logo
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК

Хозяйство

С глубокой древности для Южной Азии характерна значительная пестрота в хозяйственном и социально-экономическом развитии отдельных областей и в хозяйственно-культурных типах. По современным археологическим, палеоботаническим и палеозоологическим данным Южная Азия не относилась к числу первичных центров наиболее раннего одомашнивания растений и животных, и производящее хозяйство сложилось там несколько позднее, чем в Западной Азии. Однако эти процессы развернулись все же достаточно рано, что и привело к возникновению ряда земледельческих центров, а на их основе — цивилизации. С глубокой древности и до наших дней для Южной Азии характерна значительная неравномерность в направлениях и уровнях хозяйственного развития.

Примерно с IV тысячелетия до н.э. в отдельных областях северо-западной части Южной Азии стало складываться производящее земледельческо-скотоводческое хозяйство.

К середине III тысячелетия до н.э. в областях Мохенджо-Даро - Хараппа, сложилась древнейшая в Южной Азии высокоразвитая цивилизация. На открытых пространствах, в аллювиальных долинах совершалась так называемая неолитическая революция. В ее ходе господствующим видом занятий становилось производящее земледельческо-скотоводческое хозяйство. В самостоятельную отрасль выделялось ремесло. Складывались городские центры. Но на значительной части субконтинента и на островах, в бесконечных тропических джунглях, в горах, население длительное время сохраняло традиционные присваивающие способы добывания жизненных благ и первобытно-общинные отношения. И только в XX в. все более интенсивно развертываются процессы, в ходе которых часть "племенного" населения выходит из лесов, селится на равнинах и переходит к земледелию, которое получает распространение и у народов, остающихся на их старых местах расселения.

Значительные сдвиги в развитии современных форм хозяйства были следствием завоевания народами Южной Азии национальной независимости, когда правительства стали прилагать определенные усилия для помощи малым народам. Но ограниченные экономические возможности развивающихся стран Южной Азии, сложность политических условий ставят на этом пути существенные препятствия.

Разнообразие природно-географических условий, социальных и культурных традиций обусловило наличие в Южной Азии большого числа хозяйственно-культурных типов и подтипов не только в прошлом, но и в наше время.

Подавляющее число населения Южной Азии относится к хозяйственно-культурному типу плужных земледельцев, хотя в последние десятилетия быстро растет число индустриальных рабочих, служащих и интеллигенции. Это связано с ростом промышленности и городов, особенно таких мегалополисов, как Калькутта, Бомбей, Дели. Быстро растет численность населения в средних и малых городов. Городское население пополняется не только за счет сельского земледельческого, но и за счет выходящих с гор и из лесов племенных групп "адиваси", устраивающих на окраинах целые поселения традиционного облика, и пытающихся найти в город» пропитание, доставляемое отчасти путем организации государственных работ.

В сочетании с ремеслом и домашними промыслами ХКТ плужного земледелие начал складываться в конце IV-III тысячелетиях до н.э. В позднеантичное и средневековое время плужное земледелие распространяясь все шире по Южной Азии, утвердилось в Южной Индии, на ее востоке, на Шри-Ланке. Традиции древнего и средневекового земледелия оказались устойчивыми, и в некоторый местах, особенно в географически отдаленных областях, отчетливо прослеживаются и в наше время. При огромном разнообразии природных условий Индийского субконтинента и Шри-Ланки хозяйственно-культурный тип плужного земледелия в прошлом и в настоящее время состоит из многих разновидностей я подтипов. Разнообразны возделываемые культуры, способы обработки земли и прочие сельскохозяйственные работы, уровень развития плужного земледелия. Особенно резко эти различия прослеживались в недавнем прошлом, когда в обширных, редко заселенных тропических лесах и горных местностях сохранялись чрезвычайно отсталые формы земледельческого хозяйства. Картина стала существенно меняться после завоевания народами Южной Азии национальной независимости, когда быстрыми темпами во многих областях население стало втягиваться в современные процессы развития. На этом пути достигнуты значительные успехи, однако последствия колониальной эпохи продолжают сказываться и сегодня

Земледельческие области располагаются, главным образом, вдоль плодородных долин крупных, средних и небольших рек Индии, Пакистана, Бангладеш, Щри-Ланки, по предгорьям и долинам Непала, Бутана, на Мальдивских островах.

