logo search
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК

Этногенез и этническая история

Область, где, по мнению большинства исследователей, происходило формирование уральской языковой семьи, лежала по обе стороны Уральского хребта. В восточной части этой территории складывались самодийские языки, в западной — угро-финские. В конце III тысячелетия до н.э., как полагают лингвисты, произошло отделение финнов от угров. В эпоху бронзы (II тысячелетие до н.э.) началось постепенное распространение финноязычных племен из района Прикамья на запад вплоть до Балтийского моря. При этом они смешивались с местным населением и испытывали его культурное воздействие.

В раннежелезном веке в Волго-Камье сложилась ананьинская археологическая культура (VIII-III вв. до н.э.), носители которой явились далекими предками коми-зырян, коми-пермяков, удмуртов и отчасти марийцев. Начало формирования современных финноязычных народов Волго-Камья относится к первой половине I тысячелетия н.э.

Археологические исследования последних лет в пределах Удмуртии и прилегающих районов позволили более полно представить картину этногенеза удмуртского народа. Формирование древнеудмуртской этнолингвистической общности протекало преимущественно в южной части Камско-Вятского междуречья захватывая правобережье Камы и ее притоков Ижа и Тоймы, а также в бассейне р. Вятки, включая ее правобережные притоки. В среднем течении р. Вятки сложился древнеудмуртский племенной союз ватка, распространившийся и на верховья Вятки.

Бассейн р. Чепцы, считавшийся прежде изначальной областью формирования удмуртов, был освоен древними удмуртами сравнительно поздно. В конце I тысячелетия н.э. сюда пришли удмурты племени калмёз из левобережных районов среднего течения Вятки и смешались с местным населением. Позднее в XIII в. в этот район начали переселяться удмурты племени ватка.

Продвигавшиеся с запада в бассейны Пижмы и Вятки марийские племена потеснили удмуртов на левобережье Вятки, на территорию калмезов.

Своеобразие социально-экономического и этнического развития удмуртов в последующее время привело к образованию среди них двух крупных этнографических группировок - северной и южной, внутри которых прослеживались отдельные этнографические группы.

Особый компонент в удмуртском этносе составляют бесермяне, живущие в бассейне р. Чепцы; в настоящее время бесермян отличают от удмуртов. Происхождение бесермян до сих пор не выяснено. Одни исследователи считают их потомками волжских булгар или какой-то другой группы тюрок, переселившихся из Нижнего Прикамья на Чепцу, другие видят в них южных удмуртов. После присоединения Удмуртского края к России начался процесс консолидации удмуртской народности.

Область формирования марийских племен охватывала правобережье Волги между устьями Суры и Цивиля и противоположное левобережье вместе с Нижним Поветлужьем. Основу их составили потомки ананьинцев, испытавших этническое и культурное воздействие позднегородецких племен - предков мордвы. Из этого района марийцы расселялись в восточном направлении, где они вошли в соприкосновение с удмуртскими племенами, и в южном, где граница их расселения доходила до р. Казанки. Ко времени включения Марийского края в состав России марийский этнос состоял из ряда групп, различавшихся своими диалектами, особенностями материальной и духовной культуры и этническим самосознанием. Позднее, под воздействием более тесных социально-экономических связей, особенно с развитием капиталистических отношений, эти группировки консолидировались в марийскую народность.

До сих пор сохраняется деление марийцев на горных, луговых и восточных. Горные марийцы, живущие по правобережью и на противоположном левом берегу Волги, отличаются от других групп марийцев своим наречием и некоторыми особенностями традиционной культуры. Луговые марийцы, составляющие большинство марийского народа, занимают Волго-Вятское междуречье. Восточные марийцы сложились из переселенцев с луговой стороны Волги и Башкирию и Приуралье.

Древнемордовские племена формировались в междуречье Оки и Волги на основе местного финноязычного населения, которое оставило, по-видимому, памятники позднегородецкой археологической культуры. В начале I тысячелетия н.э. здесь образовалось несколько этнолингвистических группировок предков мордвы, которые в процессе исторического развития вступали во взаимодействие с различными ираноязычными и тюркоязычными племенами на южных границах своего расселения. На севере и западе мордва длительное время находилась в тесных контактах с восточными славянами. Часть мордвы обрусела. Ко времени включения Мордовии в состав России среди мордвы выделялись две крупные группы: мокша и эрзя. Мокша окончательно сложилась в бассейне рек Мокши и Цны, эрзя - в междуречье Оки и Суры. Дальнейшее этническое развитие этих групп привело к образованию двух близких по происхождению народностей (мокша и эрзя) со своими языками этническим самосознанием и особенностями материальной и духовной культуры. В XVII—XVIII вв. происходило постепенное движение мордвы на восток, в Заволжье и Башкирию. К концу XIX в. мордва расселилась на обширных пространствах, но не сплошными массивами, а чересполосно с русскими и татарами.

