logo search
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК

Хозяйство

В XIX - начале XX в. на территории центральноазиатских государств этнографами выделяются три исторически сложившихся хозяйственно-культурных типа: оседлые земледельцы оазисов, кочевники-скотоводы степей и полупустынь и полуоседлые земледельцы-скотоводы, жившие на окраинах оазисов и в дельтах больших рек. Границы хозяйственно-культурных типов не совпадали с этническими. Оседлым земледелием занимались таджики, подавляющее большинство узбеков и туркменов, группы каракалпаков и киргизов, уйгуры. Кочевым скотоводством, помимо казахов и киргизов, занимались часть туркменов (Западная Туркмения) и узбеков. Комплексное хозяйство (полуоседлое), в котором земледелие сочеталось с подвижным скотоводством, вели каракалпаки, часть хорезмских узбеков и туркменов, группы казахов и киргизов.

Земледелие здесь известно давно. Земледельческие культуры на юге Туркмении прослеживаются уже с V тысячелетия до н.э. К началу II тысячелетия до н.э. ареал земледельческих культур значительно расширился. Были освоены дельты таких крупных рек, как Мургаб и Теджен. В начале I тысячелетия до н.э. земледелие как основа хозяйства распространилось почти на все южные районы этой части Азиатского материка. Применение железных орудий, пришедших на смену бронзовым, позволило при обработке почвы и строительстве оросительных сооружений осваивать большие участки земли. Орошаемое земледелие развивалось вширь. К середине I тысячелетия н.э. в рассматриваемой историко-культурной области были освоены почти все пригодные для земледелия площади. Во второй половине I тысячелетия н.э. обрабатываемые площади стали сокращаться за счет интенсификации земледелия - совершенствования оросительных систем и улучшения обработки почвы. С меньших площадей стали получать больше продукции, увеличилось население оазисов. Совершенствование оросительных систем шло по линии сокращения протяженности оросительных каналов. Широкое использование водоподъемных устройств - "чигирей" — позволило обрабатывать земли, расположенные выше уровней водоводных каналов и в непосредственной близости от поселений.

Сокрушительный удар центральноазиатскому земледелию, от которого оно долго не могло оправиться, нанесло монгольское нашествие. Разрушение завоевателями ирригационных систем, истребление и угон в рабство населения повлекли за собой обезлюдение целых областей. В позднем средневековье только часть земель, заброшенных во время монгольского нашествия, была заново освоена. Оросительные системы были восстановлены в далеко не полном объеме. Монгольское нашествие отрицательно сказалось на всех сторонах хозяйственной деятельности и наряду с другими причинами способствовало консервации старых методов ведения земледельческого хозяйства.

Основа местного земледелия - оросительная система — требовала большого приложения труда не только во время ее сооружения, но и при эксплуатации. Огромные массы населения были ежегодно заняты на очистке каналов и арыков, ремонте и сооружении головных заборных устройств воды из рек. В сельских поселениях вынуждено было оставаться большое количество людей, занятых в сельском хозяйстве только часть времени, но лишенных возможности заниматься на стороне каким-либо другим производительным несельскохозяйственным трудом с необходимым уровнем специализации. Это отрицательно сказывалось на развитии других направлений хозяйственной деятельности, например добыче полезных ископаемых, выплавке металлов и т.п.

В горных местностях оросительные системы были значительно меньше и могли орошать только небольшие участки земли, которой в горах (имеется в виду пригодная для земледелия) было немного.

До установления колхозного строя сельскохозяйственные орудия были примитивны и малопроизводительны. Основным пахотным орудием служила деревянная соха с железным или чугунным наконечником. Вспашку производили несколько раз - вдоль и поперек поля. Землю боронили деревянной доской с закрепленными в ней каменными, а позднее железными зубьями. Тягловыми животными были быки, лошади, а в отдельных районах верблюды. Сеяли вручную. Урожай собирали серпами. Очень важными земледельческими орудиями были своеобразная мотыга-кетмень и лопата. За исключением вспашки и боронования кетменем и лопатой производили все земляные работы. Сеяли пшеницу, ячмень, джугару и просо. Из технических культур первое место занимал хлопок. После присоединения края к России значение хлопководства резко возросло. Тем не менее наиболее ценные американские сорта хлопчатника с большим трудом завоевывали признание и до установления колхозного строя ведущей культурой хлопок не стал. Кроме полеводства, во всех оазисах широкое распространение получили садоводство, бахчеводство и виноградарство.

