Очерк этнической истории
На территории Европы, в Южной Франции (пещера Кро-Маньон), были впервые найдены древнейшие костные останки человека современного вида, относящиеся к эпохе позднего палеолита (350 тыс. лет до н.э.). Переход к производящему хозяйству (земледелие, скотоводство), получивший название "неолитической революции", произошел в Южной Европе, судя по археологическим данным, вскоре после его утверждения на Ближнем Востоке, с которым в то время имелись контакты. Не случайно, что и первая в Европе "эгейская" (Крито-Микенская) цивилизация возникла 3-2 тыс. лет до н.э. на островах, расположенных между Европой и Ближним Востоком. Там обнаружены остатки городов, где, судя по археологическим находкам, получили развитие ремесло и торговля, а также несколько систем письменности, из которых пока удалось расшифровать лишь одну (так называемое линейное письмо В).
Об этноязыковом составе жителей Европы в период эгейской цивилизации известно мало; из того времени дошли лишь названия некоторых народов: на Апеннинском полуострове жили этруски, лигуры и другие, на Иберийском полуострове - иберы, лузитаны, васконы; на Британских островах - пикты и т.д. Из числа этих народов сохранились лишь васконы (баски), язык которых занимает изолированное место в лингвистической классификации. Предполагают, однако, что именно в тот период начинается проникновение в Европу этносов, говорящих на языках индоевропейской семьи, чья прародина находилась ранее где-то между Европой и Индией. Дифференциация индоевропейских языков происходила в процессе длительных и порой причудливых в географическом отношении миграций их носителей по слабозасёленным и большей частью лесистым или заболоченным в то время пространствам Европы. На юге Балканского полуострова распространились племена с пеласгийским языком, а затем греческие (ахейские и дорийские) племена в его средней части - фракийские и иллирийские племена, на Апеннинском полуострове — италийские племена (латиняне, сабины и др.). Прибалтийские районы по обе стороны от Ютландского полуострова занимали германские племена, к юго-востоку от них жили славяне, к востоку - летто-литовцы. Основную же часть Центральной и Западной Европы занимали кельтские племена: на территории современной Франции и Бельгии - галлы, на Иберийском полуострове - кельтоиберы, на Британских островах - бритты, скотты, галлы.
Во 2-1 тысячелетиях до н.э. развивается городская греческая (эллинская) цивилизация, воспринявшая некоторые достижения египетской, ассиро-вавилонской и эгейской культуры и в свою очередь, давшая начало новой "европейской" культуре (искусству, науке, литературе и т.п.); вследствие обширных завоеваний Александра Македонского (IV в. до н.э.) греческая культура оказала существенное влияние на Малую Азию и другие страны Востока. Однако влияние Эллады на западные страны Средиземноморья, несмотря на основанные там греческие колонии, было слабым и к III в. до н.э. стало уступать влиянию римской культуры, вобравшей в себя элементы греческой и этрусской. Расширение экспансии Рима в возникновение огромной Римской империи от Гибралтара до Дуная и от Северного моря до Сахары привело к распространению в ее провинциях (особенно в Иберии, Галлии и Фракии) римских поселений и латинского языка, взаимодействие которого с местными языками привело позднее к возникновению многочисленных языков романской группы.
В последние столетия Римской империи, и особенно после ее падения (IV в. н.э.), на территории зарубежной Европы происходили этнические миграции на дальние расстояния. Этот длительный и сложный период получил название эпохи Великого переселения народов (П1-1Х вв. н.э.). Именно в то время германоязычные этносы распространяются по Центральной, Северной и части Западной Европы, потеснив или ассимилировав часть романизированных галлов, а кое-где и растворившись в их среде, как произошло с племенами франков, давших свое название современной Франции. Германоязычные племена англов и саксов проникают на Британские острова, тесня и поглощая местное кельтоязычное население, часть которого (бритты) переселилась обратно на материк в область, получившую название Бретань.
