Культуры и этносы Америки в постколониальный период
Отдельные области Америки становились независимыми в разное время. США провозгласили независимость в XVIII в., Гаити - в начале XIX в. В первой четверти XIX в. на политической карте появились Соединенные Штаты Мексики, Объединенные провинции Центральной Америки, Великая Колумбия, Перу, Боливия, Парагвай, Аргентина, Чили, Уругвай, а также Бразилия. Вскоре в Центральной Америке выделились самостоятельные Гватемала, Гондурас, Сальвадор, Никарагуа и Коста-Рика. В 1830 г. распалась Великая Колумбия: стали самостоятельными государствами Венесуэла и Эквадор. В 1903 г. от Колумбии отделилась Панама. В конце XIX в. независимость приобрела Куба. После второй мировой войны распад британской колониальной системы привел в 60-е годы к независимости Ямайку, Тринидад и Тобаго, Гайану и Барбадос, а затем другие острова и материковый Белиз. Стал независимым Суринам. Все еще в политической зависимости находятся бывшие колонии Франции в Гвиане и на некоторых островах Малых Антил; некоторые небольшие острова остаются под властью США, Англии и Голландии.
Приобретение независимости американскими государствами не принесло облегчения коренным народам. Более того, именно после завоевания независимости Соединенными Штатами колонисты устремились на запад, вытесняя аборигенов с их земель, уничтожая или загоняя их в резервации. Только в республиканский период было сломлено сопротивление арауканов в Чили. В Перу стала более ограниченной социальная мобильность аборигенов. По мере развития экономики новых государств индейцы стали восприниматься господствующими элитами и их идеологами как помеха в экономическом и социальном движении вперед. Даже провозглашение равенства прав аборигенов с другими слоями населения привело на деле к лишению индейцев прежних защитных механизмов, что помогали им сохранять общинные земли. Создание с 40-х годов XX в. государственных учреждений, которые должны были защищать права индейцев, нередко вело к тому, что на деле индейцы лишались права самостоятельно решать свои проблемы.
Границы новых государств были установлены без учета расселения аборигенных этносов, и некоторые из них оказались разделенными между несколькими государствами: кечуа в Эквадоре, Колумбии, Перу и Аргентине, аймара в Перу и Боливии, гуахиро в Колумбии и Венесуэле, яномамо в Венесуэле и Бразилии и т.д.
В ряде стран, где основным видом хозяйства стало плантационное земледелие, отмена рабовладения вызвала поиски других источников рабочей силы. Большое количество иммигрантов было привезено из Китая, Индии и Индонезии — на Британские Антилы, в Гвиану и на Кубу. По-прежнему оставалась велика иммиграция в США. В миграционные процессы включились страны южной (Италия, Испания), центральной (Австро-Венгрия) и восточной Европы (Польша, Россия). Выходцы из этих и других стран направлялись также в Бразилию, Аргентину а Уругвай, правительства которых прилагали усилия для развития некоторых районов своих стран. Европейская иммиграция в эти районы пагубно сказалась на положении коренных обитателей, которые, как и в Северной Америке, были отчасти уничтожены, отчасти оттеснены в неблагоприятные для обитания регионы.
С начала XX в. неравномерность экономического развития отдельных стран и регионов Америки вызвала движение миграционных потоков внутри самого континента. Из сельских районов юга США в северные города переселялись негры. Заметный поток мигрантов направлялся с Британских Антил на строительство Панамского канала. В первой четверти XX в., в период бурного развития на востоке Кубы сахарной промышленности, туда двинулись батраки с Гаити, Ямайки и других британских колоний на островах.
После второй мировой войны для стран Латинской Америки важной проблемой явилось развитие отсталых, как правило, пограничных (для огромной Бразилии это были внутренние земли) областей. Именно там проживала значительная часть аборигенов. Строительством дорог, плотин, гидроэлектростанций, рудников и разработкой месторождений нефти оказались в той или иной мере затронуты практически все группы коренного населения, что в ряде случаев привело к сокращению их численности и даже исчезновению многих групп. Другой стороной этого процесса была миграция аборигенов в городские районы: наиболее известный пример - гуахиро, несколько десятков тысяч которых переселились в венесуэльский город Маракаибо.
