Этнические процессы в современной Африке
После обретения независимости бывшими колониями этническое развитие пошло нелегким путем. Преобладание на первых порах на государственных постах представителей определенного народа (конго в Конго; бауле в Республике Кот д'Ивуар; темне в Сьерра-Леоне; хауса и йоруба в Нигерии; фульбе в некоторых странах бывшей французской Западной Африки; бемба в Замбии; тутси в Руанде и Бурунди и т.д.) вызывало оппозицию других народов. Осложняющими факторами были и формирование армий по племенному признаку, и принятие в них одного, а в ущерб другим; продолжение существования союзов и партий на этнической основе; создание административного деления без учета расселения отдельных этносов и т.п. Усиление центробежных тенденций оказало негативное влияние на консолидационные и интеграционные процессы. Во многих случаях они вместе с социальными и экономическими причинами) приводили к осложнению внутриполитического положения страны и острым столкновениям между различными народами, населяющими одну страну, приводящим к государственным переворотам (НРК, Бенине, Чаде, Нигерии, Уганде, Гане и др.); требованиям создания новых государств народами, разделенными границами (такие цели ставили различные фронты освобождения в Эфиопии и т.п.).
Иногда дело доходило и до вооруженной борьбы, как это было в Нигерии в 1966-1970 гг.; Судане в 60-х годах; Республике Конго (современный Заир) в 1960-1964 гг.; Уганде в 70-х годах; Республике Чад, где с 1965 г. идет война; или межгосударственных конфликтов (Эфиопия, Кения, Сломали). Не удалось добиться я создания единой "африканской нации" и "единого африканского государства", о чем мечтали деятели панафриканизма. Государства Африки в рамках Организации Африканского Единства приняли решение не пересматривать старые границы в соответствии с расселением отдельных народов.
Создание в этих границах единых общностей — цель национальной политики всех независимых правительств Африки. Широкое распространение получил лозунг "одна страна - одна нация". Действительное этническое развитие в Африке значительно сложнее и противоречивее. На этом континенте можно видеть все процессы этнического развития: и размежевание (самостоятельное развитие отдельных частей одного народа в границах разных государств); и сближение: и ассимиляцию, и консолидацию, и интеграцию. Так, национальное развитие эве идет в рамках разных государств. Во многих странах проходит параллельно, с одной ч стороны, консолидация мелких народов вокруг одного или нескольких крупных (бауле в Кот д'Ивуар; шона в Зимбабве и т.п.); с другой - рост самосознания средних и небольших, ранее бывших подавленных крупными народами (например, в Нигерии или Эфиопии).
Процессы этнического сближения идут, как правило, вокруг высокоразвитых народов, имевших в прошлом собственные более или менее крупные и мощные политическое объединения. В Гвинее - вокруг киси и сусу, поглощающих бага, лан-дума и др.; в северном Судане - вокруг арабов, поглощающих нубийцев и беджа. Ту же роль в Республике Кот д'Ивуар играют бауле; в Мали - фульбе и бамана; в Нигерии — хауса, ибо и йоруба; в Заире - конго и луба; в Эфиопии — амхара; на Мадагаскаре - имерина и т.д.
Ускорению интеграционных процессов способствует принятие в качестве основного или второго государственного языка одного из местных языков. В некоторых случаях утверждается в таком качестве язык, ставший языком внутригосударственного общения, понятный большинству населения (малагаси на Мадагаскаре; арабский в Мавритании), в других случаях - наиболее социолексически развитый, как суахили в Танзании и Кении. Однако и в том, и в Другом случае еще сохраняет свои позиции язык бывшей метрополии. В большинстве же африканских стран довольно сложно выбрать единый язык. Иногда предлагают в качестве государственного несколько (йоруба, хауса, ибо в Нигерии; арабский, тамашек, бамана, в Мали и т.п.); обсуждается и возможность принятия чужого, но африканского языка (суахили в Конго). Этот процесс идет непросто, иногда и с попятным движением. Так, утрачивает свои позиции амхарский язык в Эфиопии. Подъем национального самосознания амхарских народов после падения авторитарного режима Менгисту Хайле Марьям привел к требованиям замены его как общегосударственного английским и повышения статуса иных языков народов Эфиопии.
