logo
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК

Заключение

В результате ознакомления с предшествующими главами учебника можно сделать ряд существенных заключений. Прежде всего становится яснее и понятнее общая этническая картина мира, основанная на данных науки. Этнология (этнография) в состоянии фиксировать и воспроизводить эту картину не только в виде, так сказать, сиюминутной фотографии, но и в форме исторического процесса ее становления. Именно поэтому этническая картина современного мира делается нам ближе, доступнее и отчетливее. Она раскрывается перед нами не как беспричинное скопление масс разноэтничного населения, но как закономерный результат сложного и трудного этноисторического развития социальной жизни на нашей планете.

Опираясь на знания этнологии, кроме того, легче себе представить реальное многообразие этнических культур и региональных цивилизаций на Земле. Их изучение дает возможность ощутить и постигнуть несводимость каждой культуры или региональной цивилизации к другой или другим, их высокую общечеловеческую значимость. Из этого следует, что их наличие представляет собой объективную основу разнообразных культурных связей, взаимодействий и обмена, но принадлежность к ним людей не может рассматриваться в качестве права на какие-либо преимущества, какую-либо исключительность. Этнология (этнография) как наука подкрепляет своими материалами и выводами самую высокую ценность принципов равноправия народов, важность и историческую ценность всех этнических культур, значимость интерэтнической солидарности народов в борьбе за социальную справедливость и культурный прогресс.

Опыт изучения эмпирических данных нашей науки отчетливо выявляет существенную роль этнического (национального) фактора в мировой и отечественной истории, а также в современной жизни общества. Накопленный опыт свидетельствует о том, что бытующее утверждение, будто лишь в XX в. этот фактор приобрел важное значение, скорее всего ошибочно. Этнический фактор, несомненно, оказывал свое воздействие в течение всей истории человечества и продолжает действовать в наше время; однако способы, формы и характер его проявления могли и могут быть разными: они имеют эпохальные и региональные особенности. Так как население Земли состоит из многих этносов, то и отношения между социальными группами, институтами и отдельными людьми часто приобретают этническую окраску.

Изучение этнологии (этнографии), наконец, Помогает обществу выработать соответствующие понятия и термины, т.е. адекватный язык, при помощи которого можно обсуждать этнические проблемы. Без такого специального языка этническое познание, понимание и объяснение того, что относится к этносам или связано с ними, оказались бы неэффективны.

И в самом деле: чтобы иметь возможность достигать все более полного знания, все более ясного понимания возникновения, эволюции и функционирования этносов; чтобы установить "природу" их внутреннего строения и формы внешнего проявления; чтобы представить себе пути и характер их развития в будущем, - для всего этого требуется совершенствование знаний об этносах и межэтнических отношениях. Оно осуществимо, очевидно, при условии более глубокого познания сущности, глубинных свойств тех объектов, которые изучает этнология (этнография), при условии, следовательно, постижения законов, определяющих их бытие. Только на основе знания объективных законов строения, функционирования и эволюции этносов возможно научное объяснение того, что с ними происходило в прошлом и происходит в наше время.

Понятно, что все это удастся осуществить лишь путем усиления работы по сбору и накоплению информации, представляющей этнологический (этнографический) интерес. Этнологов ожидает интенсивная работа в экспедициях, архивохранилищах, библиотеках, фондах музеев и т.п. Вместе с тем международный и отечественный опыт говорит о том, что предстоящая деятельность в этой области должна отличаться — по сравнению с прошлым — качественно новыми особенностями. Требования, предъявляемые к этнологической информации многими современными исследователями, состоят в том, чтобы такая информация была собрана и содержалась бы в более организованном виде - в виде банков данных по разнообразным аспектам нашей науки, снабженных автоматизированными информационно-поисковыми системами. Предстоит продолжить работу по компьютеризации переработки этнографической информации.

Решение встающих перед этнологией (этнографией) задач предполагает расширение, обогащение арсенала ее методов, технических приемов и средств научной работы. К уже освоенным философским и общенаучным способам исследования и подходам должны присоединиться структурно-функциональный, системный, экспериментальный и др. Методы сбора, переработки и интерпретации эмпирических данных следует организовать таким образом, чтобы обеспечить изучение зарождения этносов, их исторической эволюции, современного функционирования, а также прогнозирование тенденций их развития в обозримой перспективе.

Что касается современных технических устройств, то этнология нуждается в компьютерах, видеокамерах, магнитофонах и прочем ничуть не менее, чем другие отрасли науки.

Этнология существует и действует в системе наук, но ее связи и взаимодействие с другими науками складывались и складываются неодинаково. На том этапе, когда, например, отечественная этнология видела свои приоритетные задачи в изучении этногенеза, истории культур и институтов, возникло ее тесное взаимодействие с физической антропологией (расоведением), историей, археологией, географией и исторической лингвистикой. Актуализация изучаемых этнологией проблем побудила этнологов к уже имевшимся добавить связи с социологией, социальной статистикой, психологией и кибернетикой. В наше время необходимость осуществлять прогнозирование этнических процессов, несомненно, побудит этнологов освоить также методы экстраполяции, экспертных оценок и имитационного моделирования этнической динамики. Этнографию (этнологию) справедливо относят к числу гуманитарных - исторических - наук. Это верно не только потому, что наша наука исследует определенные (этнические) аспекты бытия человека и социальные человеческие общности (этносы), но еще вследствие того, что она ставит перед собой гуманные цели. Одна из главнейших целей, вытекающая из предмета науки и смысла ее социальных функций, состоит в том, чтобы способствовать позитивному взаимопониманию между народами, культурному сближению и взаимообогащению, всем формам мирных контактов, связей, обменов и взаимодействий. Исследование этносов может успешно и продуктивно сопрягаться с современными движениями за возрождение национальных (этнических) культур, с инициативами по созданию этнографических музеев, с ростом интереса к фольклору, национальному народному искусству и т.п.

В ответ на возникающий общественный запрос, очевидно, будет возрождаться и усиливаться тот раздел нашей науки, который называют прикладной этнологией. Прикладная этнология может сыграть позитивную роль при изучении тенденций развития этносов, межэтнических отношений (в том числе путем исследования межэтнических противоречий и конфликтов), при планировании и осуществлении разнообразных экономических, культурных и иных программ; выступая в качестве научных экспертов, специалисты-этнологи смогут содействовать оптимизации протекания этнических процессов.

Заключая сказанное выше, следует также отметить, что осуществление всех намечающихся тенденций будет в решающей степени зависеть от уровня квалификации и достаточного количества кадров профессиональных этнологов (этнографов), от тех, кому предстоит работать в будущем.

272