Важным фактором этнических процессов с середины XX в. стала ускоренная урбанизация многих латиноамериканских стран. Если в 1951 г. в городах Латинской Америки проживали 39% населения, то в начале 90-х годов уже 72% (это лишь на 2% ниже, чем в США). При этом доля городского населения в отдельных странах была значительно выше: в Венесуэле - 90%.
Индустриализация и урбанизация в первой половине XX в. привели к значительным изменениям культуры, которые в некоторых странах Латинской Америки стали определяться как "американизация". Этого рода культурные сдвиги произошли даже в наименее проницаемых сферах, таких как питание. К числу заимствований, вошедших в систему питания, можно отнести употребление фруктовых соков, кофе с молоком, ветчины с яйцом в обыденной пище, а также индейки на Рождество. Большое распространение стали получать всякого рода индустриальные изделия и механические приспособления в домашнем быту, мебель и одежда, сделанные по образцам из США. Входило в обычай бритье каждый день и использование дезодорантов. Сами города меняли свой облик. Образовывались целые цепочки изменений (автомобиль - дороги - бензоколонки и т.п.). Языковые заимствования из северо-американского английского языка проникли в область спорта, торговли, техники, радио, кино и печати.
Подобного рода изменения были свойственны Мексике, странам Центральной Америки, Кубе и Пуэрто-Рико. Сходные процессы происходили и в других регионах Латинской Америки, хотя ориентация на США не всегда имела отчетливые формы.
Изменениями была затронута и сельская культура. Традиционные орудия обработки земли - палка-копалка и завезенное из Европы рало стали вытесняться металлическими плугами, вьючный и гужевой транспорт - автомобилями, волы - тракторами и т.д. Входили в моду новые образцы одежды, металлическая посуда и другая утварь промышленного изготовления, а также промышленно консервированные продукты. Однако в сельской местности встречалось больше факторов, препятствовавших изменениям, вызванным индустриализацией. Главными были природные условия и ограниченность средств в приобретении новых товаров. В изолированных или удаленных от промышленно развитых районов областях сохранились традиционные орудия труда и транспорта, способы постройки жилья и материалы, некоторые элементы одежды и пр.
Пожалуй, больше традиционных элементов сохранилось в питании — у многих народов Америки, в особенности Латинской, но и у коренного населения Северной Америки, его основу составляют блюда из местных растений - маиса, фасоли, маниока или картофеля, к которым присоединились получившие распространение еще в колониальное время рис, сахарный тростник. Чрезвычайные обстоятельства могут заставить вернуться к пользованию традиционными предметами культуры, как единственно доступными. В 40-е годы в Бразилии стала ощущаться нехватка жидкого топлива, что возродило производство древесного угля. Ситуация на Кубе с конца 80-х годов оказалась еще более драматической по той же причине - во многих местах были вынуждены вновь обратиться к тягловым животным при обработке земли и для местных перевозок (в том числе и в городах), стали еще применяться деревянные рала, а что касается древесного угля, то в ряде районов он использовался и при более благоприятных обстоятельствах.
В сфере досуга (в особенности в танцевальной музыке) увлечения стали временами приобретать континентальные масштабы - повсеместно стали известны танго, фокстрот, рок-н-ролл; позднее имел место более ограниченный триумф карибских и бразильских песенно-танцевальных ритмов. Сельский житель, хотя и не остается вне влияния модных музыкальных увлечений, все же более устойчиво сохраняет приверженность прежним образцам, по которым даже не очень искушенному наблюдателю можно отличить танец мексиканских крестьян от танца перуанских, кубинских и др.