Основной продовольственной культурой Пакистана и Северо-Западной Индии является пшеница, во всех прочих областях Южной Азии - рис. Но наряду с ним разводятся и другие, самые разнообразные культуры: просяные, бобовые, фрукты и овощи. Значительные земельные площади заняты под технические культуры: плантации кокосовых пальм, хлопок, масличные, каучуконосы. Выращиваются кофе, табак, в штате Ассам разводится знаменитый индийский чай, а на Шри-Ланке столь же известный цейлонский. На севере Индостана, в предгорьях Гималаев, в Непале, Бутане преобладает горное земледелие, причем в зависимости от высоты над уровнем моря разводятся субтропические культуры или культуры полосы умеренного климата. Равнинное земледелие имеет в целом тропический характер.

Значительная часть земледельческих культур выращивается в Южной Азии на экспорт и служит основным источником поступления валюты.

Важную отрасль сельского хозяйства составляет животноводство. Земледельцы Южной Азии располагают самым большим в мире поголовьем крупного рогатого скота, хотя и малопродуктивного. Согласно религиозной традиции крупный рогатый скот считается священным, и употребление его мяса в пищу запрещено индуистам, сикхам и представителям некоторых других религиозных течений. В областях со смешанным в религиозном отношении населением - а они составляют большинство местностей - мясо крупного рогатого скота не едят вообще или едят в ограниченном количестве мусульмане. Повсеместно в пищу используется молоко крупного рогатого скота, главным образом, в виде кисломолочных продуктов, скот служит тягловой силой при обработке почвы и в качестве упряжных животных. Огромное малопродуктивное стадо крупного рогатого скота создает для сельского хозяйства и экономики Южной Азии значительные трудности: страдают пастбища и леса, скот мешает движению транспорта на автодорогах и в городах (прогнать животное с дороги расценивается как оскорбление религиозных чувств), однако традиция пока еще твердо держится в этом отношении, несмотря на общий прогресс. Главным образом, в предгорьях Гималаев и других горных местностей, где имеются необходимые пастбища, разводят овец и коз, мясо которых высоко ценится. Индуисты довольствуются преимущественно вегетарианской пищей, а для праздничного стола приготовляются блюда с мясом птицы. Во многих областях, особенно на северо-западе Индостана, незаменимым транспортным животным служит осел. В засушливых местностях разводят верблюдов, однако земледельцы держат их в ограниченных количествах из-за трудностей выпаса. В тропиках широко распространено содержание прирученных слонов, используемых под седло, в том числе и на охоте на крупных опасных животных, для транспортировки тяжелых грузов. Используют слонов разного рода промышленные и торговые кампании, государственные службы. Крестьянские хозяйства не держат слонов из-за их дороговизны, сложностей прокорма и невозможности использовать эффективно их рабочую силу. Лошадей содержали в средние века феодальные владетели - Раджи - для верховой езды. В наше время у земледельцев лошадей мало.

Повсеместно, где практикуется плужное земледелие, имеется развитая оросительная система, состоящая из сложной сети каналов, выводимых из основной водной артерии. Ирригационное хозяйство Южной Азии испытало немалый урон в эпоху колониальной зависимости. Из-за пренебрежения колониальных властей к нуждам местного населения оросительные каналы пришли на огромных земельных площадях в катастрофическое состояние, что повлекло за собой в одни сезоны года опустошительные засухи, а в другие - разрушительные наводнения, уносящие тысячи человеческих жизней, разрушающие остатки оросительных систем, смывающие с полей плодородный слой. Значительное внимание к ирригации было обращено правительствами государств Южной Азии после получения национальной независимости, в ирригационные работы стали вкладываться большие средства. Однако и до наших дней сельское хозяйство Индостана и Шри-Ланки страдает от засух и наводнений, так как полная реорганизация оросительных систем требует таких затрат, которые развивающиеся страны еще не могут себе позволить.

