Праздники
Среди зимних календарных праздников у славянских народов центральное место занимает сочельник - "бадньи дан" (в Сербии и Хорватии), ''Малка коледа" (в Болгарии), "viliа" (в Польше), "Рождество" — "божич" (в Сербии), "Коледа" (в Болгарии) и т.д.
С зимними рождественскими праздниками у славян было связано множество поверий, примет и различных магических действий, призванных защитить семью и дом от злой "нечистой" силы, обеспечить здоровье домочадцам, удачу в жизни, достаток в хозяйстве целый год.
К традиционным торжествам весеннего календарного цикла у западных славян в прошлом относился праздник стада на Троицу (в Польше - "духов день"), красочный молодежный праздник "майского дерева", когда парни "сажали" у домов своих избранниц высокий ствол березы с обрубленными сучьями и оставленными на вершине ветвями, украшенный яркими лентами, и ряд др.
Осенью в Польше, Словакии и Лужице особой любовью пользовался один из самых больших праздников этого цикла - "дожинки", или "обжинки" (у лужицких сербов - день "убиения петуха"). По мнению исследователей, этот (приходящийся на август—сентябрь) праздник являл собой древнейший земледельческий праздник урожая в истории народов Европы. Обычно он сопровождался различными магическими действиями и обрядами, цель которых - сохранить этот и обеспечить урожай будущего года. Большое значение у славян, как и у ряда других народов Европы, придавалось последнему снопу убранного поля, символизирующему собой «дух» поля, божество урожая и т.п.; он должен был всегда быть очень большим, обильным и красиво украшенным; его хранили обычно в красном углу или за матицей на потолке до самой весны. Священные зерна этого снопа часто использовались для посева-освящения свежевспаханного поля.
Праздники сбора урожая и окончания полевых работ отмечаются в славянских странах Европы и в настоящее время, хотя они и приобрели совершенно иной смысл и значение, далекие от первобытной магии. Значительно усилена и развлекательно-игровая часть праздника, как правило, сопровождаемая выступлениями фольклорных групп.
Архаичностью и культурным наследием различных субстратных этнических пластов отличались календарные праздники у южных славян на Балканах: здесь и восходящий еще к античным временам "оброк" с его магией плодородия земли и принесением ей жертвы, и древние "волчьи дни" - первые две-три недели ноября, посвященные волкам, когда их нельзя "тревожить", и "мышиные дни" и многое-многое другое (у болгар). Популярны были в Болгарии и соседних районах Сербии, также восходящие к античному времени "день Трифона Зарезана", отмечавшийся 14 февраля (подрезание виноградных лоз и поливание их вином для доброго урожая), древние Дославянское (фракийские) действа "кукеров" или "сурвакаров", связанные с магией плодородия, отвращения зла и болезней от людей и домашних животных, которые исполнялись в ночь под Новый год и на масленичной неделе, и ряд других архаичных ритуалов (например, известное "хождение по огню" нестинаров).
Наконец, у болгар, сербов и ряда других южнославянских народов справлялся и специальный девичий праздник "лазарок", или "лазарица" ("Лазарева суббота" у сербов) в день святого Лазаря - за неделю до Пасхи. "Тодоров день", или "конская пасха", с соревнованиями в беге лошадей справлялся в марте месяце. "Георгиев День" (6 мая) - первый весенний выгон скота на луга, "Енев день" (Иван Купала у болгар) и др.
Большой популярностью у сербов и других югославянских народов Балкан пользовался семейный "праздник славы", или "Красно имя" - в прошлом каждая сербская семья имела своего святого, патрона-покровителя, в день которого и справляла свою семейную "славу". Обычно в числе других обрядовых блюд в этот день приготовляли традиционный пирог "колач", варили из зерен пшеницы кашу - "КОЛИНУ" и т.п. Между лицами, празднующими одну и ту же семейную "славу", не мог быть заключен брак, так как они считались родственниками. Общесельским коллективным вариантом "славы" являлась "заветина" — праздник, в котором ярко проступали пережитки семейно-родового культа, связанного с весенними обрядами магии плодородия, а также ряд зимних и летних календарных праздников земледельцев и скотоводов с их магико-символической защитой посевов от стихийных бедствий, скота от болезней и т.д., например, в дни св. Ивана (24 июня), св. Ильи (20 июля) и др.
Сейчас многие традиционные праздники и обычаи зарубежных славян либо забыты, либо сильно трансформировались, потеряв прежние религиозно-магические функции. Теперь это главным образом праздничные развлечения, общесельские забавы и семейные торжества.
