Методы исследовательской работы
Разные источники, самые яркие факты, интересные данные и материалы полевых наблюдений еще не составляют собственно этнологической науки. Наука начинается там и тогда, где и когда имеются ясно сформулированные и ответственно применяемые методы изучения источников и на их основе делаются теоретические заключения, служащие для объяснения исторической и современной жизни этносов.
Методы, применяемые в этнологии (как и в других науках) многочисленны и разнообразны. Они, в частности, различаются по уровню характеру постановки вопросов о получении нового знания. В ряде случаев эти вопросы целесообразно поставить в обобщенно-философской форме. Объективные и субъективные стороны этноса; внутренние и внешние источники движения и изменения в этносах; форма и содержание в этносах; качественные характеристики и количественные параметры в этносах и их компонентах, - рассмотрение этих и подобных вопросов общего (философского) уровня делает изучение этносов более глубоким, более содержательным, ведущим к познанию их не только как явлений действительности, но и сущностных отношений внутри них и между ними.
Методы этнологии менее высокого ранга относятся с категории общенаучных. Особенно широкое распространение в этой науке получили исторический и структурно-функциональные методы. Требование исторического метода состоит в том, чтобы рассматривать изучаемые объекты в процессе их зарождения, становления, развития и перспективы будущего изменения или исчезновения,
В этнологических исследованиях XX в. приобрел влиятельное положение функциональный или структурно-функциональный метод. Его сущность состоит в требовании выявить значение (роль, влияние, иначе говоря - функцию) того или иного культурного элемента или социального института в жизни народа (племени или другой общности). Структурный подход добавил к этому необходимость выявления строения изучаемого объекта, а позднее - системы (сети) социальных отношений и связей в нем и с ним. Сторонники структурно-функционального метода поначалу отрицали исторический аспект изучения объектов, сосредоточивая внимание на «опросах современности и выдвигая на первый план также прикладные, практические темы и исследовательские результаты.
К числу общенаучных относят также системный метод. Наука в том числе и этнологическая, долгими и трудными путями вырабатывала идеи и принципы системного метода, оперируя, в частности, понятиями комплексности, сложности внутреннего строения явлений, системы, структуры и ряда других. Современный системный анализ требует мысленного расчленения объекта (этноса, региона с его населением и культурой и т.н.) на компоненты, составляющие и элементы, поиска гипотетических и действительных связей между ними, их исторического и функционального исследования, построения моделей структурных связей, поисков детерминант, определяющих движение объекта, и т.п. Системный метод органично аккумулирует в себе многие методологические и теоретические принципы и идеи философского и общенаучного уровня.
Применение общенаучных методов в этнологии обнаруживает ряд трудностей общего характера, на которые стремятся обратить внимание исследователей те ученые, которые в
своей познавательной деятельности руководствуются принципом релятивизма (относительности). Они указывают на трудности взаимопонимания между представителями разных культур, проистекающие как из этноцентристских установок тюзнающих субъектов, так и, согласно мнению тех, кто занимает крайние позиции из принципиальной несравнимости культур. Кроме того, иные теоретики этнологии полагают, что для более или менее адекватного постижения других культур пригодны не рациональные методы их изучения, а скорее интуитивное понимание, вживание, врастание в другую культуру, не даже и-в этом случае обычно будто бы не удается достаточно точно описать постигаемую культуру на языке постигающего субъекта. Помимо этого, в процессе познания (например, экспедиционного) исследователь не прямо изучает избранный для обследования этнос, а образует с ним систему, состоящую из трех элементов:
а) изучаемого объекта;
б) исследователя-наблюдателя;
в) средств (инструментов) наблюдения - программы исследования, инструментария и избранной методики, а также технических устройств, включенных в осуществление познавательных актов. Таким образом, познание другой культуры (другого этноса)из одностороннего и однонаправленного действия субъекта превращается в сложный диалог культур а — объектом познания становится, стало быть, не изучаемый этнос, а отношение между «ими и познающим субъектом.
Всеми этими трудностями, разумеется, не следует пренебрегать. Серьезные исследователи, конечно, признают значение не только интуиции (которая действует тем эффективнее, чем больше труда вложено в познавательную деятельность), не я «живания ^ другую культуру, не только трудностей постижения сильно отличающихся культур, но и диалогового характера познавательного процесса. Тем не менее практика исследовательской работы показывает, что все эти факторы не воздействуют катастрофически на ход познания, что их помехообразующее влияние может быть учтено в ходе исследовательской работы и в решающей мере нейтрализовано.
К третьему — нижнему уровню используемых в этнологии методов относятся приемы, способы, исследовательские средства, которые обеспечивают собственно этнологическую эмпирическую работу, познавательное функционирование именно этой науки. Методы данного уровня многообразны; с известной долей условности они могут быть сгруппированы в три класса в зависимости от того, к какому этапу исследовательской работы они относятся.
Стоит отметить, кстати, что эффективному осуществлению научной работы способствует предварительное составление программы исследования, в которой желательно предусмотреть не только определение темы, объекта и задач исследования, но и порядок (последовательность) исполнения работы по этапам и частям.