В ирригации в большинстве местностей преобладает самотечное орошение, однако нередки сохранившиеся со времени средневековья водоподъемные колеса, приводящиеся в действие силой животных или вручную. В отдельных районах в предгорьях воду на поля доставляют посредством подземных водосборных галерей. В последние десятилетия, хотя и постепенно, в крестьянских хозяйствах появляются современные фабричные земледельческие орудия. Однако и сегодня самое широкое распространение имеют традиционные орудия труда, формы которых восходят к средним векам или даже к более раннему времени.

Традиционные земледельческие орудия разнообразны у народов Южной Азии. С древних времен бытует деревянный плуг с железным сошником. В местностях с каменистой почвой он массивный и тяжелый, на рыхлых землях применяется легкий деревянный плуг. В качестве тягловой силы используются буйволы или горбатые быки породы зебу. После вспашки землю обрабатывают своеобразной бороной с упором. Пшеницу, ячмень, просо сеют вручную, разравнивая почву после посева бревном-волокушей, которое тянут животные или люди. Рис сажают на заливных полях рассадой. Жнут серпами, в некоторых местностях срывают колосья руками. Молотят либо цепами, либо прогоняют по снопам животных, после чего провеивают зерно. Зерно размалывают на ручных мельницах или толкут в каменных ступах, муку используют для приготовления лепешек, похлебки или других блюд.

В последние десятилетия во всех странах Южной Азии проводится большая работа по совершенствованию сельского хозяйства, на нее отпускаются значительные государственные средства. Принимаются меры для механизации производства, организуются опытно-показательные станции, где крестьяне имеют возможность знакомиться с новейшими достижениями агротехники, получать высококачественные сортовые семена. Организуются кооперативные машинно-тракторные станции. Крестьян снабжают минеральными удобрениями. Однако современные технические нововведения доступны только наиболее зажиточной, част*! крестьянства, подавляющая же его масса ведет традиционное земледельческое хозяйство.

Важной составной частью хозяйственно-культурного комплекса плужного земледелия являются домашние производства и ремесла, возникшие еще в глубокой древности. Они разнообразны, многие специфичны для определенных местностей. Ряд ремесел имеет характер кустарных промыслов.

Производятся шелковые и хлопчатобумажные ткани для национальной женской одежды "сари", в особенно дорогие сорта которых вплетаются нити из драгоценных металлов. Широко известны кашмирские шерстяные шали, самые дорогие их экземпляры настолько тонки, что шаль можно протянуть через обручальное кольцо. Ручные ткани из Индии, Пакистана, Бангладеш и Шри-Ланки в большом количестве скупаются туристами и идут также на рынки Западной Европы и Америки.

Древние традиции имеют и металлургия, обработка железа, литье и чеканка меди и бронзы, изготовление изображений божеств и мифологических героев. Знаменито ювелирное дело: выделка самых разнообразных украшений, главным образом, из серебра, в меньшей степени из золота, огранка поделочных и драгоценных камней и изготовление из них бус и других украшений. При этом неопытным покупателям зачастую предлагаются под видом изделий из драгоценных камней и металлов подделки в виде так называемого "белого золота", "восточных изумрудов" (особым образом обработанный кварц) и т.п. Традиционны разного рода металлические сосуды с чеканкой, большой спрос имеют крупные медные сосуды, в которых, водружая один на другой, женщины носят на голове воду, порой за несколько километров.

К числу важных экспортных отраслей относится ковроткачество. Вырабатываются особенно высокохудожественные ковры для внешнего рынка и для своих богатых людей и более простые и дешевые - для широких слоев населения. Невозможно перечислить и описать все многообразие домашних производств и ремесленных промыслов, нужно лишь отметить старейшую традицию обработки дерева, в том числе изготовление инкрустированных перламутром, кожей акулы предметов мебели, коробок, четок и пр.

