Народы Восточной Африки
В Восточной Африке обитает население Бурунди (5 млн человек), Джибути (372 тыс.), Замбии (более 7 млн), Зимбабве (более 8 млн), Кении (около 23 млн), Коморских островов (472 тыс.), Маврикия (более 1 млн), Мадагаскара (около 11 млн), Малави (более 7 млн), Мозамбика (более 14 млн), Реюньона (565 тыс.), Руанды (более 6 млн), Сейшельских островов (66 тыс.), Сомали (около 5 млн), Танзании (более 23 млн), Уганды (более 16 млн), Эфиопии (более 47 млн человек).
Население северной половины региона принадлежит к эфиопской расе, занимающей промежуточное положение между негроидами и европеоидами. Большая часть населения юга Восточной Африки относится к негроидной расе, еще южнее ее обитает население, относящееся к бушменскому типу. Местами в зону тропического леса вкраплены группы представителей пигмейской (негрильской) расы.
Согласно принятой в науке этнолингвистической классификации население северо-восточной области региона входит в афразийскую (семито-хамитскую) семью народов и языков (амхара, гураге, тыграи, тыгре, аруси, афар, сомали, кон-со, беджа, сидамо, дарасса); население восточной части, вклиниваясь узкой полосой в Кению и Танзанию, состоит из народов нило-сахарской семьи (нуэр, динка, джиэ, туркана, масаи, найди, луо). В экваториальных областях и далее к югу живут народы подгруппы бенуэ-конго группы нигер-конго нигеро-кордофанской семьи, известные в литературе как народы банту (ньямвези, ганда, кикуйю, суахили и др.). Шире всего в регионе распространен язык суахили, на котором говорят свыше 40 млн человек. Во всех странах проживают также выходцы из Европы, Ближнего Востока и Азии. Население Мадагаскара - малагасийцы, их язык относится к австронезийской семье языков. На других островах, кроме африканского населения, много выходцев из Южной Азии.
Восточная Африка - особая природная зона. Это самая возвышенная часть континента, что во многом определяет здесь разнообразие климата, почв, осадков, Животного и растительного миров, облик жизнедеятельности населения. В этой части Африки представлены все ее природные зоны: песчаная пустыня Данакиль (Афар), морское побережье, саванна, цепи гор и холмов, долины, глубокие впадины озер, каменистая пустыня Туркана, заболоченные пространства близ рек и озер, тропический лес.
Основными традиционными занятиями населения Восточной Африки были и остаются земледелие и скотоводство. Подсобное значение имеют местами рыболовство, охота, собирательство. В традиционном земледелии широко представлены зерновые, тропические и субтропические культуры. Земледельческий ХКТ производящего хозяйства уже в древности складывался главным образом как мотыжное земледелие в подсечно-огневой и переложной формах. Плуг издавна был известен населению Эфиопии, а век назад был заимствован южными сомали (саб). Только в Эфиопии крупный рогатый скот и верблюды использовались как тягловая сила на полях. Эта страна считается одним из древнейших центров земледельческой культуры и родиной ряда злаковых (твердые безостые пшеницы, черный ячмень и др. и кофе). Здесь и теперь выращивают хлебные злаки тефф, дурру, дагуссу, бобовые, ячмень, пшеницу, хлопок. Кофе собирают как дикорастущий, так и с плантаций кофейного дерева. Чем дальше к югу, тем шире используются мотыга и палка-копалка с каменным круглым утяжелителем на конце ("мареша"). На юге Эфиопии у консо, дарасса - террасовая технология земледелия.
Земледелие сочетается с отгонным скотоводством разной степени интенсивности. Придомное стойловое содержание скота с заготовкой кормов и подкормкой ведется только в отдельных местах Эфиопии, в области озер и островов на озерах. Со времен колониального времени этот вид скотоводства широко распространен на европейских формах.
Пища оседлых земледельцев состоит из пресных просяных, реже пшеничных лепешек ("ынджэра"), острых соусов и подливы к ним на растительном масле из овощей, жгучего красного перца, чеснока, лука, томатов. Мясная подлива или сильно наперченное сырое свежее мясо — редкие праздничные блюда. Молочные продукты составляют дополнительную пищу, главным образом для детей. Эта обычная для африканцев пища содержит много клетчатки, крахмала, но мало протеинов. Отсюда - обычный детский рахит и другие заболевания от недостаточного разнообразия пищевого рациона. Традиционные напитки - черный кофе, прежде чаще с солью, теперь больше с сахаром или без добавок; настой из кофейной шелухи, листьев и коры дерева; старинная медовая хмельная брага "тэдж", ячменное пиво "тэлля".
