logo
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК

Этнический фактор в мировой истории

Человеческая история - это история не только государств, выдающихся личностей или идей, но также история народов-этносов, которые образуют государства, выдвигают из своей среды выдающихся деятелей, создают культуры и языки, трудятся и воюют, делают великие, и малые изобретения, совершают героические подвиги и трагические ошибки. Эта сторона истории - этническая история (от этногенеза до современных этнических процессов) - и недостаточно изучена, и еще менее описана даже в специальной литературе. Поэтому при обсуждении проблем этнической истории следует помнить, что здесь затрагиваются лишь немногие вопросы обширной области научного знания, исследование которой во многом еще впереди.

При всей фрагментарности и мозаичности имеющихся научных данных можно, впрочем, достаточно уверенно утверждать, что ход и результаты этноисторического развития на планете с древнейших времен и до завершения нынешнего столетия оказались для разных этносов весьма неодинаковыми. Некоторые этносы в процессе своего расселения и расширения ойкумены попали в относительно благоприятные (климатические, ландшафтные и иные) условия и в результате этого, а также в силу действия других (экономических, политических, отдельных ситуационных и прочих) факторов получили интенсивное развитие, внешним показателем чего можно отчасти считать рост численности того или иного народа. Легко заметить, что, скажем, крайне малочисленные нганасаны, немногочисленные вепсы или гагаузы имели, очевидно, меньше возможностей и условий для своего количественного роста, чем, например, бенгальцы, японцы или русские. Кроме того, природные и главным образом социально-исторические обстоятельства способствовали тому, что отдельные из ныне существующих этносов имеют возраст, измеряемый тысячелетиями (армяне, греки-эллины, китайцы), а другие прошли стадию консолидации сравнительно недавно (кубинцы, долганы, туркмены и др.).

Этническая история как один из существенных аспектов всемирного исторического процесса включает в себя: процессы этногенеза; ближние и дальние миграции народов; смешение этносов посредством чересполосного расселения и массового заключения межэтнических браков; интеграцию нескольких этносов в один общий и дифференциацию одного этноса на два и более; численный рост и сокращение; аккультурацию (массовое заимствование и усвоение одним этносом культуры другого) и ассимиляцию (полную утрату прежних и усвоение новых этнических характеристик); другие (культурные, языковые, экономические и прочие) межэтнические контакты и взаимодействия. Но это еще не все и, быть может, даже не самое главное в ходе и развитии этноисторических процессов. Еще существеннее то, что этническая история как история функционирования и эволюции этносов включает в себя процессы внутреннего движения, совершенствования и усложнения строения этих феноменов, структурные сдвиги, которые по мере накопления создают предпосылки для перехода этносов в новое структурное, новое качественное состояние.

Так, Я-компонента в развитых этносах усложняется за счет появления литературного языка и увеличения значимости его новых функций (в народном образовании, литературе, прессе, делопроизводстве, театре и т.п.); К-компонента приобретает полифункциональную структуру за счет возникновения индустриального слоя материальной культуры и профессионального слоя духовной культуры; 3-компонента в ходе истории становилась все более полиморфной и иерархичной в связи с формированием новых социальных стратов, классов, социальных институтов групп; напротив, С-компонента (стереотипное поведение, обряды) сокращает объем своего функционирования, сильно модифицируется, равно как и бытование традиционного фольклора (Р-компонента); вместе с тем в новое и новейшее время тати повсеместно наблюдается значительный рост психологических характеристик носов, их этнического сознания и самосознания (т.е. Р-компоненты) и т.п.

Этнический фактор в событиях и процессах регионального и всемирно-исторического значения не всегда ясно виден, и его роль не всегда должным образом учитывается и оценивается даже специалистами. Так, в истории Древней Руси историки не раз анализировали известное Белозерское восстание социальных низов, смердов 1078 г., жестоко подавленное Яном Вышатечем, данником киевского князя Святослава. Однако мало кто принял во внимание, что восстание началось в Ростовской земле - области расселения народности мери, а затем перекинулось в Белозерские края, где издавна обитала древняя весь; иными словами, социальная напряженность находила себе выход в периферийных зонах Древнерусского государства, заселенных иноэтничными группами.

Другой пример можно позаимствовать из истории Нидерландской революции XVI - начала XVII в. События и разнообразные аспекты этого процесса в исторической науке исследованы детально и многосторонне. Однако тема о мобилизующем значении этнического фактора в ходе борьбы с испанским господством, тема здания в этой борьбе социально-этнической идеологии формировавшейся нидерландской нации, в сущности, почти не привлекла к себе внимания ученых. Стоит, наконец, поставить вопрос, можно ли достаточно полно охарактеризовать историю Европы XVIII-XIX вв., отвлекаясь от тогдашней этнополитической проблематики, чтобы осознать тщетность подобных усилий. Ирландский вопрос в Великобритании, славянские национально-освободительные движения на Балканах, чешское и венгерское национальное пробуждение в Австрии, задачи национального объединения Италии и Германии, патриотический подъем в России в 1812 г. и т.п. - далеко еще не полный перечень социально-политико-культурно-этнических процессов и лозунгов, вокруг которых скрещивали идеологическое, политическое оружие государства, партии и выдающиеся умы эпохи.

