logo
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК

Материальная культура

В традиционной материальной культуре народов Волго-Камья прослеживается много общих черт, обусловленных единой географической средой, сходным уровнем экономического и социального развития, а также длительным этнокультурным взаимодействием.

В лесных районах в прошлом селения были небольшими. Хозяйственные и жилые постройки в них располагались без определенного плана. Это объясняется тем, что у народов Волго-Камья долго сохранялся обычай совместного поселения родственных семей отдельными гнездами. Уличная планировка деревень стала преобладать в XIX в.

Жилищем всем народам Волго-Камья, за исключением части башкир, служила срубная изба. Планировка жилого помещения была различной, в зависимости от численности и имущественного положения семьи, — двухраздельной (изба + сени) и трехраздельной (две избы и сени между ними или изба + сени + клеть, как у русских). У башкир, кроме срубных, были плетневые, пластовые (из дерна) и каменные жилища, у восточных и юго-восточных башкир - также кибитки тюркского и монгольского типов.

По внутренней планировке и убранству жилища удмуртов, марийцев, чувашей и мордвы ничем не отличались от изб соседнего русского населения. В доме находились "русская" печь, полати, неподвижные лавки и стол в переднем углу. У татар и башкир большое место у стены занимали нары, на которых работали, ели, спали, принимали гостей. В настоящее время сохраняется традиция строить срубные жилища, но они значительно изменили свой внешний вид и внутреннее убранство. Дома обычно состоят из нескольких комнат с городским интерьером.

Разнообразной и красочной была традиционная одежда, особенно женская. Она устойчиво сохранялась на протяжении ряда столетий и служила своеобразным отличительным признаком отдельных этнографических групп. Одежду до революции почти целиком изготовляли из домашних конопляных, льняных и шерстяных тканей. Только татары и отчасти башкиры в период капитализма приобретали ткани фабричного производства.

Основу мужского и женского костюма составляли туникообразная (без шва на плечах) рубаха и штаны (кроме эрзянок, которые, как и русские женщины, в прошлом штанов не носили). Женские рубахи богато украшались вышивкой' шерстяными и шелковыми нитями преимущественно темно-красных тонов. В орнаменте преобладали зооморфные и геометрические узоры, а у мусульман - растительные. Искусством вышивания особенно отличались марийки и мордовки.

Разнообразны были женские головные уборы, как мягкие (полотенечные и платки), так и на твердой основе (высокие в виде усеченного конуса - у удмурток, мариек, башкирок; лопатообразные сороки - у мариек и эрзянок; рогатый шымакш - у мариек и др.). Праздничный наряд женщин дополнялся обилием украшений, которые носили на голове, в ушах и на ушах, на шее, спине, поясе. Их изготовляли из серебра, серебряных монет, бус, бисера, пуговиц, кораллов, раковин-каури и др.

По мере развития капиталистических отношений мужская традиционная одежда исчезла, заменившись городской. Женский традиционный костюм продолжал бытовать, но в советское время в связи с широким распространением фабричных тканей, готовой одежды и городских мод многие его элементы исчезли совсем, другие приспосабливались к городской одежде. В настоящее время он сохраняется местами только у пожилых женщин. В значительной степени модернизированный, без строгого сочетания входящих в него элементов, традиционный костюм используется ансамблями художественной самодеятельности. Узоры традиционной вышивки широко бытуют в изделиях прикладного искусства.