Одежда изготовляется из белой хлопчатобумажной ткани. Мужчины носят брюки типа "галифе", рубахи до колен с длинными рукавами, часто с вышивкой по вороту, девятиметровые накидки из редкой белой ткани "шамма" с одноцветной каймой или без нее; на ногах носят сандалии, в городах европейскую обувь, в деревне чаще ходят босиком. Мужской костюм дополняет махалка от мух в виде небольшой плетеной рукоятки с кистью на конце из волос хвоста зебу. Женский костюм включает широкое в сборку платье по щиколотку с длинными рукавами и накидку (шамма). Платье и шамма украшается цветной, с богатым орнаментом вышивкой. Известны более 100 способов повязывания шаммы. Украшения состоят из деревянных или металлических шпилек, гребней, колец, серег, браслетов, ожерелий из металла, кожи, кости. Костюм дополняет зонтик из бархата или соломы.
Распространены разнообразные ремесла: ткачество, причем особенность эфиопского ткацкого станка состоит в том, что ширина ткани до 20 см, тогда как в остальной Африке станок дает узкую в 10-12 см полосу. Ремесленники изготовляют одежду и утварь. Распространено кузнечество, ювелирное искусство, плетение (особенно среди земледельческого населения). Гончарство в Эфиопии славится изготовлением разнообразных сосудов от огромных "гомбо" для переноски воды до крошечных кофейных чашек из черной обожженной глины, нередко покрытой глазурью.
Традиционное сельское жилище в Эфиопии — тукуль, круглая хижина с конусообразной соломенной крышей. Традиционные христианские сельские, часто и городские церкви выглядят как более крупные тукули. Кровлю тукуля поддерживает столб, вершина которого закрывается от дождевой воды глиняным навершием. Внутри хижины стоят кровати - деревянная рама на коротких ножках, перетянутая ремнями. Интерьер дополняют кожаные, плетеные из соломы стол-корзина с крышкой и широким круглым основанием. В него складывают еду, на время трапезы стол переворачивают дном вверх и на нем раскладывают пищу. Семья и гости усаживаются на пол вокруг стола. Традиционный этикет требует кормить гостя из рук хозяина, кладя куски пищи прямо в рот гостю. Распространен также тип жилища - четырехугольный, плетеный каркас, обмазанный глиной, с плоской или двускатной крышей, дверью и остекленными окнами. Такие дома строят вдоль дорог, ведущих к городам, и в городах. В жарких горных областях встречаются жилища, одну стену которых образует скала, остальные стены пристраивают. Вокруг дома сооружают галерею, что создает в доме прохладу.
Поселения большинства амхара имеют кучевую застройку. У консо поселения типа городов, имеются кварталы и улицы.
У народов южных областей Восточной Африки - банту (конго, ганда, зулу и др.) издавна распространено тропическое мотыжное земледелие, местами с искусственным орошением. Древними культурами являются сорго, сезам, ячмень, масличная пальма, бобовые, корнеплоды маниока и ямс. Позднее освоены просо, рис, кукуруза. С появлением европейцев были введены плантационные культуры: хлопок, кофе, чай, табак, сизаль. В Руанде и Бурунди, густо населенных оседлыми земледельцами, издавна применяется ирригация: оросительные каналы, деревянные желоба для стока воды. По склонам гор освоено террасное земледелие.
Подсобная отрасль в зоне тропического земледелия — это содержание коз, овец, свиней, домашней птицы. Дополняют рацион населения продукты охоты, рыболовства, собирательства.
