Проблемы этногенеза народов Австралии и Океании и основные этапы этнической истории этого региона
Вопрос происхождения народов Австралии и Океании давно волнует умы многих ученых. Однако на подлинно научный фундамент эта проблема была поставлена лишь в последние десятилетия, чему способствовали проведенные в Австралии и на ряде островов Океании археологические раскопки, а также глубокий лексико-статистический анализ многих океанийских языков.
Согласно вытекающим из этих исследований научным выводам, раньше всего были освоены в австралийско-океанийском регионе Австралия и Новая Гвинея. В Австралию первые люди проникли из Юго-Восточной Азии около 50 тыс. лет назад. Древнейшие из обнаруженных каменных орудий раскопаны возле города Пенрит, расположенного к западу от Сиднея в Новом Южном Уэльсе, и имеют возраст 47—44 тыс. лет. У озера Мунго в западной части Нового Южного Уэльса найдены остатки человека 26-тысячелетней древности. Интересно отметить, что тип человека, жившего поблизости от озера Мунго, был очень близок к типу современного коренного жителя Австралии. Судя по всему, миграция в Австралию не была единичной: за первыми мигрантами последовали новые группы. Пройдя Австралию, какая-то группа переселенцев довольно рано попала и в Тасманию; во всяком случае, возраст древнейшей археологической находки на этом острове Достигает 31 тыс. лет.
На Новую Гвинею мигранты попали (также из Юго-Восточной Азии) не менее 30 тыс. лет назад (а по мнению некоторых ученых, гораздо раньше). Они, как и австралийцы, принадлежали к австралоидной расе. Характерными орудиями этих ранних мигрантов были топоры или тесла, сделанные из каменных отщепов и имеющие двустороннее сужение. Предполагается, что одним из основных занятий переселенцев был сбор дикорастущего пандануса (древовидное растение, плоды которого идут в пищу, а волокнистые листья используются для плетения различных изделий).
Позже Новую Гвинею достигло еще несколько волн мигрантов. Одна из самых крупных примерно 10 тыс. лет назад привела на остров поселенцев, пользовавшихся своеобразными, частично полированными топорами или теслами с линзовидным поперечным сечением.
Потомков всех вышеперечисленных мигрантов на Новую Гвинею называют папуасами. Они говорят на языках нескольких генетически между собой не связанных групп (эти языки условно именуют папуасскими). Предки папуасов расселились не только на Новой Гвинее, но и на архипелаге Бисмарка и некоторых других, более южных островах, возможно вплоть до Новой Каледонии.
Еще одна миграционная волна в Океанию, достигшая ее архипелагов 5 тыс. лет назад или несколько ранее, связана с переселенцами, принадлежавшими в языковом отношении к австронезийской семье. По своему антропологическому типу они, вероятно, являлись южными монголоидами. Мигранты осели где-то на северо-восточном побережье Новой Гвинеи или на одном из островов архипелага Бисмарка, и какое-то время вся переселенческая группа существовала как единое целое. Предполагаемый язык этой группы лингвисты называют протоокеанийским в связи с тем, что он послужил основой для большинства австронезийских языков Океании. Наиболее характерным орудием группы австронезийских мигрантов был четырехгранный топор. Мигрантам было известно гончарство, они занимались подсечно-огневым земледелием, разводили свиней.
Вскоре протоокеанийская общность распалась, и различные ее "осколки" расселились в ряде районов Новой Гвинеи, по архипелагу Бисмарка, северо-западным Соломоновым островам, Новым Гебридам, Новой Каледонии, островам Луайоте. Большинство из мигрантов смешалось затем с ранее жившими здесь папуасскими народами.
Один из этих "осколков" протоокеанийской общности, попавший на центральные Новые Гебриды, избежал при переселениях значительного смешения с окружающим папуасским населением. Из него сформировалась так называемая восточноокеанийская этническая и языковая общность, приобретшая определенную культурную специфику. В частности, для нее стала характерна особая керамика типа Лапита (керамика эта либо совершенно лишена орнамента, либо имеет орнамент в виде разных фигур и линий, нанесенных зубчатым штампом).