В специальной литературе часто противопоставляется орошаемое земледелие другим видам сельского хозяйства в Центральной Азии, например, кочевому скотоводческому хозяйству. Последние называют экстенсивным, а земледелие -интенсивным, подчеркивая "независимость" орошаемого земледелия от погодных условий. Это далеко не так. Получая воду из рек, берущих свое начало в горах, земледелец полностью зависел от количества снега, выпадавшего в ту или иную зиму в горах и от летних температур. Если выпадало мало снега, то и воды было недостаточно в оросительных системах. Если же при обильном зимнем снегопаде летом наступала жара, то быстрое таяние снега и ледников вызывало большие паводки, и вода разрушала оросительные системы. И то и другое отрицательно влияло на урожай. Так же зависело от погодных условий и богарное земледелие - возделывание полей под дождь, без оросительных систем. Этот вид земледелия в большей мере был распространен в тех местах, где основу хозяйства составляло подвижное скотоводство различных направлений.

Подвижным скотоводством занимались казахи, киргизы, часть туркменов и узбеков, обитавшие на обширных пространствах степей, полупустынь и гор. Под подвижным скотоводством ("кочевничеством") понимается такой вид скотоводческого хозяйства, когда основу существования какого-либо народа или части народа составляет экстенсивное скотоводство в условиях сезонных перекочевок. На рассматриваемой территории выделяется три способа кочевания: "меридиональное", "вертикальное" и "стационарное". Последний способ кочевания часто называют "пустынным скотоводством". Вид кочевания в скотоводческих обществах определялся социальными факторами (количество скота в хозяйстве скотовода) и географическими условиями, в которых находилась та или иная группа населения. Среда обитания порой имела решающее значение для определения вида кочевания.

Суть "меридионального" кочевания состоит в том, что зимние кочевья скотоводов располагались в самых южных районах той области, где они обитали. С наступлением весны скотоводы начинали движение на север, вслед за теплом. Лето стада проводили на северных пастбищах, а с приближением осени кочевники начинали продвижение на юг, на зимовки. Больше всего у скотоводов ценились зимние пастбища, на которых скот проводил самое трудное время года. Именно из-за них чаще всего возникали конфликты, как между отдельными хозяйствами, так и между племенными подразделениями. Маршруты перекочевок регулировались в первую очередь расположением водных источников. "Меридиональное" кочевание применялось широко в центральных и северных частях Казахстана и на юго-западе Туркмении.

"Вертикальное" кочевание применялось скотоводами в горных местностях - в Кыргызстане и в северо-восточной части Казахстана. Зиму скотоводы проводили в горных долинах, защищенных от холодных ветров, там, где было не так много снега и скот мог доставать корм. Весной стада пасли на южных склонах, где снег таял быстрее и появлялась молодая трава. Постепенно поднимаясь в горы, скотоводы приводили свои стада на альпийские луга, где скот пасли все лето. Осенью стада спускались на зимовки.

"Стационарное" кочевание больше всего было распространено в наиболее засушливых районах - в Туркмении, на юге Узбекистана, на полуострове Мангышлак. При этом способе кочевания стада наименее подвижны. Зиму скотоводы проводили в песках или горных долинах, где почти не бывает снежного покрова и скот обеспечен кормом, а люди топливом. На лето скотоводы собирались около водных источников, где устанавливали свои жилища. Стада паслись на расстоянии одного дневного перегона от поселений, и их пригоняли на водопой через 1-2 дня.