Народы банту задолго до появления в Африке европейцев знали плавку железа и меди, производя ее в больших термитниках или глиняных печах. Кузнечное ремесло и теперь широко развито у оседлых народов Восточной Африки. Кузнецы изготовляют топоры, ножи, мечи, боевые ножи с раскрывающимися в теле жертвы несколькими лезвиями, метательные ножи. Оружие украшается резьбой, медной и бронзовой инкрустацией, резными рукоятками. Среди прочих ремесел, теперь активно, как и кузнечество, вытесняемых фабричным производством, еще живы ткачество, гончарство, резьба по дереву, из которого делают сосуды, чаши, ложки, миски. Плетение представлено изготовлением циновок из цветной травяной соломы, из волокон лиан и листьев пальмы рафии. Из тростника плетут корзины. Плотность плетеных мелких сосудов такова, что они не пропускают воду. Из тыкв делают всевозможную бытовую утварь (калебасы): миски, поварешки, бутылки, части кальяна, ульи и пр. Тыкву, когда плод еще мал, перевязывают травой, придавая ей будущую необходимую форму. Созревшие тыквы кладут в муравейник, и муравьи выедают мягкую сердцевину тыквы. Затем пустую тыкву засыпают горячим песком и высушивают на солнце. Потом украшают снаружи резьбой и раскрашивают.
Поселения оседлых банту - вытянутые деревни из тукулей, круглых или прямоугольных в плане жилищ. Каркас из ветвей заплетается тростником или пучками травы или обмазывается глиной, смесью глины, соломы и коровьего навоза. Крышу кроют пальмовыми листьями, соломой, травой, тростником, циновками - всем, что дает окружающая природа. Около селения обычно есть ритуальная роща, где мужчины собираются для отправления культовых ритуалов. В центре поселка - навес для общественных собраний, там обычно стоит большой сигнальный барабан.
Одежда жителей тропических областей - плетеные накидки из растений, из кожи, из (теперь очень редкой) лубяной материи (из луба фикусовых деревьев) выкрашенной охрой. Ткачество в тропиках не было известно. И мужчины и женщины в жарком поясе носят набедренные повязки. В последнее время все большее распространение получают фабричные ткани - хлопчатобумажные и синтетические и европейская одежда.
Народы восточного побережья Африки, испытавшие воздействие арабской культуры, носят типичную для мусульман-арабов длинную белую одежду из хлопчатобумажной ткани.
У оседлых земледельцев в социальной организации преобладают сельские территориальные общины, которые владеют общей землей, наделяя и перераспределяя участки под обработку между членами общины. В общем пользовании остаются пастбищные земли. Однако процесс закрепления особенно плодородных участков за отдельными семьями идет давно. Сейчас уже происходит закрепление права частной собственности на отдельные участки обрабатываемой земли.
В системе социальных отношений преобладают патриархально-генеалогические связи, отцовский счет родства, патрилокальный брак. Но есть еще народы (например, бемба в Замбии), у которых сохраняется материнский счет родства. Некогда повсеместно существовавшая племенная организация теперь разрушается. Основной социальной ячейкой оседлых обществ давно стала индивидуальная семья. Поселения все больше утрачивают характер объединения по социально-родственным связям, и поселенческая община все более становится соседской.
В сравнении с другими природными регионами континента Восточная Африка наиболее благоприятна для ведения скотоводства, которое широко здесь распространено и представлено несколькими ХКТ. Существенным фактором, ограничивающим и здесь, хотя в гораздо меньшей степени, чем в остальной Африке, масштабы разведения лошадей и крупнорогатого скота и одновременно способствующим сохранению естественного баланса между природой и человеком, является муха цеце. Формирование типов скотоводства также связано с природной средой. В Восточной Африке немного больших степных и пустынных пространств и преобладают относительно небольшие пастбищные участки с крайне неравномерно распределенными по ним водными источниками и солончаками.
Скотоводство проникало в Восточную Африку на протяжении II и I тысячелетий до н.э. Древние скотоводы разводили длиннорогий и горбатый крупный рогатый скот, овец и, возможно, коз. Около начала I тысячелетия до н.э. в Восточной Африке появился горбатый крупнорогатый скот породы зебу. В результате скрещивания зебу с длиннорогим скотом сформировались распространившиеся здесь два основных подвида: короткорогий горбатый зебу и длиннорогий "санга" (анколе), обладание которым до сих пор имеет престижное социальное значение даже у оседлых земледельцев.
Африканский скот в большинстве отличается низкой продуктивностью, восполняемой количеством животных в стаде. Молока коровы дают мало и только после отела в течение семи месяцев. Высока смертность молодняка. Во время длинных кочевых переходов скот тощает, и его немало гибнет. В настоящее время потери в стадах увеличились при перевозке животных к рынкам на продажу в перегруженном транспорте.