На северо-западе субконтинента, в Пакистане и Индии, а также в меньших размерах в Непале и Бутане, распространен номадный хозяйственно-культурный тип, включающий кочевое и полукочевое скотоводство, разные способы выпаса и содержания скота. Время сложения номадизма в Южной Азии точно не установлено, но надо полагать, что выделение номадов из среды прочих варваров произошло одновременно с возникновением кочевничества в Западной и Средней Азии в I тысячелетии до н.э. Переселявшиеся во II тысячелетии до н.э. на север Южной Азии арьи имели развитое пастушеское скотоводческое хозяйство, сложившееся у них, скорее всего, за века миграций. Однако они не были кочевниками и по большей части перешли на новой родине к оседлому земледелию. И в последующие тысячелетия Северную Индию неоднократно затопляли полчища скотоводов завоевателей. Кочевничество сложилось в Южной Азии в аридных пустынных областях, не пригодных для ведения интенсивного земледельческого хозяйства, как единственно возможный способ приспособления и выживания в экстремальных природных условиях.

В течение средних веков на северо-западных окраинах Индостана сосредоточивалось скотоводческое население, состоявшее из тех же этнических групп, что и в Афганистане и Юго-Восточном Иране. И в наши дни номадизмом в Афганистане занимаются пуштуны, отчасти белуджи и некоторые другие группы. Номады Южной Азии ничем в принципе не отличаются от кочевников Западной Азии. Они разводят мелкий рогатый скот, верблюдов, лошадей. За исключением горных областей, все они ведут °сноДИональное кочевание.

Скотоводство в Непале и Бутане основано на разведении мелкого рогатого скота, яков, верблюдов. Зимой скот содержится в горных долинах, где стада укрыты от ветра, на лето животных отгоняют на высокогорные альпийские пастбища, что создает вертикальный цикл кочевания.

Следующий хозяйственно-культурный тип, включающий значительное числе подтипов, основан на ручном земледелии, мало развитом животноводстве и домашнем производстве. Он был еще в конце прошлого столетия представлен значительным числом населения из так называемых зарегистрированных племен и некоторых народов, обитавших в относительно географически изолированных лесных и горных местностях. Различия между отдельными подтипами этого ХКТ в направлении и облике хозяйственной деятельности, уровне развития социально-экономических отношений очень велики. Так, одни народы уже в XX в. находились на стадии далеко зашедшего разложения первобытных и сложения классовых отношений, тогда как некоторые племена и в наши дни еще только начинают выходить из первобытно-общинного состояния. К хозяйственно-культурному типу ручного земледелия относится большое количество племен и народов, однако численность их в сравнении с прочим населением Южной Азии невелика, и в наши дни быстро сокращается. В начале XX в. ручное земледелие лежало в основе хозяйственной деятельности ряда племен народов мунда (в частности, санталов), небольших дравидских племен и народностей Южной Индии, нага северо-восточных горных областей Ассама. Нага, в настоящее время ставшие на путь классового развития, занимаются, главным образом, рисосеянием, орошая поля посредством ирригационных систем из бамбуковых труб, расположенных по склонам гор. С давних пор они разводили также кукурузу, просо, бобовые и огородные культуры, содержали крупный рогатый скот и птицу. Поля обрабатывались мотыгами, причем плодородную почву на террасные поля по склонам холмов зачастую приходилось приносить в заспинных корзинах с берегов протекавших по горным долинам речушек. В настоящее время все в большей мере получает распространение плужная обработка почвы. Земледелием на террасных полях занимаются также бхотии Непала, часть кхаси Ассама.

Ручное земледелие с применением искусственного орошения составляет один из хозяйственно-культурных подтипов ручного земледелия.

