Народы Микронезии
Микронезия по этническому составу своего населения намного проще не только Папуасии и Меланезии, но и Полинезии: здесь живет лишь полтора десятка народов. Все народы Микронезии говорят на языках австронезийской семьи, причем на западе распространены языки западноавстронезийской ветви этой семьи, на востоке - восточноавстронезийской (океанийской). На западноавстронезийских языках говорят два народа Микронезии - чаморро (включая гуамцев – около 100 тыс. человек) и белау, или палау (около 20 тыс.). Среди остальных народов, относимых по языку к океанийской ветви, наиболее многочисленны кирибати, или гилбертцы (75 тыс.), чуук, или трук (около 40 тыс.), маршалльцы (50 тыс.), похнпеи, или понапе (более 20 тыс. человек).
Жители Западной и Восточной Микронезии существенно отличаются друг от друга не только в языковом, но и в культурном отношении. Различаются они и по своему расовому облику. Если на архипелагах Восточной Микронезии можно наблюдать в разных сочетаниях смешение полинезийского и меланезийского расовых типов, то в Западной Микронезии явственно прослеживается южноазиатский расовый элемент (в южной части Западной Микронезии, на островах Палаум чувствуется примесь меланезийского типа). Впрочем, исконный антропологический тип западномикронезийских народов установить трудно, так как они сейчас в сильной степени метисированы. Современные чаморро представляют собой потомков от смешанных браков между женщинами древних чаморро и испанскими солдатами, в числе которых было немало филиппинцев и уроженцев Новой Испании (современной Мексики).
Ко времени первых контактов с европейцами население Микронезии занималось земледелием и рыболовством. Земледелие получило наибольшее развитие в Западной Микронезии. Чаморро - единственный народ Океании, возделывавший зерновую культуру - рис; белау же было известно искусственное орошение. В Западной Микронезии выращивались также ямс, таро, бананы, кокосовая пальма, хлебное дерево, сахарный тростник. Земля обрабатывалась палкой с заостренным концом или каменной мотыгой.
В Восточной Микронезии земледелие явно уступало рыболовству. Из сельскохозяйственных культур особенно широкое распространение получили плодовые деревья (кокосовая пальма, хлебное дерево, панданус, бананы), меньшее значение имело возделывание клубнеплодов (таро, ямса, батата). Рыболовство достигло высокой степени совершенства. Сети достигали 30-40 м в длину и снабжались поплавками из колен бамбука.
Охота в Микронезии не получила значительного развития. Ее объектами были птицы, летучие мыши, черепахи.
Из домашних животных были известны лишь куры и собаки.
Западная и Восточная Микронезия существенно различались по характеру ремесленного производства. На Западе было известно гончарство, отсутствовавшее на Востоке. Зато в Восточной Микронезии (на Каролинских островах) знали горизонтальный ткацкий станок.
Дома на Марианских островах, островах Палау и Яп возводились на каменных столбах и сваях. Крыши и стены делались из пальмовых листьев. Жилище на Каролинских, Маршалловых и Гилберта островах представляло собой четырехугольное строение с двускатной крышей и без стен. Иногда дома знати сооружались на каменном фундаменте.
В качестве средства передвижения использовались лодки (обычно двойные или с балансиром), на которых ставился парус.
Одежда повсюду была минимальной. Мужчины носили набедренные повязки, женщины - юбочки из травы или разрезанных листьев. На некоторых островах замужние женщины обертывали бедра кусками лыка. Кое-где одежда полностью отсутствовала.
В пищу шли рыба, плоды выращиваемых растений, реже - куры и собаки, а также добытые на охоте летучие мыши, птицы.
Для общественного строя Микронезии была характерна значительная социальная стратификация. Население делилось на сословия, между которыми стояли непреодолимые социальные барьеры.
На некоторых островных группах неравны были по своему социальному положению также различные деревни и округа. Население же ряда атоллов, расположенных к востоку от островов Яп, находилось от последних в даннической зависимости (такое положение, кстати, сохраняется в пережиточной форме до сих пор).
На большей части архипелагов был распространен материнский род. На островах Палау и Яп существовали мужские и женские союзы. Брачные узы были непрочными, женщина занимала в семье и в обществе в большинстве случаев высокое положение.
Основной хозяйственной ячейкой была семья, а самой крупной социальной единицей - род. Лишь на островах Яп и Маршалловых возникли более крупные объединения.
Между отдельными островами наблюдался оживленный обмен, что привело к появлению своеобразных денег: раковин, бус и т.п. Особенно широкую известность получили огромные каменные диски с просверленными отверстиями, считавшиеся на островах Яп всеобщим эквивалентом при обмене.
Традиционная религия населения Микронезии плохо изучена. Здесь были отмечены культ предков и культ мертвых, вера в душу и духов, некоторые элементы шаманизма.
