logo
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК

Общественный и семейный быт

У народов Кавказа, особенно в горных районах, в общественной жизни и семейном быту в той или иной степени сохранялись следы патриархального уклада, строго поддерживались родственные связи, особенно ярко проявлявшиеся в патронимических отношениях. Повсюду на Кавказе существовали соседские общины. В Дагестане, в горных районах Чечено-Ингушетии и в горной Осетии в феодальный период были известны "вольные общества" - независимые или полузависимые от феодалов союзы сельских общин с характерной формой правления в виде народных собраний и выборных старшин. Это были не только территориально-экономические, но и политические объединения.

В общественной жизни долгое время бытовали традиции, уходящие своими корнями в доклассовое общество и в эпоху средневековья. Особенно широко был распространен обычай гостеприимства. На Северном Кавказе строились особые помещения для приема гостей, которые позднее были заменены отдельными комнатами-кунацкими в жилом доме. Существовало поверье, что гость приносит счастье в дом. Он имел право не только на кров, пищу, заботу и внимание, но и на защиту. У кабардинцев сложилась пословица: "Гость адыга в крепости сидит".

У абхазско-адыгских народов, а также у осетин, балкарцев и карачаевцев существовал обычай аталычества, заключавшийся в отдаче детей (преимущественно мальчиков) на воспитание в чужую семью. К этому обычаю прибегали феодальные сословия. Аталыками (воспитателями), как правило, выступали свободные крестьяне. По достижении совершеннолетия воспитанник возвращался в родительский дом.

У некоторых народов сохранялся в пережиточной форме обычай кровной мести, который был постепенно изжит.

Во многих районах Кавказа в XIX в. продолжали бытовать большие патриархальные семьи. Основным же типом семьи в этот период были малые семьи, уклад которых отличался той же патриархальностью. Господствующей формой брака была моногамия. Многоженство встречалось редко, преимущественно среди привилегированных слоев мусульманского населения, особенно в Азербайджане. У многих народов Кавказа при заключении брака платили выкуп за невесту.

В отношениях с родственниками и свойственниками действовали обычаи избегания, особенно широко они были распространены у народов Северного Кавказа. Различные формы избегания соблюдались между мужем и женой, родителями и I детьми, между мужем и старшими родственниками жены и соответственно, наоборот. У всех народов Кавказа сложились свои правила поведения в семье и в обществе, закрепленные в обычном праве, т.е. действовал определенный этикет, строго сохранявшийся общественным мнением.

За годы советской власти произошли большие изменения в семейном быту. Постепенно изживалось патриархальное отношение к женщине. Господствующей формой семьи в городе и в сельской местности стала малая семья, состоящая из родителей и детей, иногда в нее включаются родственники одного из родителей. Развитие внутрисемейных отношений идет по линии их демократизации. Заключение брака в основном совершается по воле самих вступающих в брак, а не их родителей, как было в прошлом. Однако в семейном быту наблюдаются некоторые негативные явления. Например, запрещенный и исчезнувший обычай брачного выкупа стал в последние годы постепенно возрождаться в измененном виде среди некоторых социальных групп населения как "помощь" родителям невесты в устройстве свадьбы. К негативным явлениям относятся также все возрастающие затраты на проведение свадебных и похоронных обрядов.