Одногорбые верблюды-дромадеры распространены в аридных и полуаридных зонах обитания северных сомали, беджа, сахо, афар, туркана, габбра. Эти породы верблюдов отличаются высокой удойностью в течение всего года и жирностью молока, выдающимися качествами "треккера" (пересекающий пустыню) как в песчаных, так и в каменистых пустынях и обширных заболоченных сезонными дождями и разливами рек местностях. Они способны нести большие грузы и очень выносливы, сохраняя силу и вес даже во время, сухого сезона в холодное время, когда источники высыхают. Верблюды могут оставаться без воды свыше 20 дней, Доходя при этом до 140 км в день. Южные сомали (саб) и некоторые народы Эфиопии используют верблюдов на полях как тягловую силу при сельскохозяйственных работах.
В хозяйстве самых подвижных скотоводов - номадов - второе по значению место после, верблюдов занимают овцы и козы. В Восточной Африке они похожи, шерсть у овец и коз длинная. Есть порода курдючной овцы. Они выносливы и распространены повсеместно, давая основную мясную пищу, а в последнее время и необходимые номаду деньги посредством продажи овец и коз. Характерной особенностью этого вида скота в Восточной Африке является то, что, как правило, их не доят, молоко и шерсть не используют, хозяйстве. Овцы и козы разводятся ради мяса, шкур и рогов для ремесленных производств, кроме того, они нередко заменяют крупный рогатый скот в ритуальной деятельности, когда его мало или нет совсем. В настоящее время мелкий рогатый скот стал эквивалентом "карманных" денег в повседневной жизни.
Лошадь была издавна распространена у северных сомали, в Эфиопии и южнее вдоль побережья. Упоминания о ней есть уже в эфиопских хрониках XIV в. Местные породы лошади больше приспособлены для верховой езды, чем под вьюк. Они менее выносливы, чем мулы и ослы, также здесь распространенные, тем более что этих животных ценят за иммунитет против сонной болезни, переносимой мухой цеце.
При том, что местные породы крупного рогатого скота дают мало молока, они быстро размножаются, при хороших условиях стадо удваивается за четыре года. Поскольку основу пищи подвижных скотоводов составляют молочные продукты, традиционное скотоводство складывалось в регионе как молочное, а не мясное. Селекция здесь почти неизвестна, африканцы всегда заботились о количестве животных, а не об их продуктивности. Улучшение пород стало происходить в колониальное время, когда на фермы стали привозить европейские породы скота и скрещивать с местными.
Скотоводство является дополнительной отраслью в хозяйстве оседлых земледельцев в форме отгонно-пастбищного или изредка придомного содержания, когда скот подкармливают на полях после снятия урожая на стерне, а также пищевыми остатками от домашнего хозяйства.
В целом же скотоводство в Восточной Африке распространено главным образом в формах номадного (кочевого и полукочевого) и отгонно-пастбищного содержания.
При отгонно-пастбищном скотоводстве наиболее широко представлена форма "пастушество трансгуманс", в литературе часто называемое полукочевым или полуоседлым скотоводством. Этот ХКТ сочетает пастбищное скотоводство с земледелием, временную или постоянную оседлость части населения с подвижностью другой. При этом хозяйственная дихотомия не нарушает социального единства общественной организации, все население, и подвижное и оседлое, принадлежит к единой социальной системе. Этот образ жизни объясняется различиями природных условий, в которых обитает один и тот же народ, когда одна его часть занята земледелием, а другая откочевывает со стадами иногда на большие расстояния от оседлых поселений. Кроме того, на этот образ жизни воздействует и древняя пастушеская культурная традиция народа. В этом ХКТ много вариантов и степень подвижности сильно различается. Нуэр и динка - типичные представители пастушества трансгуманс. Территории их обитания (саванны южного Судана) в сухое время года так высыхают, что население вынуждено передвигаться со стадами далеко к берегам рек в болотистые места. В сырой сезон притоки Нила разливаются на огромные площади. В заболоченной местности жить становится возможным только в селениях на холмах. Смена сезонов поэтому означает и перемену места жительства и занятий.
Сочетание земледелия и скотоводства составляют основу жизнедеятельности карамоджонг, ачоли в Уганде, того в Танзании, барабаиг в Эфиопии.
ХКТ номадизма (кочевничества) имеет два подтипа - кочевой и полукочевой Номадизм - особый способ производства, основанный на экстенсивном пастбищном скотоводстве, при котором разведение животных составляет основной вид занятий подвижного населения и является главным средством жизнеобеспечения. Другой важнейший признак номадизма состоит в том, что он представляет собой не только особую экономическую, но и особую социальную систему.