Другой подтип основан на подсечно-огневой системе земледелия и значительно примитивнее, чем предыдущий, вследствие чего на его основе не сложились классовые отношения. Этот подтип имел большое распространение до, середины XIX в. в областях Центрально-Индийского нагорья, в Восточных и Западных Гатах, в предгорьях Гималаев. Но затем он был запрещен колониальными властями, так как вел к истреблению лесов с ценными породами деревьев. Этот запрет действует и теперь. И хотя далеко не все небольшие народы и племена следовали запрету в горных, малодоступных местностях, сегодня этот подтип практически почти исчез, сохраняясь лишь у части лесных и горных мунда, палайянов и уладанов Южной Индии, некоторых групп нага и кхаси в высокогорных областях Ассама.

Традиционное подсечно-огневое земледелие велось в джунглях, участки для полей расчищались путем выжигания деревьев. Деревья и кустарники вырубали в начале сухого сезона, с тем чтобы они успели высохнуть и их можно было сжечь до начала сезона дождей. При выжигании леса не только освобождался участок, но и возникал слой золы, служивший удобрением почвы. Но еще существеннее было то, что лесной пожар уничтожал чрезвычайно живучие сорняки. Однако пользоваться выжженными участками леса для земледелия можно было только ограниченное время, так как вскоре они зарастали еще сильнее кустарниками и сорняками. На месте вырубленных ценных пород деревьев обычно вырастали мусорное кусты и малопригодный для промышленных целей лес.

Запрещение подсечно-огневой системы земледелия было вызвано экономическими и экологическими причинами, однако оно принесло тяжелые бедствия значительному числу жителей гор и лесов, лишившихся, таким образом, привычных средств существования и вынужденных или изыскивать новые, что было затруднительно, либо переселяться на открытую равнину, где не оставалось свободных для обработки земель. К тому же лесные племена не обладали необходимыми навыками для ведения орошаемого плужного земледелия. На новых местах их ожидали различные трудности экономического и социального характера. Переселение лесных племен на равнину, главным образом на окраины городов, где они рассчитывают найти средства существования, продолжается и в наши дни и сопровождается в условиях массовой безработицы и трудностей адаптации полупервобытного населения к современным условиям значительными для него бедствиями.

При подсечно-огневом традиционном земледелии сеяли в основном рис, кукурузу, масличные, иногда клубневые растения (таро и ямс). Животноводство имело небольшое распространение и ограничивалось в основном содержанием собак и птицы. Однако традиционное подсечно-огневое земледелие обычно не давало достаточных средств существования, и они восполнялись посредством различных видов присваивающей деятельности: охоты, рыболовства, собирательства. Так, у нага, кхаси и у многих других лесных племен до недавнего времени в качестве охотничьего оружия использовались лук и стрелы, копья, применялись разного рода ловушки. И в наши дни это традиционное вооружение можно найти у некоторых лесных народов, обитающих в значительном отдалении от цивилизованного мира. Старинное собирательство, имевшее в прошлом цель сбора дикорастущих съедобных растений, дополнилось в колониальное и в наше время специализированным собирательством с целью продажи или обмена даров леса на продовольствие, ткани, металл и другие нужные предметы. Специальные скупщики направляются в леса, где обитают эти народы, и покупают у них камфару, каучук, разного рода смолы, ценные породы дерева. После запрета подсечно-огневого земледелия племена стали специализироваться на такого рода собирательстве, сочетая его с ограниченной охотой и небольшим, более интенсивным земледелием.

В прошлом существовал еще один, ныне практически уже исчезнувший подтип, при котором главным способом добывания средств существования были присваивающие отрасли занятий, а земледелие было лишь вспомогательным, так как из-за своей примитивности давало небольшие результаты.

Промежуточный хозяйственно-культурный тип связан с прибрежным рыболовством. Однако, как правило, этот вид занятий связан с другими способами Добывания жизненных благ, а в наши дни превратился в промысловое рыболовство.

