Хозяйство
В Юго-Восточной Азии существует наибольшее в мире разнообразие хозяйственно-культурных типов: от современных аграрно-промышленных до наиболее примитивных, основанных на присваивающих отраслях хозяйственной деятельности. И хотя развитые народы все более интенсивно захватывают в сферу своего экономического и культурного влияния малые этносы и племена, многие из которых добывают средства существования чрезвычайно примитивными способами: бродячей охотой, рыболовством, собирательством. Хотя они постепенно переходят к земледелию, ассимилируются более крупными народами, но и в наше время еще имеется некоторое число представителей этого ХКТ.
Широко в прошлом был распространен ХКТ ручных земледельцев, обрабатывающих поля на выжженных участках леса (подсечно-огневой тип земледелия), без применения искусственного орошения, сочетавших обработку земли с охотой, рыболовством, собирательством. В наше время значительное их число перешло к более прогрессивным видам хозяйства: орошаемому и даже плужному земледелию, иногда в сочетании со специализированным собирательством ценных «даров леса». Однако и в наши дни ХКТ примитивного ручного земледелия имеет еще достаточно большое распространение на севере и северо-западе Индокитайского полуострова, на островах Индонезии и Филиппин.
На острове Мадура бытует ХКТ отгонного скотоводства в сочетании с подсобным земледелием.
Подавляющее число населения Юго-Восточной Азии относится к ХКТ плужного и мотыжного ирригационного земледелия. С каждым десятилетием все большее число населения оказывается втянутым в современные процессы промышленного развития, трудится на заводах, фабриках, на транспорте и т.п.
Названные ХКТ характеризуют только основные направления хозяйственной деятельности. Они не исчерпывают всего ее многообразия, и существует множество промежуточных и переходных видов занятий, сочетающих плужное и мотыжное земледелие, земледелие, охоту и собирательство, рыболовство и другие занятия. Рыболовство составляет у многих прибрежных жителей основное занятие и выступает в таком случае как самостоятельный ХКТ.
Рассмотрим основные хозяйственно-культурные типы в Юго-Восточной Азии, начиная с самых древних и примитивных.
Этнология не знает более первобытного ХКТ, чем бродячая охота и собирательство. Представители этого типа хозяйства заселяют наиболее географически изолированные гористые и болотистые области островов и Индокитая, где они мало или совсем еще не подвергались влиянию более развитых соседей. Существует точка зрения, согласно которой считается, что малые народы и племена являются реликтом древнего местного населения и были вытеснены с побережий волнами переселенцев. Для всех мест обитания бродячих охотников и собирателей характерны общие условия жизни в тропических лесах Юго-Восточной Азии, довольно бедных съедобными растениями и небогатых доступной охотникам при их слабой вооруженности фауной. Поэтому для изыскания пропитания небольшие группы вынуждены почти ежедневно, с небольшими ночевками и дневками передвигаться по своей территории, собирая попутно все, что может быть съедено - насекомых, змей, червей, корешки и молодые побеги растений, плоды, и охотясь на средних и мелких животных. Для них обычно длительное голодание, особенно в сухие сезоны года.
Бродячими охотниками и собирателями были еще в конце прошлого века обитатели лесов Малакки - сенои и семанги. Позднее первые перешли к земледелию, так же как и часть семангов, однако некоторые их группы и в наши дни добывают средства существования бродячей охотой и собирательством. Типичные представители ХКТ бродячих охотников и собирателей - кубу, акит Суматры; на Яве - тенггеры; на Калимантане - пунаны и букиты, часть которых занимается также примитивным подсобным земледелием и др.
Собирательство требовало обширных пространств, которое по договоренности распределялось между отдельными локальными группами племени. В случае неурожая, разного рода стихийных бедствий локальные группы искали себе новые места, могли пользоваться и участками другой группы. В нормальных условиях каждая локальная группа двигалась по "своему" участку леса концентрическими кругами, возвращаясь на пройденное место только через несколько месяцев, когда там возобновлялись естественные ресурсы.
