logo
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК

Духовная культура

Многие черты культуры народов Восточной Азии сформировались под воздействием тех или иных религиозных представлений. Хотя ни одна из мировых религий не возникла на территории данного региона, большинство из них в той или иной мере получило распространение у восточноазиатских народов. В меньшей мере это касается христианства; оно было занесено в Китай в VII—VIII вв. в виде несторианства, но не пустило там глубоких корней. Позднее, начиная с XV-XVII вв., в некоторые страны Восточной Азии проникли европейские миссионеры, деятельность которых в целом не привела к значительным результатам.

Гораздо большую роль играло в истории народов Восточной Азии мусульманство, распространившееся среди некоторых народов Китая. Принятие мусульманства способствовало формированию особой этнографической группы китайцев - хуэй (та ее часть, которая в конце XIX в. переселилась в Среднюю Азию, где получила название "дунгане").

Наибольшее воздействие на культуру народов Восточной Азии оказал буддизм. Он проник в Китай, а оттуда в Корею и Японию в первых веках нашей эры. Гибко приспосабливаясь к новым условиям, буддизм значительно трансформировался, что нашло свое выражение, в частности, в появлении многочисленных сект. Наибольшее историческое значение имела среди них школа "чань" ("цзен" - япон.). У монголов и тибетцев господствующей религией стал буддизм-ламаизм.

Особенностью религиозных систем, сложившихся у большинства народов Восточной Азии, был их глубокий синкретизм. Пришлые религии впитали в себя различные традиционные местные верования, зачастую причудливо переплетаясь с Развитыми местными религиями. В народных верованиях китайцев, например, сочетаются, с одной стороны, черты буддийских представлений, с другой - элементы морально-этического учения конфуцианства и исконной китайской религии — даосизма, который характеризуется чрезвычайно обширным пантеоном, культом отшельничества и ярко выраженным мистицизмом. В Японии происходил процесс постепенного слияния буддизма и синтоизма - религии, возникшей на японской почве.

Лишь у некоторых народов Восточной Азии религиозные представления не подвергались заметному воздействию буддизма. У маньчжуров, например, вплоть до XX в. был распространен шаманизм (маньчжуры - единственный народ, создавший и сохранивший религиозные сочинения, связанные с практикой шаманизма). Анимистические и шаманистические представления сохранялись до недавнего времени у мяо.

Богатая мифология народов Восточной Азии типологически может быть разделена на несколько отдельных циклов, причем выявление совпадающих или сходных вариантов мифа, существующих у разных народов, нередко может явиться указанием на древние генетические или ареальные связи.

Одним из важнейших является цикл космогонических мифов, повествующих о трансформации первоначального хаоса и появлении из него земли, неба и человеческих существ, созданных богиней Нюйва (китайцы), Аматерасу (японцы) и т.д.

Самостоятельный цикл составляют этногонические мифы, в которых отражаются древние тотемистические представления: древние тюрки вели свое происхождение от волка, народы группы мяо-яо - от пятицветной собаки Паньху; многие мифы этого цикла отражают идею "непорочного зачатия" предка (в одних случаях - прародительница проглотила яйцо Пурпурной птицы; в других - первопредок появился на свет после того, как его мать наступила на след великана, и т.д.). Возможно, что эта группа мифов представляет собой трансформированное отражение древнейшей социальной реальности, связанной с матрилинейной филиацией.

Мифы о культурных героях рассказывают о персонифицированных "творцах" важнейших культурных достижений того или иного народа. Этот цикл особенно полно представлен в мифологическом творчестве китайцев, почитавших Суйжэня как первого человека, добывшего огонь трением; Фуси, сделавшего первый лук и стрелы; Шэньнуна, научившего людей изготовлять земледельческие орудия; Хуанди, открывшего способ варить зерно на пару, и т.д. При этом многие из этих героев представлялись китайцам в виде полулюдей-полуживотных - Фуси с телом змеи, Шэньнун с головой быка и пр.

В устном народном творчестве многих народов Восточной Азии значительное место занимает эпос. Немало сходных сюжетных линий можно обнаружить в героическом эпосе монгольских и тюркских народов - в улигерах о Гэсэр-хане у монголов, в сказании "Манас" у киргизов. При этом некоторые образы героического эпоса обнаруживают параллели с произведениями древнего изобразительного искусства. Так, мотив борющихся богатырей, позади которых стоят их боевые кони, встречается как на декоративных украшениях "звериного стиля" I тысячелетия до н.э., так и в сказании о единоборстве бесстрашного Хан-Хулюга и его соперника Алдай-Мергена; "Заступится за меня лишь мой конь Хан-Шилги!" - восклицает один из богатырей, другой вторит ему: "И за меня никто не заступится, кроме Ак-Сарыг-коня", и т.д. Эпос занимает важное место в фольклоре китайцев (цикл "Троецарствие"), ицзу ("Ашма") и других народов Восточной Азии. Особенностью китайского героического эпоса является своеобразное переплетение устных и книжных версий, легших в основу средневековых народных романов. Высоким уровнем художественных достоинств отличается народная поэзия, наиболее древние образцы которой представлены в антологиях "Шицзин" и "Юэфу" (Китай), "Кокинсю" и др. (Япония). У многих восточноазиатских народов поэтическое творчество по-прежнему неотделимо от музыки; это органическое единство до сих пор характерно для фольклорных произведений мяо (обрядовая и любовная песня), 0аси (любовная лирика) и т.д.

Одной из важных особенностей духовной культуры народов Восточной и Центральной Азии является существование у них длительной письменной традиции. Древней системой письма в этом регионе была древнекитайская иероглифика, возникшая в начале II тысячелетия до н.э. и непрерывно развивающаяся вплоть до настоящего времени. Знаки китайской письменности фиксируют значимые единицы языка прежде всего в плане их смысла, а не звучания. Эта особенность иероглифики облегчила ее заимствование соседними народами. В средние века китайская иероглифика играла в Восточной Азии примерно такую же роль, как латинская письменность в Европе. Вьетнамцы и корейцы, пользовавшиеся иероглифами, перешли затем на собственные системы письма; японцы в настоящее время используют иероглифы наряду со слоговыми знаками (катакана и хирагана). В V1-1Х вв. древние тюрки пользовались руническим письмом, а позднее у многих кочевых народов Центральной Азии распространился уйгурский алфавит, на основе которого затем сформировался монгольский. С 40-х годов нашего века монголы приняли алфавит, большинство букв которого восходит к кириллице.