Мезоамерика
Территории от северной Мексики до центрального Гондураса и Никарагуа образуют обширную область североамериканского континента, где культура аборигенов достигла наивысшего развития. Для этой части Америки свойственно чередование разнообразных экологических сред с различными ресурсами, которые мог использовать человек. Полагают, что эти обстоятельства определили региональную хозяйственную специализацию и развитие обмена.
Уже со II тысячелетия до н.э. в нагорьях и на побережье становится господствующим оседлый земледельческий образ жизни. Среди поселений стали выделяться церемониальные центры. Наивысшего расцвета достигла в то время ольмекская культура на атлантическом побережье штата Веракрус (1500-1000 гг. до н.э.). Пирамиды и платформы, огромные каменные блоки и изображения человеческих голов говорят о применении большого числа рабочих рук, механических и математических познаний. К более позднему времени вносится возведение Теотиуакана в северо-западной части долины Мехико. С 600 г. н.э. это был большой город площадью 20 кв. км, насчитывавший, возможно, около 125 тыс. человек. Влияние ольмекской культуры и Теотиуакана широко разошлось по Мезоамерике.
С конца I тысячелетия до н.э. стала развиваться культура майя. Особого расцвета она достигла на полуострове Юкатан в так называемый классический период (I тысячелетие н.э.). Известны сотни церемониальных центров и десятки городов-государств того времени. Основу экономики майя составляло земледелие с использованием простейших орудий, топора и палки-копалки; сформировались ремесла. Необходимость знания циклических изменений погоды привела к разработке сложной календарной системы, дававшей возможность рассчитывать время на многие годы вперед и предсказывать солнечные затмения. У майя далеко зашло расслоение общества, выделились верховные правители, знать и священнослужители. Майя создали оригинальную письменность.
Крупные центры майя пришли в упадок в конце I тысячелетия н.э. В это время в центральной Мексике появляется культура тольтеков, влияние которой распространилось на юге до Гватемальского нагорья. Она сменилась последней великой цивилизацией Мезоамерики доколониального времени, носителем которой были астеки.
Ко времени прибытия испанцев Мезоамерику занимало множество народов, говоривших на языках разных лингвистических семей. К юто-астекской относились языки нахуталь (язык ацтеков), кора-уичоль, кахита-араумара, пима-тепехуана. В семью михе-соке входили языковые группы михе и соке, в майя-киче - майя и другие, в макроотомийскую - группы миштекская, пополакская, сапотекская, отоми и чинантекская. Были представители и языков хока (тлапанеки и др.)
Вторжение ацтеков завершило переселение народов нахуа с севера в долину Мехико. В начале XIV в. они обосновались на болотистом острове озера Тескоко и основали город Теночтитлан. Через столетие, во главе коалиции с соседними городами Тескоко и Тлакопан, они вели войны с другими народами. В результате этих войн было создано огромное политическое объединение, простиравшееся от берегов Атлантики до тихоокеанского побережья.
Основу хозяйства астеков составляло выращивание маиса на орошаемых полях; возделывали много других растений: фасоль, тыкву, перец, какао, авокадо, ананс и другие, а также табак, хлопок и магей (разновидность агавы). Последний использовался очень широко: колючки служили иглами, ствол — строительным материалом, корни поедались, из листьев делали кровлю, из очищенных волокон — ткани и бумагу, из сока готовили сладости и опьяняющий напиток. Практиковались также рыболовство и охота, которые были, скорее, уделом знати. Разводили собак, индюков и пчел, а кроме того - кошениль (мелкое насекомое из отряда полужесткокрылых) для получения красителя-кармина.
Большого совершенства астеки достигли в обработке камня. Из обсидиана получали длинные узкие лезвия, служившие ножами, бритвами и наконечниками для оружия. Ювелиры оправляли драгоценные камни в золото. Вершиной их искусства считаются мозаики с использованием аметиста, горного хрусталя, бирюзы, жумчужин, раковин и других материалов. Из обсидиана делали зеркала и маски. Обрабатывали медь, серебро и золото - холодной ковкой или плавлением.
Из хлопка и волокон магея получали пряжу, используя веретена с глиняными пряслицами; ткали на горизонтальном станке. Ткань окрашивали и покрывали вышивкой. Многоцветные плюмажи и плащи сшивали или склеивали из перьев птиц. Одеждой мужчин служили набедренные повязки и накидка, которая завязывалась на правом плече; женщины носили тунику и длинную юбку. Те и другие надевали сандалии из кожи. Использовались разнообразные украшения в виде подвесок - в ушах, нижней губе, носовой перегородке, а также браслеты, ожерелья и т.д. Основным назначением украшений было показать социальную иерархию тех, кто их носил. Так, беднякам запрещалось носить украшения из драгоценных камней и металлов, а также одежды из тонкой хлопковой ткани.
