logo search
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК

Праздники

Среди зимних календарных праздников у славянских народов центральное место занимает сочельник - "бадньи дан" (в Сербии и Хорватии), ''Малка коледа" (в Болгарии), "viliа" (в Польше), "Рождество" — "божич" (в Сербии), "Коледа" (в Болгарии) и т.д.

С зимними рождественскими праздниками у славян было связано множество поверий, примет и различных магических действий, призванных защитить семью и дом от злой "нечистой" силы, обеспечить здоровье домочадцам, удачу в жизни, достаток в хозяйстве целый год.

К традиционным торжествам весеннего календарного цикла у западных славян в прошлом относился праздник стада на Троицу (в Польше - "духов день"), красочный молодежный праздник "майского дерева", когда парни "сажали" у домов своих избранниц высокий ствол березы с обрубленными сучьями и оставленными на вершине ветвями, украшенный яркими лентами, и ряд др.

Осенью в Польше, Словакии и Лужице особой любовью пользовался один из самых больших праздников этого цикла - "дожинки", или "обжинки" (у лужицких сербов - день "убиения петуха"). По мнению исследователей, этот (приходящийся на август—сентябрь) праздник являл собой древнейший земледельческий праздник урожая в истории народов Европы. Обычно он сопровождался различными магическими действиями и обрядами, цель которых - сохранить этот и обеспечить урожай будущего года. Большое значение у славян, как и у ряда других народов Европы, придавалось последнему снопу убранного поля, символизирующему собой «дух» поля, божество урожая и т.п.; он должен был всегда быть очень большим, обильным и красиво украшенным; его хранили обычно в красном углу или за матицей на потолке до самой весны. Священные зерна этого снопа часто использовались для посева-освящения свежевспаханного поля.

Праздники сбора урожая и окончания полевых работ отмечаются в славянских странах Европы и в настоящее время, хотя они и приобрели совершенно иной смысл и значение, далекие от первобытной магии. Значительно усилена и развлекательно-игровая часть праздника, как правило, сопровождаемая выступлениями фольклорных групп.

Архаичностью и культурным наследием различных субстратных этнических пластов отличались календарные праздники у южных славян на Балканах: здесь и восходящий еще к античным временам "оброк" с его магией плодородия земли и принесением ей жертвы, и древние "волчьи дни" - первые две-три недели ноября, посвященные волкам, когда их нельзя "тревожить", и "мышиные дни" и многое-многое другое (у болгар). Популярны были в Болгарии и соседних районах Сербии, также восходящие к античному времени "день Трифона Зарезана", отмечавшийся 14 февраля (подрезание виноградных лоз и поливание их вином для доброго урожая), древние Дославянское (фракийские) действа "кукеров" или "сурвакаров", связанные с магией плодородия, отвращения зла и болезней от людей и домашних животных, которые исполнялись в ночь под Новый год и на масленичной неделе, и ряд других архаичных ритуалов (например, известное "хождение по огню" нестинаров).

Наконец, у болгар, сербов и ряда других южнославянских народов справлялся и специальный девичий праздник "лазарок", или "лазарица" ("Лазарева суббота" у сербов) в день святого Лазаря - за неделю до Пасхи. "Тодоров день", или "конская пасха", с соревнованиями в беге лошадей справлялся в марте месяце. "Георгиев День" (6 мая) - первый весенний выгон скота на луга, "Енев день" (Иван Купала у болгар) и др.

Большой популярностью у сербов и других югославянских народов Балкан пользовался семейный "праздник славы", или "Красно имя" - в прошлом каждая сербская семья имела своего святого, патрона-покровителя, в день которого и справляла свою семейную "славу". Обычно в числе других обрядовых блюд в этот день приготовляли традиционный пирог "колач", варили из зерен пшеницы кашу - "КОЛИНУ" и т.п. Между лицами, празднующими одну и ту же семейную "славу", не мог быть заключен брак, так как они считались родственниками. Общесельским коллективным вариантом "славы" являлась "заветина" — праздник, в котором ярко проступали пережитки семейно-родового культа, связанного с весенними обрядами магии плодородия, а также ряд зимних и летних календарных праздников земледельцев и скотоводов с их магико-символической защитой посевов от стихийных бедствий, скота от болезней и т.д., например, в дни св. Ивана (24 июня), св. Ильи (20 июля) и др.

Сейчас многие традиционные праздники и обычаи зарубежных славян либо забыты, либо сильно трансформировались, потеряв прежние религиозно-магические функции. Теперь это главным образом праздничные развлечения, общесельские забавы и семейные торжества.

В повседневный быт многих славянских народов европейских стран отчасти традиционных национальных праздников - День создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия, праздник болгарской культуры, День гибели чешского национального героя Яна Гуса в Чехии и другие - в последние годы вошли новые праздники.