Общественная организация
Разные способы добывания материальных благ, существовавшие у народов этой части Азиатского материка, определили и неодинаковый уровень развития общественных отношений. В обществе земледельцев классовые отношения зародились уже в эпоху бронзы (середина III тысячелетия до н.э.). К рубежу нашей эры четко оформились классы эксплуататоров и эксплуатируемых. Однако сам характер классовых отношений у этих народов до сего дня остается не совсем ясным. Многоукладность хозяйственной деятельности породила и многообразие форм общественной организации, что в большей мере определялось и постоянным притоком в оазисы кочевого скотоводческого населения. Оседая в оазисах, кочевники приносили с собой и иные формы общественной организации, которые причудливо переплетались с формами социальной организации земледельцев. Неодинаковый социально-экономический уровень развития отдельных областей региона не мог служить базисом для одновременного перехода к новой формации населения даже оазисов, не говоря уже о населении степей и гор. В целом социальные отношения у населения оазисов многими исследователями определяются как патриархально-феодальные. Это определение не отражает существа явления, так как в Центральной Азии формы собственности на землю существенно отличались от форм собственности в феодальных государствах Западной Европы и России.
Дело в том, что здесь при наличии частного, общинного и государственного владения землей вода в большинстве случаев была собственностью государства. Это обстоятельство усложняет, а порой делает невозможным однозначное определение общественных отношений в земледельческих оазисах даже при наличии там государственных образований - Хивинского, Бухарского и Кокандского ханств, где власть главы государства мало отличалась от власти правителей восточных деспотий более раннего времени. В местных ханствах не оформились замкнутые сословия, имеющие те или иные социальные преимущества, в том числе и сословие, имеющее монопольное право на владение землей. Не было и прикрепления крестьян к земле, а зависимость крестьян от богатеев выражалась в долговой кабале. В то же время формы эксплуатации были жестокими. Основной формой получения земельной ренты служила аренда, виды которой были очень разнообразны. В аренду землю сдавали не только крупные земельные собственники, но и мелкие крестьяне, которые в большинстве случаев не имели ни сельскохозяйственного инвентаря, ни тягловой силы и не могли обрабатывать свой / участок земли. Сдав землю в аренду, крестьянин нанимался в работники к богатым землевладельцам за мизерную плату, а порой и только за еду. С разной степенью интенсивности в различных оазисах шел процесс концентрации земли в руках зажиточных слоев и обезземеливания крестьян. Этот процесс в значительной мере сдерживала община.
Формы общины у земледельцев были неодинаковы даже в границах одного оазиса. Больше всего демократических форм сохранялось в общинах недавно (относительно каждого периода) осевших кочевников. Здесь более или менее регулярно проводились переделы земли, ограничивались размеры земельных площадей. В таких обществах в частном владении находилась вода, а не земля, которая считалась общественной собственностью. В обществах, где земледелие имело более древние традиции, переделы земли проводились нерегулярно или вообще их не было, и земельные участки находились в собственности семей. Здесь отчуждение наделов — их продажа — стало правилом, что, однако, не везде способствовало разложению общинных порядков. В большинстве земледельческих районов община сохранялась вплоть до установления колхозного строя. Постоянный приток в оазисы кочевников способствовал регенерации общинных отношений.
Кочевая община была основной и главной ячейкой общества скотоводов. В общине объединялось несколько родственных семей, которые совместно выпасали скот, находившийся в личной собственности каждой семьи. Из таких общин составлялись небольшие племенные подразделения, которые формировали скотоводческие племена. Племена в кочевом скотоводческом обществе выполняли все необходимые общественные функции - защита племенных пастбищ, регулирование их использования, племенные советы в необходимых случаях решали внутриплеменные дела. Все пастбища, как и водные источники, считались собственностью племени. Это положение обычного права было кодифицировано мусульманским правом - шариатом. Только в середине XIX в. источники фиксируют появление частных колодцев, принадлежавших богатым скотоводам.
Имущественное неравенство внутри скотоводческого общества было сильно развито. Наряду с многотысячными стадами, принадлежавшими баям, в степи паслись объединенные стада бедняков, где на долю каждого хозяйства приходилось по 20-30 голов. Основной формой эксплуатации был наем пастухов и сдача скота на выпас бедным родственникам за право использовать некоторое количество молочных продуктов и часть приплода. Практически баи получали даровых батраков. Помимо деления на бедных и богатых, в скотоводческих обществах выделялись социальные группы. Казахи подразделялись на "белую кость" и "черную кость". К "белой кости" принадлежали ханы и султаны, возглавлявшие племена, к "черной кости" — весь остальной народ. Схожа была и социальная стратификация у туркменов, подразделявшихся на благородных игов и занимавших подчиненное положение кулов (рабов—иранск.). В то же время у туркменов не сложилось замкнутой социальной группы, аналогичной казахской "белой кости". У киргизов господствующей верхушкой была племенная знать - манапы. Манапы подразделялись на "главных" и "младших". В большей мере такое деление, как и само манапство, отражало имущественное положение скотовода. Разбогатевший бедняк становился манапом, и, наоборот, обедневший манап переходил в разряд простых скотоводов.
