logo
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК

Духовная культура

Исключительное богатство и разнообразие духовной культуры народов Южной Азии позволяют дать ей лишь общую характеристику. Высокого развития достигла духовная культура у народов, создавших тысячелетия назад цивилизацию Мохенджо-Даро - Хараппа. Они имели письменность, развитую систему религиозных представлений, богатое изобразительное искусство. Высоким уровнем развития духовной культуры отличались и арьи, создатели ведической религии и великолепного эпоса. До наших дней широкое распространение имеют в народе эпосы «Махабхарата», «Рамаяна» и др. Ведическая религия в сочетании с верованиями народов юга Индии легла в основу индуизма. Высокое развитие знаменовало духовную жизнь земледельческих народов Южной Азии и в средние века, однако колониальное порабощение нанесло сильный удар по культуре. И только после того, как народы Южной Азии завоевали национальную независимость, культурное развитие, духовная жизнь вновь получили благоприятные возможности для своего развития.

Традиции народной духовной культуры очень сильны в Южной Азии. Доныне в народе широко распространены древние эпические произведения, их читают, декламируют, поют под аккомпанемент народных инструментов. Всемирно известна форма театрального представления катакхкали. Бытует кукольный театр. Повсеместно можно встретить факиров, фокусников, заклинателей змей.

Тысячелетние традиции имеет музыкальная культура. Используются различные музыкальные инструменты, из которых наиболее популярны щипковые (например, вина), смычковые, барабаны.

Высочайшего развития достигли в Южной Азии архитектура, изобразительное искусство. Неповторим архитектурный комплекс Агры, включающий бессмертное творение средневековых зодчих - Тадж-Махал, форт Агра и множество других. Поражают красотой храмы Бенареса и Южной Индии, Шри-Ланки. Древние традиции изобразительного искусства известны по настенным росписям пещерных храмов Аджанты, великолепны храмовые скульптуры из камня. Разнообразна резьба по дереву и камню и другие виды народных художественных промыслов.

Славится южноазиатская народная медицина, перекликающаяся с тибетскими традициями врачевания и основанная на природных лекарственных средствах и воздействии на психику человека. Широко известно учение йоги.

И в настоящее время значение традиционной народной духовной культуры в Южной Азии еще очень сильно. На ее основе развиваются современные формы искусства, литературы. Однако все более интенсивно проникает во все сферы духовной жизни американизированная массовая культура, образ жизни многих слоев населения все больше попадают под ее влияние.

При том, что многие малые народы Южной Азии и подавляющее большинство "племенного" населения неграмотно, они обладают исключительно яркими традициями духовной культуры: музыка, пение, танцы, изобразительное искусство и многое другое в их духовной жизни красочно и многообразно. Однако прогрессирующее обнищание, наблюдающаяся тенденция превращения их в территориально-кастовые субэтносы и ассимиляция с крупными народами ведут к исчезновению традиционных элементов культуры.

Сохраняются прочные религиозные традиции. Наиболее распространены индуизм, ислам и буддизм. Значительный этнический массив сикхов исповедует сикхскую религию, имеются последователи джайнизма, христианства, небольшая группа населения (парсы) является последователями древней религии маздеизма (огнепоклонники). Индуизм, восходящий к древней ведической религии, представляет собой политеистическую религию и имеет разные толки. Из божеств в наше время в северных областях Южной Азии более всего почитается Вишна, а на юге - Шива. Существует множество более второстепенных божеств, кроме того, в каждой общине почитаются божества местного пантеона. Известное значение имеет культ предков.

Буддизм возник в Северной Индии еще до начала нашей эры как реакция на индуизм с его кастовой системой. По воззрениям буддистов, все люди равны по происхождению. При этом буддизм проповедует фатализм, пассивное отношение к жизни. К числу его последователей в наши дни относятся, главным образом, обитатели Непала, Бутана и частично Шри-Ланки. Несколько миллионов буддистов имеется в Индии.

Джайнизм возник несколько позднее буддизма. Как и последний, он не признает кастовую систему и призывает к непротивлению злу и самосовершенствованию.

Религия сикхов сложилась в XVI-ХVII столетиях, впитав в себя различные элементы индуизма, ислама и других религий. Сикхи поклоняются единому богу, не признают каст, монашества, изображений божеств. Одновременно у сикхов существует культ разнообразных духов.

Из христианских религий прежде всего, еще в раннем средневековье, в Восточных областях Индии распространилось монофизитское учение, принесенное переселенцами-армянами. Армяне создали в Калькутте крупный культурный центр, существующий и в наши дни, где еще в средние века были напечатаны одни из первых армянских книг.

Первобытные религии сохраняются до нашего времени целиком или в виде отдельных традиций среди большей части племенного населения. При этом многотысячелетние культурные контакты привели к тому, что племенные верования разных народов впитали в себя многие элементы индуизма. Преобладают анимистические верования: поклонения стихийным силам природы, добрым и злым Духам. Повсеместно распространены культ предков, обычаи колдовства, магия. Нередки пережитки тотемизма.

По мере переселения охотников и собирателей на равнину, их ассимиляции в среде крупных земледельческих народов исчезают племенные религии, вытесняемые, главным образом, индуизмом, исламом, христианством.