужное и ручное земледелие Древней Греции Древнего Рима

  1. Плужное земледелие средней полосы

  2. Средневековое ручное и плужное земледелие в государствах Азии и Африки

  3. Средневековый ремесленно-торговый городской

«Азиатский», или общинно-государственный деспотический

Рабовладельческий

Феодальный

По мере распространения пастушества на степные и пустынные просторы и вследствие изменений климата, повлекших сдвиги в природной среде, а также определенных социально-экономических и политических факторов, пастушество становилось со временем все более подвижным, и в начале I тысячелетия до н.э. складывается ХКТ кочевых и полукочевых скотоводов (номадный способ производства). Наибольшее развитие кочевничество получило в Средней, Западной и Центральной Азии, а в средние века и в Северной и Восточной Африке. На протяжении всей истории кочевников отдельные их группы переходили к оседлости вследствие разложения экстенсивного пастбищного скотоводства и формирования предклассового патриархально-племенного строя. У оседавших групп, переходивших к интенсивным формам хозяйственной деятельности (земледелие и др.), возникали классовые отношения. В наше время номадизм сохраняется только в отдельных пустынных и горных местностях зарубежной Азии, Северной и Восточной Африки.

В античное время в Южной Европе складывается ХКТ плужного земледелия Древней Греции и Древнего Рима (рабовладельческий способ производства).

К средним векам относится возникновение ХКТ плужного земледелия средней полосы, средневекового ручного и плужного земледелия в государствах Азии и Африки, средневекового ремесленно-торгового городского (на основе этих ХКТ складывается феодальный способ производства).

На последующий индустриальный период хозяйственно-культурная классификация не распространяется.