logo search
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК

Народы Западной Африки

В регион Западной Африки входит население Бенина (более 4 млн человек), Буркина-Фасо (более 8 млн), Гамбии (670 тыс.), Ганы (около 14 млн), Гвинеи (более 6 млн), Гвинеи-Бисау (около 1 млн), Кабо-Верде (348 тыс.), Кот д'Ивуар (более 11 млн), Либерии (более 2 млн), Мали (около 9 млн), Нигера (более 6 млн), Нигерии (около 102 млн), Сенегала (около 7 млн), Сьерра-Леоне (около 4 млн), Того (более 3 млн человек).

Западная Африка - регион, отличающийся большим многообразием населяющих его народов, языковых семей, антропологических групп, форм хозяйственной деятельности, религиозных представлений.

По территории региона проходит граница расселения представителей двух больших рас - европеоидной и негроидной. В северных областях Мали и Нигера живут туареги, принадлежащие к средиземноморскому типу большой европеоидной расы. Однако большинство народов Западной Африки относится к большой негроидной расе, формирование которой, по-видимому, проходило в бассейнах рек Нигера и Конго.

Большая пестрота этнолингвистической карты Западной Африки - результат длительного исторического развития региона. Постепенно "высыхание" Сахары привело к значительным переселениям народов к югу и юго-западу. Существование в сахельской зоне крупных средневековых государств: Ганы (1У-Х1 вв.), Мали (III-XV вв.), Сонгаи (ХУ1-ХУП вв.) - способствовало интенсификации процессов этнического сближения внутри них. Широкая завоевательная политика сопровождалась переселениями, созданием поселений пленников иной этнической принадлежности и формированием новых, зависимых "племен". Вовлечение Западной Африки в европейскую работорговлю также внесло заметные изменения в этническую карту региона: исчезли одни, переселились другие, ассимилировались третьи. В XVIII—XIX вв. в ходе войн под лозунгами ислама широко (от Сенегала до Камеруна) расселились фульбе с запада региона.

Языки афразийской семьи представлены берберским языком тамашек (туареги) и языками чадской группы (хауса и др.). Большинство же принадлежат к нигеро-кордофанской семье, к нигеро-конголезской группе. Внутри нее выделяют несколько подгрупп. В гвинейскую подгруппу (ква) входят языки народов Кот д'Ивуар (аброн и др.), Ганы (акан, тви, ашанти, фанти), Бенина (фон), Южной Нигерии (йоруба, ибо, нупе). Верховья рек Сенегала и Гамбии - место проживания народов манде: северные (малинке, бамана, сонинке) в Мали и южные (сосо, кпелле, тома и другие) в Либерии и Сьерра-Леоне и некоторые языки южной Нигерии. В одну подгруппу - западноатлантическую объединяют и языки населения Атлантического побережья от реки Сенегал до Либерии: волоф и серер в Сенегале, баланте в Гвинее-Бисау, киси в Гвинее. Население в излучине Нигера говорит на языках вольтской подгруппы: это моей, груси, гурма в Буркина-Фасо, бобо, догон, сенуфо в Мали и на севере Кот д'Ивуар. Еще одна значительная языковая подгруппа - бенуэ-конголезская: тив и другие в средней части северной Нигерии.

На языках нило-сахарской семьи говорят сонгаи; канури в Чаде, Нигере, Нигерии (сахарская группа), маба на границах Чада и Судана (группа маба).