В области религиозных верований наибольшего внимания заслуживает континентальное распространение протестантизма — главным образом из США. Протестантские общины проникли не только в страны, издавна связанные с США, вроде Кубы и других карибских районов, но и далеко на юг, к лесным индейцам. Другое явление панамериканского характера - все большее распространение синкретических культов. Для ряда таких культов свойственно сочетание элементов верований индейского, европейского и африканского происхождения. Синкретические верования имеют тенденцию распространяться из народных низов, где они по преимуществу зародились, в более высокие слои общества (независимо от цвета кожи). Одно из таких верований, сантерйя, где сочетаются элементы религиозных представлений католического и йорубского происхождений, через посредство кубинских эмигрантов распространилось с Кубы в Бразилию, Венесуэлу и Соединенные Штаты. Признаками синкретизма обладают и некоторые мессианские или "кризисные" культы, более всего встречающиеся среди аборигенов Америки. Для них свойственна вера в пришествие божьего посланника (мессии), который поможет создать царство благоденствия.
Иммигранты из разных частей Старого Света сохраняют свои конфессии.
В постколониальное время произошли некоторые изменения и в языковой ситуации. В настоящее время здесь около 40 млн человек (общее население Америки в 1990 г. составляло 724 млн) говорят на индейских языках, причем лишь незначительная доля говорящих на них проживает вне Латинской Америки. В Мексике на индейских языках говорят более 10 млн человек, около 5 млн человек пользуются языком кечуа в андских странах; этот язык, наравне с испанским, является вторым государственным языком в Перу. В Парагвае язык гуарани остается языком бытового общения, в то время как испанский - официальный язык. Разные группы носителей индейских языков есть практически во всех странах материковой Америки. Многие аборигены Америки двуязычны. Языком межэтнического общения является, как правило, официальный язык той или иной страны, хотя известно двуязычие и на основе аборигенных языков. В последние десятилетия во многих странах Америки государственные органы власти (в рамках индигенизма, то есть официальной политики по приобщению индейцев, в особенности находившихся в относительной изоляции, к национальной культуре) проводили целенаправленную политику внедрения билингвизма. Составной частью этой политики было начальное образование на местных языках.
Европейские языки на континенте, бесспорно, преобладают как в количественном отношении, так и по своему статусу. В Северной Америке наиболее распространен английский: на нем говорят в США и Канаде; помимо этого английский язык или его диалекты употребительны на Ямайке, Тринидаде и других островах, а также в Гайане и Белизе. В Канаде часть населения, главным образов в провинции Квебек, говорит на французском языке (среди этого населения имеет место французско-английское двуязычие). Английский язык Нового Света имеет отличия от английского языка Англии на уровне диалекта.
Области распространения испанского языка - Юго-Запад США, где им владеет несколько миллионов человек (часть из них двуязычна), Мексика, Центральная и Южная Америка (кроме Бразилии и Гвиан), а также островные страны: Куба, Санто-Доминго и Пуэрто-Рико. Лингвисты выделяют в испанской ареале в Новом Свете несколько диалектных зон. Сами латиноамериканцы легко определяют, откуда родом тот или иной человек. Впрочем, местные жители различают также говоры даже внутри таких небольших стран, как Куба.
В бывших или нынешних владениях Франции и Голландии говорят на соответствующих языках, в Бразилии - на португальском.
Из языковых явлений, не характерных для предыдущей эпохи, следует назвать появление в Америке новых для нее языков из Старого Света - китайского, яванского, языков некоторых народов Индии и др. В настоящее время число говорящих на диалектах хинди растет на Тринидаде и в Гайане. Китайский во многих странах Латинской Америки почти исчез в силу того, что в этих странах китайская диаспора очень сократилась в отличие от некоторых городов Северной Америки.
Захват американцами о. Пуэрто-Рико привел к тому, что там сильно потеснены позиции испанского языка и сократились сферы его применения. Кроме того, испанский здесь претерпевает существенные изменения, напоминающие пиджинизацию, а именно интенсивное смешение в речи местных жителей испанской и английской лексики. Появился даже термин для обозначения такого языка -"спанглиш".