Помимо охоты и собирательства, при возможности ловили рыбу, а также занимались некоторыми домашними производствами: изготовляли орудия труда и оружие, материал для одежды из коры (луба), плели циновки, корзины, делали украшения, нехитрую утварь из дерева и листьев. Основными материалами для поделок служили камень, кость, раковины, рог, разные растения, особенно бамбук и побеги гибкой вьющейся пальмы (ротанга). Хотя металлургическое производство им не было известно, они использовали металл, который получали у соседей в обмен на некоторые лесные продукты. Каменными отбойниками они изготовляли холодным способом наконечники копий, украшения. Керамика бродячим охотникам и собирателям, как правило, неизвестна. Вследствие изолированности малых народов обмен имел ограниченное распространение и практиковался часто в так называемой "немой" форме. При этом обменивающиеся стороны не вступали в непосредственный контакт, а оставляли в обусловленном по традиции месте предметы, предназначенные для обмена. Эквивалентность обмена также определялась традицией.
В наше время те группы бродячих охотников и собирателей, которые еще не ассимилированы более развитыми оседлыми соседями, начинают под их влиянием все чаще заниматься простейшим ручным земледелием, обрабатывая время от времени небольшие участки земли, которые засевают, главным образом, съедобными клубневыми растениями.
Государственные власти оказывают в меру возможности помощь малочисленным народам в переходе к более интенсивным способам хозяйственной деятельности, в повышении их культуры, получении медицинской помощи. Однако по многим причинам, прежде всего вследствие географической изоляции, многие племена бродячих охотников и собирателей сохраняют свой традиционный ХКТ.
Достаточно широко представлен в Юго-Восточной Азии и в наше время ХКТ ручного, неорошаемого земледелия. Оно ведется в подсечно-огневой форме, примерно так же, как в Южной Азии. Довольно быстрое сокращение площадей, занятых под подсечно-огневое земледелие, вызвано запретом в ряде областей выжигания леса для сохранения его ценных пород, общим сокращением лесных массивов, переходом все большего числа ручных земледельцев к орошаемому, а затем плужному хозяйству.
Земледелие в подсечно-огневой форме предусматривает строгое разделение труда между полами. Мужчины рубят в сухой сезон деревья и кусты и, когда они высыхают, сжигают их. При этом племена, обладающие более совершенными орудиями и навыками, срубают лес под корень или даже корчуют его. Но наиболее отсталые группы, располагающие самыми примитивными орудиями, не могут рубить толстые стволы деревьев. Поэтому они либо пережигают стволы, либо рубят их на значительном расстоянии от земли, где они тоньше. Выжиг леса освобождает поля, зола дает удобрение, и, что особенно важно, на два-три года уничтожается страшный бич тропического земледелия - сорняки, особенно неистребимый другими способами алан-аланг. На подготовленном поле палками-копалками или мотыгами выкапываются ямки, в которые сажают клубни ямса, маниоки, семена риса. Естественно, что на полях, где лес выжжен не полностью и отсутствует уход за посевом, урожаи очень низкие.
К тому же, как у даяков и многих других лесных народов, значительная часть риса "переводится" на пиво, вследствие чего продуктов земледелия не хватает для удовлетворения потребностей. Это заставляет изыскивать дополнительные способы добывания жизненных благ посредством охоты, рыбной ловли, добычи жемчуга, собирательства смол, дикорастущего каучуконоса, ротанга, которые продают скупщикам; в последние десятилетия занимаются также отходничеством на строительство дорог и другими работами. В ряде мест, особенно на Калимантане, распространена ловля змей, кожу которых продают скупщикам. Охота на змей дает большой доход, однако уничтожение большого их количества ведет к бурному размножению грызунов - вредителей полей, что влечет резкое снижение урожаев и голод.