Характерная особенность региона, как и всей Тропической Африки - несовпадение этнических территорий и границ государств, искусственно образованных в период колониализма. Эве живут в Того, Гане; хауса в Нигерии, Нигере и других странах; туареги - в Мали, Мавритании, Алжире; сенуфо - в Мали и Кот д'Ивуар и т.д. Некоторые народы Западной Африки (хауса, фульбе, канури) имели письменную литературу, использующую арабскую графическую основу - письмо аджами. У других народов существовали оригинальные системы передачи информации. Акан широко пользовались "барабанным письмом"; на побережье южной Нигерии было распространено письмо "нсибиди" из упрощенных пиктографических знаков. Близки пиктограммам глиняные барельефы во дворце правителя в Дагомее и барельефы из бронзы, как и резьба на слоновых бивнях у йоруба. Слоговое письмо существовало у ваи, менде, темне в Либерии и Сьерра-Леоне. На гирьках для взвешивания золотого песка у ашанти (Гана) использовалась особая система записи цифр. Однако местные записи информации не получили развития. И они, и аджами после колонизации Западной Африки были вытеснены латиницей. Письмо на основе арабской графики сохранилось только в коранических школах. В некоторых странах Гвинейского побережья (Гане, Кот д'Ивуар) были предприняты попытки возрождения языка барабанов.

Северную часть региона занимает Сахара. Южнее расположен пояс саванн, известный как "сахель" (берег - ар.). Еще южнее, вдоль побережья Гвинейского залива - влажные, почти непроходимые экваториальные леса. Занятия и материальная культура народов Западной Африки тесно зависимы от географических условий зоны проживания. Все они занимаются производящим хозяйством.

Скотоводческие народы Западной Африки разводят крупный рогатый скот, главным образом короткорогие породы ("лагун" на всем Гвинейском побережье и "сомба" в Дагомее), но в Гвинее - длиннорогие "ндама". Повсюду выпас крупного рогатого скота сочетается с выпасом коз и овец. В засушливых зонах распространено верблюдоводство. Кочевым скотоводством продолжают заниматься, в частности, фульбе-бороро, тогда как большая часть фульбе, расселившихся по Западной Африке от Сенегала до Камеруна, перешла к отгонному скотоводству. Общие черты скотоводческого хозяйства: отсутствие выраженной мясной и молочной селекции, исключительно пастбищное содержание скота, отсутствие заготовки кормов, низкая товарность. Для скотовода скот — главное достояние и основа его существования. Это самая высокая ценность, и количество его определяет место человека в обществе. Скот также - одежда, обувь, утварь из кожи и шерсти, пища: молоко и реже мясо. Режут скот редко, по поводу рождения, свадьбы, посещения наиболее уважаемых гостей.

Перекочевки скота сезонные. Они связаны с обеспеченностью пастбищами и водой, а также с движениями в зависимости от сухого и влажного сезона мухи цеце, опасной для крупного рогатого скота. Пути перекочевок складывались в течение веков и традиционно используются и сейчас, невзирая на границы. Так, фульбе-бороро кочуют в Нигере, Нигерии, Буркина-Фасо. В особенно сухие и жаркие месяцы выпас производят по ночам. Сейчас практикуется наем пастухов. За годичную работу полагается обеспечение пищей и одеждой, а в конце срока -годовалый бычок, за заботу об особо крупном стаде - бычок-трехлетка.

Большинство фульбе (как в Гвинее, Сенегале, Камеруне) ведут отгонное скотоводство. После окончания сезона дождей и уборки урожая (кукурузы и проса) фульбе уводят свои стада к югу и проводят там сухое время года. На этот период строятся легкие временные жилища, а в основных поселениях остаются старики и дети. С началом дождей скотоводы возвращаются на север, с тем, чтобы к началу полевых работ оказаться на месте. Мужчины в это время оставляют скот на попечении юношей и занимаются обработкой полей. Юноши ведут пастьбу скота, угоняя стада по утрам до вечера. С окончанием сезона дождей, примерно в ноябре, и взрослые мужчины фульбе возвращаются к пастушеским обязанностям и вновь уходят на юг.