Развернулось движение германоязычных племен на восток и юго-восток, в области расселения славян; сами же славянские племена расселились по части Центральной и Восточной Европе и проникли на юг, заняв почти весь Балканский полуостров, кроме Пелопоннеса. Приходившие время от времени в Европу с востока иноэтнические кочевые племена ("орды") обычно не проникали глубоко на ее территорию и большей частью уничтожались или растворялись среди ее населения, как произошло, например, с племенами аваров, а также тюркоязычных булгаров, давших название Болгарии. Исключением были, по существу, лишь племена мадьяр (венгров), пришедшие в IX в. с Южного Урала и занявшие долину среднего Дуная (Паннонию), отрезав западных славян от южных. В VIII в. почти весь Пиренейский полуостров был завоеван арабами, но они продержались там лишь несколько веков, оставив следы в культуре местного населения. Следы арабского влияния сохранились также на Сицилии, а жители острова Мальта до сих пор говорят на диалекте арабского языка.
Существенное влияние на этническую историю Юго-Восточной Европы оказали турки, захватившие в ХГУ-ХУ вв. весь Балканский полуостров и удерживавшие свое влияние в ряде его регионов до XX в.
Сильное воздействие на культуру и быт народов Европы, а в ряде случаев и на этнические процессы оказало христианство, которое утвердилось в первые века н.э. вначале в Римской империи, а затем распространилось по всей территории Европы. Эта довольно аскетическая по своим начальным установкам "религия рабов" оказалась популярной не только среди низов, которым за их страдания был обещан небесный рай в загробной жизни, но и для правящих групп, к которым относилась ее вполне земная установка "кесарю - кесарево". Христианство в отличие от иудаизма с его обстоятельным сводом правил поведения - Талмудом и от возникшего позже ислама с аналогичным сводом правил - Шариатом менее регламентировало жизнь людей, что впоследствии создало более благоприятные условия для проявления личной инициативы и, в конечном счете, для промышленного развития.
Ослабление Рима, где находился центр христианства, привело к возвышению Византии, а затем, в XI в., и к разделению христианства на две церкви: западную, или римско-католическую, со строгой централизацией и главой в лице папы римского, и восточную - греко-византийскую, или православную, фактически разделенную на государственные церкви во главе со своими патриархами. В XVI в. в связи с начавшимся развитием торгового капитализма и определившейся тенденцией к сложению этнически однородных (национальных) государств возникло движение против засилья и роскоши католической церкви, получившее название протестантизма, а его две основные ветви - по именам их основателей - "лютеранство" и "кальвинизм"; кроме того, выделились англиканство и некоторые другие протестантские церкви и направления. Протестанты переводили священные книги на национальные языки, чем создавали основу для их литературного употребления, и этим, а также ориентацией на местные нужды способствовали формированию национального самосознания.
В Западной Европе наблюдалось более раннее по сравнению с другими частями света возникновение и развитие капитализма, обеспечившее ей на несколько столетий ведущую роль в мировой истории, что объясняется сложным комплексом причин. К их числу относится расположение Европы большей частью в умеренном поясе, где людям для своего жизнеобеспечения необходимо больше трудиться, чем в южных широтах, заботиться о запасах на зиму и т.п. Некоторые исследователи считают, что изрезанность береговой линии Европы способствовала развитию морского судоходства, сыгравшего видную роль в прогрессе торговых и культурных связей Европы со странами Востока и создавшего возможность заокеанской экспансии, ограбления захваченных стран, а это облегчило период первоначального накопления капитала. Разнообразие природных ландшафтов внутри Европы требовало от ее жителей дифференцированных средств и форм адаптации и жизнеобеспечения, а это в свою очередь способствовало развитию торговых связей между отдельными ее областями. Немаловажное значение имело, конечно, наличие природных ископаемых (каменный уголь, железная руда и др.), необходимых для развития тяжелой промышленности как основы всей капиталистической экономики.
Ко всему этому, как считал известный социолог М. Вебер, следует добавить положительное влияние протестантизма, который, с одной стороны, был следствием потребностей раннекапиталистического развития, а с другой — способствовал этому Развитию рядом своих установок. К таким установкам относятся тезисы о непосредственной (а не через церковь) связи человека с Богом и об испытании предопределенной Богом судьбы путем своей "мирской" (в том числе предпринимательской) деятельности; известно, что протестантские Нидерланды и Англия быстро обогнали в своем развитии католические страны; известно и то, что так называемая американская предприимчивость пошла от первых групп поселенцев-протестантов из Англии, а не от появившихся ранее испанцев и португальцев.
