logo search
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК

Очерк истории этнологической науки

Интерес к соседним народам, вызываемый политическими и хозяйственными побуждениями, а также просто любознательностью, столь же древен, как само человечество. При этом накопление знаний об окружающем мире очень рано стало сопровождаться попытками интерпретации фактов, поисками закономерностей в развитии общества и культуры, что нашло отражение в древнейших памятниках письменности и сочинениях античных авторов. Возникают концепции, которые сегодня могут быть названы этнографическими гипотезами, причем некоторые из них прочно вошли в традицию и просуществовали до наших дней. Это деление древними греками и римлянами народов по уровню их культурного и общественного развития на состояния дикости, варварства и цивилизации, попытки создания периодизации истории развития хозяйства по трехчленной системе: собирательство - охота - земледелие и животноводство, отдельные элементы которой находят отражение и в современных концепциях, и многое другое. При описании народов нередко отмечались и их этнические признаки.

Непосредственная предыстория этнологии как науки о народах может быть отнесена к XVIII в. В развернувшихся, тогда ожесточенных дискуссиях между представителями церкви, отстаивавшими схоластическое теологическое учение, и энциклопедистами и просветителями, выступавшими за исторический подход к прошлому человечества и его культуре, последние широко использовали этнографические материалы, на основе которых делались обобщающие выводы и теоретические построения. Таковы, например, мысли философа и просветителя Жан-Жака Руссо, выделявшего в истории человечества период "золотого века", в котором жил "добрый дикарь", и этап упадка нравов, сменивший под воздействием цивилизации "золотой век".

В конце XVIII в. возникли термины "этнология" и "этнография". Однако в самостоятельную дисциплину наука о народах в то время еще не выделилась.

Особенно большое значение для возникновения этнологии как науки имели взгляды ряда историков и философов конца XVIII - начала XIX вв. об универсальных закономерностях всемирно-исторического процесса и этапах в развитии культуры от дикости и варварства к цивилизации, распространение метода исторического анализа.

Наука о народах сложилась в самостоятельную отрасль знаний в ряде стран Европы и в Северной Америке к середине XIX в. При этом в ее национальных ветвях возникли различия как в наименовании науки, так и в понимании основных объектов и целей исследования.

Французская этнология, английская социальная антропология, а позднее американская культурная антропология изучали в сравнительном плане (во всяком случае, в течении второй половины XIX в.), главным образом, первобытные внеевропейские народы и индейцев Америки, и только в XX в. в сферу научных исследований были вовлечены развитые народы.

В странах немецкого языка - Германии, Австрии, немецкоязычной части Швейцарии - сложилась прочная традиция, сохраняющаяся до наших дней, согласно которой наука о народах подразделялась на два независимые и почти между собой ни по объектам исследования, ни по теоретическим основам не связанные направления. Этнология (Volkerkunde) ставила своей задачей исследование внеевропейских отсталых народов, а народоведение (Volkskunde} - изучение развитых народов Европы, в основном говорящих на немецком языке.

В России, вследствие особенностей состава населения, глубоких различий в его социально-экономическом и культурном развитии, сложилась традиция использовать для обозначения науки о народах термин "этнография". Эта традиция была воспринята и после Октября. Однако в настоящее время от этого термина начинают постепенно отказываться. Дело в том, что в большинстве европейских стран и в Америке под этнографией подразумевается раздел науки о народах, в задачи которого входит только собирание и описание эмпирических данных о материальной и духовной культуре народов. Теоретическая же интерпретация этнографического материала относится к ведению этнологии. В связи с этим возникают недоразумения, связанные с пониманием за рубежом того, чем занимаются отечественные этнографы - одной лишь эмпирической или также научной теоретической деятельностью. Чтобы избежать такого рода недоразумений, и принимается интернационально принятое обозначение науки о народах как этнологии.