От пастушества трансгуманс номадизм отличают существенные особенности. При том, что у тех и других африканских скотоводов схожи технологические приемы хозяйствования (содержание и выпас животных), они различны по хозяйственно-культурным и социально-экономическим признакам. Номады составляют особые самостоятельные социальные организмы. Их социальные отношения характерны только для кочевничества и являются патриархальными номадно-общинными. Общественную организацию номадов составляет племенная структура, основанная на патриархально-генеалогических связях, которые охватывают все номадное общество. Его основная социально-экономическая ячейка - кочевая община, состоящая из одного или нескольких домохозяйств. Кочевой образ жизни определяет все в деятельности всего номадного общества.
У скотоводов-пастухов трасгуманс оседлая часть общества, занятая в земледелии, составляет вместе с подвижными пастухами единый социальный организм, характер которого определяется, прежде всего, условиями оседло-земледельческого образа жизни. У номадов нет фиксированного места жительства, кочует не часть общества, а весь народ. Примитивное мотыжное земледелие незначительно или вовсе отсутствует. Земледелие у них - не первостепенная по значению отрасль хозяйства, а лишь подспорье.
Сравнительный анализ данных по номадизму Азии и Африки выявил наличие в них существенных различий. Прежде всего, они определяются естественной средой. В Азии имеются огромные степные территории и пустыни. В Африке их гораздо меньше и они разбросаны. Сходные с Азией условия среды имеются только в области пустыни Афар, где живут номады северные сомали. Они кочуют общинами ("реер"), разделенными по видам животных: верблюдов пасут мужчины, овец и коз - женщины, старики и дети. Живут номады в кочевых жилищах (аггал), состоящих из каркаса из ветвей, покрытых шкурами. На стоянках аггал устанавливают женщины. Перевозят его в разобранном виде на грузовом верблюде. Загоном для верблюдов служит круглый "крааль", огороженный изгородью из колючего кустарника. В краале содержат обычно до 100 голов животных.
Юноши и взрослые мужчины, которые кочуют со стадами верблюдов, ведут суровую жизнь: спят на земле, никаких палаток не ставят, пища только молочная. Это школа возмужания для молодежи, где осваиваются мальчиками и юношами хозяйственные и воинские навыки. До некоторой степени схожий помадный ХКТ распространен у народов афар, адал, беджа, сахо.
Значительно шире в Африке представлен полукочевой номадизм. К этому ХКТ принадлежат галла боран, габбра, туркана, маасаи и многие другие народы региона. Они все в разной мере содержат крупный рогатый скот, кочуют медленнее, пути короче, стоянки чаще, чем у кочевых номадов. Кроме хозяйственных отличий, между кочевым и полукочевым номадизмом существуют различия в социальной структуре. У кочевых номадов основу племенной организации составляет система патриархально-генеалогических связей, которые определяют секционную структуру общественной организации. Аггал.
У полукочевых номадов Африки в основе социальной организации - две темы связей: патриархально-генеалогическая (горизонтальная) и социально-возрастная (вертикальная). Каждый член общества имеет двойную принадлежность: к определенной генеалогической линии происхождения, которая ведется от предка-прародителя, и к определенному возрастному классу социальных сверстников по инициации в системе возрастных классов. Пересекаясь, эти две системы связей стратифицируют общество на социальные подразделения, которые могут быть быстро мобилизованы в случае необходимости в любом месте и времени из находящихся здесь членов общества по этим двум признакам социальной принадлежности.
Система возрастных классов - архаический социальный институт, несущий черты первобытнообщинной эпохи. Кочевые номады либо миновали его фазу в своем развитии, либо давно уже утратили этот институт.
Учитывая весь комплекс различий между кочевой и полукочевой формами номадизма в Африке, условно можно обозначить кочевой номадизм по сходству с кочевничеством в Азии как "азиатскую" форму номадизма, а полукочевой номадизм Африки - как "африканскую" форму номадизма. Различие между ними обусловлено естественной средой и культурно-исторической традицией.