Начальный период развития капитализма, увеличение числа горожан (в первую очередь ремесленников и торговцев) и укрепление торговых связей, ознаменовался борьбой против феодальной раздробленности, образованием в Европе крупных, довольно однородных в языковом отношении государств. В большинстве случаев этот процесс закончился к XVII в., однако национальное самосознание еще долго оттеснялось чувством преданности полуобожествленному монарху или местным самосознанием. Формирование наций началась по существу, только в годы ВФР конца XVIII в., когда термин "нация", употреблявшийся ранее неопределенно, стал обозначать единство народа и государства и противопоставляться понятию "король", который считался уже "слугой нации".
Правда, в этом термине преобладал политический смысл "сообщества граждан", но именно деятелями Французской революции был пущен в оборот термин "национализм" как приверженность к своей нации и сформулирован так называемый принцип национальности, согласно которому каждый народ суверенен и имеет право на образование своего государства. Этот принцип, выражающий основную идею национальных движений того времени - создание национальных государств - сыграл важную роль в европейской истории XIX и XX вв.
Если языковая карта Европы определилась в основных своих чертах еще раннем средневековье, после завершения массовых миграций многих этноязыковых групп, то этнонациональная карта сформировалась в основном в XIX в. в значительной степени под влиянием фактора государственности. В одних случаях государственные границы, проведенные еще на донациональной стадии, разрезали сравнительно однородные в языково-культурном отношении массивы населения на части, каждая из которых давала начало самостоятельным этносам; так на базе немецкоязычного массива возникли немцы, австрийцы, германошвейцарцы, эльзасцы и люксембуржцы, на базе французоязычного - французы, франкошвейцарцы и валлоны. В других случаях объединение в одном государстве, казалось, уже сложившихся близких в языково-культурном отношении этносов-национальностей приводило к их консолидации в единую нацию: так северофранцузская и провансальская национальности соединились в одну французскую нацию.
Немаловажное национально дифференцирующее значение в ряде случаев имел и религиозный фактор при сочетании его обычно с фактором государственности: так произошло отделение протестантов-голландцев от одноязычных им католиков-фламандцев; так из одноязычного сербохорватского населения выделились православные сербы и черногорцы, католики-хорваты и мусульмане-"боснийцы"; да и разделение англоязычных жителей Северной Ирландии на протестантов-"ольстерцев" и католиков-ирландцев основано в значительной степени на различии конфессий местного населения и прибывших туда переселенцев из Англии и Шотландии.
Со вступлением европейских стран в эпоху капитализма и на новую ступень развития производства возросли темпы роста численности их населения, главным образом в результате развития здравоохранения и борьбы против высокой в прошлом смертности. Общее число жителей стран зарубежной Европы возросло примерно с 80 млн в 1650 г. до 295 млн в 1990 г., что составило около 18% всего мирового народонаселения. В действительности прирост числа европейцев был еще более значительным, но часть его поглощалась эмиграцией в страны Нового света, главным образом в Америку; только в XIX в. за пределы Европы уехало около 30 млн человек. Массовая эмиграция из Европы продолжалась до середины XX в., составив свыше 25 млн человек, что вместе с потерями в первой мировой войне (свыше 7 млн человек) и во второй мировой войне (свыше 15 млн человек), а также в связи с развернувшимся снижением рождаемости сильно замедлило темпы роста численности ее населения: на 1950 г. оно составило 393 млн человек, или 15,6% мирового народонаселения.
В последующие десятилетия из-за продолжающегося снижения рождаемости эти темпы продолжали снижаться, но Европа пополнялась притоком иммигрантов главным образом из стран Азии (Турция, Пакистан и др.) и Африки (Алжир, Марокко и др.).
В 1985 г. общая численность жителей стран зарубежной Европы составила 493 млн человек, на 1990 г. - около 500 млн, что соответствует лишь 9,5% от мирового народонаселения, возрастающего в основном благодаря высокой рождаемости в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки.