Простолюдины обитали в прямоугольных однокамерных хижинах; их стены были из сырцового кирпича или плетней, обмазанных глиной, кровля застилалась листьями магея. Нередко постройки стояли на столбах. Помимо жилищ, возводились зернохранилища, птичники, бани. Окон обычно не было, и помещения освещались лучиной. В центре жилья располагался очаг. Семья принимала пищу на Циновках, спала на земляных или деревянных ложах, покрытых циновками, шкурами или покрывалами. Богачи жили во дворцах или больших домах. В домах знати имелась мебель: сиденья, столики, ширмы, лари.
У астеков соблюдалось строгое разделение труда по полу. Женщины вела домашнее хозяйство, выполняли земледельческие работы и лишь в некоторой мере участвовали в торговле. Мужчины были заняты земледелием, служили воинами и администраторами, занимались специализированными ремеслами (плотницкое дело, строительство, обработка камня, маталлов и кожи), рыбной ловлей, цветоводством, а также изготовлением керамики, корзин, циновок, оружия и ювелирных изделий.
У астеков была хорошо организована торговля. В Теночтитлане каждые пять дней устраивались базары. Торговля была как меновой, так и посредством общепринятых эквивалентов: ими служили зерна какао, небольшие кусочки хлопковых тканей, медные топоры, трубочки с золотым песком. Торговые караваны в составе носильщиков и охраны ходили далеко за пределы астекских владений. Они являлись сборщиками сведений о ближних и дальних соседях и находились под защитой государства; нередко из-за обид, нанесенных торговцам, астеки начинали войны. У торговцев была организация, сравнимая с европейской цеховой; их сообщества имели своих богов, собственную систему правосудия и знаки отличия.
Некоторые исследователи считают основной социальной ячейкой у астеков большую неразделенную семью, состоявшую из двух-трех парных. Ее домохозяйство включало несколько (по числу пар) жилых помещений, зернохранилища, бани и иногда кухни. Постройки образовывали внутреннее замкнутое пространство. Большесемейная группа была пользователем земли до тех пор, пока ее обрабатывала; в противном случае земля утрачивалась. Другие исследователи полагают, что основу астекского общества составляли кальпулли (соседские общины, по определению одних; экзогамные нетотемические патрилинейные кланы, согласно мнению других). У астеков было двадцать кальпулли, они имели свои храмы и некоторые общественные сооружения, расположенные вокруг площади, становившейся, таким образом, центром общины.
Кальпулли владели землей, предоставляя ее в пользование семьям. Каждый мужчина имел право получить участок для содержания семьи. Землю можно было обрабатывать самому или сдавать в аренду члену кальпулли. Земля передавалась по наследству сыну, младшему брату или племяннику по мужской линии. Земля не являлась собственностью одного человека, он не мог ее продать, и она возвращалась в кальпулли, если не обрабатывалась два года или вырождалась мужская линия. Кальпулли располагали и свободными землями, которые предоставлялись по мере необходимости младшим сыновьям. Некоторые земли кальпулли обрабатывались сообща; урожай с них шел на уплату налогов и содержание главы кальпулли (кальпуллека) и других, более высоких должностных лиц. Кальпулли возглавлял совет старейших, составленный из глав семей. Именно этот вождь распределял земли, разрешал споры, управлял общественными хранилищами. Кальпулли выставлял воинов во главе с военным вождем для участия в боевых действиях. Военный вождь, кроме того, обучал молодежь воинскому искусству и исполнял полицейские функции. В кальпулли было еще одно должностное лицо, "оратор", представлявшее общину на племенном совете.
Успешные войны астеков и увеличение богатств привели к заметному расслоению астекского общества. Нижнюю его ступень занимали рабы. Ими становились: должники, в особенности игроки в азартные игры; преступники; молодые люди, поступившие от покоренных племен в качестве дани; майеки, добровольно продавшие или заложившие себя в рабство; дети, проданные родителями. Хозяин распоряжался услугами раба, но не им самим; он не имел права обращаться с ним плохо и тем более убить, мог продать его лишь с согласия самого раба. Раб мог заводить семью и владеть имуществом. Дети рабов считались свободными, становясь майеками. Сам раб мог освободиться несколькими способами - возвратив долг или цену, которая была за него когда-то уплачена; сбежав от хозяина и укрывшись в резиденции правителя и пр.
Майеками были свободные астеки, которые отказывались по каким-то причинам вступить в предписанный брак или возделывать общинную землю. Майеки зарабатывали на жизнь, будучи носильщиками, а также обрабатывая храмовую или господскую землю за некоторую часть урожая. Практически они превращались в подобие крепостных, так как не могли покидать землю, на которую их "сажали".