Некоторые креольские языки, в частности на Гаити и в Суринаме, укрепляют свои позиции за счет роста публикуемой литературы. Иногда проявляется тенденция распространения креолей не только среди негров, где они зародились, и их потомков, но и среди белого населения.
Вместе с изменениями в культурах и языках, происходившими последние сто пятьдесят лет в Америке, наблюдаются трансформации этнического самосознания, которые отчасти были связаны с этими культурными и языковыми изменениями, но в большей мере стали продолжением экономических, социальных и политических процессов, начавшихся во второй половине XVIII в. и нашедших свое продолжение в образовании самостоятельных государств. Сформировались новые региональные самосознания в странах Америки, отличные как от самосознаний индейского населения, так и пришельцев из Европы и Африки. Новым самосознанием общности происхождения и общности интересов были охвачены не все слой населения в одно и то же время. В одних случаях этому процессу не способствовали массы индейского населения, не только не отождествлявшие себя с местными белыми, но часто и боровшиеся против них. В других таким разъединительным фактором становился цвет кожи. Так, белые уроженцы Кубы, называя себя "кубинцами", долгое время не желали считать таковыми местных негров и мулатов, также называвших себя "кубинцами". В Северной Америке, в особенности в США, формированию общего самосознания, которое можно было назвать этническим, препятствовала (помимо двух указанных факторов) также этническая пестрота европейских иммигрантов. В некоторых странах противоречия, принимающие этнический характер, возникают между местными неграми и потомками иммигрантов из Индии - это свойственно Тринидаду и Гайане.
В разных странах процесс формирования общего самосознания имел свои отличия. Для США стало характерным признание всеми группами иммигрантов общеамериканских ценностей, восприятие английского языка как языка общения при одновременном сохранении ряда культурных особенностей этнических предков (ирландцев, немцев и др.), в том числе религий и языков как средств семейного и общинного контакта. Такое двойственное самосознание стало возможным, видимо, в условиях добровольной иммиграции выходцев из Европы и относительной терпимости местных властей и населения к культурным особенностям иммигрантов, что позволяло последним иметь свои школы, церкви и т.д. Двойственное самосознание имеет место и у американских "негров", однако с тем различием, что здесь его лучше назвать не этническим, а этнорасовым. С большой долей уверенности можно утверждать, что сейчас и большинство аборигенов США обладает таким двойственным, а то и тройственным самосознанием, считая, например, себя чиппева (или другим коренным жителем), индейцем и североамериканцем.
В районах массовой иммиграции из стран Европы на юг Бразилии, в Аргентину и Уругвай иммигранты из Германии и Италии образовали в сельских местностях свои общины, сохраняя прежний язык и традиционную культуру. Через несколько поколений они, тем не менее, ассимилировались, удержав при этом ясное представление о стране исхода. То же можно сказать и о славянских иммигрантах в рассматриваемые страны. Эти сельские жители оказались втянутыми в процессы урбанизации, многие из них переселились в города, где процесс культурной ассимиляции был более сильным.
В странах, где аборигены составляют значительную долю населения (Перу, Боливия, Эквадор, Гватемала и Мексика), во многих областях они слабо все еще представляют себе, что они являются гражданами той или иной страны, и не называют себя перуанцами, боливийцами, эквадорцами, гватемальцами или мексиканцами; в некоторых случаях отрицание своей принадлежности к той или иной латиноамериканской нации может быть преднамеренным. Носителями новых, национальных самосознаний чаще всего становились белые и смешанные по происхождению местные уроженцы. Индейские группы, не имеющие национального самосознания, все еще есть и в других странах Южной Америки, где число их невелико, но они обитают в относительно изолированных местах. Во всех странах Латинской Америки есть и группы аборигенов с двойным и тройным самосознанием.