Решающее значение для возникновения науки о первобытных и полупервобытных внеевропейских народах (этнологии, культурной и социальной антропологии) имело эволюционное учение, сложившееся в результате бурного развития естественных наук в конце XVIII - первой половине XIX вв. Великие естествоиспытатели Ж. Кювье, Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин, Т.Г. Гексли, Э. Геккель и многие другие создали эволюционную теорию исторического развития природных явлений, отрицавшую метафизическую схоластику церкви. Труды Дарвина, Геккеля, Гексли заложили основы антропологии и учения о первобытном обществе.

Идеи эволюционизма были положены в основу сравнительного изучения внеевропейского населения, стоявшего на первобытнообщинном уровне развития, что создало теоретическую базу этнографии и позволило декларировать ее в качестве самостоятельной науки. Расцвет этнологии в середине XIX в. и быстрый рост ее популярности были в немалой степени связаны с политической ситуацией того времени и колониальным освоением многих заморских стран, требовавшим знаний о населявших их народах.

Классики эволюционистской этнологии и социальной антропологии А. Бастиан, И. Бахофен, Эд. Тейлор, Л.Г. Морган, Дж. Леббок, Дж. Фрезер, Дж. Мак— Леннан, Н.Н. Харузин и другие создали учение об эволюции культуры, ее развитии от низших ступеней к высшим. Получил распространение сравнительно-этнологический метод исследования. Были поставлены и решались проблемы истории семьи, религиозных верований и других социальных явлений, выдвигались концепции о закономерностях их развития.

Большой отклик в научном мире имела разработанная Бастианом концепция об "элементарных" и "народных" идеях, воспринятая многими позднейшими исследователями, в том числе и враждебными эволюционизму. Бастиан был первым, предложившим разрабатывать такие новые направления в науке, как "теория развития", проблемы "географических провинций" - прообразы современных хозяйственно-культурных типов. Он первым в науке поставил вопрос о роли этнических факторов, значении связи этнологии с историей, сказал о необходимости изучения истории этнологической науки.

Бахофен создал получивший очень широкую известность капитальный труд, посвященный материнскому праву. Впоследствии эту работу пытались использовать для "доказательства" якобы существовавшего в истории мифического этапа "матриархата", в конструировании которого сам Бахофен был совершенно неповинен.

Огромную популярность и в наши дни имеют труды Тейлора и Фрезера по истории религии, первобытной культуры; Мак—Леннана и ряда других авторов - по истории социальных институтов первобытного общества, семейно-брачных отношений.

Истории первобытной культуры посвятили свои работы Г. Шурц, Ю. Липперт, Г. Кунов.

Среди эволюционистов XIX в. заметное место принадлежит американскому ученому Л.Г. Моргану. Он открыл значение рода в общественной организации первобытного общества, дал периодизацию его развития, в которой предложенные еще древними греками периоды дикости, варварства и цивилизации рассматривал через призму производства и культуры. И хотя эта периодизация сегодня, в свете новых данных этнологии в значительной мере устарела, тем не менее положенный в ее основу принцип сохраняет определенное значение. Широко известны труды Моргана по этнографии североамериканских индейцев, по истории семьи и брака.

Эволюционисты рассматривали развитие культуры и институтов человеческого общества как прямолинейный процесс перехода от простого ко все более сложному, как непрерывный прогресс и стремились выявить универсальные закономерности этого развития. При этом большую роль они отводили психологическому фактору, что было унаследовано от них позднейшими, в том числе и враждебными им, учениями в этнологии. В отдельных случаях имела место и биологизация общественных процессов. Исследования эволюционистов развертывались в нескольких направлениях. Создавались обобщающие труды, посвященные всеобщей истории культуры, разрабатывались и отдельные проблемы, причем наибольшее внимание привлекали вопросы семьи и брака, религиозных верований, публиковались систематические сводки этнографического материала. Важным принципом эволюционизма было признание равенства всех народов и рас в физическом, психическом и умственном отношениях, последовательная антирасистская гуманистическая направленность взглядов ученых. Одним из фундаментальных положений эволюционизма было утверждение о прогрессе культуры и общества на основе единых для всего человечества универсальных исторических законов.