Во-первых, методы поиска и сбора информации. Наиболее надежен и эффективен, метод экспедиционного поиска и сбора новых сведений особенно при изучении современных явлений и процессов.
Экспедиции бывают двух видов - маршрутные и стационарные. Каждый из этих видов имеет свои преимущества и недостатки: экспедиционный способ дает возможность охватить обследованием более широкие регионы, зато стационарный метод дает выигрыш в глубине и длительности изучения относительно небольшого объекта. Беседы с информаторами обычно протоколируют в рабочих тетрадях или записывают на магнитную пленку. Кроме того, опытные экспедиционные работники ведут еще и дневники наблюдений. Именно в ходе экспедиционных обследований чаще всего осуществляется сбор этнографических коллекций вещевых памятников, предметов быта и культуры.
Во-вторых, следует выделить тот этап исследовательской работы, который связан с обработкой собранных фактических данных (некоторые ученые предпочитают называть этот процесс переработкой информации). Ее смысл состоит в получении нового упорядоченного, в той или иной мере обобщенного знания. Переработка в своих первичных формах сопутствует собиранию информации, так как оба эти этапа состоят в достаточно тесной взаимозависимости. Действительно, уже при сборе информации (сведений, данных) -исследователю рекомендуется тщательно обдумывать те способы, которые он намерен применить на этапе переработки. В противном случае может оказаться, что собранная информация не пригодна для переработки теми методами, которые в данном случае хотелось бы применить.
В полевых условиях (точно то же может быть отнесено также к работе в любых хранилищах или с разнообразными источниками) начинается первичная обработка собранных сведений. Она может состоять в перенесении данных, записанных в полевых тетрадях и дневниках, на тематические классификационные карточки, в составлении тематических досье и т.п.
Один из важнейших приемов переработки сведений - их группировка (классификация) по тем или иным признакам (желательно, чтобы эти признаки были существенными).
Дальнейшим этапом переработки информации, следующим за группировкой, считают выделение типов или комплексов явлений культуры, быта, социального поведения и т.п. Существенный и эффективный прием - составление типологических таблиц, а также нанесения выявленных типов на карту с помощью условных знаков.
В-третьих, в качестве отдельного заключительного этапа исследовательской ^работы выделяют этап интерпретации полученных результатов. Этапу интерпретации отчасти предшествует, а отчасти соответствует использование приемов генерализации (обобщения) тех итогов, которые получены в результате переработки эмпирических данных. Обобщенные данные сопоставляются с предшествующими данными и выводами науки-(как по критерию соответствия их друг другу, так и по критерию различия). В задачу интерпретации входит также оценка полученных выводов с точки зрения точности и строгости методов и техники исследования. Новые данные интерпретируются (истолковываются) в плане выявления исторических, функциональных и, главным образом, причинных связей и отношений, а также уже известных закономерностей. В случае невозможности (полной или чаще частичной) это сделать ставится вопрос либо о дополнительной проверке полученных новых выводов, либо о корректировке прежде установленных закономерностей или теорий.
Наука, в том числе и этнология, постоянно претерпевает изменения, обновляет набор своих исследовательских средств. По этой причине методы науки обогащаются, расширяются, становятся более тонкими, рассчитанными на применение в данных типичных условиях. Постепенно в науке складывается ситуация, когда на методы (или способы их применения), использовавшиеся на более ранних ступенях развития науки, исследователи начинают смотреть как на традиционные (иногда их даже трактуют как архаические, устаревшие), а на методы, пришедшие в науку позднее (в том числе из других «аук), - как на новые, современные и во всяком случае нетрадиционные. Иногда эти группы методов называют классическими и неклассическими. Легко понять, что соотношение между классическими и неклассическими методами изменчиво, новые методы мало-помалу становятся традиционными. Вследствие этого чрезмерное противопоставление друг другу традиционных (классических) методов новым (неклассическим) едва ли оправданно. Все дело в том, что классические и неклассические методы имеют неодинаковые познавательные возможности и их рациональное использование сопряжено с корректной постановкой исследовательских задач.
Классические методы исследовательской работы отличаются относительно большой свободой выбора аспектов изучения, средств исследовательской работы, меньшей программированностью и кажущимся отсутствием формализации данных: формализация имеет здесь (например, при картографировании явлений этнической культуры) не слишком жесткий характер. К числу традиционных приемов сбора информации относятся различные формы прямого наблюдения, интервью (беседы) с информаторами, собирание музейных коллекций и их описание, извлечение данных из материалов прессы, других нарративных источников -и т.п. Среди классических методов переработки информации — составление картотек и досье, типологизация, картографирование и другие.