В тех странах, где индейцы представляют небольшую долю населения, остается угроза не только утраты их группового самосознания, но и вообще их исчезновения под натиском так называемого национального общества. В некоторых местах сохранилось представление об индейцах как диких существах, недочеловеках, неспособных к восприятию цивилизованной жизни. Это касается в особенности отношения к собирателям и охотникам, придерживающимся бродячего образа жизни и рассматривающим иногда скот креолов в качестве объекта охоты. Уже в наши дни такие группы подвергались нападению и уничтожению со стороны Местных белых - такие случаи были по отношению куива в Колумбии, аче (гуаяки) в Парагвае, да и в других местах. Аборигены, вступающие в прямой контакт с внешним миром, подвержены также угрозе вымирания от массовых заболеваний, Прежде им неизвестных. Самые последние факты такого исхода известны среди яномамо Бразилии и Венесуэлы, на землях которых обнаружены золото и алмазы и куда хлынули старатели.
В странах со значительным индейским населением между индейцами и местными "белыми" существует многочисленная и неустойчивая прослойка смешанного населения. Самосознание этой группы населения имеет тенденцию превращаться в национальное, хотя переход "метисов" в группу "белых" часто для них закрыт именно противостоянием последних. В некоторых случаях прослойка смешанного населения может быть в свою очередь неоднородной, как в Перу, где различаются "мисти" (метисы), обычно городские ремесленники с определенным достатком и положением в местном обществе, и "чоло", люди, стремящиеся быть метисами, но не всегда принимаемые этими метисами за своих. Как в Перу, так и в других странах представления о метисах и их соотношении с другими группами населения относительны, зависимы от ситуации и положения говорящего.
В Америке мало стран с моноэтничным и монорасовым составом населения: это Доминиканская Республика с подавляющим преобладанием мулатского населения и Гаити, населенное неграми. Этническое самосознание в них также едино. Есть и страны, где, несмотря на смешанный расовый состав, население имеет бесспорное единое этническое самосознание. Это, прежде всего Куба, где около четверти населения - негры и мулаты. В некоторых странах сформировалось двучленное самосознание - там, где наравне с местными неграми важным компонентом населения стали потомки иммигрантов из Индии. В Гайане это афрогайанцы и индогайанцы, на Тринидаде - афротринидадцы и индотринидадцы. Эта ситуация напоминает положение в Канаде, где франкоканадцы четко противостоят англоканадцам. В том и другом случае налицо разделение между этническим и государственно-национальным самосознанием.
Нарисованная выше картина говорит о чрезвычайной сложности этнических процессов в Америке, сложности формирования этнического самосознания и о том, пожалуй, что эти явления находятся в постоянном движении.
Этнические процессы в Америке развивались своими собственными путями, имея как существенные отличия, так и важные черты сходства с этноисторией народов, населявших и населяющих Старый Свет. Этнические новшества, внесенные Америкой в историческую картину нашей земли, сопряжены с межрасовым и межэтническим смешением больших масс людей и сложением новых этнорасовых (метисных и мулатских) групп. Формирование и воспроизводство этнического самосознания, сложение новых народов в Америке определялось в большей мере ходом расовых процессов, заметно сказывавшихся на социальной мобильности и интеграции населения в единую общность, а также противостоянием интересов населения колоний и метрополий.