Развитие эволюционизма в этнологии и эволюционная теория в целом несомненно оказали прогрессивное воздействие на науку своего времени и объективно способствовали становлению науки о народах.

Развитие эволюционистской этнологии в 40-50-х годах прошлого века сопровождалось возникновением во Франции, США, Германии, Англии, несколько позднее в России, научных обществ по этнологии, истории первобытного общества, антропологии, изданием этнологических журналов, часть которых существует и в наши дни. В крупнейших университетах начали читаться сначала отдельные курсы по этнологии, а в третьей четверти XIX в. учреждаются первые учебные центры по подготовке этнологов в виде семинаров, кафедр, институтов, которые становятся центрами научно-исследовательской работы. Организуются этнологические музеи, собиравшие в ходе этнографических экспедиций обширный вещественный и иной материал. Появляются первые исследования и теоретические работы.

Высоко оценивая роль эволюционизма и ученых-эволюционистов в создании этнологии как науки, разработке важнейших проблем этнологии и истории первобытного общества, нельзя не отметить, что по ряду методологических и теоретических проблем они стояли на ошибочных позициях. Их следование идее непрерывного прямолинейного развития путем чисто количественных изменений, без учета диалектики исторического процесса, привело к ряду неверных выводов по общим и частным вопросам. Неправомерно биологизировались общественные процессы, излишнее значение в изменении и развитии культуры придавалось психологическому фактору. Неверными оказались и некоторые методические установки эволюционистов, например попытки реконструкции древних общественных институтов по их "пережиткам" в современных обществах, которые в действительности не представляли из себя реликтов прошлого, а были современными, живыми явлениями. Часто к ошибочным выводам приводил широко используемый прием проведения аналогий между народами, стоявшими на разных уровнях социально-экономического и культурного развития, обитавшими в разных природных условиях, историко-этнографических областях и принадлежавшими к разным хозяйственно-культурным типам.

По мере дальнейшего развития науки, накопления новых фактических данных к концу XIX в. все в большей степени стали проявляться слабые стороны эволюционистской теории, вступавшей зачастую в противоречие с фактами действительной жизни. Новый обширный этнографический материал во многих случаях плохо согласовывался или совсем не согласовывался с эволюционистскими схемами. Все это стало вызывать обострявшееся со временем критическое отношение к эволюционизму. При этом одни ученые отмечали действительные недостатки эволюционизма, не отрицая его положительных сторон и некоторых теоретических положений. Другие не просто указывали на отдельные пороки эволюционизма, а выступали против его методологических основ, против принципа историзма при подходе к этнографическим явлениям, отрицали наличие всемирно-исторических закономерностей в развитии общества и культуры.

Начались поиски новых путей в исследовании культуры, ее изменения и распространения, попытки установления этапов ее развития. Стали возникать новые направления и школы, имевшие, как правило, антиэволюционную направленность, отрицавшие исторический путь развития общественных явлений. Выступая против эволюционизма, его противники немало заимствовали от него, в том числе и худшие стороны эволюционистских концепций, например преувеличение роли психологического фактора в сложении и изменении культур, их биологизацию. Отрицая все положительное, что дал этнологии эволюционизм, создатели новых течений не внесли существенного вклада в методологию и теорию науки, хотя в практической деятельности по сбору материала и совершенствованию методики исследования были достигнуты немалые положительные результаты. Так, был разработан метод картографирования этнографических явлений.

При общей антиисторической направленности новых этнологических учений конца XIX — начала XX вв. одни из них основывались на стремлении преодолеть ошибки эволюционизма и найти материальное объяснение культурным процессам, другие имели иную направленность и ставили перед собой цель «обосновать» отдельные положения Библии.

Часть этнологов, разочаровавшихся в эволюционизме, вообще отказалась от попыток теоретических обобщений и обратилась к эмпирическим исследованиям. Такой подход к этнологии сохраняется у некоторых зарубежных этнологов, главным образом музейных работников, и до нашего времени.

