logo
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК

Духовная культура

В прошлом развитие национальной культуры тормозилось в Эстонии и Латвии гнетом немецких баронов, в Литве - польских помещиков. Этому способствовала также конфессиональная разобщенность. По вероисповеданию население Прибалтики делилось на католиков, лютеран и православных. Католичество было распространено в районах, которые долго находились под властью Польши, в Литве и Восточной Латвии у латгальцев. Лютеранство с XVI в. насильственно насаждалось немецкими пасторами среди эстонцев и западных латышей. Православными были жители пограничных с русскими областей.

Культура господствующих классов находилась под сильным влиянием немецких провинциальных традиций, обычаев польской шляхты и католического духовенства. Народные же массы продолжали сохранять и развивать многие национальные культурные традиции, которые дожили до нашего времени. Глубокие корни имеет прикладное искусство. В современных условиях самодеятельное творчество тесно переплетается с профессиональным. Из прикладного искусства наиболее развиты деревянная скульптура, производство изделий из янтаря, художественное ткачество и вязание, обработка кожи, керамика и др.

После отмены крепостного права в Прибалтике зародилось движение за национально-культурное возрождение. Во главе этого движения встала демократически настроенная интеллигенция. Большое внимание уделялось собиранию и изучению фольклора, шла борьба за создание школ, национальной литературы, театра. Национальный поэт Эстонии Ф.Крейцвальд на основе фольклора написал поэму "Калеви-поэг" (Сын Калева). Латышский поэт А.Пумпур по народным мотивам создал поэму "Лачплесис" (Разрывающий медведя), посвященную борьбе латышского народа с немецкими рыцарями. Большое развитие у народов Прибалтики получило хоровое пение. Со второй половины XIX в. стали устраиваться праздники песен. Большое распространение они получили и в настоящее время.