Осложняют картину и все более усиливающиеся миграции как внутри отдельных стран, так и между странами. Продолжаются начавшиеся еще много десятилетий назад временные (постепенно превращающиеся в постоянные) потоку сезонных рабочих на плантации кофе и какао (Гана, Кот д'Ивуар и другие страны Западной Африки) или на рудники и предприятия горнодобывающей промышленности (ЮАР, Заир, Зимбабве, Замбия), что приводит к созданию анклавов пришлого населения иной этничности. После второй мировой войны усилилось демографическое давление, связанное с демографическим взрывом, что также привело к значительным перемещениям населения. Африка занимает второе место в мире по темпам прироста населения: 3,1% в 1980-1985 гг., тогда как в арабских странах - 3,39%, в Латинской Америке - 2,3%, Азии - 1,7%, Северной Америке - 0,89%, Европе - 0,33%. Эта тенденция несколько снизилась за последние годы, но не прекратилась.
Фактором, усиливающим миграционные процессы, явилась многолетняя засуха. В результате ее многие жители пострадавших районов были вынуждены покидать родные места; а в Эфиопии была осуществлена правительственная программа переселения. В результате на юге Эфиопии сейчас немало тиграйцев и других северян, а туареги Сахары обосновались не только в зонах традиционного земледелия, но и в городах Гвинейского побережья (Дуала, Абиджан).
В Северной, Западной Африке, на побережье Восточной городская цивилизация имеет длительную историю; в Центральной и Южной урбанизация - сравнительно недавнее явление. В наши дни темпы прироста городского населения высоки - до 4,1% в год. Размещено городское население неравномерно. Низкий уровень урбанизации (5-10% населения страны), например, в Нигере, Чаде, Мали; средний (10-20%) - в Бенине, Гамбии, Камеруне и др.; высокий (20-40%) - в Сенегале, Нигерии, Заире и др. Характерная черта урбанизации в Африке - сосредоточение более половины всего населения в крупных (иногда одном-двух) городах, от 60% (как в Нигерии, Камеруне или Заире) до 80-90% (как в БСК, Гвинее или ЦАР). В Африке есть и города с многомиллионным населением - Каир, Александрия, Лагос, Киншаса.
Двойственную роль в этническом развитии современных народов Африки играют города и процессы усиливающейся урбанизации. С одной стороны, в городах обостряется чувство принадлежности к определенному этносу в противовес чужакам, усиливается чувство этнического самосознания. Долгое время выходцы из разных этносов даже селились в разных кварталах, большое значение в их жизни играли союзы единоплеменников, сохранялась духовная связь с деревенскими родичами. С другой стороны, сама жизнь в городе, постоянные столкновения, как на работе, так и в быту с представителями разных народов приводят к разрушению чувства этнической обособленности, нарушается изолированность земляческих союзов, происходит и культурное взаимовлияние.
Легко заметить две тенденции этнокультурного развития. С одной стороны, происходит нивелировка, стандартизация, испытывающая большое влияние европейской (точнее интернациональной) культуры. Это особенно заметно в материальной культуре: жилищах, одежде и т.п. В некоторых странах (например, Мозамбике) традиционная одежда утрачена. В других, как у гереро, женский европейский костюм времен колонизации (длинные юбки и узкие строгие блузы-лифы) воспринимается как национальный. Нередко во многих странах Африки сочетание традиционной и европейской одежды: рубаха и мужская юбка У сомалийцев; длинная рубаха и пиджак на Занзибаре; европейский костюм и "кенте" поверх него в Гане и т.п.
С другой стороны, происходит взаимовлияние культур разных местных этносов. Народная одежда становится общенациональной (как амхарская "шамма" у всех народов Эфиопии), нередко и общеафриканской (как "бубу", "гвинейский" женский костюм, свободные яркие мужские рубахи) без узкой этнической привязки.
Она все чаще становится престижной и торжественной. Этнические особенности дольше сохраняются в пищевых пристрастиях и табу, а также в обрядности Жизненного цикла. Однако здесь происходит сужение цикла (практически сохраняются только родильные обряды, свадебные и похоронные; инициации сводятся только к обрезанию). Во-вторых, они десакрализуются: когда-то тайные или доступные для других этносов обряды становятся праздником для всех соседей, независимо от этнической принадлежности. Типичен пример Конакри, столицы Гвинеи, Где автохтонное население - бага, но язык общения городского населения - усу, а в материальной культуре предпочтение отдается нормам фульбе и малинке.