Формирование тюркоязычных народов Волго-Камья происходило на занимаемой ими в настоящее время территории в процессе этнокультурного взаимодействия пришлых в разное время различных групп тюрок с местной, преимущественно финно-угорской этнической средой. До сих пор не решен вопрос о времени появления первых тюрок в Среднем Поволжье. Многие исследователи считают, что проникновение тюрок в этот регион началось в первой половине I тысячелетия н.э. Наиболее крупной волной было переселение в VII-VIII вв. булгар из степей Северного Кавказа и Приазовья. Заняв территорию преимущественно на левом берегу Волги, ограниченную с севера Камой, а на юге простиравшуюся до Самарской луки, кочевники-булгары пришли в соприкосновение с местном финно-угорским населением. В X в. булгары создали государство - Волжскую Булгарию, игравшую значительную роль в экономической и политической жизни Восточной Европы. В XIII в. это государство пало под ударами монголо-татар. Его города (Булгар, Биляр, Сувар и др.) подверглись разрушению. Значительная часть населения погибла или была уведена в плен, многие отошли в леса к северу от Камы и в правобережные районы Поволжья.

Население Волжской Булгарии приняло участие в формировании чувашей, поволжских, или казанских, татар и башкир.

Проблема происхождения чувашей до сих пор остается невыясненной до конца. При ее решении главное внимание уделяется чувашскому языку, который, будучи тюркским, занимает обособленное положение среди других тюркских языков. Он резко отличается от соседних близкородственных — татарского и башкирского языков. Большинство исследователей рассматривает его как один из древнейших тюркских языков и включают его в одну группу с ныне исчезнувшими булгарским и хазарским языками. Однако существует также мнение, что своеобразие чувашского языка сложилось под влиянием какого-то финно-угорского языка, с которым он находился в длительном контакте.

Считается, что непосредственными тюркоязычными предками чувашей являются сувазы (суары, сувары), входившие в состав Булгарского государства. Расселившиеся по правобережью Волги (особенно после разгрома монголо-татарами Волжской Булгарии) булгары-сувазы смешивались с жившими там горными марийцами. Это смешение отразилось в лексике чувашского языка, а также в формировании этнографической группы чувашей-вирьялов (верховых, по течению Волги), которые в традиционной культуре имеют много общего с горными марийцами и отличаются от юго-восточных чувашей-анатри (низовых). От сувазов происходит самоназвание чувашей. Под этим наименованием чуваши сравнительно поздно (начало XVI в.) появляются на страницах письменных источников. До этого, по-видимому, они выступали под именем "горной черемисы" вместе с горными марийцами.

Основными тюркоязычными предками поволжских татар были булгары, отошедшие после разгрома Волжской Булгарии в лесные области к северу от нижнего течения Камы. Там они смешивались с местным финноязычным населением - луговыми марийцами и удмуртами. Вторгшиеся на территорию Среднего Поволжья монголо-татары не оказали существенного влияния на формирование поволжских татар. В антропологическом отношении татары ближе всего стоят к булгарам.

В период существования Золотой Орды и во время образования Казанского ханства (XV в.) часть кыпчаков осела в Заволжье, влившись в местную булгаро-язычную среду. Население Казанского ханства долгое время называлось булгарами и казанцами, затем возобладал этноним "татары". Этот термин известен давно.

Еще до н.э. им называли племена, жившие по соседству с Китаем. Позднее под этим термином известен крупный союз тюркских и монгольских племен. Свое возвышение монголы начали с победы над татарами. В период монголо-татарских завоеваний данный этноним получил очень широкое распространение. Он закрепился за населением Золотой Орды, большинство которого составляли кыпчаки.