В конце XIX — начале XX вв. все большее распространение стали получать взгляды, основывавшиеся на концепции культурной диффузии как основы изменения культуры, на мысли о том, что главные факторы развития культуры связаны с заимствованиями, переносом, смешением ее элементов. В самой констатации фактора культурной диффузии не было ничего принципиально нового или неверного. Ее отмечали еще античные авторы, признавали эволюционисты; идея культурной диффузии отнюдь не чужда и современной этнологической теории. Однако существо нового, по взглядам его сторонников, разнородного направления, получившего в науке обобщающее название диффузионизма, состояло не просто в учете этого вполне объективного явления, а в стремлении заменить основанное на принципах историзма понимание развития культуры иными, механистическими принципами изменения культуры посредством перемещения, передвижения ее элементов. И хотя некоторые школы диффузионизма или, точнее, механицизма обозначали миграцию вещей и идей как основу "исторического" развития, никакого действительного историзма, учета развития социально-экономических явлений при этом не было. Отрицалось наличие всемирно-исторических законов, взамен которых предлагалась идея единичности, неповторимости явлений. Сторонники этих направлений рассматривали культуру в отрыве от живых ее носителей – людей, от этноса.

Предтечей диффузионизма был немецкий ученый, географ и антрополог Фридрих Ратцель (1844-1904). Им разработаны теоретические и методические положения диффузионистского учения и создана так называемая антропо-географическая школа. Научная деятельность Ратцеля включала изучение путей распространения культуры и ее изменения, взаимоотношений природы и человека, путей распространения культуры. Одним из первых Ратцель поставил проблему этногенеза, происхождения народов и культур. Им были заложены основы этнографической картографии. При том, что в целом концепция Ратцеля была во многом механистична, ряд явлений он рассматривал с позиций их исторического развития. Его труды полны разнообразных идей, многие из которых оказались плодотворными и стимулировали дальнейшие исследования.

Одной из ярких фигур в этнографии рассматриваемого времени был Лео Фробениус (1873-1938), которого также причисляют к сторонникам диффузионизма, что, впрочем, верно лишь до известной степени и не составляет всей полноты его взглядов. Фробениус был археологом, этнографом, фольклористом, создателем культурно-морфологического учения и Института культурной морфологии во Франкфурте-на-Майне (после окончания второй мировой войны - Институт имени Лео Фробениуса). При том, что его теоретические взгляды отличались крайним идеализмом и мистицизмом, особенно учение о "душе культуры", а также биологизацией исторических и культурных явлений, которые он рассматривал как живые организмы, труды Фробениуса оставили значительный след в этнологии. Он разработал основы учения о "культурных кругах", получившего дальнейшее развитие в трудах многих ученых и этнографических школ. Особенно существен вклад Фробениуса в изучение африканских культур, не потерявший значения до настоящего времени, и в составлении этнографических карт Африки.

На позициях диффузионизма стоял и другой крупный немецкий ученый - Фритц Гребнер (1877-1934), предпринявший попытку противопоставить теории исторического развития культуры механистическую концепцию ее происхождения и изменения, распространения во времени и пространстве вследствие взаимодействия "культурных кругов".

Элементы культуры, на основании которых строились "культурные круги", брались исследователем, как правило, совершенно произвольно, что вело к субъективным, оторванным от реальной истории и жизни, построениям.