Совершенно уникален и нигде больше в мире не повторяется традиционный хозяйственно-культурный тип у тода Нильгирийских гор в Южной Индии, основанный на коллективном общинном скотоводстве. В отличие от всех прочих скотоводов, скот у тода не является индивидуальной или частной собственностью семьи, а принадлежит всей общине. Они разводят крупный рогатый скот и ведут молочное хозяйство. Скот выпасают и обслуживают общинные пастухи на отгонных пастбищах, куда женщинам доступ категорически запрещен, и вообще все, что связано со скотом и молочным хозяйством, относится исключительно к сфере мужских дел. Женский труд связан только с домашним хозяйством, Растительную пищу и другие товары тода выменивали у соседей в обмен на продукты скотоводства. В настоящее время общинное скотоводческое хозяйство

В Южной Азии еще в прошлом столетии в лесных и горных, наиболее изолированных областях Центральной и Южной Индии, Шри-Ланки, на Андаманских островах сохранялись отдельные племенные группы из числа народов мунда, дравидов, а также ведды Шри-Ланки и андаманцы, принадлежавшие к наиболее примитивному из известных хозяйственно-культурных типов бродячих охотников и собирателей. В наше время большая их часть перешла к более интенсивным видам занятий, переселилась на открытые равнины, однако отдельные небольшие группы и сегодня продолжают бродить в глухих лесах и остаются на уровне развития людей каменного века. Хозяйственно-культурный тип бродячих охотников и собирателей, изученных в прошлом и начале XX в. на примере андаманцев, "горных" веддов, ченчу и других мелких групп мунда и дравидоязычных групп, разбивался на ряд подтипов в зависимости от уровня хозяйственной деятельности и социального развития. Однако общим для этих народов было то, что средства существования они добывали путем постоянных передвижений по определенной территории с перерывами на короткие дневки и ночевки.

По пути добывалось все съедобное: растительная пища, мелкая и средняя живность. Более крупных зверей бродячие охотники и собиратели обычно не могли добыть вследствие чрезвычайно слабой вооруженности. Из-за крайней ограниченности пищевых ресурсов в еду шло почти все: насекомые, личинки, змеи, грызуны, даже падаль, против отравления которой существовал приобретенный с ранних лет иммунитет. Редким лакомством были фрукты, иногда встречающиеся в тропических лесах, молодые побеги бамбука и, главное, мед диких пчел, добыча которого была сопряжена не только со значительными трудностями, но даже с опасностью для жизни, так как пчелы яростно защищают свое достояние. Добывание средств существования было для этих народов нелегким делом, и периодически они страдали от хронического голода.

Хотя металл в виде заготовок или готовых изделий проникал к бродячим охотникам и собирателям издавна, выплавлять его и обрабатывать горячим способом они не умели и могли лишь, как, например, ведды, обрабатывать металл холодным, практически неолитическим способом, каменными молотами. Традиционными материалами для изготовления орудий и оружия служили дерево, кость, рог, растительные волокна, камень. Для целей охоты и, там, где оно было возможно, рыболовства изготовлялись копья, палицы, разного рода ловушки, сети. Основным оружием веддов и андаманцев были лук и стрелы, причем у андаманцев существовал совершенно уникальный S-образный лук, дававший большой эффект при стрельбе, разнообразный набор стрел для стрельбы по разным видам наземных животных и по рыбам и, что особенно любопытно, гарпун для сухопутной охоты, широко в древности распространенный в Евразии, но затем полностью исчезнувший в конце позднего палеолита у всех, за исключением арктических охотников, у которых он использовался как орудие для охоты на морского зверя. Несмотря на ограниченный ассортимент орудий и оружия, бродячие охотники и собиратели были достаточно хорошо приспособлены к окружающей среде.

Существовал обмен с соседними земледельческими народами, причем часто, как у веддов, с соседями-земледельцами в виде "немого обмена". Он осуществлялся в постоянном традиционном месте без непосредственного контакта между обменивающимися сторонами. Ведды получали металлические изделия, ткани, бусы и т.п. вещи, взамен чего поставляли партнерам "дары леса". Андаманцы использовали металл, который они находили на остатках кораблей, потерпевших около островов крушение в бурном Андаманском море. Запасы продовольствия бродячими охотниками и собирателями, как правило, не делались, все добытое поедалось на месте, хотя в принципе им был известен метод консервации мяса в меде.