logo search
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК

Этногенез и этническая история

Западная Азия относится к областям мира, где обнаружены свидетельства ранних этапов антропогенеза, начиная, по крайней мере, с эпохи палеоантропов. В Восточном Средиземноморье обнаружены стоянки неандертальского человека в гротах Схул, Барадост, Табун. По мнению отечественных и некоторых зарубежных ученых, в Западной Азии в конце раннего палеолита происходили процессы, которые привели к формированию человека современного вида. Однако эта проблема остается дискуссионной.

Ряд памятников Передней Азии относится к эпохе позднего палеолита, но особого расцвета культура достигает в мезолите, когда в Восточном Средиземноморье возникает натуфийская культура, в Северном Ираке — зарзийская, типологически и хронологически сходная с культурой Дам-Дамчешме 2 из Западного Туркменистана. Стоянки мезолитических культур встречаются также в Южном Прикаспии, в гротах Гари Камарбанд и Хоту и в других местностях.

Огромная роль народов Западной Азии в развитии мировой культуры начинает особенно ярко проявляться на исходе мезолитической эпохи, когда на основе усложненного собирательства съедобных растений и приручения животных начались первые опыты по их культивации и доместикации. Уже в Х-1Х тысячелетиях до н.э. началась культивация зерновых растений и одомашнивание первых животных — собаки, козы, овцы. Зарождение производящего хозяйства происходило в центрах, названных великим русским ученым Н.И. Вавиловым "первичными", и располагавшихся в предгорных областях, богатых водными источниками, флорой и фауной. Однако ни в мезолите, ни в раннем неолите производящее хозяйство еще не вытеснило полностью традиционные присваивающие отрасли и было комплексным. И только в более позднюю эпоху, в ходе так называемой неолитической революции, начались миграции людей из предгорий в аллювиальные долины, где на основе ирригационного земледелия и животноводства стали складываться раннеземледельческие поселения, ставшие сначала в Месопотамии, а потом и в соседних областях первыми очагами возникновения цивилизации и государства, многократно увеличившие производительные силы человечества. И в дальнейшем Западная Азия была ареной, на которой развертывались огромные по политическим и культурным последствиям события, складывались великие империи, откуда шли культурные влияния, направлялись завоевательные походы, во многом изменившие культурный облик и этнический состав ближних и дальних стран.

Древнейший этнический состав Западной Азии во многом еще неясен, впрочем, как и всех остальных областей Земли. Достаточно точно установлено, что по антропологическому признаку население Западной Азии, начиная с эпохи каменного века, было европеоидным. Только письменность, возникшая на рубеже IV и III тысячелетий до н.э. в " Шумере, а несколько позднее и в других древнеазиатских государствах, представила первые данные об этническом составе некоторых областей Передней Азии. Древнейшие клинописные памятники письменности свидетельствуют о распространении в Южной Месопотамии народа, говорившего на шумерском языке. Точная его лингвистическая принадлежность не установлена, и вместе с рядом других мертвых языков он условно включается иногда в "каспийскую" группу. По многочисленным скульптурным изображениям известен и внешний облик шумеров. Археологические памятники говорят об их высокой культуре. Но шумеры обитали лишь в небольшой области Южной Месопотамии, огромные же просторы Передней Азии были заселены довольно многочисленными, пестрыми по этническому составу народами. Применительно к III тысячелетию до н.э. письменные и археологические памятники свидетельствуют о широком расселении в западных регионах Передней Азии семитоязычных народов, ставших преемниками шумерской цивилизации и создавших мощные государственные образования. Один из них, аккады, вместе с другими этническими группами стал основоположником Вавилонского царства в Двуречье. Во II-I тысячелетиях до н.э. в Восточном Средиземноморье также возник ряд основанных семитоязычными народами государств. Создатели многих из них были творцами величайших культурных ценностей, ставших общечеловеческим достоянием. Так, насколько известно, финикияне первыми использовали алфавитное письмо, положенное в основу большинства древних и современных алфавитов (греческого, латинского, арабского, арамейского, древнемонгольского, русского и др.). На языке древних евреев была создана Библия. Огромное культурное значение в конце I тысячелетия до н.э. получил арамейский язык, вытеснивший из разговорной речи большинство других восточносредиземноморских языков, в том числе древнееврейский, и получивший наименование "восточной латыни".

Во II тысячелетии до н.э. происходило расселение семитоязычных народов.

Хананеи и арамеи заселили области к юго-западу от Месопотамии. Среди обитавших там народов появились говорившие на индоевропейских языках неситы, ликийцы и др.

В IX в. до н.э. на севере Передней Азии и в Южном Закавказье, в области Армянского нагорья возникло сильное государство Урарту. В середине I тысячелетия до н.э. началось формирование армянского народа, создавшего свою государственность, которая просуществовала почти тысячу лет.