Особую популярность получила в начале нашего века так называемая культурно-историческая венская католическая школа, основанная миссионером патером Вильгельмом Шмидтом (1868-1954). Шмидт и его многочисленные ученики, главным образом, католические миссионеры Вильгельм Копперс, Мартин Гузинде, Пауль Шебеста, Роберт Хайне-Гельдерн и другие, пользуясь материальной поддержкой Ватикана, развернули экспедиционную деятельность во многих регионах мира и опубликовали множество теоретических и описательных работ. В теоретических построениях Шмидт опирался на учение о "культурных кругах" Гребнера, которое он пытался без особого успеха усовершенствовать. Но главная его цель, как Шмидт прямо указывал, состояла в использовании данных этнологии для обоснования ряда библейских положений: о первобытном прамонотеизме (единобожии), об извечности моногамной семьи, частной собственности и др. Выводы представителей этой школы в значительной мере основывались на субъективных взглядах, а собираемый этнографический материал не всегда отличался достоверностью. Называя свою школу "исторической", Шмидт и его последователи в действительности всегда выступали против историзма. Вместе с тем Шмидт был крупным лингвистом и много сделал для изучения малоизвестных языков племен Южной Азии и других регионов мира. Формально культурно-историческая школа существует и в наше время, продолжает издаваться основанный Шмидтом международный журнал "Антропос", однако "культурно-историческое" учение практически не имеет последователей.

Диффузионизм, правда в несколько более сдержанном виде, получил распространение и в английской этнологии. Наиболее видным представителем этого течения был Уильям Риверс (1864—1922).

Диффузионистское направление стало терять популярность к концу первой мировой войны, однако некоторые его положения не потеряли значение и до наших дней. Падение интереса к учениям диффузионистского толка было связано с тем, что их последователи так и не сумели убедительно обосновать свои выводы о ходе культурных процессов, и стало очевидным несоответствие искусственно сконструированных "культурных кругов" и "культурно-исторических" построений фактическим данным. Начались поиски новых путей, которые ознаменовались появлением в зарубежной этнологии, особенно англоязычной, "функционального" направления. Значительное воздействие на формирование функционализма оказали идеи идеалистической философии о непознаваемости исторического процесса.

Теоретические основы функционализма были почти одновременно сформулированы применительно к народам колониальных стран в Германии Рихардом Турн-вальдом (1869-1954) и в Англии Брониславом Малиновским (1884-1942). Однако в Германии функционалистское учение не стало господствующим, тогда как в Англии оно сложилось в крупное направление, оказавшее значительное воздействие на развитие социальной и культурной антропологии. Глава британского функционализма Малиновский исходил в своих теоретических положениях из того, что задачи этнологии состоят в изучении функций культурных явлений, их взаимосвязей и взаимообусловленности. Положительным в учении Малиновского и других видных представителей функционализма - А.Р. Рэдклифф-Брауна, Э. Эванс-Притчарда и др. — был призыв изучать культуру каждого общества как единое явление, в котором все элементы связаны между собой выполнением определенных функций. Функционалистами был собран большой и достоверный этнографический материал.

В Соединенных Штатах Америки в конце XIX - начале XX вв. возникло новое этнологическое учение, восходившее к некоторым идеям немецкой этнологии и британской социальной антропологии и диффузионизму, - американская школа исторической этнологии. Ее основоположником был выходец из Германии Франц Боас (1858-1942). Боас и его последователи относились отрицательно к широким теоретическим обобщениям и возможности выведения общеисторических закономерностей, к идее общности человеческой культуры. Боас считал, что культурные ценности разных народов несопоставимы. Позднее эта же идея легла в основу другого направления в американской этнологии - так называемого культурного релятивизма. Главной задачей этнологии Боас считал изучение всей совокупности явлений социальной жизни. Отрицательно относясь к упрощенному эволюционизму и поверхностному диффузионизму, он выступал за исторический метод исследования. Школой Боаса разработано учение о "культурных ареалах", на основе которого созданы крупные обобщающие труды, главным образом, по этнологии североамериканских индейцев. Особенно известны работы Кларка Уисслера, Альфреда Л. Кребера, Роберта Лоуи и многих других. Положительной стороной учения американской школы исторической этнологии была последовательная борьба с расизмом и колониализмом.

В конце XIX в. во Франции сложилась "социологическая школа" Эмиля Дюркгейма (1858-1917). Философской основой этого направления были идеи позитивизма. Дюркгейм и его последователи считали, что главным объектом исследования должны быть общество, существующая в нем система нравственных связей, проблемы этнопсихологии. Однако каждое общество рассматривалось при этом изолированно, и отрицались исторические законы развития.