Выжженные участки леса быстро зарастают сорняками, теряют плодородие, и через несколько лет расположенные на них поля приходится забрасывать и расчищать новые участки, которые постепенно оказываются на все большем удалении от поселений. В конечном счете, деревни приходится оставлять и основывать на новом месте. Характерными представителями такого типа "передвижного" земледелия являются многие племена даяков, обитающие по берегам рек. Достаточно широко распространено в наше время подсечно-огневое земледелие у народностей и племен на севере Бирмы, Таиланда, Лаоса, в лесных областях Малакки и на Филиппинах.
К более высокому ХКТ (или его подтипу) относится также еще довольно во многих странах Юго-Восточной Азии распространенное мотыжное земледелие с искусственным орошением. В качестве примера можно назвать племена нага, обитающие на границах Бирмы и Индии. Они возделывают террасные поля на склонах гор и холмов. Любопытна их оросительная система из бамбуковых труб, тянущаяся порой на многие километры. Основная культура у мотыжных земледельцев - рис.
Ручным орошаемым земледелием занимаются также часть даяков, горных кхмеров, горных таи, горных батаков Суматры, тораджей Сулавеси, ифугао и другие народы на Филиппинах, некоторые группы папуасов Западного Ириана.
У ручных земледельцев самое широкое распространение имеют различные Домашние производства. Их художественный уровень часто высок, и изделия представляют настоящие произведения искусства. Изяществом форм, богатой орнаментацией отличаются не только предметы украшений, но и изделия, предназначенные для повседневного обихода: оружие, орудия труда, керамика, плетение. Постепенно домашние производства превращаются в ремесла, которые пока еще не отделились от сельского хозяйства. Особенно стимулирует домашние производства и ремесла возможность широкого сбыта (через скупщиков) разных сувениров и предметов туристам, музеям, собирателям коллекций. Однако массовое производство неизбежно приводит к снижению художественной ценности продукции Народных промыслов.
Ручные земледельцы широко практикуют обмен между собой и с более развитыми соседями. Через скупщиков их изделия попадают в города. Взамен они получают предметы современного быта: оружие, ткани, продовольствие и пр.
Однако, по крайней мере со времени раннего средневековья, основное занятие подавляющего числа обитателей Юго-Восточной Азии составляло плужное земледелие, истоки которого восходят к началу нашей эры. Ему способствуют благоприятный климат, плодородная почва.
В различных регионах Юго-Восточной Азии существуют значительные различия в структуре сельского хозяйства, но основное внимание уделяется продовольственным и техническим культурам. Благоприятные природные условия при использовании искусственного орошения позволяют получать с одного поля по два и три урожая в год. Почти повсеместно главная продовольственная культура - орошаемый рис, и только в отдельных засушливых горных местностях его место занимает кукуруза или суходольный (неорошаемый) рис. Особое значение имеют бобовые, масличные, клубневые, садово-огородные культуры. Разводятся многие плантационные продовольственные культуры: бананы, ананасы, кофейное дерево, мандарины, манго и др. Но многие привычные нам субтропические культуры и плодовые деревья средней полосы не растут в тропическом климате, поэтому, например, яблоки привозятся издалека и стоят здесь дорого.
Большие площади заняты под техническими культурами. В колониальное время многие области Юго-Восточной Азии были превращены предпринимателями в местности возделывания монокультур. После получения народами этого региона независимости ведется работа по расширению ассортимента сельскохозяйственных культур, однако большое экономическое значение продолжают иметь многие плантационные технические культуры. В зависимости от конъюнктуры на мировом рынке то расширяются, то сокращаются посевы каучуконосов. Значительны плантации кокосовых пальм, посевы масличных.
Плужное земледелие ведется, как правило, в орошаемой форме - поливной или заливной. Поля располагаются в долинах или на террасах по склонам холмов, куда проводятся из источников оросительные системы. Сооружаются регулярные оросительные каналы, отводится излишняя дождевая вода. В отдельных горных местностях плужное земледелие ведется в неорошаемой форме "под дождь", Там сеют суходольный рис и кукурузу.