В процессе формирования татарского населения Поволжья и Приуралья участвовали также мишари. Происхождение мишарей до сих пор не выяснено. Некоторые исследователи считают их потомками отюреченной финно-угорской мещеры. Высказывается также мнение, что мишари по происхождению связаны с одним из древнейших тюркских племен, вошедших в состав многих народов (венгров, волжских булгар, башкир, мордвы и др.). В мишарях также видят потомков средневековых тюркоязычных буртасов. В настоящее время мишари называют себя татарами. Небольшие их группы проживают в Мордовии, Татарии, Башкирии, а также в областях к западу и востоку от Волги. Мишари составляют большинство татарского городского населения.

Таким образом, среди татар Волго-Камья выделяются две основные их группы: собственно поволжские, или казанские, татары и татары-мишари. Кроме того, существует небольшая группа татар-крящен (крещеных татар), отличающаяся бытовыми особенностями.

Сложно протекал этногенез башкир. Основу их составили тюркские племена центральноазиатского происхождения, которые под названием баджгардов и бурджан были зафиксированы источниками VII-VIII вв. в районе Приаралья и Сырдарьи. Оттуда эти племена в составе печенежского союза племен в VIII в. продвинулись в прикаспийские и северокавказские степи. Затем в конце VIII - начале IX в. предки башкир вслед за булгарами отошли на север в степные и лесостепные районы, расположенные между Волгой и Уралом. Относительно небольшая территория Бугульминской возвышенности, ограниченная севера и востока течением р. Белой, с запада - левыми притоками Волги и с юга степями, примыкающими к р. Самаре, стала местом, где в IХ-Х вв. шел процесс формирования древнебашкирского этноса, ставшего известным под названием башкорт. В этот период в состав башкир влились близкие им по культуре кочевые буйгаро-мадьярские племена, жившие по соседству в приуральских степях. Там же, в Приуралье, древние башкиры смешивались с ранее поселившимися в тех местах финно-угорскими, сармато-аланскими, угорско-самодийскими племенными образованиями.

В период монголо-татарского нашествия и господства Золотой Орды происходила дальнейшая кыпчакизация башкир, начавшаяся еще в домонгольский период. Кыпчаки оказали большое влияние на формирование башкирского языка, который относится к кыпчакской ветви тюркских языков.

После распада Золотой Орды в XV - начале XVI в. башкиры подпали под власть ногайских ханов. Лучшие кочевья башкир особенно на юге, были заняты ногайцами. Под давлением ногайцев башкиры продвинулись на север, где вошли в соприкосновение с финноязычными и угорскими (манси) народами и частично смешались с ними. Длительные контакты с кочевниками-ногайцами привели к вхождению части ногайцев в состав башкир. Последние значительные вкрапления иноэтничных элементов в башкирский этнос происходили в ХVII-ХVIII вв., когда на территории Северо-Западной Башкирии поселились выходцы из Поволжья -татары, марийцы, удмурты и мордва. Особенно интенсивное этнокультурное взаимодействие было между татарами и башкирами, чему способствовало родство их языков.

Ко времени присоединения Башкирии к России (XVI в.) башкирский этнос находился на пути консолидации в народность, которая оформилась уже в рамках Российского феодального государства.

В дореволюционный период этническое развитие народов Волго-Камья не пошло дальше стадии народности, за исключением татар, ставших на пути консолидации в нацию. После Октябрьской революции все народы Волго-Камья получили свои национальные автономии, в пределах которых и шло образование наций.

Этническое развитие народов Волго-Камья в современных условиях идет по линии дальнейшей консолидации наций, при этом происходит стирание культурных различий между входящими в них этнографическими группами. Исключение составляет мордва, внутри которой продолжает четко сохраняться деление на мокшу и эрзю, имеющих свои литературные языки. Отдельные группы выходцев из коренных народов, живущие за пределами своих национальных автономий, испытывают постоянное воздействие культуры и языка иноэтнического окружения, и если эти группы крупные, как, например, восточные марийцы, живущие в Башкирии (более 100 тыс.) среди татар и башкир, то они продолжают сохранять свою этнографическую специфику, язык и этническое самосознание. Если же эти группы небольшие, то они постепенно ассимилируются окружающим населением, как, например, марийцы, проживающие среди русских в Нижегородской и Кировской областях.

Этнокультурное взаимодействие в многонациональном регионе Волго-Камья получило в наше время еще большее развитие благодаря широкому распространению русского языка как средства межэтнических контактов.