Лесные области востока Северной Америки
Южнее Великих озер от Миссисипи до Атлантического побережья простиралась область широколиственных лесов с мягким и влажным климатом. Обширные пространства населяли племена, принадлежавшие к разным языковым семьям и группам: делавары, могикане и другие из алгонкинской семьи; ирокезские племена; мускогская группа (в том числе чоктавы, аппалачи и семинолы)! некоторые племена сиу.
Хозяйство обитателей лесов основывалось на подсечно-огневом земледелий, хотя большое значение имели также собирательство, охота и рыбная ловля. Для получения участка срубали подлесок и кустарник, а у крупных деревьев снимали кору. Когда срубленная растительность высыхала (на это уходило от нескольких месяцев до одного года), ее сжигали; при этом земля удобрялась золой. Мужчины с помощью заостренных палок вскапывали землю, женщины и дети, шедшие за ними, размельчали комья. Земельные участки на полученном поле распределялись по отдельным семьям с учетом размеров последних. Основной культурой была кукуруза; высаживались разные сорта, имевшие различные сроки созреванья. Возделывали также фасоль, тыкву и некоторые другие растения; их обычно сажали между кукурузой. Земледелие у некоторых племен было весьма производительным - его продуктов хватало не только для собственного потребления, но и для обмена. Помимо этого старались создавать запасы на год-полтора. Главными орудиями труда служили каменный топор и заостренный кол.
Способы охоты и орудия лесных племен востока США не имели существенных отличий от тех, которыми располагали их северные соседи, однако некоторые племена знали стрелометательные трубки. Собирательством, как и во многих обществах, занимались женщины и дети. Собирали орехи, ягоды (в том числе и клюкву)* желуди и многое другое. Жители этих областей владели способами получения растительного масла, из кленового сока варили сахар. Рыбу ловили корзинами, сетями, били из луков, делали запруды; были известны и крючки. Зимой ловили рыбу сетями в прорубях. По водным пространствам передвигались на лодках.
У многих земледельцев востока Северной Америки жилищем служили так называемые большие дома. Их ширина была от 6 до 8 м. при высоте до 8 м., а длина зависела от числа обитавших в них семей и могла достигать нескольких десятков метров. Каркасом дома служили вкопанные в землю стволы деревьев. Парные стояки связывались верхними гибкими частями. К ним посредством связок из лыка крепились горизонтальные жерди, к которым в свою очередь присоединялись пластины древесной коры. Вход в дом был с торцовой стороны. Во всю длину дома, по его оси, шел проход шириною около 2 м.; в нем располагались семейные очаги. По обе стороны от прохода находились семейные помещения с открытым выходом к очагу. Между жилыми камерами размещались кладовые. Жилые помещения имели помосты, устланные циновками и шкурами. Над ними размещалось еще два яруса помостов, на одном из которых хранилась утварь и иногда спали дети, а на более высоком складывали необмолоченную кукурузу. Такой дом мог служить 10-12 лет.
У южных групп были известны постройки меньших размеров округлой, квадратной или прямоугольной формы, каркасные стены которых заполнялись глиной с примесью измельченной травы.
Племена востока Северной Америки были знакомы с началами ткачества: из растительных волокон ткали пояса. Утварь выдалбливали и вырезали из древесины и коры. Изготовляли сосуды из глины (способом налепа), на юге использовали разнообразные плетеные емкости. Для измельчения кукурузного зерна служили Деревянные ступы и песты.
Одежда мужчин состояла из набедренной повязки, женщин - из юбочек, изготовленных из растительных материалов и кожи, от холода укрывались шкурами животных. При необходимости на ноги надевали мокасины и ноговицы. Головные уборы - медные обручи вождей, чучела птиц у воинов и прочее -подчеркивали особенности социального положения членов племена.
В качестве главной хозяйственной единицы у земледельцев северо-востока США выступала группа родственных матрилинейных семей, ведших общее хозяйство и обитавших в одном доме. У ирокезов эта община и дом назывались словом "овачира". Несколько овачир составляли род, распоряжавшийся возделываемыми землями, а также охотничьими и рыболовными угодьями. Овачиры были экзогамны, брак - патрилокален; известны также и случаи дислокального брака, когда муж и жена оставались жить в своих овачирах. Костяк овачиры составляли женщины, относившиеся к одному роду. Вместе с ними обитали их дети женского пола, как состоящие в браке, так и незамужние, дети мужского пола, что не вступили в брак и не ушли в овачиры жен; одинокие мужчины и старики того же рода. Другую часть обитателей овачиры представляли мужья местных женщин, которые, будучи членами других родов, не имели в целом решающего голоса в делах данной овачиры.