Понятно, что приведенные данные - это не более чем примеры, но любой специалист по этноистории Азии, Африки, Северной и Южной Америки, а также Австралии и Океании назовет множество типологически сходных фактов, так что они, в конечном счете, выстраиваются в сложную систему закономерностей исторической эволюции на нашей планете.

В глобальном этноисторическом движении осуществляются и проявляются своеобразные черты развития народов-этносов, в том числе определяется направленность этнических процессов, ведущая либо к сближению, интеграции и слиянию этносов, либо к разделению, дезинтеграции, отдалению этносов друг от друга. И хотя, как уже говорилось, этническая история народов мира изучена недостаточно, все же допустимо утверждать, что как этнообъединительные, так и этноразделительные процессы имели место на всех этапах истории человечества, другое дело, что на разных ее этапах, по всей вероятности, преобладали то те, то другие - конвергентные или дивергентные - тенденции. Так, в течение самой длительной эпохи - эпохи первобытнообщинных отношений, - можно думать, обладали этноразделительные тенденции, что обусловливалось процессами расселения племен по территории планеты, освоения все новых пространств, скудостью ресурсов и неразвитостью производительных сил. Впрочем, на исходе этой огромной эпохи тенденции, возможно, уравновесились, так как именно тогда формировались праэтносы и праязыки, из которых путем разделения разрослись современные крупнейшие языковые семьи: индоевропейская, алтайская, уральская и др. и соответствующие группы народов.

В последующие крупные хронологические периоды в древневосточных и античных обществах, в социальных условиях средневековья и нового и новейшего времени - при сохранении обеих (этнообъединительной и этноразделительной) тенденций реализовались своеобразные формы их регионального и эпохального проявления. Конечно, каждый их этих крупных периодов отличался своими собственными чертами протекания этнических процессов. Так, в эпоху Древнего мира впервые появились крупные этносы (древние египтяне, древние китайцы-хань, древние греки-эллины и др.) и впервые возникло взаимодействие этих крупных этносов и созданных ими государств с первобытнообщинной периферией. Позднее, уже во времена феодального средневековья, этнические процессы приобрели менее отчетливо выраженный характер, будучи в значительной мере подменены или отчасти перекрыты религиозно-конфессиональными и регионально-областническими связями и отношениями. Этноконсолидационные тенденции усилились в капиталистическую эпоху, когда происходило складывание крупных этнонациональных общностей; вместе с тем потребности развития мирового капиталистического хозяйства интенсивно сближают этносы, хотя это сближение часто носит грубый, насильственный характер колониального захвата, военного подавления и экономической эксплуатации.

Факты, свидетельствующие о проявлении названных генеральных тенденций, легко обнаруживаются в этнической истории любого крупного региона ойкумены. Так, этнообъединительные процессы хорошо прослеживаются при изучении формирования чехов, французов, болгар, туркмен и т.д. В сущности, все народы в ходе своего этногенеза и дальнейшего этнического бытия в той или иной мере включали в свой состав разноэтнические группы, усваивая и перерабатывая разнообразные языковые, культурные, а также физико-антропологические (расовые) компоненты. Этноразделительные процессы также обращают на себя внимание и подвергаются тщательным исследованиям специалистами. Такого рода процессы тоже прослеживаются повсюду: древнерусская народность в ходе своей эволюции дала начало трем восточнославянским народам (белорусам, русским и украинцам); древние булгары, расселившись в Среднем Поволжье, стали исходной формой развития татар, чувашей, а отчасти и башкир; этническая история древних арабов привела к формированию целого ряда этносов (современных египтян, алжирцев, ливийцев, сирийцев и др.): позднее, в конце эпохи феодализма и в новое время, совершилось формирование испаноязычных этносов Латинской Америки и ряда англоязычных народов (североамериканской, англоканадской, англоавстралийской, новозеландской и других наций). Нет необходимости добавлять, что число подобного рода фактов легко может быть увеличено.