Претерпевают значительные изменения и нормы обычного права. В районах, где господствовало материнское право (на Гвинейском побережье, у конго и др. народов Центральной Африки, у некоторых народов внутренних областей Восточной Африки), оно постепенно вытесняется отцовским. В некоторых странах (например, Танзании) на основе систематизации и отбора традиционных правил разных этносов приняты "Кодексы обычного права", получившие силу закона.
Этносы Африки в настоящее время находятся на различных стадиях складывания народностей и наций. Характерная черта современной Африки - отставание этнического самосознания от уровня национального развития, с одной стороны, и многоступенчатость его, с другой. Один и тот же человек в разных жизненных ситуациях назовет себя либо клановым, либо этническим именем, либо по названию страны.
Течение этих процессов, их темп и тенденции развития разнятся в государствах Африки. Они зависят от многих причин. В странах, где большинство населения говорит на близких языках (Северная Африка, Сомали, Мадагаскар, некоторые страны Центральной и Восточной Африки), это течение протекает спокойнее, чем в пестрых в этнолингвистическом отношении (как большинство стран Западной Африки). Сложные процессы консолидации, ассимиляции и интеграции сливаются в государствах Африки в процессе создания "национально-политических общностей" - или, по другой терминологии - "этносоциальных" общностей. В них, как правило, нет преобладания одного народа, который подминал бы развитие других. Интеграционные процессы ставят в равные условия все народы этих стран.
Более сложные национальные отношения складывались в странах, где издавна существуют большие группы неафриканского по своему происхождению населения. В странах Восточной и Южной Африки с конца прошлого века живут индийцы. Шовинистически понятая политика африканизации после достижения независимости приводила нередко к дискриминации индийского населения, а в период правления Иди Амина в Уганде - к прямой депортации, после которой лишь через несколько лет изгнанники смогли вернуться. Индийцы в Африке, активно участвуя в экономической и политической жизни, в культурном отношении живут Довольно обособленно и не сливаются с африканским населением. Сохраняется и даже увеличивается в связи с последними событиями на Ближнем Востоке число арабов ("левантинцев") в странах Западной и Центральной Африки.
В отдельных странах Африки существует и многочисленное белое население, связанное с ними иногда в течение нескольких поколений. Так, в бывших колониях Португалии многие белые и цветные потомки португальских колонистов считают Сцбя "ангольцами" и "мозамбиканцами". После провозглашения независимости этих с гран значительное число их приняли местное гражданство и стали неотъемлемой частью народов этих стран. "Африканцами" считают себя и многие члены белых английских общин Кении, Замбии, Зимбабве, немецкой общины в Намибии.
В белой общине ЮАР нет единства: резко обособлены англоафриканцы (потомки английских колонистов) и африканеры (потомки голландских). Различие между ними, значительное в прошлом, сглаживается, но еще сохраняется. При всех правительствах проводилась политика разделения и подавления иной группы. Хотя формально оба языка имеют равные права, долгое время подавлялся африкаанс в пользу английского. Со времени прихода к власти правительства Малана в 1948 г. началась политика поощрения африкаанс в ущерб английскому. Интеграционные процессы в среде африканского населения этой страны задерживались сначала политикой апартеида, а затем созданием бантустанов, призванных законсервировать развитие коса, зулу и других народов ЮАР на племенном уровне. Тем не менее, консолидационные процессы идут: коса, зулу, свази и другие вместе участвуют в политической борьбе, работают вместе на предприятиях, широко распространены смешанные браки, двуязычие, складывается общее самосознание африканских народов Юга Африки. Этому способствует либерализация политики правительства Леклерка. Однако сохраняют сильные позиции и экстремистские устремления, как фашиствующих буров, так и зулусских террористов.
Таким образом, в современной Африке идут сложные и противоречивые этнические процессы: с одной стороны, консолидация родственных этнических групп и формирование на этой основе народностей; с другой - интеграция разных этносов в рамках отдельных стран и образование "этнополитических" общностей; одновременно идут и этноразделительные процессы - дифференциация, расхождение частей народов, чья этническая территория разделена государственными границами, Эти основные тенденции, по-видимому, сохранятся и в обозримом будущем.