Земледельцы разводят, как правило, тягловый рабочий и молочный скот, на Индокитайском полуострове и на Филиппинах - также свиней. Мусульманское население свиней не держит. Из всех стран Юго-Восточной Азии специализированное скотоводство имеется только в Индонезии на Мадуре.
В Мьянме наиболее развито плужное земледелие в южных областях по реке Иравади, где выращиваются продовольственные и технические культуры. В летние жаркие дождливые месяцы выращивается рис, а зимой, в сухое время года, - кукуруза, бобовые. В некоторых местностях Мьянмы культивируются чайный куст, кофейное дерево, сахарный тростник, кокосовые пальмы, бананы. Товарное рисосеяние развито в южной части страны.
Самые плодородные земли в Таиланде располагаются в долине реки Менам, где ведется товарное рисовое хозяйство. На юге много земель занято под плантации каучуконосов, довольно значительны посевы опийного мака, наркотические продукты которого потребляются на месте и в значительной массе вывозятся в соседние страны, Европу и Америку.
Основа земледелия в Лаосе - выращивание белого риса на экспорт и розового клейкого - для собственного потребления. Разводятся клубневые, масличные Ч технические культуры.
Развито животноводство - главным образом, содержится крупный рогатый скот. Часть населения занята рыболовством.
Во Вьетнаме, как по всей Юго-Восточной Азии, наиболее важным продовольственными культурами являются рис и кукуруза. Много возделываете клубневых растений, а также плантационные культуры: каучуконосы, чай, хлопок.
Важную отрасль хозяйства составляют рыбная ловля и заготовка на экспорт и для местной промышленности ценных пород деревьев.
Сельское хозяйство плужных земледельцев Индонезии, Малайзии, Филиппин во всех основных чертах сходно с распространенным на полуострове Индокитай. И здесь важнейшими продовольственными культурами являются рис, клубневые растения, кукуруза, бобовые, овощи, масличные, фрукты. В Индонезии культивируются одни из лучших в мире сортов кофе.
На Филиппинах широко распространена культура сахарного тростника, волокнистых растений. Главная продовольственная культура также рис.
Немаловажной отраслью хозяйства плужных земледельцев является ремесло, имеющее чрезвычайно древние традиции. Ремесленники изготовляют орудия труда, предметы быта, керамику. Во всем мире знамениты батиковые ткани, изготовляемые яванцами, малайцами и некоторыми другими народами на основе сложной технологии вощения (или промасливания) и прокраски ткани, позволяющей получать исключительно сочную гамму тонов. Также всемирно известны художественные ремесла, например художественная балийская скульптура из дерева, резьба по дереву, кости - у других народов. Большое распространение имеет ювелирное дело с использованием бирманских рубинов, таиландских сапфиров, жемчуга, драгоценных металлов.
Во многих государствах Юго-Восточной Азии происходит интенсивное развитие промышленности, горнодобывающего дела, инфраструктуры. Значительных успехов в индустриализации достиг Вьетнам. Высокое промышленное развитие наблюдается в Таиланде, Малайзии, Сингапуре. И в других странах, где в колониальную эпоху существовала только мелкая и средняя пищевая и перерабатывающая промышленность, развиваются индустрия, транспорт, многие современные отрасли народного хозяйства.
