Аборигены и европейцы
Испанское открытие и завоевание (конкиста) новых земель началось в 1492 г с Антил, где в течение нескольких десятков лет порт Санто-Доминго на о. Гаити был центром, откуда завоеватели и колонисты отправлялись на соседние острова и материк. Некоторое время таким плацдармом служила Куба, откуда вышли экспедиции в Мексику и во Флориду. Менее чем за 30 лет после того Колумб достиг островов, пала столица астеков Теночтитлан - в 1521 г. Через десять лет было в основном сломлено сопротивление инков, хотя в некоторых местах они сражались до 70-х годов XVI столетия. В последующие десятилетия испанские отряды прошли по многим землям Америки, подчиняя их своему господству. Лишь арауканы в Чили остались непокоренными. Восточная часть Южной Америки по соглашению между Испанией и Португалией осталась за последней, и освоение Амазонии осуществлялось португальцами уже во второй половине XVII в. Другие европейские державы - Англия Голландия и Франция - имели свои колонии на Антилах и в северо-восточной части Южной Америки.
Завоевание новых земель проводилось частными лицами, получавшими соответствующие разрешения от испанских королей. В договорах обычно содержались призывы хорошо обращаться с местными жителями. На практике эти оговорки ничего не значили, так как у конкистадоров, отправлявшихся из Испании в далекую Америку, на первом месте стояла другая цель - разбогатеть и как можно быстрее. Особые распоряжения королей и специальные законы также не смогли защитить аборигенов. Так складывалась ситуация в Южной и Центральной Америке.
В Северной Америке интересы европейских держав в начальный период колонизации сосредоточивались на торговле с местными жителями (европейцев интересовала, прежде всего, пушнина) и на промысле морского зверя. Однако уже с XVII в. начинается массовая колонизация главным образом выходцами из Англии. Так, в 1700 г. в Виргинии насчитывалось уже около 70 тыс. колонистов. Колонии были земледельческими. Там выращивали как местные культуры, так и привезенные из Старого Света рис, сахарный тростник, коноплю, лен и др. В середине XVIII в. в Северной Америке было уже 13 британских колоний с населением более полутора миллионов человек. Коренное население во многих случаях изгонялось со своих земель и уничтожалось; в некоторых случаях с аборигенами заключались грабительские договоры. Колониальные власти поощряли войны между разными племенами.
Как в Южной, так и в Северной Америке местные жители оказались втянуты в непрерывные походы европейцев - они служили носильщиками, проводниками и разведчиками, использовались в хозяйственных работах, участвовали в военных действиях. Отрыв мужчин на длительное время от земледельческих работ, охоты и других хозяйственных занятий (многие и вовсе не возвращались из походов) приводил к ослаблению общин даже там, где они не подвергались прямому уничтожению, и к их распаду. Кроме того, завоеватели нередко изымали пищевые запасы аборигенов.
Несомненно, эти факторы в немалой степени способствовали распространению среди аборигенов голода и массовых заболеваний, ведших к высокой смертности. Наряду с лишением индейцев земель и их эксплуатацией европейскими колонизаторами наиболее существенной причиной массовой гибели коренного населения Америки стали болезни, привезенные захватчиками и колонистами, против которых у местного населения не было иммунитета. В зависимости от избранных принципов демографических оценок численность коренного населения Америки к концу XV - началу XVI в. определялась разными исследователями весьма различно - от нескольких миллионов человек (8,4 млн - А.Кребер, 1939 г.) до 90-110 млн (Г.Ф.Добинз, 1966г.). Считается, что на протяжении первого столетия колонизации погибло до 95% коренного населения. Очень быстро пришли в запустение огромные области Америки, в особенности острова и прибрежные районы; сокращалось и число жителей на территориях бывших крупных государственных образований.
Последствия столкновения двух миров - Старого и Нового Света по-разному оценивались участниками этого процесса. Испанский историк Ф.Лопес де Гомара назвал деяние Колумба "наиболее великим событием после сотворения мира" за исключением рождения и смерти Христа. Европейцы чаще всего рассматривали захват Америки как коллизию между христианами и язычниками; нередко при этом даже жажда обогащения у завоевателей оценивалась как кара божья, насланная на коренных жителей Америки. Попытки защитить местных жителей, предпринимавшиеся со стороны некоторых испанцев (среди них в XVI в. особенно был известен историк и публицист, священник Бартоломео де Лас Касас), и доказать их равенство с европейцами имели лишь незначительный успех в законодательной сфере; в повседневной же практике на первом месте стоял голый экономический, интерес. На аборигенов постигшая их катастрофа, как можно судить по ряду свидетельств, произвела удручающее, деморализующее впечатление. Побежденные астеки, в частности, говорили: "Дайте уж нам умереть, дайте нам погибнуть, ибо наши боги уже умерли... Делайте с нами, что хотите". Такая обреченность долгое время преобладала у аборигенов Америки в их отношениях с европейцами и их потомками.
