logo
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК

Классификация народов мира по историко-этнографическим (историко-культурным) областям

Отечественные исследователи понимают под историко-этнографическими областями регионы, в которых вследствие длительного обитания разных народов на одной территории, в результате взаимных влияний, общности исторических судеб возникла определенная культурная общность. Такого рода общность - понятие историческое, складывающееся во времени и пространстве. Ни характерные особенности, ни границы этих областей не остаются неизменными, но в каждый исторический период они составляют определенную этнографическую реальность. Признаки, позволяющие выделить историко-этнографические области, разнообразны и зависят от конкретных местных условий. Это, главным образом, некоторые общие хозяйственные и культурно-бытовые черты, которые не образуют, однако, общий хозяйственно-культурный тип или этническое единство, а являются следствием длительных и тесных исторических связей между народами одной историко-этнографической области. Примерами историко-этнографических областей могут служить государства Прибалтики, где у этнически разнородного населения имеются сходные культурно-бытовые черты; север Азии, где было распространено упряжное оленеводство особого типа с пастушеской собакой, конструктивно схожее жилище - чум, имелось сходство в покрое и орнаментации одежды и много общего в духовной культуре. В качестве историко-этнографической области можно рассматривать Среднюю Азию с ее древним комплексом ирригационного земледелия и кочевого скотоводства, наличием многих общих черт в материальной и духовной культуре.

Внутри крупных историко-этнографических областей могут быть выделены более мелкие регионы, отличающиеся более тесной культурной общностью.

Однако не во всех случаях существует возможность достаточно определенно выделить ту или иную историко-культурную общность и очертить ее границы. Не исключено, что по одним культурно-бытовым признакам народ может быть отнесен к одной области, а по другим - к иной. Отсутствие четких критериев при выделении историко-культурных областей ограничивает возможности использования этого вида классификации народов, и для всех областей мира ее еще не удалось создать.

Можно назвать и ряд других классификационных приемов, используемых в этнографии – по видам оружия и орудий труда, жилищ и поселений, костюма, формам семьи и т.п., но все они имеют второстепенное значение. Следует еще упомянуть классификацию народов по религиозному признаку, как в стадиальном смысле (первобытные религии, религии классовых обществ и т.п.), так и их философскому и догматическому содержанию (христианство, ислам, буддизм и пр.). Обострение в наши дни в ряде регионов Земли религиозных проблем и противоречий делает сегодня актуальными для этнографии проблемы изучения и классификации религий.