Земледельцы возделывают и местные и завезенные культуры. В Африке окультурены многие зерновые (сорго, просо, рис, ячмень), клубневые (разные виды ямса), бобовые, масличные (карите, кунжут, клещевина), разные виды пальм (масличная, финиковая, кокосовая). Местного происхождения гвинейский перец (мала-гета), кофе (вероятнее всего, из Эфиопии). Из Азии еще в древности сюда попали банан, таро, дагусса (элевзина), во времена арабского завоевания Северной Африки на континент попали гранат, сахарный тростник, лук. Позднее, в XVI в. португальцы завезли маниоку, батат, ананас, кукурузу, а в ХУП-ХУШ вв. - арахис, авокадо, дынное дерево. Еще позднее из Америки появились какао и томаты, из Индии - манго.

Традиционное африканское земледелие было сосредоточено на производстве пищевых продуктов в размерах, необходимых лишь для пропитания. Технические культуры - хлопок, индиго - возделывали немногие народы. По использованию сельскохозяйственных культур и технологии выделяются зона сухих саванн с производством зерновых и зона влажных районов экваториального пояса, где их место занимают корнеплоды.

Типичные представители земледельцев сухих саванн - хауса. Это многочисленный народ, живущий на севере Нигерии, в Нигере, Камеруне, ЦАР, Чаде. За пределами своей прародины - это купечество, а ныне - коммерсанты, офицеры, чица свободных профессий, правительственные чиновники. Сухие саванны между южной границей Сахары и влажными экваториальными лесами обладают достаточной, но не чрезмерной влажностью. Здесь растут лишь отдельно стоящие деревья или галерейные леса, что позволяет обходиться без трудоемких корчевок.

Ассортимент культурных растений разнообразен. На приусадебных участках сажают овощи лук, помидоры, тыквы, бобовые и т.д. На полях в стороне от поселений возделывают преимущественно разные виды сорго и проса. Почти повсюду выращивают кукурузу, бататы, табак, арахис, хлопок, занимаются и рисосеянием. ^издавна здесь разводили индиго для получения синего красителя.

Земли здесь - красноземы с тонким почвенным слоем, что не позволяло пользоваться плугом. Поэтому у хауса (как и у других земледельцев этого пояса - бамбара, сонгаи и др.) главное орудие - мотыга. Однако она разной формы и величины, строго специализирована. Чем тверже почва, тем прочнее и тяжелее рабочая часть мотыги. Мотыга "габдеши" используется для обработки нови. Взрыхляя почву или уничтожая сорняки, берут другую - "кваса дуке" или "магирби". Женщины и дети пользуются легкими "дунга". Особой формы мотыга "сунгулин" служит для выкапывания ямок при посеве. Для работы на рисовых плантациях берут "кваса цайе" или "кумбу". Для прополки полей используют "хауйя тсате" и "кальма кворали". Еще один вид мотыги у хауса, который практически не встречается у других народов - большая и тяжелая мотыга с прорезями в рабочей части, через которые можно просеивать землю.

Другие сельскохозяйственные орудия тоже имеют строгую специализацию. Так, одни серпы используются для срезания злаков, другие для уничтожения сорняков на рисовых полях. Для разных культур (риса, листьев пальмы) используются ножи разной формы. Разнообразны и форма и назначение топоров.

Земли после сбора урожая оставляли на несколько лет под залежь. Для удобрения использовалась зола после расчистки целины и выжигания трав и кустарников. Благодаря соседству с фульбе договариваются о выпасе скота на будущих полях, получая, таким образом, удобрение - навоз. Удобряют почвы и перегнивающие стебли, оставляемые на полях. Еще одно средство сохранения плодородия почвы - высаживание одновременно нескольких культур - кукурузы с бобовыми, сорго с камышевидным просом. В наши дни нет возможности осуществлять перелог, падает плодородие почвы, не успевая восстанавливаться, падает и урожайность. В колониальный период много земель было занято под экспортные культуры (прежде всего арахис). Будучи привязаны к мировому рынку, и современные страны Западной Африки вынуждены продолжать занимать земли под эти культуры, иногда даже в ущерб продовольственным.