У всех народов Восточной Африки при полунатуральном подвижном и номадном хозяйстве распространены домашние производства. В традиционном хозяйстве изготовляется все то, что необходимо в повседневной жизни: жилище, одежда, утварь, оружие, украшения и пр. Все это производится из металла, дерева, глины, растений, шкур, шерсти, рогов животных в семье или в общине. При этом соблюдается общественное разделение труда, особенности которого по-разному складывались в зависимости от ХКТ. Так, у многих народов табуированы для женщин виды деятельности, связанные с крупным рогатым скотом или верблюдами. У народов, у которых основу хозяйства составляют скотоводство и земледелие, общественное разделение труда происходит в соответствии с этими двумя отраслями и с сезонностью. У номадов оно организовано в соответствии с видовыми различиями стад.
В Восточной Африке мало скотоводческих народов, обладающих таким большим количеством скота, как маасаи или туркана. Однако даже богатым скотом номадам обычно не хватает мясомолочной пищи. Скотоводческой семье необходимо для ее нужд иметь до 100 голов крупного рогатого скота, а такого количества нет у большинства скотоводов. Поэтому любая семья скотоводов так или иначе зависит от зерна и овощей, получаемых от своего земледелия или через обмен с соседними земледельцами, которые всегда нуждаются в продуктах скотоводства. Потребность в обмене всегда была так велика, что он не прерывался в Африке даже в период войн. В этих ситуациях обмен вели обычно женщины воюющих сторон.
Внутриэтнический обмен связан с хозяйственной специализацией разных групп. Так, горные группы народа покот - земледельцы, они обменивают свое зерно на скот у группы покот - скотоводов равнины. Кикуйю, камба, гусии и луо и группы внутри каждого из этих народов обменивались скотом и зерном в зависимости от климатических условий и вследствие разного времени уборки урожая у разных групп одного народа. Маасаи постоянно торговали скотоводческими продуктами с кикуйю, сонджо, шамбаа, джагга и усамбара, от которых получали калебасы, табак, зерно, которое сами вообще не производили. От суахили они получали взамен скота и молока одежду, стеклянные бусы, медную проволоку. Номады туркана и скотоводы джиэ получали от соседей - лабвор, ачоли, ланго - зерно, табак, горшки, калебасы, копья, ножи, лезвия мотыг, украшения и пр.
За последнее время у африканских народов произошли значительные изменения. Оседлые земледельцы и скотоводы ньякюса наряду с традиционным обменом зерна на соль, керамику, одежду стали продавать зерно за деньги, которые шли на уплату государственных налогов. Галла борана стали покупать у соседей-земледельцев зерно за деньги, получаемые от продажи своего скота на рынках в городах. Однако скотоводы и теперь стараются не нарушать древней традиции не продавать верблюдов, лошадей, крупный рогатый скот, которые остаются главными социальными ценностями.
Добыча денег для африканского населения стала теперь важной проблемой не только для оседлых земледельцев, но и подвижных скотоводов. И потребность в них порождена не только необходимостью уплаты денежных налогов, но и для покупки широко проникших в жизнь современной Африки современных предметов фабричного производства, алкогольных напитков, сигарет, украшений. Деньги необходимы кочевникам для жизни в городах, куда они пригоняют на продажу свой скот. Деньгами они оплачивают медицинскую помощь своим животным (вакцина, лекарства и пр.). На деньги покупают современные ткани для одежды. Например, в пустыне Афар кочевое население почти все одето теперь не в традиционные передники из выделанной кожи (хотя и это встречается), а, как правило, в хлопчатобумажные полотнища ткани типа индонезийского "соронга", которыми женщины обертывают тело от плеч, а мужчины бедра.
Семья у народов Восточной Африки остается минимальным социальным подразделением - это домохозяйство. Состоит из мужа, жены (жен) и их неженатых детей. После женитьбы сыновья обычно остаются в домохозяйстве отца, получая от него для самостоятельной обработки участок земли. После смерти отца сыновья окончательно становятся автономными домохозяйствами. Поселения таких домохозяйств составляют сельскую территориальную общину. В последнее время отмечается ослабление родственных связей, узы соседских связей товарищества становятся все распространеннее. Такова ситуация у народов кикуйю, сидамо, консо, ньякюса, оромо и др.