В I тысячелетии до н.э. в Западной Азии развернулись крупные политические и этнические процессы, связанные с индоевропейскими народами. Сложились мощные деспотические государства Персия, Мидия, Парфия, Бактрия. В этих процессах приняли участие и скифоязычные народы, проникавшие с севера на территорию Ирана и Афганистана. Шли сложные этнические процессы, вследствие которых складывались различные этносоциальные общности, ставшие в средние века основой для формирования современных народов. На значительных просторах от Иракского и Турецкого Курдистана и до Афганистана формировался ряд этносов, говоривших на западноиранских языках: персы, таджики, курды, пуштуны, белуджи и многие другие.

Огромное воздействие на культурные традиции этих народов оказало арабское завоевание VII-VIII вв. Арабами были покорены обширные пространства большей части Западной Азии, при этом происходило интенсивное смешение арабов с покоренными народами Месопотамии, Леванта и других областей Восточного Средиземноморья, что привело к сложению современных арабских народов. В восточных регионах Западной Азии антропологическое влияние арабских завоевателей было совершенно незначительным, зато огромным было культурное воздействие. Исламизация населения привела к вытеснению многих прежних культурных традиций. Шел оживленный культурный и экономический обмен между странами халифата. Арабский язык стал универсальным языком науки, литературы. На арабском языке писали крупнейшие ученые Передней и Средней Азии - арабы и представители других народов: Ибн Фадлан, Масуди, Ал-Макдиси, Ал-Истахри, Абу Муслим ибн Сина (Авиценна) и многие другие, создатели хроник и капитальных трудов по географии, истории, математике, медицине.

Существенные изменения в этническую картину северо-западных областей Передней Азии внесли волны завоевателей — тюрков, переселявшихся туда из Средней и Центральной Азии начиная с X в. и в последующие столетия. В XI в. тюрки-сельджуки покорили Малую Азию и часть Закавказья, что положило начало формированию турок и азербайджанцев и некоторых других более мелких народностей (юрюки, кашкайцы). Эти процессы завершились в годы монгольского нашествия. Сами монголы не оказали существенного влияния на антропологический состав и культуру завоеванного населения. Однако в составе их войск находились представители различных тюркоязычных народов, смешивавшихся с местными тюрками, что и привело в конечном результате к сложению ряда новых этнических общностей.

Бурные этнические процессы продолжались и в послемонгольское время. В XVII в. в Иран были насильственно переселены некоторые группы грузин и армян. В течение ХУП-Х1Х вв. иранские и турецкие власти неоднократно переселяли по политическим и военным соображениям группы курдов на юг Турции, в Центральную Анатолию, Хорасан. Начиная примерно с XVII-XVIII вв., происходило Движение пуштунских племен с юга Афганистана на север, на плодородные равнины, где номады переходили к оседлости, вытесняя с занятых земель местное население. Ассимиляторскую политику проводило турецкое правительство по отношению к национальным меньшинствам. В 1915 г. им был осуществлен геноцид по отношению к армянам, грекам и ассирийцам.

Значительные этнополитические процессы развернулись после окончания второй мировой войны в Восточном Средиземноморье. После возникновения государства Израиль туда переселилось значительное число евреев из Северной Африки и ряда регионов Азии, а также из Европы и Америки. Одновременно происходило вытеснение арабов с их исконных земель, где основывались поселения израильтян, что особенно тяжело отразилось на изгоняемом палестинском арабском населении.

Если попытаться вкратце мысленно охватить многотысячелетнюю историю народов Западной Азии, то мы увидим эпохи огромных культурных достижений, заложивших основы мировой цивилизации, сменявшихся временем упадка и разрушения производительных сил многочисленными завоевателями, после чего сами завоеватели оказывались в языковом, антропологическом и культурном отношениях ассимилированными местными народами. Восточное Средиземноморье подарило человечеству алфавитное письмо, во многих областях высочайшего расцвета достигали в разные эпохи науки и искусство, из Западной Азии началось распространение двух мировых религий - христианства и ислама. Однако вследствие различных социально-экономических, политических и экологических причин Западная Азия стала к концу средневековья быстро отставать в развитии от европейских стран и Северной Америки. Наступил экономический и культурный застой. Кроме того, к началу XX в. большинство областей Передней Азии оказалось в сфере влияния ряда европейских держав. Хотя непосредственно в колониальной зависимости находились только некоторые области Восточного Средиземноморья, но и прочие государства Западной Азии попали в состояние полуколоний. Это неблагоприятно отразилось на их дальнейшем развитии и способствовало сохранению многих традиционных форм феодальных и патриархальных социально-экономических отношений, не преодоленных полностью и в 1 наши дни.

С начала XX в. в ряде регионов широко развернулась национально-освободительная борьба народов Западной Азии за полную политическую и экономическую независимость, что особенно ярко проявилось в Турции в ходе кемалистской революции. Но и в современных условиях многие народы Западной Азии отстают в социально-экономической и культурной сферах.