Сходные тенденции наблюдались в 20-30-х годах XX в. в Германии и в США. В Германии проблемами этнопсихологии занимался Рихард Турнвальд (1869-1954). Им было создано новое направление, названное Турнвальдом этносоциологией. Он был также одним из основателей учения об "аккультурации" - восприятии одним народом культуры другого народа. В этом учении многое было заимствовано у диффузионизма. В ряде обобщающих работ Турнвальд пытался сочетать метод комплексно-социологического изучения всех сторон жизни народа во взаимосвязи с исследованием исторической последовательности социальных форм. Интересные труды опубликованы Турнвальдом по первобытной религии и социальной психологии. Одним из наиболее известных последователей Турнвальда в Германии стал Вильгельм Мюльман.

Значительное воздействие на многие современные этнологические учения оказали труды известного врача-психиатра, создателя теории психоанализа Зигмунда Фрейда (1856-1939). В своих работах при обосновании некоторых гипотез Фрейд опирался на этнографический материал. Его интересовали и собственно этнологические проблемы, такие, как происхождение тотемизма и табуации. Фрейд считал, что поведение индивида и жизнь целых обществ зависят в значительной мере от вытесненных в подсознание представлений и чувств, особенно связанных с сексуальной сферой. Многие явления культуры, в том числе у первобытных народов, Фрейд пытался объяснить неврозами. По мнению Фрейда и его многочисленных последователей, обществом управляют не социально-экономические, а психологические, биологические законы.

Этнопсихологическое направление получило большое распространение в США. Наиболее видные его представители Рут Бенедикт, Маргарет Мид, А. Кардинер и другие считали, что каждое общество обладает своей "моделью культуры", причем одни "модели" качественно выше, а другие - ниже. Высшей психологической моделью объявлялась англосаксонская.

Среди других школ и направлений, получивших в свое время значительное распространение, следует назвать "культурный релятивизм" (Мелвил Херсковиц и др.) и структурализм (Э. Эванс-Причард, Клод Леви-Стросс и др.). Каждое из этих течений очень неоднородно по теоретическим взглядам их представителей, объявлявшимся нередко историческими, а на деле отрицавшими закономерности исторического развития. Так, "культурный релятивизм" сводится, в конечном счете, к идее абсолютизации каждой культуры и отрицанию единства человечества. Структурализм считает вечной и неизменной структуру общества, что является якобы отражением извечных свойств человеческого сознания.

После окончания второй мировой войны в Англии и США предпринимаются попытки возродить эволюционизм (Лесли Уайт) или модернизировать его в виде неоэволюционизма (Дж. Стюарт, Дж. Мердок). В американской этнологии существуют некоторые тенденции возврата к Моргану, но при этом его нередко противопоставляют ф. Энгельсу, а последнего - К. Марксу. Однако все эти попытки, имеющие целью преодолеть прежние ошибки и заблуждения старых этнологических учений, не дают радикальных положительных результатов. Большинство современных концепций в зарубежной этнологии, как правило, недолговечны, получают временное распространение, но затем исчезают, не оставляя заметного следа в науке. Таковой была, к примеру, "теория конвергенции", популярная в 50-60-х годах в ряде стран Западной Европы и Америки.

Во многих зарубежных странах, особенно в ФРГ, получила распространение тенденция отрицания необходимости теоретических разработок и сведения этнологии к эмпирическим этнографическим исследованиям.