Кроме трудоемких работ по подготовке поля, все остальное - дело женщин. Они же занимаются сбором плодов и листьев дикорастущих деревьев. Плоды басия используют для изготовления масла, мазей, свечей; стручки рожкового дерева (белой акации) употребляют как приправу в пищу, варят из них густой сок для обмазки стен; сок тамариндового дерева - прохладительный напиток и средство "Против лихорадки; из плодов баобаба делают муку, семена используют для приготовления соусов, а листья — для приправ. Почки пальмы делеб употребляют в пищу и изготовляют из них желтую краску и т.п.

Влажные южные районы вдоль Гвинейского залива занимают народы, основными сельскохозяйственными культурами у которых являются клубневые и корнеплоды, масличные пальмы, карите, малагета. Народы Гвинеи, Сенегала, Либерии, Сьерра-Леоне еще в средневековье торговали гвинейским перцем - эти Районы на европейских картах отмечались как Перечный берег. А ибибио, кала-бари и другие народы южной Нигерии издавна возделывали масличную пальму Лесные области Ганы, современного Бенина, Кот д'Ивуара поставляли на рынки всей Западной Африки орехи кола, содержащие тонизирующие вещества и до сей поры, составляющие необходимый продукт на столе западноафриканцев и играющие немалую роль в традиционных ритуалах.

Для пищи земледельческих народов сухих саванн типична кухня хауса. Основой пищевого рациона являются зерновые. Самое главное блюдо – жидкая просяная каша "фура", которую едят с молоком, и "туво" - каша из сорго. В районе Сокото ее варят из риса, а в южных областях - из ямса. Эти каши дополняются острыми приправами и подливами с солью, чесноком, помидорами, пряностями, перцем. У йоруба популярен луковый суп с перцем, рыбой, курицей. Из пшеничной просяной и кукурузной муки пекут хлеб и лепешки. Широко распространены у всех народов региона "фуфу" - шарики из вареного риса, которые также едят с соусами и подливами.

Пища скотоводческих народов немногим более разнообразна, в основном за счет молока и молочных продуктов. У фульбе, например, молоко употребляется и в свежем, и в кислом виде. Излюбленное блюдо - простокваша, которую едят с фонио, рисом, кукурузой.

У скотоводов берберов и туарегов важный продукт питания - молоко (овечье, козье, верблюжье). Из него сбивают масло, делают острый овечий сыр. Один из важнейших продуктов питания жителей пустыни - финики. Во время длительных переходов употребляется своеобразный концентрат: мясной порошок, смешанный с просяной или пшеничной мукой, его разводят в воде и пьют.

Наиболее искусные ткачи Западной Африки - хауса. Они не только снабжали своими хлопчатобумажными тканями другие народы этого региона, но и продавали в Северную Африку. Виды тканей были разнообразны, яркие, полосатые. Особенно дорого ценилась хлопчатобумажная ткань с вплетением шелковой нити, Самый популярный цвет - от бледно-голубого до густо-синего, интенсивность к которого зависела от времени окрашивания - краску получали из индиго. Для красного, зеленого, желтого цветов использовали растительные красители из некоторых видов тростника, корней растения турн, лимонного сока и др. Население целых кварталов в Кано и других городах было занято этим промыслом. Окраску проводили в земляных ямах, выдерживая ткани до 10 дней. Ткацкое дело - мужское. Хауса пользовались довольно широким горизонтальным ткацким станком, У народов Гвинейского побережья (йоруба, акан) мужчины-ткачи ткут на горизонтальных станках, позволяющих получать полосы не шире 30-50 см, поэтому при изготовлении одежды сшивали вдоль несколько полос. В 20-30-х годах нашего века местные ткани практически вытеснили дешевые английские, американские, японские ситцы, но после второй мировой войны в связи с сокращением импорта местами вновь возродилось ткачество.