Современные (неклассические) методы характеризуются относительно большей строгостью, формализованностью, что вызвано широким использованием средств и-исследовательских приемов статистики, привлечением электронно-вычислительной техники (ПЭВМ) для переработки и анализа данных. Среди неклассических методов в первую очередь следует назвать массовые этнологические обследования, основанные на проектировке и расчете представительности (репрезентативности) выборки из той или иной генеральной совокупности изучаемых объектов Введение в этнологию Числа (в виде статистических таблиц и т.п.) позволило также применить в ней метод структурного моделирования этносов. В состав неклассических методов включают также метод статистического анализа прессы (так называемый контент-анализ), метод экспертных оценок и многие другие.
Следует, впрочем, подчеркнуть, что наибольший научный эффект дает комплексное использование широких наборов методов, корректирующих исследовательские результаты и выводы.
- Этнический фактор в мировой истории 259
- Проблемы прикладной этнологии 268 заключение 270 предисловие
- Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат Предметная область этнологии
- Социальные функции этнологии
- Понятие и термины этнологии
- Классификация народов мира
- Географическая классификация
- Народы Австралии и Океании
- Народы Азии
- Народы Америки
- Народы Африки
- Антропологическая классификация
- Языковая классификация
- Индоевропейская семья
- Эскимосско-алеутская семья
- Афразийская (семито-хамитская) семья
- Нигер-кордофанская (конго-кардафанская) семья
- Нило-сахарская семья
- Койсанская семья
- Северокавказская семья
- Сино-тибетская семья
- Классификация народов мира по историко-этнографическим (историко-культурным) областям
- Очерк истории этнологической науки
- Этнологические (этнографические) источники
- Методы исследовательской работы
- Западная европа
- Очерк этнической истории
- Этнический состав
- Хозяйство и материальная культура
- Социальный быт и духовная культура
- Семейный быт и обряды
- Праздники
- Славянские народы центральной и юго-восточной европы Общие сведения
- Этническая история западных и южных славян
- Хозяйство и материальная культура
- Поселения
- Общественный и семейный быт, духовная культура, народное творчество
- Религия
- Праздники
- Фольклор
- Восточнославянские народы. Расселение и численность. Расовые типы. Языки
- Происхождение и этническая история
- Хозяйственные занятия
- Поселения
- Социальные структуры и институты. Общественный быт
- Семья и семейный быт
- Традиционная народная культура
- Религия и верования
- Народное искусство и фольклор
- Народы волго-камья
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественный и семейный быт
- Духовная культура
- Народы прибалтики
- Этногенез и этническая история
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы севера восточной европы
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство и материальная культура
- Духовная культура
- Народы юго-запада и юга восточной европы
- Народы сибири
- Этногенез и этническая история
- Традиционное хозяйство коренного населения Сибири
- Духовная жизнь. Верования
- Народы Сибири и торгово-промышленная цивилизация
- Народы кавказа
- Лингвистическая классификация
- Этногенез и этническая история
- Материальное хозяйство
- Поселения
- Общественный и семейный быт
- Религиозные верования
- Фольклор
- Америка: этнокультурные регионы, народы и этнические процессы
- Обитатели Америки до начала европейской колонизации. Первоначальное заселение континента
- Адаптация человека к различным экологическим средам
- Арктическая область Северной Америки
- Северная лесная область
- Северо-западное (тихоокеанское) побережье Сев. Америки
- Калифорния
- Лесные области востока Северной Америки
- Мезоамерика
- Огненная Земля
- Леса и степи Южной Америки
- Тропические леса Южной Америки
- Промежуточная область
- Центральные Анды
- Завоевание и колонизация Америки европейцами
- Аборигены и европейцы
- Насильственная иммиграция из Африки
- Трансформация этнического самосознания
- Культуры и этносы Америки в постколониальный период
- Народы и культуры африканского континента
- Народы Северной Африки
- Народы Восточной Африки
- Мадагаскар
- Народы Южной Африки
- Население островов Индийского океана
- Народы Западной Африки
- Народы Центральной Африки
- Этнические процессы в современной Африке
- Народы западной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественные отношения
- Духовная культура
- Религия
- Народы южной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Семья и семейные отношения
- Социальный строй и общественная организация •
- Духовная культура
- Народы юго-восточной азии
- Этническая история
- Современный этнический состав
- Этнические процессы
- Хозяйство
- Материальная культура
- Социальные отношения и общественная организация
- Духовная культура. Народное творчество
- Народы восточной азии
- Этногенез и этническая история
- Современные этнические процессы
- Этнолингвистическая классификация
- Антропологический состав
- Хозяйственно-культурные типы
- Материальная культура
- Социальная организация
- Духовная культура
- Народы центральной азии
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Общественная организация
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы австралии и океании
- Историко-культурное районирование Австралии и Океании
- Проблемы этногенеза народов Австралии и Океании и основные этапы этнической истории этого региона
- Европейское проникновение в Австралию и Океанию и его последствия
- Народы Австралии
- Народы Папуасии (Новой Гвинеи)
- Народы Меланезии
- Новая Каледония
- Народы Фиджи
- Народы Полинезии
- Народы Новой Зеландии
- Народы Микронезии
- Этнический фактор в мировой истории
- Современные тенденции этносоциального развития в мире. Межэтнические конфликты
- Проблемы прикладной этнологии
- Заключение