Кратко остановимся еще на одной ветви науки о народах – народоведении, возникшей и получившей в свое время распространение, главным образом, в странах немецкого языка: Германия, Австрия и немецкоязычной Швейцарии, а также в странах зарубежной Восточной, Северной и Южной Европы. Истоки немецкого народоведения коренятся в романтической германистике, в придании особого значения всему "истинно немецкому" как носителю самых совершенных духовных, умственных, моральных и физических качеств. Народоведение как наука было прокламировано в середине XIX в. в трудах швейцарского ученого Вильгельма Фридриха фон Риля и вскоре приобрело множество сторонников в Германии, Австрии и Швейцарии. Во второй половине XIX в. широкое распространение получило выработанное в народоведении учение о "национальной народной идеологии", приобретшее в годы сложения Германской империи и в последующие десятилетия откровенную националистическую и шовинистическую направленность. Идеи народоведения стали одной из составных частей идеологии наиболее реакционно настроенных слоев общества в Германии и Австрии, что особенно сказалось в годы перед первой мировой войной и в мрачную эпоху господства нацизма. "Теоретические" изыскания главарей нацизма и практическая деятельность гитлеризма строились в немалой степени на положениях немецкого народоведения. Связь народоведения с нацизмом ярко иллюстрируется возникновением в 30-х годах ряда обществ и кружков народоведения, во главе которых стояли крупнейшие деятели нацистской партии и СС. И хотя видные представители немецкого народоведения занимали нейтральные позиции, все же в их трудах нашли отражение идеи расизма, культа вождей и т.п. Тем не менее народоведением была проведена огромная работа по изучению этнографии немецкоязычного населения и опубликован обширный фактический и картографический материал. После окончания второй мировой войны встал вопрос о ликвидации народоведения как науки, тесно связанной с нацизмом, однако в политической обстановке Западной Германии послевоенного времени оно было быстро реабилитировано. С приходом молодых сил в науку в ФРГ, Австрии и Швейцарии возобновились исследования по народоведению.

В ГДР народоведение и этнология объединялись в одну науку - этнографию, хотя в периодических изданиях и музеях сохранялось традиционное деление на этнологию и народоведение.

Довольно широкий размах приобрели исследования в ряде стран по европейскому народоведению - изучению собственных и соседних народов.

Этнография (этнология) в России сложилась в виде научного направления в то же время, что и на Западе, в середине XIX в. Дореволюционные ученые-этнографы проводили исследования как русского населения, так и народов, живших в царской России, Центральной и Восточной Азии, в Океании. При этом большое внимание уделялось изучению общественной жизни, общины, семьи, материальной и духовной культуры, устного народного творчества (фольклора). Крупнейшие ученые - Д.Н. Анучин, В.Г. Богораз, В.И. Иохельсон, Л.Я. Штернберг и др. - создавали труды, в которых исследовались и отдельные народы и разрабатывались теоретические проблемы этнологии. Широким признанием в наше время пользуется концепция Д.Н. Анучина о комплексном методе исследования при решении сложных историко-культурных проблем с использованием данных этнографии, антропологии и археологии. Выдающиеся успехи были достигнуты при изучении зарубежных народов (Н.Н. Миклухо-Маклай, Н.М. Пржевальский, Г.Н. Потанин и др.).

На развитие русской дореволюционной этнологии немалое влияние оказал эволюционизм. Наиболее известными представителями этого направления были М.М. Ковалевский, Ю.Э. Петри, Л.Я. Штернберг, Н. и В. Харузины и др. Но в начале XX в. появляются работы, в которых эволюционизм подвергался серьезной критике (А.Н. Максимов). В то же время получает распространение марксизм, оказавший некоторое воздействие на развитие русской этнологической мысли. Особое значение в популяризации марксизма применительно к этнографии имели труды Н.И. Зибера, посвященные исследованию производственных отношений в доклассовом обществе. На идеях марксизма основывались взгляды ф. Кона, в известной степени М.М. Ковалевского.

Характерной особенностью этнологии в России был ее последовательный гуманизм, глубоко враждебный любым проявлениям расизма.

Новыми, трудными путями пошла этнологическая наука в нашей стране после 1917 г.; 1917-1941 гг. были временем становления этнологии советского периода. В 20-х — начале 30-х годов этнологи приняли участие в проведении в жизнь национальной политики Советского государства, осуществлении преобразований культуры и быта. Возникли новые этнографические учреждения, кафедры при университетах, готовились кадры профессиональных этнографов в центре и национальных республиках и областях.