- Этнический фактор в мировой истории 259
- Проблемы прикладной этнологии 268 заключение 270 предисловие
- Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат Предметная область этнологии
- Социальные функции этнологии
- Понятие и термины этнологии
- Классификация народов мира
- Географическая классификация
- Народы Австралии и Океании
- Народы Азии
- Народы Америки
- Народы Африки
- Антропологическая классификация
- Языковая классификация
- Индоевропейская семья
- Эскимосско-алеутская семья
- Афразийская (семито-хамитская) семья
- Нигер-кордофанская (конго-кардафанская) семья
- Нило-сахарская семья
- Койсанская семья
- Северокавказская семья
- Сино-тибетская семья
- Классификация народов мира по историко-этнографическим (историко-культурным) областям
- Очерк истории этнологической науки
- Этнологические (этнографические) источники
- Методы исследовательской работы
- Западная европа
- Очерк этнической истории
- Этнический состав
- Хозяйство и материальная культура
- Социальный быт и духовная культура
- Семейный быт и обряды
- Праздники
- Славянские народы центральной и юго-восточной европы Общие сведения
- Этническая история западных и южных славян
- Хозяйство и материальная культура
- Поселения
- Общественный и семейный быт, духовная культура, народное творчество
- Религия
- Праздники
- Фольклор
- Восточнославянские народы. Расселение и численность. Расовые типы. Языки
- Происхождение и этническая история
- Хозяйственные занятия
- Поселения
- Социальные структуры и институты. Общественный быт
- Семья и семейный быт
- Традиционная народная культура
- Религия и верования
- Народное искусство и фольклор
- Народы волго-камья
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественный и семейный быт
- Духовная культура
- Народы прибалтики
- Этногенез и этническая история
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы севера восточной европы
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство и материальная культура
- Духовная культура
- Народы юго-запада и юга восточной европы
- Народы сибири
- Этногенез и этническая история
- Традиционное хозяйство коренного населения Сибири
- Духовная жизнь. Верования
- Народы Сибири и торгово-промышленная цивилизация
- Народы кавказа
- Лингвистическая классификация
- Этногенез и этническая история
- Материальное хозяйство
- Поселения
- Общественный и семейный быт
- Религиозные верования
- Фольклор
- Америка: этнокультурные регионы, народы и этнические процессы
- Обитатели Америки до начала европейской колонизации. Первоначальное заселение континента
- Адаптация человека к различным экологическим средам
- Арктическая область Северной Америки
- Северная лесная область
- Северо-западное (тихоокеанское) побережье Сев. Америки
- Калифорния
- Лесные области востока Северной Америки
- Мезоамерика
- Огненная Земля
- Леса и степи Южной Америки
- Тропические леса Южной Америки
- Промежуточная область
- Центральные Анды
- Завоевание и колонизация Америки европейцами
- Аборигены и европейцы
- Насильственная иммиграция из Африки
- Трансформация этнического самосознания
- Культуры и этносы Америки в постколониальный период
- Народы и культуры африканского континента
- Народы Северной Африки
- Народы Восточной Африки
- Мадагаскар
- Народы Южной Африки
- Население островов Индийского океана
- Народы Западной Африки
- Народы Центральной Африки
- Этнические процессы в современной Африке
- Народы западной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественные отношения
- Духовная культура
- Религия
- Народы южной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Семья и семейные отношения
- Социальный строй и общественная организация •
- Духовная культура
- Народы юго-восточной азии
- Этническая история
- Современный этнический состав
- Этнические процессы
- Хозяйство
- Материальная культура
- Социальные отношения и общественная организация
- Духовная культура. Народное творчество
- Народы восточной азии
- Этногенез и этническая история
- Современные этнические процессы
- Этнолингвистическая классификация
- Антропологический состав
- Хозяйственно-культурные типы
- Материальная культура
- Социальная организация
- Духовная культура
- Народы центральной азии
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Общественная организация
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы австралии и океании
- Историко-культурное районирование Австралии и Океании
- Проблемы этногенеза народов Австралии и Океании и основные этапы этнической истории этого региона
- Европейское проникновение в Австралию и Океанию и его последствия
- Народы Австралии
- Народы Папуасии (Новой Гвинеи)
- Народы Меланезии
- Новая Каледония
- Народы Фиджи
- Народы Полинезии
- Народы Новой Зеландии
- Народы Микронезии
- Этнический фактор в мировой истории
- Современные тенденции этносоциального развития в мире. Межэтнические конфликты
- Проблемы прикладной этнологии
- Заключение