Фульбе, туареги, хауса - искусные кожевники. Они изготовляли большие кожаные сумки, переплеты для них, пояса, седла, сандалии, высокие сапоги Для верховой езды, мешки для перевозки тяжестей и т.п. Кожевники хауса, работающие и ныне, достигли большого мастерства в обработке кожи. Окрашенный в красные, зеленые, желтые цвета, тонко выделанный сафьян был издавна и остается одним из важных товаров для Северной Африки. Из бычьей кожи изготовляют плотные, но очень тонкие, почти прозрачные сосуды "танду" для меДа и масла, коробочки, футляры.

Традиционная одежда всегда не только выполняла чисто утилитарные функции (защита от холода, жары или непогоды), но и являлась, как и прическа этническим и социальным показателем. Ныне, однако, эта смысловая нагрузка утрачена, и одежду одного типа носят представители разных народов. Некоторые виды народной одежды особенно популярны в Западной Африке.

Таковы "кенте" ашанти - несшитая одежда, большое полотнище ткани около 4 м длиной и около 2,5 м шириной, изготовленное из многих (до 24) полос ткани. Прежде цвет и символика узоров были строго регламентированы. Большие "кенте" - мужская одежда. Им обертывают тело на уровне груди и конец перекидывают через левое плечо. Женское "кенте" состоит из двух кусков - один обертывают вокруг пояса, другой - вокруг груди. Третий кусок используют, чтобы привязывать к спине младенца или в качестве искусно и причудливо завязанного головного платка. Замужние женщины обычно носят одежду из ткани с одинаковым узором, девушки - с разным.

Традиционная верхняя мужская одежда хауса - шаровары и длинная свободная рубаха "тобе" с большим вышитым карманом на левой стороне груди. Поверх нее носят свободное широкое одеяние без рукавов, но сшитое по бокам. Традиционные цвета - от бледно-голубого до темно-синего. Ныне такого рода рубахи под общим названием "бубу" популярны, особенно среди фульбе, волоф, мандинго. Не существует предпочтительных цветов (любые оттенки пастельных или интенсивных тонов) и тканей (от грубой холстины до белого гипюра).

Разнообразны типы мужской одежды у йорубов (более 30 видов). Наиболее распространенный - широкие суженные к икре или щиколотке шаровары, просторная рубаха ниже талии и поверх рубаха ниже колен без рукавов или с широкими рукавами, уложенными мягкими складками на плечах ("агбада").

Одно из самых развитых и древних ремесел - металлургия и обработка металлов. Вначале медь, железо и сплавы использовались главным образом для изготовления культовых предметов. Наибольшей древностью отличается обработка металлов в Нигерии (у народов бини и йоруба). Это ритуальные колокольца, топоры, скульптурные изображения людей и животных. Главные центры этого искусства — города Бенин и Ифе. На всем протяжении Гвинейского побережья - зона мелкой пластики. Гирьки для взвешивания золотого песка ашанти (Гана) представляют собой миниатюрные скульптурные изображения, иллюстрирующие пословицы и поговорки. Ныне мелкая пластика, представляющая собой жанровые картинки, популярна в Камеруне. И крупные изделия Бенина и Ифе, и мелкая пластика народов Гвинейского побережья изготавливались техникой «потерянного воска». Орудия труда (рабочие части мотыг, ножи, наконечники стрел и копий, лезвия топоров) делались методом ковки. Ювелиры делали из меди, железа, бронзы, золота, серебра браслеты, кольца, шпильки для волос. Ныне искусство металлургии утрачено, кузнецы, еще сохранившиеся в глубинке, работают на металлическом ломе.

В лесной зоне (особенно у йоруба) кузнечное ремесло было окружено уважением и даже поклонением. Напротив, в сахельской зоне люди, занимавшиеся плавкой и обработкой металла, составляли низшую касту, их презирали и одновременно побаивались. Традиционно жены кузнецов занимались гончарством. Здесь не знали гончарного круга, основная техника - изготовление керамики налепом.