- Этнический фактор в мировой истории 259
- Проблемы прикладной этнологии 268 заключение 270 предисловие
- Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат Предметная область этнологии
- Социальные функции этнологии
- Понятие и термины этнологии
- Классификация народов мира
- Географическая классификация
- Народы Австралии и Океании
- Народы Азии
- Народы Америки
- Народы Африки
- Антропологическая классификация
- Языковая классификация
- Индоевропейская семья
- Эскимосско-алеутская семья
- Афразийская (семито-хамитская) семья
- Нигер-кордофанская (конго-кардафанская) семья
- Нило-сахарская семья
- Койсанская семья
- Северокавказская семья
- Сино-тибетская семья
- Классификация народов мира по историко-этнографическим (историко-культурным) областям
- Очерк истории этнологической науки
- Этнологические (этнографические) источники
- Методы исследовательской работы
- Западная европа
- Очерк этнической истории
- Этнический состав
- Хозяйство и материальная культура
- Социальный быт и духовная культура
- Семейный быт и обряды
- Праздники
- Славянские народы центральной и юго-восточной европы Общие сведения
- Этническая история западных и южных славян
- Хозяйство и материальная культура
- Поселения
- Общественный и семейный быт, духовная культура, народное творчество
- Религия
- Праздники
- Фольклор
- Восточнославянские народы. Расселение и численность. Расовые типы. Языки
- Происхождение и этническая история
- Хозяйственные занятия
- Поселения
- Социальные структуры и институты. Общественный быт
- Семья и семейный быт
- Традиционная народная культура
- Религия и верования
- Народное искусство и фольклор
- Народы волго-камья
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественный и семейный быт
- Духовная культура
- Народы прибалтики
- Этногенез и этническая история
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы севера восточной европы
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство и материальная культура
- Духовная культура
- Народы юго-запада и юга восточной европы
- Народы сибири
- Этногенез и этническая история
- Традиционное хозяйство коренного населения Сибири
- Духовная жизнь. Верования
- Народы Сибири и торгово-промышленная цивилизация
- Народы кавказа
- Лингвистическая классификация
- Этногенез и этническая история
- Материальное хозяйство
- Поселения
- Общественный и семейный быт
- Религиозные верования
- Фольклор
- Америка: этнокультурные регионы, народы и этнические процессы
- Обитатели Америки до начала европейской колонизации. Первоначальное заселение континента
- Адаптация человека к различным экологическим средам
- Арктическая область Северной Америки
- Северная лесная область
- Северо-западное (тихоокеанское) побережье Сев. Америки
- Калифорния
- Лесные области востока Северной Америки
- Мезоамерика
- Огненная Земля
- Леса и степи Южной Америки
- Тропические леса Южной Америки
- Промежуточная область
- Центральные Анды
- Завоевание и колонизация Америки европейцами
- Аборигены и европейцы
- Насильственная иммиграция из Африки
- Трансформация этнического самосознания
- Культуры и этносы Америки в постколониальный период
- Народы и культуры африканского континента
- Народы Северной Африки
- Народы Восточной Африки
- Мадагаскар
- Народы Южной Африки
- Население островов Индийского океана
- Народы Западной Африки
- Народы Центральной Африки
- Этнические процессы в современной Африке
- Народы западной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественные отношения
- Духовная культура
- Религия
- Народы южной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Семья и семейные отношения
- Социальный строй и общественная организация •
- Духовная культура
- Народы юго-восточной азии
- Этническая история
- Современный этнический состав
- Этнические процессы
- Хозяйство
- Материальная культура
- Социальные отношения и общественная организация
- Духовная культура. Народное творчество
- Народы восточной азии
- Этногенез и этническая история
- Современные этнические процессы
- Этнолингвистическая классификация
- Антропологический состав
- Хозяйственно-культурные типы
- Материальная культура
- Социальная организация
- Духовная культура
- Народы центральной азии
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Общественная организация
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы австралии и океании
- Историко-культурное районирование Австралии и Океании
- Проблемы этногенеза народов Австралии и Океании и основные этапы этнической истории этого региона
- Европейское проникновение в Австралию и Океанию и его последствия
- Народы Австралии
- Народы Папуасии (Новой Гвинеи)
- Народы Меланезии
- Новая Каледония
- Народы Фиджи
- Народы Полинезии
- Народы Новой Зеландии
- Народы Микронезии
- Этнический фактор в мировой истории
- Современные тенденции этносоциального развития в мире. Межэтнические конфликты
- Проблемы прикладной этнологии
- Заключение