logo
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК

Фольклор

Богато и разнообразно устное поэтическое творчество народов Кавказа. Оно имеет многовековые традиции и отражает сложные исторические судьбы этих народов, их борьбу за независимость, борьбу масс против угнетателей, многие стороны народного быта. Для устного творчества кавказских народов характерно разнообразие сюжетов и жанров. В поэтическом творчестве значительное место занимают эпические сказания. На Северном Кавказе среди осетин, кабардинцев, черкесов, адыгейцев, карачаевцев, балкарцев, а также абхазов бытует нартский эпос, сказания о героях-богатырях нартах.

У грузин известен эпос о герое Амирани, боровшемся с древними богами и прикованном за это к скале; романтический эпос "Этериани", повествующий о трагической любви царевича Абесалома и пастушки Этери. У армян широко распространен средневековый эпос "Сасунские богатыри", или "Давид Сасунский", воспевающий героическую борьбу армянского народа с поработителями.

Разнообразны у народов Кавказа сказки, басни, легенды, пословицы, поговорки, загадки, в которых отражены различные аспекты народной жизни. Особенно богат на Кавказе музыкальный фольклор. Большого совершенства достигло песенное творчество у грузин: у них распространено сложное многоголосие.

Многие знаменитые поэты и писатели, как местные (Низами Ганджеви, Мухаммед Физули и др.), так и русские (Пушкин, Лермонтов, Лев Толстой и др.), заимствовали сюжеты из кавказского быта и фольклора для своих произведений.

Выразителями народных чаяний, хранителями богатой сокровищницы музыкального искусства и исполнителями народных песен выступали странствующие народные певцы - гусаны (у армян), мествире (у грузин), ашуги (у азербайджанцев, Дагестанцев) Их репертуар был очень разнообразен. Свои песни они исполняли под аккомпанемент музыкальных инструментов. Особенно популярен был народный певец Саят-Нова (XVIII в.), который пел на армянском, грузинском и азербайджанском языках.

Устное поэтическое и музыкальное народное искусство продолжает развиваться и в наши дни.