Семья была устойчивым коллективом, серьезные ссоры между супругами и разводы случались редко. Счет родства и наследование имущества шли по женской (материнской) линии. Поддерживались тесные отношения между сестрами одной матери. Количество семей в одной овачире могло быть разным, как и число овачир в одном поселении. У ирокезов в одном поселении могло проживать от 500 до 5 тыс. человек.
Каждый род, обычно размещавшийся в нескольких овачирах, имел вождя, входившего в племенной совет. Власть такого вождя не опиралась на какие-либо формальные права, но его решения были авторитетны, так как принимались после обсуждения вопросов всеми членами рода.
Дела племени решались на совете, который составляли родовые старейшины. В его функции входил отвод земель для новых поселений и огородов, выделение охотничьих и других угодий, а также организация охотничьих экспедиций и обмена с другими племенами, улаживание конфликтов между соплеменниками, принятие решений о войне и мире. Племена обычно делились на две фратрии, состоявшие из нескольких родов (число родов во фратриях могло быть различным). Роль фратрии, более всего проявлялась в играх в мяч, в похоронных обрядах, на выборах родовых старейшин и военных предводителей.
В религии обитателей восточных лесов сочетались элементы верований как охотников, рыболовов и собирателей, так и земледельцев. У каждого человека были личные духи-покровители, получаемые обычно в процессе инициационных обрядов в форме видения; это могли быть животное, растение, какой-то предмет. Имелись родовые культы, почитание тотемных животных, одухотворение самых разнообразных сил природы. Духа-покровителя имело и каждое селение. Целый ряд религиозных обрядов обусловливал функционирование тайных обществ. Как во многих областях Америки, здесь распространился и шаманизм; шаманы были главными врачевателями. Помимо этого круга верований, восходящих к доземледельческому слою, наблюдались и другие - культ солнца, воды, культы основных земледельческих растений. Духи растений почитались всеми. Главным божеством считалось солнце, соединявшее в себе черты творца мира, умирающего и воскресающего бога, а иногда и культурного героя. У некоторых групп был развит культ огня. Божествам посвящались ежегодные торжества; у индейцев-криков они получили название "плясок кукурузы". Некоторые божества стали приобретать антропоморфный характер.
Земледельцы восточных лесов верили в загробное существование. У некоторых племен был разработан сложный погребальный обряд. Умершего вождя, помимо его личных вещей, могли сопровождать убитые пленники. * Среди индейцев описываемого региона были записаны многочисленные мифы, легенды и сказки, главными героями которых выступали не только животные и' рыбы, но и антропоморфные существа.
Прерии
К западу от Миссисипи до Скалистых гор простираются травянистые холмистые степи. Как и во многих других местах Америки, здесь обитали носители языков, относившихся к разным семьям. Наиболее многочисленными были сиу (дакота, ассинобойн, айова, омаха и др.) и алгонкины (арапахо, чейены и др.).
Животный мир был достаточно разнообразен; в обеспечении пищей особое место занимали бизоны.
С середины I тысячелетия н.э. в некоторые районы этой обширной области стали проникать керамика и земледелие, появились оседлые поселения. В XVI в. число жилищ в них стало доходить до нескольких десятков. Жилища представляли собой столбовую конструкцию со стенами и кровлей из дерна; на западе этой области жилища охотников и собирателей имели коническую форму.
Юго-запад США и север Мексики (область Пуэбло)
Здесь мало выпадает осадков, бедна растительность, небогат животный мир. Сюда рано проникло земледелие, возделывание кукурузы известно уже к III тысячелетию до н.э., но в хозяйстве оно не играло значительной роли вплоть до начала н.э. В ХШ-ХIV вв. земледелие уже практиковалось при помощи оросительных систем. Сохраняло свою роль собирательство; известна была и охота на немногочисленных, правда, животных (кроликов, горных коз, оленей и др.). У некоторых групп было распространено разведение индюков - не столько для получения мяса, сколько из-за их перьев.
