Хозяйство
Население Западной Азии принадлежит к небольшому числу хозяйственный культурных типов, многие народы составляют промышленно-аграрные нации. В последние десятилетия во многих странах наблюдается быстрый рост промышленного производства, в частности, горнодобывающей промышленности (нефть и другие полезные ископаемые), производства вооружения.
Большинство населения Западной Азии занято в сельском хозяйстве, однако по мере роста промышленности и городов увеличивается доля рабочего класса, а также интеллигенции.
Наиболее распространенными хозяйственно-культурными типами Западной Азии являются плужное земледелие и номадизм. Оба типа включают ряд промежуточных подтипов.
При известном сходстве в природно-климатических условиях стран Передней Азии, там распространены довольно близкие подтипы земледельческого хозяйства. В условиях жаркого аридного климата оно возможно, как правило, только при искусственном орошении, которое практикуется в разных формах. В аллювиальных долинах многоводных и средних рек существует сложная разветвленная сеть ирригационных сооружений в виде плотин, дамб, оросительных каналов. Последние образуют сложную систему: от магистральных каналов берут начало каналы второго порядка, от них третьего и т.д., пока вода не попадает непосредственно на поля крестьянина. На малых речках и ручьях эта ирригационная система значительно проще и чаще всего ограничивается ответвлениями, которые ведут из водного источника непосредственно на поля. В тех случаях, когда уровень воды ниже возделываемых площадей, применяется принудительное орошение в виде водоподъемных колес, которые в древности, а во многих местах и в наше время приводятся в движение силой животных. В крупных помещичьих и зажиточных хозяйствах для подъема воды используются насосы, приводимые в действие моторами. Принудительное орошение требует значительных дополнительных затрат труда и средств, что сильно удорожает производство. Сложен и трудоемок уход за ирригационными системами. Поддержание их в рабочем состоянии требует постоянной чистки от минеральных и растительных осадков, причем по большей части ил удаляется ручным способом. Донные осадки служат хорошими удобрениями.
Сложность ирригационных работ, недостатки в их четкой организации, нехватка рабочих рук зачастую приводят к засорению оросительных систем, к затруднению самотечного орошения и необходимости устройства принудительного полива полей. Распределение воды по полям - дело сложное и ответственное.
Обычно для более рационального использования воды водопользователи объединяются в группы, каждая из которых получает по очереди всю воду из канала. Ее распределением ведают специальные люди, пользующиеся в общинах значительным авторитетом. Каждое поле обносится невысоким земляным валом, с тем, чтобы вода могла задержаться и хорошо пропитать землю. В районах рисосеяния устраивают заливные поля. Ирригационное земледелие в Передней Азии касается малых рек и ручьев. Осенью и в засушливые годы они несут очень мало воды, отчего особенно страдают селения, расположенные по берегам хвостовых частей каналов, куда вода вообще может не доходить, и тогда крестьянским хозяйствам грозят разорение и голод. Описываемые системы ирригационного хозяйства распространены на аллювиальных равнинах Месопотамии, Турции, Ирана, Афганистана.
В большинстве предгорных местностей этих стран водные источники ограничены редкими ручьями, недостаточными для орошения сколько-нибудь значительных земельных площадей. В связи с этим еще в глубокой древности началось сооружение подземных водосборных галерей (кяризов), сеть которых, особенно в Иране и Афганистане, значительна и в наше время. При сооружении кяриза делают цепь колодцев, удаленных один от другого на несколько десятков метров, а затем соединяют их подземными водосборными галереями. Первый колодец на высоком склоне горы - самый глубокий. Каждый последующий несколько мельче предыдущего, и так, пока вода, наконец, не выходит в виде ручья на поверхность. Длина кяризов различна — от нескольких километров до десятка и более километров. Такие условия требуют значительного числа колодцев, сооружаемых в исключительно тяжелой предгорной каменистой пролювиальной почве. Сооружение кяризов может быть делом общин и может происходить на средства отдельных богатых хозяев. Дело это сложное и опасное. Нужны опытные мастера, которые, основываясь только на опыте и интуиции, находят подземные токи воды и без каких бы то ни было особых инструментов с большой точностью пробивают туннель от одного колодца к другому. Исстари существуют специальные мастера, которые занимаются этой ответственной работой, недоступной обычным крестьянам, что делает ее ценимой. Кяризы требуют так же, как и оросительные каналы, систематического ухода, очистки, ремонта, на что затрачиваются немалые средства. Зато многие кяризы функционируют долгое время, в течение нескольких столетий, и при тщательном уходе орошают обширные безводные, но плодородные местности предгорных равнин.