Большое влияние на общественную жизнь скотоводов оказывало обычное право, которое, регулировало всю внутреннюю жизнь кочевников. С разложением общинных порядков, а этот процесс особенно активизировался в скотоводческом обществе после присоединения края к России, оно стало использоваться зажиточной верхушкой для прикрытия эксплуатации соплеменников традициями "взаимопомощи". В целом же в скотоводческих обществах к моменту присоединения Центральной Азии к России классовые отношения были слаборазвиты. Неравномерность социального развития отдельных областей усилилась в конце XIX в., когда страна была разделена царским правительством на "русские владения" и владения хивинского хана и бухарского эмира - вассалов России. В областях, включенных непосредственно в состав России, капиталистические отношения стали развиваться несравненно быстрее, нежели в Хиве и Бухаре, где продолжали сохраняться старые порядки. Изменения коснулись в первую очередь направления в развитии хозяйства. Ведущей культурой в "русских владениях" становился хлопок, начала развиваться обрабатывающая промышленность, появились более совершенные сельскохозяйственные орудия фабричного производства, проложены железные дороги. На местный рынок хлынул поток фабричных товаров, что подорвало в большой степени местное ремесленное производство.
Вместе с тем царизм не стремился изменить и не вмешивался в образ жизни аборигенных народов. В повседневной жизни изменения происходили очень медленно и далеко не во всех частях региона. Материальная и духовная культура большинства населения оставалась на прежнем уровне. Конкретные условия оказались таковыми, что, несмотря на все изменения в экономике и социальной организации общества - организация управления по российскому образцу и т.д. - общинные порядки здесь не были разрушены. И в городе, и в сельской местности община как социально-экономический институт сохранилась.
- Этнический фактор в мировой истории 259
- Проблемы прикладной этнологии 268 заключение 270 предисловие
- Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат Предметная область этнологии
- Социальные функции этнологии
- Понятие и термины этнологии
- Классификация народов мира
- Географическая классификация
- Народы Австралии и Океании
- Народы Азии
- Народы Америки
- Народы Африки
- Антропологическая классификация
- Языковая классификация
- Индоевропейская семья
- Эскимосско-алеутская семья
- Афразийская (семито-хамитская) семья
- Нигер-кордофанская (конго-кардафанская) семья
- Нило-сахарская семья
- Койсанская семья
- Северокавказская семья
- Сино-тибетская семья
- Классификация народов мира по историко-этнографическим (историко-культурным) областям
- Очерк истории этнологической науки
- Этнологические (этнографические) источники
- Методы исследовательской работы
- Западная европа
- Очерк этнической истории
- Этнический состав
- Хозяйство и материальная культура
- Социальный быт и духовная культура
- Семейный быт и обряды
- Праздники
- Славянские народы центральной и юго-восточной европы Общие сведения
- Этническая история западных и южных славян
- Хозяйство и материальная культура
- Поселения
- Общественный и семейный быт, духовная культура, народное творчество
- Религия
- Праздники
- Фольклор
- Восточнославянские народы. Расселение и численность. Расовые типы. Языки
- Происхождение и этническая история
- Хозяйственные занятия
- Поселения
- Социальные структуры и институты. Общественный быт
- Семья и семейный быт
- Традиционная народная культура
- Религия и верования
- Народное искусство и фольклор
- Народы волго-камья
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественный и семейный быт
- Духовная культура
- Народы прибалтики
- Этногенез и этническая история
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы севера восточной европы
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство и материальная культура
- Духовная культура
- Народы юго-запада и юга восточной европы
- Народы сибири
- Этногенез и этническая история
- Традиционное хозяйство коренного населения Сибири
- Духовная жизнь. Верования
- Народы Сибири и торгово-промышленная цивилизация
- Народы кавказа
- Лингвистическая классификация
- Этногенез и этническая история
- Материальное хозяйство
- Поселения
- Общественный и семейный быт
- Религиозные верования
- Фольклор
- Америка: этнокультурные регионы, народы и этнические процессы
- Обитатели Америки до начала европейской колонизации. Первоначальное заселение континента
- Адаптация человека к различным экологическим средам
- Арктическая область Северной Америки
- Северная лесная область
- Северо-западное (тихоокеанское) побережье Сев. Америки
- Калифорния
- Лесные области востока Северной Америки
- Мезоамерика
- Огненная Земля
- Леса и степи Южной Америки
- Тропические леса Южной Америки
- Промежуточная область
- Центральные Анды
- Завоевание и колонизация Америки европейцами
- Аборигены и европейцы
- Насильственная иммиграция из Африки
- Трансформация этнического самосознания
- Культуры и этносы Америки в постколониальный период
- Народы и культуры африканского континента
- Народы Северной Африки
- Народы Восточной Африки
- Мадагаскар
- Народы Южной Африки
- Население островов Индийского океана
- Народы Западной Африки
- Народы Центральной Африки
- Этнические процессы в современной Африке
- Народы западной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественные отношения
- Духовная культура
- Религия
- Народы южной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Семья и семейные отношения
- Социальный строй и общественная организация •
- Духовная культура
- Народы юго-восточной азии
- Этническая история
- Современный этнический состав
- Этнические процессы
- Хозяйство
- Материальная культура
- Социальные отношения и общественная организация
- Духовная культура. Народное творчество
- Народы восточной азии
- Этногенез и этническая история
- Современные этнические процессы
- Этнолингвистическая классификация
- Антропологический состав
- Хозяйственно-культурные типы
- Материальная культура
- Социальная организация
- Духовная культура
- Народы центральной азии
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Общественная организация
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы австралии и океании
- Историко-культурное районирование Австралии и Океании
- Проблемы этногенеза народов Австралии и Океании и основные этапы этнической истории этого региона
- Европейское проникновение в Австралию и Океанию и его последствия
- Народы Австралии
- Народы Папуасии (Новой Гвинеи)
- Народы Меланезии
- Новая Каледония
- Народы Фиджи
- Народы Полинезии
- Народы Новой Зеландии
- Народы Микронезии
- Этнический фактор в мировой истории
- Современные тенденции этносоциального развития в мире. Межэтнические конфликты
- Проблемы прикладной этнологии
- Заключение