logo
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК

Общественный и семейный быт, духовная культура, народное творчество

К середине XIX - началу XX в. у различных славянских народов центральной и юго-восточной Европы в той или иной мере сохранились пережитки крестьянской сельской общины, особенно на Балканах - у болгар, сербов и черногорцев, а также в отдельных районах Польши, Чехии и Словакии. В других, промышленно развитых областях у западных и южных славян община в сельских районах в структуре общественных отношений сохранила лишь административную функцию.

В Польше в XII—XVI вв. крестьянская община, пока ее земли не были захвачены шляхтой, именовалась ополе (возделываемые поля с прилегающей округой - лугами, пустошами, лесными массивами, водными источниками, дорогами и др.). К началу XIX в. она сохранялась лишь в Мазовии и Малой Польше в пережиточных формах как остатки бывшего общинного землевладения - "нався", — распространявшегося на общесельские земли с постройками (костел, корчма), водные источники, дороги, выгоны, кладбища и т.д.

Аналогичная единица - "обце", "обчина" - бытовала в конце XIX в. и в некоторых районах Чехии и Словакии, являя собой своего рода административный вариант прежней крестьянской общины (в Словакии и Прикарпатье община более длительное время сохраняла свои традиционные функции в области поземельных отношений). Особенно живучи были пережитки общинных отношений у южных славян на Балканах - болгар ("околина" в значении, близком к "ополю"), сербов и черногорцев ("општина"). Ранее всего на Балканах община стала распадаться у словенцев и хорватов, однако следы ее сохранялись у них еще в середине XIX в. (различные формы общинного владения угодьями, которые в последующее время активно захватывались частными лицами).

Представляя собой низшую территориально-административную единицу в организации общества, крестьянская сельская община в средние века основывалась на совместном владении определенной земельной территорией, причем коллективные начала полностью распространялись (чуть ли не до XX в.) на общинные пастбища, пустоши, леса, водные источники и другие угодья. В то же время пашенные и приусадебные участки являлись собственностью отдельных - больших и малых - семей. В большинстве случаев этими землями семьи могли свободно распоряжаться, что зависело обычно от развитости поземельных отношений, силы или слабости общины в тех или иных районах. В других случаях община контролировала и ограничивала право свободной продажи или передачи земель в чужие руки как внутри общины, так и за ее пределы. Но в тех районах, где не сохранилось право контроля со стороны общины, она продолжала функционировать как самоуправляющаяся административная единица во главе со своими выборными органами власти (в Польше, Чехии, Лужице и др.).

Помимо поземельных отношений, контролируемых общиной, все ее члены были связаны между собой рядом сложившихся традиций и норм обычного права, а также сетью различных личностно-родственных и других отношений. Это проявлялось, например, не только в традициях сельской взаимопомощи (толока, спрягачество и т.п.), различных видах бытового труда (женские посиделки и др.), но и в совместном проведении досуга, сельских праздников, семейной обрядности (свадьбы, похороны и др.). В таком виде, например, община продолжала функционировать даже в развитых районах Чехии, Польши, Лужицы, где коллективное право на землю давно уже практически не существовало. Несмотря на свои древние коллективистские начала, община накапливала черты имущественного и правового неравенства ее членов (нередко в завуалированной форме), так как руководство общиной - совет наиболее уважаемых стариков, выборный старшина и другие должностные лица - всегда контролировались местной зажиточной верхушкой.

Значительной архаичностью в конце XIX - начале XX в. отличались семейные отношения у южных славян. Там издавна сохранялись старые общинные традиции, сложные, большие, расширенного типа семьи с двумя подтипами - многолинейным (задружным) и однолинейным, и иные патриархально-родовые пережитки (Болгария, Сербия, Черногория), что было связано с особенностями исторического развития и натуральным характером хозяйства. "Задруга" у южных славян Балканского полуострова (у западных славян ей в прошлом соответствовала "недельна Родина") представляла большой патриархальный коллектив родственников, численностью от 30 до 50 и даже до 100 человек, состоявший из главы - "домачина", "стопана", "главатара", "управника" и т.п., его взрослых сыновей с семьями, а зачастую и женатых братьев "главатара" и других родственников. Сложные семьи сохранялись в некоторых сельскохозяйственных районах и у Западных славян (например, в Словакии - "недельни братья", "велке газдовство", фамилия" со своими "господаром", "газдой", "дедко" или "отчиком").

Другим не менее распространенным типом семьи у западных и южных славян издавна была простая — малая, нуклеарная, индивидуальная — семья, состоявшая из мужа, жены и их детей, сосуществовавшая параллельно с большой семьей и приходившая ей на смену в тех или иных районах Европы. Активное же выделение малой семьи из состава большой, происходившее в основном в середине – второй половине XIX в., было связано с интенсивным распадом большесемейных коллективов в период капиталистического развития многих славянских стран Европы.

Дифференциация семейно-брачных отношений объясняется разными причинами: неравномерностью социально-экономического развития отдельных стран (особенно их внутренних областей), спецификой складывавшихся веками традиций не только среди представителей отдельных славянских народов, но и в рамках этнических или региональных групп внутри них, а также рядом других причин.

Значительные различия существовали и между городской и сельской семьями. Наконец, на семейно-брачные отношения значительное влияние оказывал конфессиональный фактор. Например, ислам (население Боснии, помаки и др.) и тем более католицизм (поляки, чехи, словаки и др.). Я

Процессы переустройства жизни в балканских и центрально–европейских странах в политической, социально-экономической и культурной областях, усиление послевоенных миграций и урбанизация оказали также значительное влияние на развитие семейно-брачных отношений. В настоящее время у южных и западных славян большинство семей составляют простые (малые, нуклеарные и т.д.), хотя и в наши дни все еще встречаются и сложные (большие семьи, семьи расширенного типа и т.д.), семьи характерные преимущественно для сельских областей (особенно среди крестьян, ведущих индивидуальное хозяйство).

Как известно, семья в европейских странах находится под защитой государства. Брак и правовые отношения в семье регулируются в соответствии с законами. Демократизация и гуманизация внутрисемейных отношений - характерная черта современного семейного строя населения славянских стран Европы.