- Этнический фактор в мировой истории 259
- Проблемы прикладной этнологии 268 заключение 270 предисловие
- Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат Предметная область этнологии
- Социальные функции этнологии
- Понятие и термины этнологии
- Классификация народов мира
- Географическая классификация
- Народы Австралии и Океании
- Народы Азии
- Народы Америки
- Народы Африки
- Антропологическая классификация
- Языковая классификация
- Индоевропейская семья
- Эскимосско-алеутская семья
- Афразийская (семито-хамитская) семья
- Нигер-кордофанская (конго-кардафанская) семья
- Нило-сахарская семья
- Койсанская семья
- Северокавказская семья
- Сино-тибетская семья
- Классификация народов мира по историко-этнографическим (историко-культурным) областям
- Очерк истории этнологической науки
- Этнологические (этнографические) источники
- Методы исследовательской работы
- Западная европа
- Очерк этнической истории
- Этнический состав
- Хозяйство и материальная культура
- Социальный быт и духовная культура
- Семейный быт и обряды
- Праздники
- Славянские народы центральной и юго-восточной европы Общие сведения
- Этническая история западных и южных славян
- Хозяйство и материальная культура
- Поселения
- Общественный и семейный быт, духовная культура, народное творчество
- Религия
- Праздники
- Фольклор
- Восточнославянские народы. Расселение и численность. Расовые типы. Языки
- Происхождение и этническая история
- Хозяйственные занятия
- Поселения
- Социальные структуры и институты. Общественный быт
- Семья и семейный быт
- Традиционная народная культура
- Религия и верования
- Народное искусство и фольклор
- Народы волго-камья
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественный и семейный быт
- Духовная культура
- Народы прибалтики
- Этногенез и этническая история
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы севера восточной европы
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство и материальная культура
- Духовная культура
- Народы юго-запада и юга восточной европы
- Народы сибири
- Этногенез и этническая история
- Традиционное хозяйство коренного населения Сибири
- Духовная жизнь. Верования
- Народы Сибири и торгово-промышленная цивилизация
- Народы кавказа
- Лингвистическая классификация
- Этногенез и этническая история
- Материальное хозяйство
- Поселения
- Общественный и семейный быт
- Религиозные верования
- Фольклор
- Америка: этнокультурные регионы, народы и этнические процессы
- Обитатели Америки до начала европейской колонизации. Первоначальное заселение континента
- Адаптация человека к различным экологическим средам
- Арктическая область Северной Америки
- Северная лесная область
- Северо-западное (тихоокеанское) побережье Сев. Америки
- Калифорния
- Лесные области востока Северной Америки
- Мезоамерика
- Огненная Земля
- Леса и степи Южной Америки
- Тропические леса Южной Америки
- Промежуточная область
- Центральные Анды
- Завоевание и колонизация Америки европейцами
- Аборигены и европейцы
- Насильственная иммиграция из Африки
- Трансформация этнического самосознания
- Культуры и этносы Америки в постколониальный период
- Народы и культуры африканского континента
- Народы Северной Африки
- Народы Восточной Африки
- Мадагаскар
- Народы Южной Африки
- Население островов Индийского океана
- Народы Западной Африки
- Народы Центральной Африки
- Этнические процессы в современной Африке
- Народы западной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественные отношения
- Духовная культура
- Религия
- Народы южной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Семья и семейные отношения
- Социальный строй и общественная организация •
- Духовная культура
- Народы юго-восточной азии
- Этническая история
- Современный этнический состав
- Этнические процессы
- Хозяйство
- Материальная культура
- Социальные отношения и общественная организация
- Духовная культура. Народное творчество
- Народы восточной азии
- Этногенез и этническая история
- Современные этнические процессы
- Этнолингвистическая классификация
- Антропологический состав
- Хозяйственно-культурные типы
- Материальная культура
- Социальная организация
- Духовная культура
- Народы центральной азии
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Общественная организация
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы австралии и океании
- Историко-культурное районирование Австралии и Океании
- Проблемы этногенеза народов Австралии и Океании и основные этапы этнической истории этого региона
- Европейское проникновение в Австралию и Океанию и его последствия
- Народы Австралии
- Народы Папуасии (Новой Гвинеи)
- Народы Меланезии
- Новая Каледония
- Народы Фиджи
- Народы Полинезии
- Народы Новой Зеландии
- Народы Микронезии
- Этнический фактор в мировой истории
- Современные тенденции этносоциального развития в мире. Межэтнические конфликты
- Проблемы прикладной этнологии
- Заключение