Примерно 4 тыс. лет назад эта общность распалась, и "восточные океанийцы" расселились по северным островам из архипелага Новых Гебрид, юго-восточным Соломоновым островам, архипелагу Фиджи и некоторым другим островам. "Восточные океанийцы" при своих дальнейших переселениях в большинстве своем растворились среди преобладавшего местного чернокожего населения, однако в ряде случаев передали автохтонам свой язык.
В результате таких сложных миграционных и этноязыковых процессов, расового смешения население Меланезии представляет собой пеструю мозаику в языковом, этническом, культурном и антропологическом отношениях.
С Фиджи группа слабо смешавшихся "восточных океанийцев" попала примерно в 1300-1200 годах до н.э. на Тонга, а с последнего архипелага за 1000 лет до н.э. были заселены острова Самоа. Вследствие тысячелетней изоляции здесь сформировалась особая полинезийская этническая общность и сложилась специфическая, во многих своих чертах неповторимая полинезийская культура.
Начиная с рубежа нашей эры полинезийцы начали свое великое расселение по многочисленным архипелагам Океании. На рубеже нашей эры с Самоа произошла миграция на Маркизские острова, а оттуда были заселены другие острова Восточной Полинезии и Новая Зеландия. С островов Самоа происходило постепенное заселение остальных архипелагов Западной Полинезии и некоторых мелких островов Меланезии и Микронезии. Между различными островами Полинезии на протяжении столетий поддерживались контакты, что способствовало сохранению значительной культурной близости между разными полинезийскими этносами.
Таковы основные моменты ранней этнической истории полинезийцев в свете современных научных данных. Эти данные заставили пересмотреть представления о происхождении полинезийцев. Еще недавно в океанистике была наиболее принята гипотеза, выводившая полинезийцев непосредственно из Юго-Восточной Азии. Ее сторонники (В. Гумбольдт, Р. Хайне-Гельдерн, П. Бак и др.) в доказательство своей точки зрения указывали на родство между полинезийскими языками и языками Индонезии, а также на тот факт, что почти все культурные растения и все домашние животные, известные полинезийцам, происходят из Юго-Восточной Азии. Известный норвежский исследователь Т. Хейердал справедливо подчеркивал то, что ряд элементов материальной и духовной культуры полинезийцев (культивирование батата, сооружение огромных каменных статуй и т.д.) мог появиться лишь из Америки, и доказал наличие в отдаленном прошлом определенных связей между этой частью света и Океанией. И все же азиатские элементы в полинезийской культуре явно превосходят элементы американского происхождения. Вместе с тем отмеченные выше факты говорят о том, что выводить полинезийцев прямо из Азии было бы также неверно. В определенном смысле можно сказать, что полинезийцы стали полинезийцами в самой Полинезии.
"Восточные океанийцы" проникли и на север Океании, в Восточную Микронезию (с Новых Гебрид). Раньше всего ими была достигнута восточная часть Каролинских островов, позже - западная часть этого архипелага, острова Маршалловы и Гилберта. Что же касается Западной Микронезии (Марианских островов и островов Палау), то она была заселена из Индонезии или с Филиппин. Произошло это событие, по крайней мере, в начале II тысячелетия до н.э.