В пустынях и степях, где отсутствуют возможности устройства ирригационных систем, небольшое по объему вспомогательное земледелие ведется с использованием колодезной воды или небольших искусственных водоемов, наполняемых дождевой или снеговой водой. Естественно, что это позволяет оросить лишь небольшие поля. Особенно сложно их орошение из колодцев, достигающих зачастую глубины в несколько десятков и до сотни метров. Из таких колодцев воду можно достать только с помощью верблюдов или лошадей, а в наше время - автомобилей или тракторов, которые вытягивают с большой глубины огромные ведра объемом во много десятков литров. Воду сливают в лотки, оттуда она идет самотеком по небольшой канаве на поле.
Значительно меньшее распространение, в отдельных горных местностях, имеет так называемое богарное земледелие, рассчитанное на естественное орошение дождем. Богарное земледелие неустойчиво, так как хорошие дожди идут далеко не каждый год, и несколько лет подряд может быть засуха и как следствие - гибель семян и неурожай. Зато раз в несколько лет при хороших дождях потери могут быть не только возмещены, но и значительно перекрыты большим урожаем. Земледельческие культуры в Западной Азии разнообразны и включают зерновые, технические, огородно-бахчевые, а также различные фрукты. Из зерновых наиболее распространены пшеница, ячмень, некоторые сорта сорго, рис. Из технических культур повсеместно разводятся масличные: кунжут и др., а в Восточном Средиземноморье - оливки, табак, сорта которого особенно высококачественны. На Аравийском полуострове во многих местностях основная земледельческая культура - финиковая пальма.
До настоящего времени некоторая часть населения Передней Азии использует самые примитивные сельскохозяйственные орудия, многие из которых были известны еще на заре цивилизации. И только помещики, и самые богатые крестьяне имеют возможность применять при обработке земли современные технические средства. Из традиционных сельскохозяйственных орудий можно назвать известный с глубокой древности деревянный плуг с железным сошником, примитивную борону из досок, утыканных острыми отщепами камня или связанных пучков колючих ветвей, прижимаемых к земле грузом. В отдаленных местностях встречаются сохи из кривой ветви с суком, на который надет сошник. Небольшие участки земли, предназначенные под огороды или сады, вскапывают лопатами и мотыгами. Тягловой силой служат волы, реже верблюды, лошади, ослы. Урожай убирается обычно вручную с помощью серпов или ножей. Молотят либо ударяя по снопам досками, усеянными острыми железными или каменными зубьями, либо прогоняя по снопам животных. Зерно размалывают на водяных мельницах, но еще широко в сельской местности бытует размол на ручных мельницах — зернотерках. Важным вспомогательным видом земледельческого хозяйства является животноводство, размеры которого зависят от наличия пастбищ. Разводят различных тягловых животных, однако лошадей обычно держат только зажиточные хозяйства, бедняки же ограничиваются волами, а иногда одними ослами. В последние десятилетия, особенно в Турции, но также и в других странах, все большее распространеннее получают механические средства: трактора, автомобили, но, тем не менее, часть населения продолжает пользоваться тягловыми животными.
В качестве молочных и мясных животных держат крупный и мелкий рогатый скот. Используют их шкуры, шерсть, рога. Высоко ценятся разводимые в Турции ангорские козы. В Иране и Афганистане разводят каракулевых овец. Верблюдоводство в больших размерах у земледельцев существует только на Аравийском полуострове. В других странах Западной Азии верблюдов держат только отдельные группы оседлого населения. Способы содержания скота земледельцами Передней Азии довольно разнообразны. Это, прежде всего, отгонное горное и равнинное скотоводство, относящееся к полуоседлому хозяйственно-культурному типу. Практикуется и более оседлое, а также стойловое придомное животноводство.
До настоящего времени в пустынных, степных и горных областях Западной Азии довольно широкое распространение имеет номадный ХКТ. Он характеризуется тем, что основные средства существования добываются посредством экстенсивного пастбищного скотоводства, которое ведется в виде кочевого или полукочевого хозяйства. Принципиальных различий между ними нет, так как все номады имеют общий способ добывания жизненных благ - они составляют самостоятельный, независимый от земледельческого населения специальный организм, им свойственна племенная форма организации и кочевническая патриархальная система общественных отношений. При номадизме скотоводство не является единственным видом занятий населения. За исключением отдельных групп кочевников, в частности, бедуинов Центральной Аравии и, все они занимаются вспомогательным земледелием, а в прошлом большое значение имели в экономике транспортировка грузов и сопровождение караванов, в какой-то степени военные набеги и грабеж земледельческого населения и других кочевых групп.