Орудиями труда служили каменные топоры, молоты, ножи. Почву обрабатывали палками-копалками и мотыгами. Для охоты использовали лук со стрелами и ловушки. У некоторых групп орудием и оружием служили изогнутые наподобие бумеранга дубины.
На рассматриваемой территории прослеживается эволюция жилищ от полуземлянок с земляной крышей до весьма сложных сооружений из камня или сырцового кирпича, насчитывавших несколько сот помещений. Такие комплексные архитектурные сооружения получили у испанцев название "пуэбло" (поселение, население, народ). Этим словом стали называть не только характерные постройки, но и населявших их людей и область, где такие постройки стали известны. Поселения-пуэбло размещались обычно в виде замкнутого двора, при этом их внешняя сторона почти была отвесной, а внутренняя имела форму амфитеатра, ступени которого составляли ряды жилых построек. В других поселениях уступами возвышалась центральная часть. У суньи пуэбло представляло собой соединенные в одно целое дома в один или два этажа. Встречались и поселения, где дома стояли отдельно. Группы, где важную роль продолжали играть собирательство (пима, папаго) или охота (навахи), обитали в жилищах каркасного типа с заполнением стен и засыпкой кровли землей или в полуземлянках.
Обитатели пуэбло знали ткачество; они умели изготовлять небольшие накидки, покрывала и пояса. Мужчины носили кожаный фартук или набедренную повязку, сплетенную из травы. Женщины надевали накидку, доходившую до колен, в некоторых группах (навахо) — юбку. В холода пользовались кусками ткани, плащами из шкурок кролика или плетеными одеялами.
Общественные отношения у племен Юго-Запада можно рассмотреть на примере хорошо изученных хопи. Племя делилось на двенадцать фратрий и на множество матрилинейных экзогамных родовых общин (кланов). Такая община состояла из групп семей, объединенных происхождением по женской линии. В ее состав входили: старшая женщина с мужем, их замужние дочери с мужьями и детьми, вдовые или разошедшиеся сыновья, холостые и вдовые братья старшей женщины и несовершеннолетние дети обоего пола. Эта община была хозяйственной единицей. Она являлась собственником возделанных земель, водных источников, культовых предметов. Земля распределялась между семьями, непосредственной хозяйкой земли считалась женщина. Личная собственность наследовалась по женской линии. Главой семьи, однако, считался мужчина.
Кланы имели названия - обычно по названиям растений или животных. Возглавлял клан мужчина. Положение такого главы или вождя было наследственным. Должность, как родство и имущество, наследовалась по женской линии. Вождю наследовал его младший брат или сын сестры, а не его сын. В каждом пуэбло клановые вожди образовывали совет. Из них же избирала вождь поселения, занимавший эту должность пожизненно. Вожди (клана, поселения) освобождались от хозяйственных забот, пищу им поставляли общинники. Некоторые члены совета имели особые должности. Так, имелся военный вождь, который исполнял также полицейские функции, охраняя внутренний порядок, а также глашатай, объявлявший решения совета и т.п. Совет разрешал споры и наказывал за нарушения установленных норм. У хопи не было совета племени и племенного вождя.
Религия хопи представляла собой сочетание доземледельческих и земледельческих верований: тотемизм и почитание животных, магия и культ предков, а также культ солнца и обряды вызывания дождя. Ритуал пронизывал все сферы общества: охоту, ремесло, земледельческие работы, войну и отдых. Частью всякого ритуала были коллективные пляски. Важную роль играли религиозные символы - рисунки из цветного песка, рисунки на масках и других ритуальных предметах. Целый комплекс обрядов был связан с войнами. Помимо бога-солнца хопи почитали бога неба, богиню земли, мать маиса и др. В поселениях возводились специальные ритуальные помещения (кива), где хранились изображения предков.
У хопи имелся целый цикл годовых празднеств: по случаю зимнего солнцестояния, когда "возвращалось" солнце (в январе), праздник посадки фасоли (февраль), праздник Великого Пернатого Змея (март) и многие др. Было много ритуалов, связанных с рубежами жизненного цикла. Хопи практиковали и чисто спортивные развлечения, в частности соревнование в беге.