Микронезийский фольклор по уровню своего развития занимал промежуточное положение между полинезийским и меланезийским. Широкое распространение получили сказания о мифических героях, сказки о злых духах и глупых великанах-людоедах, анекдоты о "глупых" родах и т.п.
Население островов Палау создало своеобразную пиктографическую письменность.
В настоящее время от прежней культуры в Западной Микронезии, и особенно на Марианских островах, почти ничего не осталось. На Марианах сейчас господствует так называемая испанская колониальная культура, распространенная также в большинстве стран Латинской Америки. На нее оказала некоторое влияние культура более поздних хозяев этого архипелага (Германии, Японии, США).
Земледелие до сих пор носит подсечно-огневой характер, однако поля обрабатываются с помощью старинного плуга, в который впрягаются некогда интродуцированные волы или буйволы ("карабао"). Современные чаморро выращивают на своих полях в качестве основной культуры кукурузу. Появились и другие новые культуры: маниок, бобовые, различные овощи и т.д. Земля находится в частной собственности отдельных семей.
Из домашних животных разводят крупный рогатый скот (в том числе буйволов), свиней, кур (помесь местной породы с европейскими породами).
Одежда современных чаморро - европейского типа, мало сохранились традиционные элементы и в пище, утвари, жилище. Дома стали сооружаться из оцинкованного железа, хотя, как и прежде, ставятся на столбах высотой 0,5—1 м. Каждый дом имеет небольшую веранду. В доме - мебель европейского образца.
Ушли в прошлое старинные обычаи и традиции. По религии подавляющее большинство чаморро в настоящее время - католики. Самыми знаменательными событиями в жизни коренных жителей Марианских островов стали фиесты - праздники в честь святых покровителей деревень, а также свадебные торжества, представляющие очень пышные, порой разорительные для семьи пиршества.
В то же время язык древних чаморро, обогащенный заимствованиями из испанского, продолжает господствовать в быту островитян.
Особенно большой культурной трансформации подвергся самый крупный из Марианских островов - Гуам, ставший в конце XIX в. владением США, а позже превращенный в американскую военно-морскую базу. Земледелие на этом острове приходит в упадок, так как все большее число местных жителей трудоспособного возраста привлекаются к строительству военных объектов и другим не связанным с сельскохозяйственным производством занятиям. Очень широкое распространение на Гуаме получил английский язык, который сейчас знает большинство местного населения острова. Сильно изменился и этнический состав населения Гуама. Наряду с чаморро здесь в настоящее время проживает около 20 тыс. американцев, а также около 30 тыс. филиппинцев.
Сильно изменился и культурный облик островов Палау. Тем не менее традиционные элементы на этом архипелаге все же выражены значительно сильнее, чем на Марианах. Главной земледельческой культурой на Палау продолжает оставаться таро. На землю все еще сохраняется родовая собственность, однако она постепенно вытесняется собственностью частной. Многие дома островитян сооружены из оцинкованного железа. Одежда и утварь — европейского типа.
Традиционный общественный строй на Палау в отличие от Марианских островов хорошо сохранился. В частности, осталась в силе власть вождей. По-прежнему центром жизни деревни служит мужской дом. Несмотря на то что население островов Палау было обращено в христианство (католицизм и лютеранство), старая вера в духов сосуществует здесь с новой религией.
В противоположность Западной Микронезии культура Восточной Микронезии осталась в своей основе традиционной. Это касается и материальной культуры (особенно таких ее элементов, как жилище и пища), и общественного быта, и духовной культуры (фольклора, песен, танцев, в меньшей степени - религии).
Совершенно особое положение занимают в настоящее время в Микронезии остров Науру и острова Яп. На Науру, где основой хозяйства стала организованная на базе современной технологии добыча фосфоритов, от местной культуры почти ничего не осталось, и быт аборигенов полностью европеизирован.
На островах Яп, наоборот, традиция держится чрезвычайно стойко. Земледелие и рыболовство сохраняют свой прежний характер. Правда, появились новые культуры (маниок, какао-бобы и др.), и при обработке земли наряду с сажальным колом сейчас используются также железные орудия. Большинство домов здесь, как и раньше, сооружается на каменном фундаменте, а стены и крыша делаются обычно из пальмовых листьев. Дома нового типа встречаются редко. Мужчины, как и в старину, носят набедренные повязки, женщины - юбочки из травы и разрезанных листьев. В качестве украшения продолжает применяться татуировка.
Сохранился и старый общественный строй. Население по-прежнему делится на различные сословия. Вожди, как и раньше, пользуются очень большой властью. На островах в ходу старинные деньги, о которых говорилось выше.
На островах Яп прочно держатся местные верования, хотя большая часть населения сейчас формально обращена в христианство (католицизм).