Резьба по дереву — столь же древнее искусство. Из дерева резали табуреты, подголовники, чаши, кубки, разнообразные коробочки. Они украшались зоо- или антропоморфной резьбой, или — в зонах преобладания ислама - геометрическим или Растительным орнаментом. Делали и крупные вещи - барабаны и пироги. Наиболее искусные резчики по дереву - сенуфо, догон, бамбара, ашанти. У бамбара и сенуфо Распространены были прорезные маски-наголовники. Народы лесной зоны изготовляли маски-личины, деревянные основы которых декорировались раскраской, Кожей, металлом, растительными волокнами, раковинами каури.

Тип жилища зависит от хозяйственной деятельности, от этнических предпочтений и от строительного материала. Кочевники пустыни и сахеля сооружают Легкие переносные жилища, крытые шкурами, циновками или ковровыми тканями. В районах полупустынь и земледельцы, и оседлые или полуоседлые скотоводы используют при строительстве жилищ глину, камень, кустарники и низкие травы; В районе саванн — дерево; а для покрытия крыш - стебли проса, хлопка и других растений; в лесных районах основными материалами являются пальма ротац рафия, бамбук, листья банана и фикусовых. Основную работу по постройке дома выполняют мужчины, а завершают (покрывают листьями или соломой, обмазывают и украшают) женщины. У многих народов на севере Камеруна, в средней части Нигерии, в Мали, Буркина Фасо хижины круглые в плане. У хауса, народов группы акан, йоруба отдельные помещения прилепляются друг к другу, выходам» во внутренний двор, и вся усадьба представляет собой замкнутый многоугольник Ив таких жилищах, и в усадьбах из круглых хижин, обнесенных изгородью, часто имеется "проходная" хижина. Так, у манде гостей принимают в такой "бунум", не всегда приглашая их во внутренние помещения "сукала" — жилого комплекса Глинобитные жилища часто украшаются росписью (у ашанти) или барельефами (хауса и нупе). В сахельской зоне сложился особый "суданский" стиль, характеризующийся зубцами по краям крыши: таковы городские жилища хауса и старые мечети городов Дженне, Томбукту, Гао.

Некоторые народы Западной Африки в прошлом имели развитые политические образования. У сонинке, малинке, сонгаи существовали государства Мали, Гана, Сонгаи, которые объединяли и другие народы этой области. Были свои политические объединения у моей, хауса, фульбе, йоруба, фон и других. Однако и у этих, и у народов, не достигших этой стадии общественного развития, сохранялись большие семьи, кланы и линиджи. Клан — довольно крупная группа родственных семей, сохраняющих память об общем предке, в него входит несколько линиджей - более мелких групп. Родство чаще считается по мужской линии, но у ряда народов Гвинейского побережья сохраняется материнский счет родства. И в том, и в другом случае существуют строгие брачные запреты на союзы между родственниками до пятого-седьмого колена. Сохраняются сорорат, левират, отношения "шуточного родства", традиционные полигамные семьи, официально вытесняемые у христиан моногамными. Свадьба - результат договора семей, а то и кланов. Отец или дядя (в матрилинейных обществах) жениха выплачивает выкуп (у скотоводов - скотом, у земледельцев и горожан чаще в денежной форме). Распространен "обменный" брак. В наиболее нетронутом виде долее всего большие неразделенные семьи существовали у народов, не имевших государственности (у северных народов Ганы, тив в Нигерии, гуро и бегие в Кот д'Ивуар и др.). У других народов большие семьи, господствовавшие в прошлом, ныне разделены. Так, у хауса при сохранении значения большесемейной "ганду" выделяется хозяйство малой семьи - "ийяли". Идет заметный переход к преимущественному значению малой семьи у большинства народов региона.