Основную часть свободного населения составляли земледельцы. Они платили налоги, выполняли разного рода повинности. Среди общинников выделялся слой старейшин, освобожденных от налогов и не участвовавших в производительном труде. Особые прослойки составляли профессиональные торговцы и ремесленники.
Нижний слой знати образовывали люди, отличившиеся в войнах, при исполнении служебных обязанностей или особым религиозным рвением. Их положение не было наследственным, но они пользовались некоторыми привилегиями - освобождались от ряда налогов, имели право носить одежды из тонкого хлопкового полотна, украшения из золота и драгоценных камней, особые знаки, указывавшие на их положение.
Двадцать кланов астеков объединялись в четыре фратрии, которые имели свои храмы и арсеналы с оружием. Их возглавляли военные предводители, принадлежавшие к числу самых могущественных господ. Совет из двадцати ораторов решал обычные государственные дела. Самые важные вопросы обсуждались на большом совете, куда входили также гражданские и военные вожди кальпулли, военные вожди фратрий и некоторые другие чиновники, а также самые высокие священнослужители.
Знать избирала среди членов одного рода верховного правителя, носившего титул Тлакатекутли (вождь мужчин). Обычно это был младший брат или племянник умершего из старшей ветви. Тлакатекутли был, прежде всего, военным вождем племени и конфедерации. В его ведении находились также взимание налогов, прием послов и т.п.
Астеки жили практически в одном городе и его окрестностях, образуя город-государство. В начале XVI в. в Теночтитлане, по разным подсчетам, обитало от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч человек. Жизнь астеков была сосредоточена на войне. Война и ее культ лежали в основе социальной организации и религии. Главной целью войны считался захват пленников для жертвоприношений. Поэтому пленников почти никогда не обменивали и не освобождали.
Для записи исторических событий, календарных и астрономических явлений и связанных с ними ритуалов астеки пользовались письменностью, сочетавшей пиктографические и иероглифические принципы.
В заключении браков главную роль играли родители молодых людей. Существовали некоторые ограничения в выборе партнера - нельзя было вступать в брак с близкими родственниками как по мужской, так и по женской линиям, а также внутри кальпулли. Свадебный обряд включал совместную трапезу, танцы и освящение ритуала и пр. Имела место полигамия, в особенности в высших слоях общества. При возможном разводе сыновья оставались с отцом, дочери - с матерью; разведенная женщина возвращалась в свой кальпулли и могла вступить в новый брак. Вдова же оставалась в кальпулли умершего мужа, вступая в брак с одним из его членов.
Для астекской религии были свойственны жестокость (по нашим меркам) ритуалов, высокая степень символизма и мистицизм. Астеки почитали множество богов разного уровня и значимости - личных, домашних, общинных и племенных. Среди последних особое место занимали: Уитцилопочтли (что означало "Колибри-слева", так как считалось, что души храбрых воинов превращались в колибри) - бог войны; Тескатлипока ("Дымящееся зеркало") - вечно юный бог правосудия, ночи и судьбы, иногда-злой враг людей; Кетцалькоатль ("Пернатый змей") - бог ветра и воздуха, покровитель жрецов. Помимо этого почитали бога и богиню маиса и др. Богам служило целое сословие жрецов различных ступеней, формировавшееся из младших детей знати. Высшими иерархами были жрецы богов Уитцилопочтли и Тлалока; они являлись советниками верховного правителя и членами племенного совета.
Астеки верили в загробную жизнь: в зависимости от рода смерти души умерших отправлялись либо в подземное царство Миктлан, либо в страну бога Тлалока, считавшуюся земным раем, либо в небесное жилье бога-солнца. Этой высшей чести были достойны храбрые воины, люди, принесенные в жертву, а также женщины, умершие при родах.
Сложная система ритуалов состояла из цикла празднеств, привязанных главным образом к земледельческому календарю. Частью этих ритуалов были разнообразные танцы и игры в мяч. Но главными, видимо, следует считать человеческие жертвоприношения, где важное место занимала кровь жертвы. Астеки полагали, что постоянный поток крови сохранял богам молодость и силу. Очень широко практиковались кровопускания, для чего протыкались язык, мочки ушей, конечности и даже половые органы. Священники прибегали к таким операциям несколько раз в день. Более же всего для богов требовались в жертву люди.
Государственное образование астеков в начале XVI в. было самым крупным, но не единственным в Мезоамерике. некоторое время с ними соперничали миштеки и сапотеки; отстояли свою, независимость тараски. Южнее сапотеков, "уплачивавших дань астекам, обитали многие племена, принадлежавшие к языковой семье майя-киче и бывшие наследниками культуры древних майя.