Наиболее образованные, передовые микронезийцы, бережно относясь к культурному наследию своих предков, в то же время прекрасно понимают необходимость и полезность определенных социальных и экономических перемен.
- Этнический фактор в мировой истории 259
- Проблемы прикладной этнологии 268 заключение 270 предисловие
- Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат Предметная область этнологии
- Социальные функции этнологии
- Понятие и термины этнологии
- Классификация народов мира
- Географическая классификация
- Народы Австралии и Океании
- Народы Азии
- Народы Америки
- Народы Африки
- Антропологическая классификация
- Языковая классификация
- Индоевропейская семья
- Эскимосско-алеутская семья
- Афразийская (семито-хамитская) семья
- Нигер-кордофанская (конго-кардафанская) семья
- Нило-сахарская семья
- Койсанская семья
- Северокавказская семья
- Сино-тибетская семья
- Классификация народов мира по историко-этнографическим (историко-культурным) областям
- Очерк истории этнологической науки
- Этнологические (этнографические) источники
- Методы исследовательской работы
- Западная европа
- Очерк этнической истории
- Этнический состав
- Хозяйство и материальная культура
- Социальный быт и духовная культура
- Семейный быт и обряды
- Праздники
- Славянские народы центральной и юго-восточной европы Общие сведения
- Этническая история западных и южных славян
- Хозяйство и материальная культура
- Поселения
- Общественный и семейный быт, духовная культура, народное творчество
- Религия
- Праздники
- Фольклор
- Восточнославянские народы. Расселение и численность. Расовые типы. Языки
- Происхождение и этническая история
- Хозяйственные занятия
- Поселения
- Социальные структуры и институты. Общественный быт
- Семья и семейный быт
- Традиционная народная культура
- Религия и верования
- Народное искусство и фольклор
- Народы волго-камья
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественный и семейный быт
- Духовная культура
- Народы прибалтики
- Этногенез и этническая история
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы севера восточной европы
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство и материальная культура
- Духовная культура
- Народы юго-запада и юга восточной европы
- Народы сибири
- Этногенез и этническая история
- Традиционное хозяйство коренного населения Сибири
- Духовная жизнь. Верования
- Народы Сибири и торгово-промышленная цивилизация
- Народы кавказа
- Лингвистическая классификация
- Этногенез и этническая история
- Материальное хозяйство
- Поселения
- Общественный и семейный быт
- Религиозные верования
- Фольклор
- Америка: этнокультурные регионы, народы и этнические процессы
- Обитатели Америки до начала европейской колонизации. Первоначальное заселение континента
- Адаптация человека к различным экологическим средам
- Арктическая область Северной Америки
- Северная лесная область
- Северо-западное (тихоокеанское) побережье Сев. Америки
- Калифорния
- Лесные области востока Северной Америки
- Мезоамерика
- Огненная Земля
- Леса и степи Южной Америки
- Тропические леса Южной Америки
- Промежуточная область
- Центральные Анды
- Завоевание и колонизация Америки европейцами
- Аборигены и европейцы
- Насильственная иммиграция из Африки
- Трансформация этнического самосознания
- Культуры и этносы Америки в постколониальный период
- Народы и культуры африканского континента
- Народы Северной Африки
- Народы Восточной Африки
- Мадагаскар
- Народы Южной Африки
- Население островов Индийского океана
- Народы Западной Африки
- Народы Центральной Африки
- Этнические процессы в современной Африке
- Народы западной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественные отношения
- Духовная культура
- Религия
- Народы южной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Семья и семейные отношения
- Социальный строй и общественная организация •
- Духовная культура
- Народы юго-восточной азии
- Этническая история
- Современный этнический состав
- Этнические процессы
- Хозяйство
- Материальная культура
- Социальные отношения и общественная организация
- Духовная культура. Народное творчество
- Народы восточной азии
- Этногенез и этническая история
- Современные этнические процессы
- Этнолингвистическая классификация
- Антропологический состав
- Хозяйственно-культурные типы
- Материальная культура
- Социальная организация
- Духовная культура
- Народы центральной азии
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Общественная организация
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы австралии и океании
- Историко-культурное районирование Австралии и Океании
- Проблемы этногенеза народов Австралии и Океании и основные этапы этнической истории этого региона
- Европейское проникновение в Австралию и Океанию и его последствия
- Народы Австралии
- Народы Папуасии (Новой Гвинеи)
- Народы Меланезии
- Новая Каледония
- Народы Фиджи
- Народы Полинезии
- Народы Новой Зеландии
- Народы Микронезии
- Этнический фактор в мировой истории
- Современные тенденции этносоциального развития в мире. Межэтнические конфликты
- Проблемы прикладной этнологии
- Заключение