Этносы в своем историческом развитии постоянно контактировали, взаимодействовали друг с другом. Конечно, характер этих взаимодействий бывал весьма различен - как по степени частоты и интенсивности, так и по силе симпатии или вражды. Разнообразные добрососедские хозяйственные связи, торговля, языковые обмены, заимствования культурных достижений и изобретений, межэтнические браки, союзнические отношения могли сменяться и нередко уступали место чувствам страха, подозрительности, отчужденности, которые вели к столкновениям и вооруженным конфликтам. Вместе с тем не следует забывать, что и ксенофобия (боязнь, ненависть к иноэтничным чужакам, иностранцам), и война - это, по сути дела, тоже формы межэтнических взаимодействий, - бесчеловечные, антигуманные, но, тем не менее, способы межэтнических взаимоотношений. Культурные и иные заимствования не исключаются и в таких условиях, но при этом они считаются "завоеванными" или "насильно навязанными".

Таким образом, межэтнические, а также межрасовые контакты и взаимодействия в их многообразных и разноплановых проявлениях - это исторически обусловленный и закономерный процесс; напротив, длительная и непроницаемая этническая обособленность представляет собою скорее исключительные, аномальные случаи и, как правило, не бывает особенно долгой. Поэтому этнические изоляты — это раритеты, исключительные явления среди этносов нашей планеты. Интенсивнее, быстрее и успешнее развиваются, как правило, народы, не чуждающиеся межэтнических контактов и связей; наоборот, этнической изоляции или самоизоляции чаще всего сопутствуют экономическая, культурная и техническая отсталость.

Межэтнические контакты и взаимодействия, далекие и близкие миграции, культурные и языковые влияния и заимствования, межрасовые смешения на разных этапах исторического развития в разных регионах планеты приводили к неодинаковым результатам. В одних случаях контакты имели своим итогом расовое смешение, в результате чего возникают промежуточные или контактные малые расы (например, эфиопская и подобные ей). В других условиях смешение разноэтничных элементов вело к образованию новых этносов, множество которых можно наблюдать в Северной и Южной Америке, а также в других регионах мира, куда направлялись и которых достигли потоки миграций. (Ряд примеров подобного рода уже указан выше.) При иных обстоятельствах (например, в связи с массовыми перемещениями разноэтничных групп негритянского населения в Америку в ходе торговли "живым товаром" в XVII-XIX вв.) возникли своеобразные этнорасовые общности, наиболее яркими представителями которых, возможно, следует считать негров США, а также гаитян и ямайцев. Наконец, одним из существенных результатов названных этноисторических процессов является образование и исчезновение культурных провинций разных таксономических рангов, в том числе историко-культурных (историко-этнографических) областей. С этнологической точки зрения представляется вполне вероятным, что формирование региональных цивилизаций (например, древнекитайской, латиносредиземноморской, европейской и т.п.) не обошлось без воздействия этнических, в том числе этнокультурных, факторов.

Этническая история развертывается сложными и противоречивыми способами, и на ее путях случаются не только прогрессивные сдвиги и перемены, но и существенные потери и утраты. Сам по себе прогрессивный процесс значительного роста, концентрации (консолидации) и структурно-функционального усложнения относительно немногих этносов имеет в качестве своей обратной стороны растворение (ассимиляцию) в них другой — и весьма значительной - части этносов. Факты этнической истории свидетельствуют о том, что эта тенденция есть проявление или следствие общемирового закона неравномерности этнического развития.

Так, консолидация древнеэллинской (древнегреческой) народности рабовладельческой эпохи совершилась в итоге ассимиляции племен ионийцев, дорийцев, ахейцев, эолийцев; древнеримская (латинская) народность сформировалась в ходе завоевания и ассимиляции этрусков, лигуров и других этносов, а также родственных латинам племен италиков. В процессе древневосточной античной истории исчезли шумеры, хетты, вавилоняне, парфяне, арамеи и многие другие этнические образования. На современной этнической карте едва ли удастся отыскать те этносы, которые во множестве названы и описаны в трудах Геродота, Страбона, Цезаря или Тацита. Исчезли многие этнические общности, имена которых были широко известны в эпоху средневековья: готы, кимвры, тевтоны, лангобарды, гунны, бритты, хазары, меря, печенеги, половцы, византийские ромеи и прочие. В Новое и Новейшее время колониальные захваты европейскими государствами, массовые миграции и другие факторы привели к исчезновению многих этносов в Америке, преобладающей части австралийских аборигенов, коренного населения Тасмании.

Конечно, в мировой истории имели место факты намеренного истребления аборигенных народов (например, ряд индейских племен в США, часть аборигенного населения Тасмания и Австралии. Нередко туземное население погибало от болезней, привезенных европейцами, от которых местные жители не имели природного иммунитета (такова, по всей видимости, была судьба индейского населения на о. Куба), а также в результате создания колонизаторами крайне неблагоприятных для аборигенов социальных условий (подневольный труд, разнообразные формы дискриминации и т.п.). Вместе с тем исчезновение этносов далеко не всегда оказывалось сопряженным с физической гибелью собственно этнофоров. Вполне типичен случай лишь перемены этнонима: так, часть южных славян после завоевания их тюрками-булгарами стали называться болгарами, древняя народность весь в конце Средневековья именовалась соседями этническим именем чудь, а в первой четверти XIX в. вновь стала известна под именем вепсы. Тем не менее этническая ассимиляция в ее, так сказать, чистом виде встречается в мировой истории постоянно и в достаточно разнообразных проявлениях.