- Этнический фактор в мировой истории 259
- Проблемы прикладной этнологии 268 заключение 270 предисловие
- Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат Предметная область этнологии
- Социальные функции этнологии
- Понятие и термины этнологии
- Классификация народов мира
- Географическая классификация
- Народы Австралии и Океании
- Народы Азии
- Народы Америки
- Народы Африки
- Антропологическая классификация
- Языковая классификация
- Индоевропейская семья
- Эскимосско-алеутская семья
- Афразийская (семито-хамитская) семья
- Нигер-кордофанская (конго-кардафанская) семья
- Нило-сахарская семья
- Койсанская семья
- Северокавказская семья
- Сино-тибетская семья
- Классификация народов мира по историко-этнографическим (историко-культурным) областям
- Очерк истории этнологической науки
- Этнологические (этнографические) источники
- Методы исследовательской работы
- Западная европа
- Очерк этнической истории
- Этнический состав
- Хозяйство и материальная культура
- Социальный быт и духовная культура
- Семейный быт и обряды
- Праздники
- Славянские народы центральной и юго-восточной европы Общие сведения
- Этническая история западных и южных славян
- Хозяйство и материальная культура
- Поселения
- Общественный и семейный быт, духовная культура, народное творчество
- Религия
- Праздники
- Фольклор
- Восточнославянские народы. Расселение и численность. Расовые типы. Языки
- Происхождение и этническая история
- Хозяйственные занятия
- Поселения
- Социальные структуры и институты. Общественный быт
- Семья и семейный быт
- Традиционная народная культура
- Религия и верования
- Народное искусство и фольклор
- Народы волго-камья
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественный и семейный быт
- Духовная культура
- Народы прибалтики
- Этногенез и этническая история
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы севера восточной европы
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство и материальная культура
- Духовная культура
- Народы юго-запада и юга восточной европы
- Народы сибири
- Этногенез и этническая история
- Традиционное хозяйство коренного населения Сибири
- Духовная жизнь. Верования
- Народы Сибири и торгово-промышленная цивилизация
- Народы кавказа
- Лингвистическая классификация
- Этногенез и этническая история
- Материальное хозяйство
- Поселения
- Общественный и семейный быт
- Религиозные верования
- Фольклор
- Америка: этнокультурные регионы, народы и этнические процессы
- Обитатели Америки до начала европейской колонизации. Первоначальное заселение континента
- Адаптация человека к различным экологическим средам
- Арктическая область Северной Америки
- Северная лесная область
- Северо-западное (тихоокеанское) побережье Сев. Америки
- Калифорния
- Лесные области востока Северной Америки
- Мезоамерика
- Огненная Земля
- Леса и степи Южной Америки
- Тропические леса Южной Америки
- Промежуточная область
- Центральные Анды
- Завоевание и колонизация Америки европейцами
- Аборигены и европейцы
- Насильственная иммиграция из Африки
- Трансформация этнического самосознания
- Культуры и этносы Америки в постколониальный период
- Народы и культуры африканского континента
- Народы Северной Африки
- Народы Восточной Африки
- Мадагаскар
- Народы Южной Африки
- Население островов Индийского океана
- Народы Западной Африки
- Народы Центральной Африки
- Этнические процессы в современной Африке
- Народы западной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественные отношения
- Духовная культура
- Религия
- Народы южной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Семья и семейные отношения
- Социальный строй и общественная организация •
- Духовная культура
- Народы юго-восточной азии
- Этническая история
- Современный этнический состав
- Этнические процессы
- Хозяйство
- Материальная культура
- Социальные отношения и общественная организация
- Духовная культура. Народное творчество
- Народы восточной азии
- Этногенез и этническая история
- Современные этнические процессы
- Этнолингвистическая классификация
- Антропологический состав
- Хозяйственно-культурные типы
- Материальная культура
- Социальная организация
- Духовная культура
- Народы центральной азии
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Общественная организация
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы австралии и океании
- Историко-культурное районирование Австралии и Океании
- Проблемы этногенеза народов Австралии и Океании и основные этапы этнической истории этого региона
- Европейское проникновение в Австралию и Океанию и его последствия
- Народы Австралии
- Народы Папуасии (Новой Гвинеи)
- Народы Меланезии
- Новая Каледония
- Народы Фиджи
- Народы Полинезии
- Народы Новой Зеландии
- Народы Микронезии
- Этнический фактор в мировой истории
- Современные тенденции этносоциального развития в мире. Межэтнические конфликты
- Проблемы прикладной этнологии
- Заключение