- Этнический фактор в мировой истории 259
- Проблемы прикладной этнологии 268 заключение 270 предисловие
- Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат Предметная область этнологии
- Социальные функции этнологии
- Понятие и термины этнологии
- Классификация народов мира
- Географическая классификация
- Народы Австралии и Океании
- Народы Азии
- Народы Америки
- Народы Африки
- Антропологическая классификация
- Языковая классификация
- Индоевропейская семья
- Эскимосско-алеутская семья
- Афразийская (семито-хамитская) семья
- Нигер-кордофанская (конго-кардафанская) семья
- Нило-сахарская семья
- Койсанская семья
- Северокавказская семья
- Сино-тибетская семья
- Классификация народов мира по историко-этнографическим (историко-культурным) областям
- Очерк истории этнологической науки
- Этнологические (этнографические) источники
- Методы исследовательской работы
- Западная европа
- Очерк этнической истории
- Этнический состав
- Хозяйство и материальная культура
- Социальный быт и духовная культура
- Семейный быт и обряды
- Праздники
- Славянские народы центральной и юго-восточной европы Общие сведения
- Этническая история западных и южных славян
- Хозяйство и материальная культура
- Поселения
- Общественный и семейный быт, духовная культура, народное творчество
- Религия
- Праздники
- Фольклор
- Восточнославянские народы. Расселение и численность. Расовые типы. Языки
- Происхождение и этническая история
- Хозяйственные занятия
- Поселения
- Социальные структуры и институты. Общественный быт
- Семья и семейный быт
- Традиционная народная культура
- Религия и верования
- Народное искусство и фольклор
- Народы волго-камья
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественный и семейный быт
- Духовная культура
- Народы прибалтики
- Этногенез и этническая история
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы севера восточной европы
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство и материальная культура
- Духовная культура
- Народы юго-запада и юга восточной европы
- Народы сибири
- Этногенез и этническая история
- Традиционное хозяйство коренного населения Сибири
- Духовная жизнь. Верования
- Народы Сибири и торгово-промышленная цивилизация
- Народы кавказа
- Лингвистическая классификация
- Этногенез и этническая история
- Материальное хозяйство
- Поселения
- Общественный и семейный быт
- Религиозные верования
- Фольклор
- Америка: этнокультурные регионы, народы и этнические процессы
- Обитатели Америки до начала европейской колонизации. Первоначальное заселение континента
- Адаптация человека к различным экологическим средам
- Арктическая область Северной Америки
- Северная лесная область
- Северо-западное (тихоокеанское) побережье Сев. Америки
- Калифорния
- Лесные области востока Северной Америки
- Мезоамерика
- Огненная Земля
- Леса и степи Южной Америки
- Тропические леса Южной Америки
- Промежуточная область
- Центральные Анды
- Завоевание и колонизация Америки европейцами
- Аборигены и европейцы
- Насильственная иммиграция из Африки
- Трансформация этнического самосознания
- Культуры и этносы Америки в постколониальный период
- Народы и культуры африканского континента
- Народы Северной Африки
- Народы Восточной Африки
- Мадагаскар
- Народы Южной Африки
- Население островов Индийского океана
- Народы Западной Африки
- Народы Центральной Африки
- Этнические процессы в современной Африке
- Народы западной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественные отношения
- Духовная культура
- Религия
- Народы южной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Семья и семейные отношения
- Социальный строй и общественная организация •
- Духовная культура
- Народы юго-восточной азии
- Этническая история
- Современный этнический состав
- Этнические процессы
- Хозяйство
- Материальная культура
- Социальные отношения и общественная организация
- Духовная культура. Народное творчество
- Народы восточной азии
- Этногенез и этническая история
- Современные этнические процессы
- Этнолингвистическая классификация
- Антропологический состав
- Хозяйственно-культурные типы
- Материальная культура
- Социальная организация
- Духовная культура
- Народы центральной азии
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Общественная организация
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы австралии и океании
- Историко-культурное районирование Австралии и Океании
- Проблемы этногенеза народов Австралии и Океании и основные этапы этнической истории этого региона
- Европейское проникновение в Австралию и Океанию и его последствия
- Народы Австралии
- Народы Папуасии (Новой Гвинеи)
- Народы Меланезии
- Новая Каледония
- Народы Фиджи
- Народы Полинезии
- Народы Новой Зеландии
- Народы Микронезии
- Этнический фактор в мировой истории
- Современные тенденции этносоциального развития в мире. Межэтнические конфликты
- Проблемы прикладной этнологии
- Заключение