Чаще всего понятие ассимиляции ассоциируют с ее принудительным, насильственным осуществлением путем проведения целенаправленной консервативной или даже реакционной государственной (национальной) политики. Это верно. В царской России, Австрийской империи, султанской Турции, колониальной Индии и в других странах политика ассимиляции проводилась, по сути дела, официально (государственный язык, государственная религия, служебные и иные преимущества для правящих классов доминирующих национальностей и т.п.). Арабская ассимиляция египетского населения (своеобразным реликтом которого остается религиозная община коптов), а также берберов в странах Магриба служит, в частности, примером того, что политика ассимиляции, нередко даже осуществляемая спонтанно, без заранее разработанных планов и обдуманных мероприятий, может приводить к изменению этнической принадлежности (в том числе смене этнического самосохранения) значительных масс людей.

И все же, признавая справедливость сказанного выше, следует помнить, что ассимилятивные процессы могут принимать характер и форму отчасти и даже вполне добровольных действий, приобретать сознательную направленность и соответствовать желаниям как определенных групп, так и целых этносов. Так, начиная примерно с XV в. и позднее, по мере того как Русское государство становилось многонациональным, господствующие группы присоединяемых народов - коми-зырян и коми-пермяков, мордвы, марийцев, чувашей, отчасти татар и в меньшей степени башкир - вливались в состав русских доминирующих слоев и классов (сначала феодалов, а позднее буржуазии). Довольно типичными были случаи частичной или даже полной этнической ассимиляции завоевателей, включавшихся в состав господствующих (доминирующих) элит в завоеванных странах: завоевавшие часть славянского населения в VIII в. булгары-тюрки быстро ославянились; "призванные" на Русь в IX в. варяги (норманны) уже к концу X в. растворились в составе древнерусской феодальной знати; та часть монголов, завоевавших Китай в XIII в., и маньчжуров, захвативших его в XVII в., которая образовала государственно-управленческий чиновничий аппарат и оторвалась от своих этнических территорий, расселившись по всему Китаю, довольно быстро китаизировалась; нормадско-французское рыцарство, овладевшее Англией в XI в., постепенно утратило исходные этнические черты и вошло в состав английского этноса.

Впрочем, интенсивность и условия межэтнических взаимодействий не всегда ведут к полной этнической ассимиляции; нередко процесс не получал такого завершения, а ограничивался меньшей мерой влияния - массовым заимствованием культуры, усвоением значительной частью этноса другого языка (двуязычие) и т.п. Во многих случаях возникали и возникают в наше время явления билингвизма, бикультурализма, которые принято называть также термином аккультурация. Примеры такого рода межэтнических взаимоотношений легко обнаружить всюду.

Одно из проявлений аккультурации обычно видят в широко распространенном в мире процессе вестернизации - усвоении (нередко весьма уродливом) многими народами разнообразных и многочисленных черт европейско-американской ("западной") культуры.

Среди важнейших аспектов этноистории на нашей планете после завершения первобытнообщинной эпохи справедливо указывают на возникновение государств и их институтов и их взаимодействий с этносами. Исторический опыт говорит о том, что государство как аппарат управления нигде и никогда не оставалось безучастным к этносам и этническим процессам: оно обычно способствовало оформлению (усилению, консолидации и т.п.) того этноса, доминирующие элитные группы которого обладали властью, но часто действовало в обратном направлении, в направлении задержки развития других этносов или даже их деструкции (аккультурации, ассимиляции). В Новое и Новейшее время в Западной Европе и на других континентах сложилась тенденция формирования национальных и многонациональных государств, в связи с чем возник новый феномен - национальная политика.

Проведение национальной политики (первоначально чисто эмпирически, а позднее - с привлечением сил науки, в том числе и этнологии) стало важным элементом жизни не только многонациональных стран и колониальных империй, но и в рамках национальных государств, так как и в этих последних государствах, как правило, есть иноэтничные народы или группы, имеющие свои интересы и устремления (например, в Англии - шотландцы, уэльсцы и другие, во Франции -бретонцы, эльзасцы и др.). Одним из следствий вторжения государства в этническую сферу социальной жизни, изменений границ, регулирования миграционных процессов стало возникновение и широкое распространение феномена, получившего наименование этнических меньшинств.

Резюмируя сказанное, полезно обратить внимание на то, что этносы, этнические группы разнообразно проявили себя в историческом процессе, в том числе и в форме национально-освободительных движений.