В соответствии с условиями среды кочевание ведется по-разному: в меридиональном направлении - зимой на юг, летом на север; и по вертикали. Наиболее продолжительно по времени меридиональное кочевание на огромные расстояния в сотни и даже тысячи километров. Особенно оно характерно для бедуинов Аравии ("большие номады"), которые проходят в год со своими стадами до 2-2,5 тыс. км., кочуя летом в северных областях около колодцев или на границах оазисов и уходя на зиму в глубь страны. Различаются четыре перекочевки: весенняя, летняя, осенняя и зимняя. Главные животные бедуинов - верблюды, доставляющие почти все средства существования, и верховые лошади. Другие виды скота не могут существовать в экстремальных условиях Аравийских пустынь. Верблюды используются под седло и под вьюк. Важную часть пищевого рациона кочевников составляет кислое верблюжье молоко. Ценный продукт - верблюжья шерсть. Верблюды одногорбые - дромадеры. Некогда процветавшее кочевое скотоводство бедуинов стало с 20-х годов приходить в упадок вследствие конкуренции караванной торговли с автомобильным, авиационным и железнодорожным транспортом, насильственного перевода многих групп бедуинов на оседлость и других социально-экономических и политических причин.
Меридиональное кочевание распространено также у полукочевников Аравийского полуострова - овцеводов, амплитуда его достигает нескольких сотен километров. Этот вид кочевания существует у некоторых групп курдов Турции, Ирака и Ирана, туркмен этих стран, луров, бахтиаров и других кочевых племен Ирана, белуджей, пуштунов, хазарейцев Афганистана. Они разводят рогатый скот, верблюдов, лошадей.
В горных областях Ирака, Ирана, Турции и Афганистана ведется кочевое и полукочевое вертикальное скотоводство (часть курдов, юрюки Турции, племена в горных областях Ирана и Афганистана).
Стационарное кочевание не имеет большого распространения и встречается, главным образом, у туркмен в Хорасане (Иран) и некоторых других народов. При том, что амплитуда "стационарного" кочевания невелика, не более десятков километров, образ жизни, при котором основные средства существования доставляет экстенсивное пастбищное скотоводство, позволяет отнести эту форму хозяйства к номадизму. Виды скота при стационарном кочевании те же, что и при полукочевом-меридиональном, с той только разницей, что верблюдов держат сравнительно мало, так как потребности в транспортных средствах ограничены.
При всех разновидностях номадизма дальность перекочевок связана, помимо природных условий, и с социальными факторами. Чем хозяйство богаче, тем у него больше транспортных средств, и тем дальше оно может кочевать в поисках лучших пастбищ. На довольно большие расстояния кочуют и средние по зажиточности скотоводы. Бедняки должны либо на определенных условиях кочевать вместе с богачами, либо вести полуоседлое хозяйство, при котором возрастает роль земледелия.
В схожих формах ведется кочевание полуоседлым населением. Однако оно не составляет отдельных от земледельцев социальных организмов и является частью комплексного земледельчески-животноводческого хозяйства. Разведение свиней в Передней Азии практически отсутствует из-за религиозных запретов у мусульман и евреев.
И у оседлого, и у кочевого населения существуют древние традиции ремесел и домашних производств. Передняя Азия относится к числу самых древних в мире Центров металлургического производства, зародившегося там еще в неолите. Широкую известность имеет знаменитая оружейная дамасская сталь, выделывавшаяся средневековыми мастерами. Большим мастерством и высокими художественными Достоинствами отличаются изделия ювелиров из драгоценных металлов и камней.
Славятся древние и современные ковры и ковровые изделия турецких, иранских, туркменских, белуджских мастеров. Ковры ткутся из шерсти, реже из шелка или хлопка. Самые дорогие экземпляры изготовляются из шерсти, шелка и хлопка, что придает изделиям особую красоту. Тысячелетние традиции имеет гончарство, один из древнейших центров возникновения которого находился в Передней Азии. В прошлом повсеместное распространение имело ткачество. Но уже в начале XX в. ремесленные и домашние производства стали приходить в упадок, вытесняемые фабричными изделиями. Снизилось качество ковров, которые стали к тому же выделываться с учетом вкусов европейских и американских покупателей. Неблагоприятным оказался отказ от дорогих натуральных красителей и использование синтетических, особенно непрочных анилиновых красок. У скотоводов сохраняется наряду с ковроткачеством выделка овчин и кож, войлока. В последние десятилетия ремесленное производство вновь стало оживать вследствие туристического спроса, однако качество изделий далеко уступает старинным вещам.