У подвижных скотоводов трансгуманс семья состоит из главы, его жен и неженатых детей. По мере вступления в брак сыновей семья превращается в составную (неразделенную), включающую и семьи женатых сыновей. Такая устойчивая структура семьи объясняется традицией общего владения семейным стадом, составляющим основу хозяйства, разделение которого лишило бы семью жизненной обеспеченности. Глава семьи имеет право полного контроля над стадом. Жены пользуются правом узуфрукта с животных, которыми их наделили при выходе замуж. Сыновья женятся в порядке старшинства, уплачивая выкуп за невесту из своего семейного стада. После смерти отца, когда все его сыновья переженились, семейное стадо не делится, братья живут в соседних домохозяйствах, получая каждый свою долю скота из выкупа за выходящих замуж их сестер. Узы родства реализуются через право на семейный скот. Такова семья у нуэр, динка, дассанеч. У джиэ существует братская семья - это комплекс из усадеб родных братьев с их женами и детьми - сыновей одной матери ("эккал"). Эккал существует до тех пор, пока остается жив хотя бы один из братьев, его основателей. Затем семейное стадо делится между оставшимися мужчинами эккала. После распада домохозяйства братьев происходит новое объединение родных братьев вокруг усадьбы их матери.
У номадов простейшая семья представляет собой домохозяйство: глава, его жены и их дети. У северных сомали - это "разе", имеющий на стойбище свой крааль. Одно такое домохозяйство в условиях кочевой жизни не может продержаться самостоятельно, поэтому несколько раазов объединяются в "реер" - хозяйство отца и его женатых сыновей - кочевую общину. У туркана - полукочевых номадов простейшая семья "ави" состоит из главы, его жены и детей. Женатые сыновья остаются с отцом, и семья превращается в составную. После смерти отца она распадается на отдельные кочевые хозяйства. Такая же семья у боран, у габбра. У маасаи, когда сыновья отца достигают в возрастной системе класса воинов, общий семейный крааль делится на крааль отца ("энканг") и крааль воинов ("эманьята"), в него переходит мать воина с другими своими детьми и своим хозяйством. Это отделение завершается, когда воин вступает в брак и основывает свой крааль-домохозяйство. Но отец сохраняет общественное стадо за собой, отдавая сыну только "брачный" скот, выкуп за невесту.
Семья у народов региона чаще всего выступает в полигамной форме, независимо от ХКТ. Но есть и случай моногамии. За исключением запрета на брак для близкородственных членов небольших племенных подразделений, явных следов экзогамии здесь не обнаруживается. Для традиционных обществ Восточной Африки свойствен экстенсивный характер производства и предклассовых социальных отношений. Это объясняется низким уровнем развития производства и разделения общественного труда, относительно слабой имущественной дифференциацией. Экстенсивность экономики, при которой отсутствует существенный излишек общественного продукта, не дает возможности для углубления социального расслоения. Отношение к земле в значительной мере сохраняет характер общинного или племенного владения.
Тенденция социального расслоения развивалась главным образом у тех оседлых народов, где медленно формировалась наследуемая собственность на наиболее ценные участки обрабатываемой земли. Кочевые общества вообще не могли подняться выше предклассового уровня, так как возникновение развитых социально-классовых отношений неизбежно ведет к оседлости, сложению интенсивных форм хозяйства, а это означает уже распад кочевничества и переход общества к другому ХКТ.
В целом уровень общественных отношений в традиционных обществах Восточной Африки и в начале XX в. оставался на предклассовой патриархальной стадии развития, о чем свидетельствует сохранение в их социальном строе клана и племени. Процесс углубления имущественного и социального неравенства, общественных противоречий интенсивно пошел после завоевания африканскими народами независимости, создания национальных государств.
В отношении религии для Восточной Африки характерно широкое распространение ислама, прежде всего по странам побережья. Христианство (католичество и протестантство) исповедуется в более удаленных внутренних областях. Традиционные верования встречаются повсеместно у отдельных этносов или его групп. В Эфиопии 70% населения — христиане-монофизиты, причем христианство, как и древняя письменность, сохранилось здесь со времен древнего государства Аксум.
В целом Восточную Африку характеризует несколько существенных особенностей. В сфере ХКТ - наиболее масштабное распространение здесь подвижных Форм скотоводства: пастушества трансгуманс, номадизма в "азиатской" и "африканской" формах.
В сфере общественной организации наблюдается самое широкое бытование архаического социального института системы возрастных классов, оказывающего Сияние на все сферы социальной жизни, в том числе и на современную политическую ситуацию.