В повседневный быт многих славянских народов европейских стран отчасти традиционных национальных праздников - День создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия, праздник болгарской культуры, День гибели чешского национального героя Яна Гуса в Чехии и другие - в последние годы вошли новые праздники.
- Этнический фактор в мировой истории 259
- Проблемы прикладной этнологии 268 заключение 270 предисловие
- Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат Предметная область этнологии
- Социальные функции этнологии
- Понятие и термины этнологии
- Классификация народов мира
- Географическая классификация
- Народы Австралии и Океании
- Народы Азии
- Народы Америки
- Народы Африки
- Антропологическая классификация
- Языковая классификация
- Индоевропейская семья
- Эскимосско-алеутская семья
- Афразийская (семито-хамитская) семья
- Нигер-кордофанская (конго-кардафанская) семья
- Нило-сахарская семья
- Койсанская семья
- Северокавказская семья
- Сино-тибетская семья
- Классификация народов мира по историко-этнографическим (историко-культурным) областям
- Очерк истории этнологической науки
- Этнологические (этнографические) источники
- Методы исследовательской работы
- Западная европа
- Очерк этнической истории
- Этнический состав
- Хозяйство и материальная культура
- Социальный быт и духовная культура
- Семейный быт и обряды
- Праздники
- Славянские народы центральной и юго-восточной европы Общие сведения
- Этническая история западных и южных славян
- Хозяйство и материальная культура
- Поселения
- Общественный и семейный быт, духовная культура, народное творчество
- Религия
- Праздники
- Фольклор
- Восточнославянские народы. Расселение и численность. Расовые типы. Языки
- Происхождение и этническая история
- Хозяйственные занятия
- Поселения
- Социальные структуры и институты. Общественный быт
- Семья и семейный быт
- Традиционная народная культура
- Религия и верования
- Народное искусство и фольклор
- Народы волго-камья
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественный и семейный быт
- Духовная культура
- Народы прибалтики
- Этногенез и этническая история
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы севера восточной европы
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство и материальная культура
- Духовная культура
- Народы юго-запада и юга восточной европы
- Народы сибири
- Этногенез и этническая история
- Традиционное хозяйство коренного населения Сибири
- Духовная жизнь. Верования
- Народы Сибири и торгово-промышленная цивилизация
- Народы кавказа
- Лингвистическая классификация
- Этногенез и этническая история
- Материальное хозяйство
- Поселения
- Общественный и семейный быт
- Религиозные верования
- Фольклор
- Америка: этнокультурные регионы, народы и этнические процессы
- Обитатели Америки до начала европейской колонизации. Первоначальное заселение континента
- Адаптация человека к различным экологическим средам
- Арктическая область Северной Америки
- Северная лесная область
- Северо-западное (тихоокеанское) побережье Сев. Америки
- Калифорния
- Лесные области востока Северной Америки
- Мезоамерика
- Огненная Земля
- Леса и степи Южной Америки
- Тропические леса Южной Америки
- Промежуточная область
- Центральные Анды
- Завоевание и колонизация Америки европейцами
- Аборигены и европейцы
- Насильственная иммиграция из Африки
- Трансформация этнического самосознания
- Культуры и этносы Америки в постколониальный период
- Народы и культуры африканского континента
- Народы Северной Африки
- Народы Восточной Африки
- Мадагаскар
- Народы Южной Африки
- Население островов Индийского океана
- Народы Западной Африки
- Народы Центральной Африки
- Этнические процессы в современной Африке
- Народы западной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественные отношения
- Духовная культура
- Религия
- Народы южной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Семья и семейные отношения
- Социальный строй и общественная организация •
- Духовная культура
- Народы юго-восточной азии
- Этническая история
- Современный этнический состав
- Этнические процессы
- Хозяйство
- Материальная культура
- Социальные отношения и общественная организация
- Духовная культура. Народное творчество
- Народы восточной азии
- Этногенез и этническая история
- Современные этнические процессы
- Этнолингвистическая классификация
- Антропологический состав
- Хозяйственно-культурные типы
- Материальная культура
- Социальная организация
- Духовная культура
- Народы центральной азии
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Общественная организация
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы австралии и океании
- Историко-культурное районирование Австралии и Океании
- Проблемы этногенеза народов Австралии и Океании и основные этапы этнической истории этого региона
- Европейское проникновение в Австралию и Океанию и его последствия
- Народы Австралии
- Народы Папуасии (Новой Гвинеи)
- Народы Меланезии
- Новая Каледония
- Народы Фиджи
- Народы Полинезии
- Народы Новой Зеландии
- Народы Микронезии
- Этнический фактор в мировой истории
- Современные тенденции этносоциального развития в мире. Межэтнические конфликты
- Проблемы прикладной этнологии
- Заключение