logo search
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК

Социальный быт и духовная культура

Формы социального (семейного и общественного) быта у народов зарубежной Европы в древности различались довольно сильно (особенно между жителями стран , античной цивилизации и "варварами", но уже в средние века прежние различия стали уменьшаться как вследствие сближения укладов хозяйственной деятельности, т.е. экономического базиса и определяемых им надстроечных (политических и др.) форм, так и под влиянием единообразных установок повсеместно распространившейся христианской религии. Важное значение для семейного быта (да и для хозяйства) имел распространившийся в Западной Европе (во Франции — по Кодексу Наполеона) принцип майората (кое-где минората), по которому наследство получал лишь старший (или младший) сын, в то время как в Юго-Восточной Европе имущество (в том числе земля) дробилось между наследниками. Развитие промышленного капитализма в Европе не только привело к сильной нивелировке большинства компонентов материальной культуры, но и оказало (через надстроечные формы) опять-таки существенное нивелирующее влияние на социальный быт населявших ее народов и на многие компоненты их духовной культуры. В результате этого этническая специфика традиционного социального быта еще более ослабла; несколько менее потускнел этнический колорит духовной культуры, особенно фольклора, тесно связанного с языковой спецификой, хотя и в ней стали более выступать зональные надэтнические черты.