- Этнический фактор в мировой истории 259
- Проблемы прикладной этнологии 268 заключение 270 предисловие
- Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат Предметная область этнологии
- Социальные функции этнологии
- Понятие и термины этнологии
- Классификация народов мира
- Географическая классификация
- Народы Австралии и Океании
- Народы Азии
- Народы Америки
- Народы Африки
- Антропологическая классификация
- Языковая классификация
- Индоевропейская семья
- Эскимосско-алеутская семья
- Афразийская (семито-хамитская) семья
- Нигер-кордофанская (конго-кардафанская) семья
- Нило-сахарская семья
- Койсанская семья
- Северокавказская семья
- Сино-тибетская семья
- Классификация народов мира по историко-этнографическим (историко-культурным) областям
- Очерк истории этнологической науки
- Этнологические (этнографические) источники
- Методы исследовательской работы
- Западная европа
- Очерк этнической истории
- Этнический состав
- Хозяйство и материальная культура
- Социальный быт и духовная культура
- Семейный быт и обряды
- Праздники
- Славянские народы центральной и юго-восточной европы Общие сведения
- Этническая история западных и южных славян
- Хозяйство и материальная культура
- Поселения
- Общественный и семейный быт, духовная культура, народное творчество
- Религия
- Праздники
- Фольклор
- Восточнославянские народы. Расселение и численность. Расовые типы. Языки
- Происхождение и этническая история
- Хозяйственные занятия
- Поселения
- Социальные структуры и институты. Общественный быт
- Семья и семейный быт
- Традиционная народная культура
- Религия и верования
- Народное искусство и фольклор
- Народы волго-камья
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественный и семейный быт
- Духовная культура
- Народы прибалтики
- Этногенез и этническая история
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы севера восточной европы
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство и материальная культура
- Духовная культура
- Народы юго-запада и юга восточной европы
- Народы сибири
- Этногенез и этническая история
- Традиционное хозяйство коренного населения Сибири
- Духовная жизнь. Верования
- Народы Сибири и торгово-промышленная цивилизация
- Народы кавказа
- Лингвистическая классификация
- Этногенез и этническая история
- Материальное хозяйство
- Поселения
- Общественный и семейный быт
- Религиозные верования
- Фольклор
- Америка: этнокультурные регионы, народы и этнические процессы
- Обитатели Америки до начала европейской колонизации. Первоначальное заселение континента
- Адаптация человека к различным экологическим средам
- Арктическая область Северной Америки
- Северная лесная область
- Северо-западное (тихоокеанское) побережье Сев. Америки
- Калифорния
- Лесные области востока Северной Америки
- Мезоамерика
- Огненная Земля
- Леса и степи Южной Америки
- Тропические леса Южной Америки
- Промежуточная область
- Центральные Анды
- Завоевание и колонизация Америки европейцами
- Аборигены и европейцы
- Насильственная иммиграция из Африки
- Трансформация этнического самосознания
- Культуры и этносы Америки в постколониальный период
- Народы и культуры африканского континента
- Народы Северной Африки
- Народы Восточной Африки
- Мадагаскар
- Народы Южной Африки
- Население островов Индийского океана
- Народы Западной Африки
- Народы Центральной Африки
- Этнические процессы в современной Африке
- Народы западной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественные отношения
- Духовная культура
- Религия
- Народы южной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Семья и семейные отношения
- Социальный строй и общественная организация •
- Духовная культура
- Народы юго-восточной азии
- Этническая история
- Современный этнический состав
- Этнические процессы
- Хозяйство
- Материальная культура
- Социальные отношения и общественная организация
- Духовная культура. Народное творчество
- Народы восточной азии
- Этногенез и этническая история
- Современные этнические процессы
- Этнолингвистическая классификация
- Антропологический состав
- Хозяйственно-культурные типы
- Материальная культура
- Социальная организация
- Духовная культура
- Народы центральной азии
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Общественная организация
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы австралии и океании
- Историко-культурное районирование Австралии и Океании
- Проблемы этногенеза народов Австралии и Океании и основные этапы этнической истории этого региона
- Европейское проникновение в Австралию и Океанию и его последствия
- Народы Австралии
- Народы Папуасии (Новой Гвинеи)
- Народы Меланезии
- Новая Каледония
- Народы Фиджи
- Народы Полинезии
- Народы Новой Зеландии
- Народы Микронезии
- Этнический фактор в мировой истории
- Современные тенденции этносоциального развития в мире. Межэтнические конфликты
- Проблемы прикладной этнологии
- Заключение