- Этнический фактор в мировой истории 259
- Проблемы прикладной этнологии 268 заключение 270 предисловие
- Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат Предметная область этнологии
- Социальные функции этнологии
- Понятие и термины этнологии
- Классификация народов мира
- Географическая классификация
- Народы Австралии и Океании
- Народы Азии
- Народы Америки
- Народы Африки
- Антропологическая классификация
- Языковая классификация
- Индоевропейская семья
- Эскимосско-алеутская семья
- Афразийская (семито-хамитская) семья
- Нигер-кордофанская (конго-кардафанская) семья
- Нило-сахарская семья
- Койсанская семья
- Северокавказская семья
- Сино-тибетская семья
- Классификация народов мира по историко-этнографическим (историко-культурным) областям
- Очерк истории этнологической науки
- Этнологические (этнографические) источники
- Методы исследовательской работы
- Западная европа
- Очерк этнической истории
- Этнический состав
- Хозяйство и материальная культура
- Социальный быт и духовная культура
- Семейный быт и обряды
- Праздники
- Славянские народы центральной и юго-восточной европы Общие сведения
- Этническая история западных и южных славян
- Хозяйство и материальная культура
- Поселения
- Общественный и семейный быт, духовная культура, народное творчество
- Религия
- Праздники
- Фольклор
- Восточнославянские народы. Расселение и численность. Расовые типы. Языки
- Происхождение и этническая история
- Хозяйственные занятия
- Поселения
- Социальные структуры и институты. Общественный быт
- Семья и семейный быт
- Традиционная народная культура
- Религия и верования
- Народное искусство и фольклор
- Народы волго-камья
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественный и семейный быт
- Духовная культура
- Народы прибалтики
- Этногенез и этническая история
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы севера восточной европы
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство и материальная культура
- Духовная культура
- Народы юго-запада и юга восточной европы
- Народы сибири
- Этногенез и этническая история
- Традиционное хозяйство коренного населения Сибири
- Духовная жизнь. Верования
- Народы Сибири и торгово-промышленная цивилизация
- Народы кавказа
- Лингвистическая классификация
- Этногенез и этническая история
- Материальное хозяйство
- Поселения
- Общественный и семейный быт
- Религиозные верования
- Фольклор
- Америка: этнокультурные регионы, народы и этнические процессы
- Обитатели Америки до начала европейской колонизации. Первоначальное заселение континента
- Адаптация человека к различным экологическим средам
- Арктическая область Северной Америки
- Северная лесная область
- Северо-западное (тихоокеанское) побережье Сев. Америки
- Калифорния
- Лесные области востока Северной Америки
- Мезоамерика
- Огненная Земля
- Леса и степи Южной Америки
- Тропические леса Южной Америки
- Промежуточная область
- Центральные Анды
- Завоевание и колонизация Америки европейцами
- Аборигены и европейцы
- Насильственная иммиграция из Африки
- Трансформация этнического самосознания
- Культуры и этносы Америки в постколониальный период
- Народы и культуры африканского континента
- Народы Северной Африки
- Народы Восточной Африки
- Мадагаскар
- Народы Южной Африки
- Население островов Индийского океана
- Народы Западной Африки
- Народы Центральной Африки
- Этнические процессы в современной Африке
- Народы западной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественные отношения
- Духовная культура
- Религия
- Народы южной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Семья и семейные отношения
- Социальный строй и общественная организация •
- Духовная культура
- Народы юго-восточной азии
- Этническая история
- Современный этнический состав
- Этнические процессы
- Хозяйство
- Материальная культура
- Социальные отношения и общественная организация
- Духовная культура. Народное творчество
- Народы восточной азии
- Этногенез и этническая история
- Современные этнические процессы
- Этнолингвистическая классификация
- Антропологический состав
- Хозяйственно-культурные типы
- Материальная культура
- Социальная организация
- Духовная культура
- Народы центральной азии
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Общественная организация
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы австралии и океании
- Историко-культурное районирование Австралии и Океании
- Проблемы этногенеза народов Австралии и Океании и основные этапы этнической истории этого региона
- Европейское проникновение в Австралию и Океанию и его последствия
- Народы Австралии
- Народы Папуасии (Новой Гвинеи)
- Народы Меланезии
- Новая Каледония
- Народы Фиджи
- Народы Полинезии
- Народы Новой Зеландии
- Народы Микронезии
- Этнический фактор в мировой истории
- Современные тенденции этносоциального развития в мире. Межэтнические конфликты
- Проблемы прикладной этнологии
- Заключение