- Этнический фактор в мировой истории 259
- Проблемы прикладной этнологии 268 заключение 270 предисловие
- Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат Предметная область этнологии
- Социальные функции этнологии
- Понятие и термины этнологии
- Классификация народов мира
- Географическая классификация
- Народы Австралии и Океании
- Народы Азии
- Народы Америки
- Народы Африки
- Антропологическая классификация
- Языковая классификация
- Индоевропейская семья
- Эскимосско-алеутская семья
- Афразийская (семито-хамитская) семья
- Нигер-кордофанская (конго-кардафанская) семья
- Нило-сахарская семья
- Койсанская семья
- Северокавказская семья
- Сино-тибетская семья
- Классификация народов мира по историко-этнографическим (историко-культурным) областям
- Очерк истории этнологической науки
- Этнологические (этнографические) источники
- Методы исследовательской работы
- Западная европа
- Очерк этнической истории
- Этнический состав
- Хозяйство и материальная культура
- Социальный быт и духовная культура
- Семейный быт и обряды
- Праздники
- Славянские народы центральной и юго-восточной европы Общие сведения
- Этническая история западных и южных славян
- Хозяйство и материальная культура
- Поселения
- Общественный и семейный быт, духовная культура, народное творчество
- Религия
- Праздники
- Фольклор
- Восточнославянские народы. Расселение и численность. Расовые типы. Языки
- Происхождение и этническая история
- Хозяйственные занятия
- Поселения
- Социальные структуры и институты. Общественный быт
- Семья и семейный быт
- Традиционная народная культура
- Религия и верования
- Народное искусство и фольклор
- Народы волго-камья
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественный и семейный быт
- Духовная культура
- Народы прибалтики
- Этногенез и этническая история
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы севера восточной европы
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство и материальная культура
- Духовная культура
- Народы юго-запада и юга восточной европы
- Народы сибири
- Этногенез и этническая история
- Традиционное хозяйство коренного населения Сибири
- Духовная жизнь. Верования
- Народы Сибири и торгово-промышленная цивилизация
- Народы кавказа
- Лингвистическая классификация
- Этногенез и этническая история
- Материальное хозяйство
- Поселения
- Общественный и семейный быт
- Религиозные верования
- Фольклор
- Америка: этнокультурные регионы, народы и этнические процессы
- Обитатели Америки до начала европейской колонизации. Первоначальное заселение континента
- Адаптация человека к различным экологическим средам
- Арктическая область Северной Америки
- Северная лесная область
- Северо-западное (тихоокеанское) побережье Сев. Америки
- Калифорния
- Лесные области востока Северной Америки
- Мезоамерика
- Огненная Земля
- Леса и степи Южной Америки
- Тропические леса Южной Америки
- Промежуточная область
- Центральные Анды
- Завоевание и колонизация Америки европейцами
- Аборигены и европейцы
- Насильственная иммиграция из Африки
- Трансформация этнического самосознания
- Культуры и этносы Америки в постколониальный период
- Народы и культуры африканского континента
- Народы Северной Африки
- Народы Восточной Африки
- Мадагаскар
- Народы Южной Африки
- Население островов Индийского океана
- Народы Западной Африки
- Народы Центральной Африки
- Этнические процессы в современной Африке
- Народы западной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественные отношения
- Духовная культура
- Религия
- Народы южной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Семья и семейные отношения
- Социальный строй и общественная организация •
- Духовная культура
- Народы юго-восточной азии
- Этническая история
- Современный этнический состав
- Этнические процессы
- Хозяйство
- Материальная культура
- Социальные отношения и общественная организация
- Духовная культура. Народное творчество
- Народы восточной азии
- Этногенез и этническая история
- Современные этнические процессы
- Этнолингвистическая классификация
- Антропологический состав
- Хозяйственно-культурные типы
- Материальная культура
- Социальная организация
- Духовная культура
- Народы центральной азии
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Общественная организация
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы австралии и океании
- Историко-культурное районирование Австралии и Океании
- Проблемы этногенеза народов Австралии и Океании и основные этапы этнической истории этого региона
- Европейское проникновение в Австралию и Океанию и его последствия
- Народы Австралии
- Народы Папуасии (Новой Гвинеи)
- Народы Меланезии
- Новая Каледония
- Народы Фиджи
- Народы Полинезии
- Народы Новой Зеландии
- Народы Микронезии
- Этнический фактор в мировой истории
- Современные тенденции этносоциального развития в мире. Межэтнические конфликты
- Проблемы прикладной этнологии
- Заключение