- Этнический фактор в мировой истории 259
- Проблемы прикладной этнологии 268 заключение 270 предисловие
- Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат Предметная область этнологии
- Социальные функции этнологии
- Понятие и термины этнологии
- Классификация народов мира
- Географическая классификация
- Народы Австралии и Океании
- Народы Азии
- Народы Америки
- Народы Африки
- Антропологическая классификация
- Языковая классификация
- Индоевропейская семья
- Эскимосско-алеутская семья
- Афразийская (семито-хамитская) семья
- Нигер-кордофанская (конго-кардафанская) семья
- Нило-сахарская семья
- Койсанская семья
- Северокавказская семья
- Сино-тибетская семья
- Классификация народов мира по историко-этнографическим (историко-культурным) областям
- Очерк истории этнологической науки
- Этнологические (этнографические) источники
- Методы исследовательской работы
- Западная европа
- Очерк этнической истории
- Этнический состав
- Хозяйство и материальная культура
- Социальный быт и духовная культура
- Семейный быт и обряды
- Праздники
- Славянские народы центральной и юго-восточной европы Общие сведения
- Этническая история западных и южных славян
- Хозяйство и материальная культура
- Поселения
- Общественный и семейный быт, духовная культура, народное творчество
- Религия
- Праздники
- Фольклор
- Восточнославянские народы. Расселение и численность. Расовые типы. Языки
- Происхождение и этническая история
- Хозяйственные занятия
- Поселения
- Социальные структуры и институты. Общественный быт
- Семья и семейный быт
- Традиционная народная культура
- Религия и верования
- Народное искусство и фольклор
- Народы волго-камья
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественный и семейный быт
- Духовная культура
- Народы прибалтики
- Этногенез и этническая история
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы севера восточной европы
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство и материальная культура
- Духовная культура
- Народы юго-запада и юга восточной европы
- Народы сибири
- Этногенез и этническая история
- Традиционное хозяйство коренного населения Сибири
- Духовная жизнь. Верования
- Народы Сибири и торгово-промышленная цивилизация
- Народы кавказа
- Лингвистическая классификация
- Этногенез и этническая история
- Материальное хозяйство
- Поселения
- Общественный и семейный быт
- Религиозные верования
- Фольклор
- Америка: этнокультурные регионы, народы и этнические процессы
- Обитатели Америки до начала европейской колонизации. Первоначальное заселение континента
- Адаптация человека к различным экологическим средам
- Арктическая область Северной Америки
- Северная лесная область
- Северо-западное (тихоокеанское) побережье Сев. Америки
- Калифорния
- Лесные области востока Северной Америки
- Мезоамерика
- Огненная Земля
- Леса и степи Южной Америки
- Тропические леса Южной Америки
- Промежуточная область
- Центральные Анды
- Завоевание и колонизация Америки европейцами
- Аборигены и европейцы
- Насильственная иммиграция из Африки
- Трансформация этнического самосознания
- Культуры и этносы Америки в постколониальный период
- Народы и культуры африканского континента
- Народы Северной Африки
- Народы Восточной Африки
- Мадагаскар
- Народы Южной Африки
- Население островов Индийского океана
- Народы Западной Африки
- Народы Центральной Африки
- Этнические процессы в современной Африке
- Народы западной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественные отношения
- Духовная культура
- Религия
- Народы южной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Семья и семейные отношения
- Социальный строй и общественная организация •
- Духовная культура
- Народы юго-восточной азии
- Этническая история
- Современный этнический состав
- Этнические процессы
- Хозяйство
- Материальная культура
- Социальные отношения и общественная организация
- Духовная культура. Народное творчество
- Народы восточной азии
- Этногенез и этническая история
- Современные этнические процессы
- Этнолингвистическая классификация
- Антропологический состав
- Хозяйственно-культурные типы
- Материальная культура
- Социальная организация
- Духовная культура
- Народы центральной азии
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Общественная организация
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы австралии и океании
- Историко-культурное районирование Австралии и Океании
- Проблемы этногенеза народов Австралии и Океании и основные этапы этнической истории этого региона
- Европейское проникновение в Австралию и Океанию и его последствия
- Народы Австралии
- Народы Папуасии (Новой Гвинеи)
- Народы Меланезии
- Новая Каледония
- Народы Фиджи
- Народы Полинезии
- Народы Новой Зеландии
- Народы Микронезии
- Этнический фактор в мировой истории
- Современные тенденции этносоциального развития в мире. Межэтнические конфликты
- Проблемы прикладной этнологии
- Заключение