- Этнический фактор в мировой истории 259
- Проблемы прикладной этнологии 268 заключение 270 предисловие
- Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат Предметная область этнологии
- Социальные функции этнологии
- Понятие и термины этнологии
- Классификация народов мира
- Географическая классификация
- Народы Австралии и Океании
- Народы Азии
- Народы Америки
- Народы Африки
- Антропологическая классификация
- Языковая классификация
- Индоевропейская семья
- Эскимосско-алеутская семья
- Афразийская (семито-хамитская) семья
- Нигер-кордофанская (конго-кардафанская) семья
- Нило-сахарская семья
- Койсанская семья
- Северокавказская семья
- Сино-тибетская семья
- Классификация народов мира по историко-этнографическим (историко-культурным) областям
- Очерк истории этнологической науки
- Этнологические (этнографические) источники
- Методы исследовательской работы
- Западная европа
- Очерк этнической истории
- Этнический состав
- Хозяйство и материальная культура
- Социальный быт и духовная культура
- Семейный быт и обряды
- Праздники
- Славянские народы центральной и юго-восточной европы Общие сведения
- Этническая история западных и южных славян
- Хозяйство и материальная культура
- Поселения
- Общественный и семейный быт, духовная культура, народное творчество
- Религия
- Праздники
- Фольклор
- Восточнославянские народы. Расселение и численность. Расовые типы. Языки
- Происхождение и этническая история
- Хозяйственные занятия
- Поселения
- Социальные структуры и институты. Общественный быт
- Семья и семейный быт
- Традиционная народная культура
- Религия и верования
- Народное искусство и фольклор
- Народы волго-камья
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественный и семейный быт
- Духовная культура
- Народы прибалтики
- Этногенез и этническая история
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы севера восточной европы
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство и материальная культура
- Духовная культура
- Народы юго-запада и юга восточной европы
- Народы сибири
- Этногенез и этническая история
- Традиционное хозяйство коренного населения Сибири
- Духовная жизнь. Верования
- Народы Сибири и торгово-промышленная цивилизация
- Народы кавказа
- Лингвистическая классификация
- Этногенез и этническая история
- Материальное хозяйство
- Поселения
- Общественный и семейный быт
- Религиозные верования
- Фольклор
- Америка: этнокультурные регионы, народы и этнические процессы
- Обитатели Америки до начала европейской колонизации. Первоначальное заселение континента
- Адаптация человека к различным экологическим средам
- Арктическая область Северной Америки
- Северная лесная область
- Северо-западное (тихоокеанское) побережье Сев. Америки
- Калифорния
- Лесные области востока Северной Америки
- Мезоамерика
- Огненная Земля
- Леса и степи Южной Америки
- Тропические леса Южной Америки
- Промежуточная область
- Центральные Анды
- Завоевание и колонизация Америки европейцами
- Аборигены и европейцы
- Насильственная иммиграция из Африки
- Трансформация этнического самосознания
- Культуры и этносы Америки в постколониальный период
- Народы и культуры африканского континента
- Народы Северной Африки
- Народы Восточной Африки
- Мадагаскар
- Народы Южной Африки
- Население островов Индийского океана
- Народы Западной Африки
- Народы Центральной Африки
- Этнические процессы в современной Африке
- Народы западной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественные отношения
- Духовная культура
- Религия
- Народы южной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Семья и семейные отношения
- Социальный строй и общественная организация •
- Духовная культура
- Народы юго-восточной азии
- Этническая история
- Современный этнический состав
- Этнические процессы
- Хозяйство
- Материальная культура
- Социальные отношения и общественная организация
- Духовная культура. Народное творчество
- Народы восточной азии
- Этногенез и этническая история
- Современные этнические процессы
- Этнолингвистическая классификация
- Антропологический состав
- Хозяйственно-культурные типы
- Материальная культура
- Социальная организация
- Духовная культура
- Народы центральной азии
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Общественная организация
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы австралии и океании
- Историко-культурное районирование Австралии и Океании
- Проблемы этногенеза народов Австралии и Океании и основные этапы этнической истории этого региона
- Европейское проникновение в Австралию и Океанию и его последствия
- Народы Австралии
- Народы Папуасии (Новой Гвинеи)
- Народы Меланезии
- Новая Каледония
- Народы Фиджи
- Народы Полинезии
- Народы Новой Зеландии
- Народы Микронезии
- Этнический фактор в мировой истории
- Современные тенденции этносоциального развития в мире. Межэтнические конфликты
- Проблемы прикладной этнологии
- Заключение