Значительное число жителей Западной Африки сохраняют традиционные верования. Распространены культ предков, племенные культы, вера в духов природы, фетишизм и т.п. Некоторые народы знали и довольно развитые политеистические религии. До наших дней существует политеизм у акан (Кот д'Ивуар и Гана) с сонмом богов во главе с небесным божеством Ньяме. Наиболее развит пантеон у йоруба. У них выделились великие боги: господин неба Олорун, господин земли Обатала, бог воды Олокун, богиня домашнего очага Олораза, бог железа и войны Огун и т.д. В наши дни вера в них трансформируется и модифицируется: так, Огун стал и покровителем механиков и шоферов. У народов, создавших в доколониальный период государства (моей, ашанти, йоруба, фон и др.), складывался культ священного правителя, формировалось жречество. До наших дней сохранились тайные союзы: мужской Поро и женский Банду у народов Либерии, Сьерра-Леоне. Широко распространена вера в магию, обереги, талисманы, колдовство. Местных традиционных культов придерживается большинство населения Либерии (три четверти), Кот д'Ивуар (более двух третей), Буркина Фасо и Ганы (более трех четвертей), Нигерии и Гвинеи-Бисау (около половины) и "языческие" по преимуществу народы догон, акан, баланте, йоруба, моей.

Ислам в Западной Африке имеет длительную историю. Будучи привнесенным 1Х-Х вв. мусульманскими купцами из Северной Африки, с которой у народов Западной Африки существовали давние торговые связи, он довольно быстро распространился по всей сахельской зоне. Во многих доколониальных государствах он стал государственной религией. Ислам здесь не столь ортодоксален, как на Ближнем Востоке и в Северной Африке, он впитал и множество элементов традиционных верований. Мусульмане Западной Африки - сунниты. Они живут в основном в сахельской зоне и на западе региона. В таких странах, как Сенегал, Гамбия, Гвинея, Мали, Нигер, мусульмане составляют подавляющее большинство населения (в Сенегале около 80%, Нигере - 96%, Гамбии - 80% и т.д.). В Нигерии почти половина жителей (в основном на севере), в Буркина Фасо и Гане — около 70%. Волоф, фульбе, хауса, тукулер - народы или полностью, или в большинстве своем мусульманские. За долгую историю ислам стал восприниматься как "своя" религия и был знаменем сопротивления европейским колонизаторам XIX века. Мусульманские марабуты пользуются не только всеобщим уважением, но и играют немалую роль в политической жизни стран с преобладающим исламским населением.

В регионе также представлены разные направления христианства: католичество, протестантизм: евангелизм, англиканство. После второй мировой войны активно (особенно католиками) проводится "африканизация" церкви, появились африканцы-архиепископы и даже кардинал. Ни в одной стране Западной Африки христиане не составляют большинства. Наибольшее их число в Бенине (свыше 10%) и Гане (около 17%). Преобладание католиков или протестантов в христианском населении той или иной страны исторически связано с ее колониальным прошлым: бывшие колонии Франции имеют больше католиков, Англии - протестантов.

В начале века и первой его половине в некоторых районах Западной Африки (на юге Ганы и в южных областях Нигерии) получили распространение афро-христианские секты, синкретически объединившие догматику и культовые ритуалы христианства и местных традиционных религий. Они возникали как своеобразные формы протеста при отсутствии политических партий и сыграли немалую роль в национально-освободительном движении. Ныне они в большинстве своем объединяют по несколько десятков тысяч человек и не играют существенной роли в общественной жизни своих стран.

Народы Западной Африки оставили и памятники культуры. Архитектурная традиция Бенина, Мали и Сонгаи питает и современных архитекторов, старающихся сохранить "суданский" стиль. Они используют и традиции ашанти и хауса, затейливо украшавших стены.

Сказители-гриоты передавали из поколения в поколение исторические предания, эпические сказания, слагали песни и сказки. Их мотивы, творчески перерабатывая, используют современные писатели Леопольд Сенгор, Воле Шоинка, Чинуа Ачебе, Бернар Дадье и др. Во многих странах созданы фольклорные ансамбли. Театры ставят как переводные, так и оригинальные пьесы. Новые направления в современном искусстве - живопись и кинематография. Скульпторы и художники (как, например, Эквенси) известны и за пределами континента, как и молодая кинематография Ганы, Сенегала, Буркина Фасо.