Интенсивно развернулась практическая и теоретическая работа в этнографии (этнологии) после окончания Великой Отечественной войны. Академия наук СССР и ее филиалы, а позднее Академии наук союзных республик, университеты стали проводить многообразные полевые этнографические исследования. Активизировалась теоретическая работа. Становление отечественной этнологии связано, в первую очередь, с именами В.Г. Богораза, П.Ф. Преображенского, С.П. Толстова, Б.А. Куфтина, С.И. Руденко, Н.Н. Чебоксарова, С.А. Токарева. С конца 40-х годов большое значение стало придаваться исследованиям этногенеза народов мира, истории их формирования, изучению особенностей культуры и быта. Изучались история первобытного общества, хозяйство, семейно-брачные отношения, религия и ряд других проблем. Начались исследования культуры и быта сельского и городского населения. Развиваются комплексные направления, привлекающие этнографические, археологические, антропологические и письменные источники. С.П. Толстовым, Н.Н. Чебоксаровым, М.Г. Левиным разрабатывалась теория хозяйственно-культурных типов и историко- этнографических областей. Осуществлены разносторонние исследования по региональной этнографии: народов Азии (Н.Н. Чебоксаров и др.), Африки (Д.А. Ольдерогге и др.), Америки (Ю.П. Аверкиева и др.), народов СССР (С.П. Толстов, Б.А. Куфтин, Б.О. Долгих, В.Н. Чернецов, С.А. Токарев и др.). Издаются фундаментальные труды "Этнография народов мира", "Очерки общей этнографии", позднее - "Страны и народы", "Народы мира". С 60-х годов идет интенсивная работа в области истории, этнологии, главным образом, по изучению англо-американской социальной и культурной антропологии, а также истории этнологии в Германии и других странах мира (С.А. Токарев, Ю.П. Аверкиева и др.). Начиная с 70-х годов, все большее распространение получило направление, изучающее проблемы этноса, этнические и национальные процессы. До недавнего времени оно оставалось одним из главных в отечественной этнологии. Выпущен в свет ряд капитальных изданий по истории первобытного общества. Значительные исследования проведены по истории хозяйства и социальных отношений у оседлых и кочевых народов. Ведется работа по уточнению этнологических понятий и терминов. Совместно с учеными Берлина и Лейпцига начато издание "Свода этнографических понятий и терминов".

В последние десятилетия в советской, теперь российской этнологии особенно большое распространение получило социологическое направление в виде этносоциологии, этнопсихологии, этнодемографии, изучения разных аспектов национальных процессов. Поставлен вопрос о прикладных задачах этнологии и возможностях ее использования при решении экономических и социальных проблем. Продолжается разработка теории хозяйственно-культурных типов. При решении многих этнологических проблем успешно привлекаются антропологические данные.

На страницах журнала "Советская этнография" - ныне "Этнографическое обозрение" - ведутся дискуссии по наиболее актуальным и спорным вопросам этнологии. Обсуждается предмет науки, ее соотношение с историей, проблемы истории первобытного общества, религии, номадизма, этнологическая терминология, проблемы национальных отношений и конфликтов, проблемы совершенствования преподавания этнологии в высших учебных заведениях и многое другое.

В настоящее время основные исследования в области этнологии народов мира и, особенно, России, национальных процессов и межнациональных конфликтов ведется в Институтах этнологии и антропологии Российской Академии наук в Москве и С.-Петербурге, на кафедрах этнологии Московского и этнологии и антропологии С.-Петербургского университетов. Проблемы региональной этнографии разрабатываются преимущественно учеными нашего ближнего зарубежья.

В России подготовка этнологов осуществляется на кафедрах Московского, С.-Петербургского, Казанского, Омского, Томского, Новосибирского и других университетов; в странах ближнего зарубежья - в Ашхабадском, Белорусском, Киевском, Кишиневском, Латвийском, Литовском, Тартусском и Ташкентском университетах.