Для разных систем кочевания специфичен и видовой состав стада. При "меридиональном" больше было лошадей, овец и верблюдов, а при "вертикальном" значительное место занимал крупный рогатый скот, который не мог переносить длительные перекочевки на большие расстояния. Климатические условия, при которых применялось "стационарное" кочевание, в еще большей мере ограничивали набор скота. У туркменов и узбеков основу стада составляли овцы и верблюды. Лошадей, в отличие от казахов и киргизов, держали только для верховой езды, так как и лошади, и крупный рогатый скот требовали большого количества сочных кормов.

В предгорных районах этой части Азии было широко распространено отгонное скотоводство, которое всегда сочеталось с земледелием. При отгонном скотоводстве стада на лето перегонялись на горные пастбища, куда отправлялась с ними часть населения - пастухи и женщины, которые летом занимались обработкой молочной продукции. Другая часть жителей оставалась в долинах, где занималась орошаемым земледелием. На зиму скот пригоняли к селениям, где он пасся на прилегающих к селению пастбищах и по стерне. При этом виде скотоводства на зиму запасалось значительное количество кормов. Население, занимавшееся отгонным скотоводством (с XIX в., во всяком случае), поставляло на рынки основную массу товарного скота. Главное товарное значение имели овцы, которые в прилегающих к оазисам степных и горных районах вытеснили из стад другие виды скота - верблюдов, лошадей и коров. Особенно быстро этот процесс пошел в XX в. Это обстоятельство во многом определило потраву горных и степных пастбищ, что сильно ухудшило экологическую обстановку в регионе.

Комплексное, или полуоседлое, хозяйство вели жители на окраинах больших оазисов и по берегам озер и морей. Здесь кочевое скотоводство сочеталось с земледелием или рыболовством. После сбора урожая все население аула вместе со скотом откочевывало в степи и занималось скотоводством, возвращаясь к полям лишь перед началом земледельческих работ. Аналогичный цикл совершали и группы населения, расселившиеся по берегам больших водоемов. Более или менее оседлый образ жизни они вели только во время путины, с окончанием которой возвращались к кочевничеству. Полуоседлый тип хозяйства по сравнению с земледелием и кочевничеством был в значительно меньшей мере специализирован и давал меньше прибавочного продукта, что практически лишало его товарности. В засушливые годы или в снежные холодные зимы скотоводческие хозяйства теряли большое количество животных, и наиболее бедная часть скотоводов после потери скота вынуждена была переходить к земледелию. Этот процесс начался одновременно с развитием и выделением кочевничества в самостоятельный хозяйственный тип.

Одной из важнейших составных частей производственной деятельности населения Центральной Азии, наряду с земледелием и скотоводством, были домашние промыслы и ремесло. К концу XIX в. у народов Среднеазиатского региона прослеживаются все три этапа становления ремесленного производства - изготовление необходимых вещей внутри и силами каждой семьи, выработка различных изделий мастерами-профессионалами для членов той общины, в которой живут эти мастера, и собственно ремесло, когда мастера заняты изготовлением вещей на рынок и полностью оторваны от сельскохозяйственного производства. Второе крупное разделение труда - отделение ремесла от земледелия - произошло здесь уже в эпоху бронзы.

Ремесленное производство сосредоточивалось в оазисах - в городских и крупных сельских поселениях. Мастера различных профессий работали на рынок, поставляя земледельцам и скотоводам различные виды тканей, керамическую, металлическую и деревянную посуду, орудия труда из металла и другие вещи. Специализация труда была очень высокой. Например, выделка тканей распадалась на несколько операций, каждую из которых выполнял отдельный мастер - прядильщик, ткач, красильщик и т.д.

В обществе подвижных скотоводов собственно ремесленного производства не было. В каждой семье вырабатывались необходимые вещи - кошмы (войлоки), шерстяные ткани, шилась одежда, и изготовлялись сбруи, арканы и другие предметы. В XIX в. только ковроделие у туркменских племен стало приобретать товарный характер, и ковры больших размеров стали специально изготавливаться на рынок. Продукцию ремесленного производства скотоводы получали в обмен на скот и продукты скотоводства на базарах, расположенных в земледельческих оазисах или на их окраинах. Помимо ремесленной продукции кочевники получали из оазисов хлеб, который наряду с молочными продуктами составлял основу их пищевого рациона. В нормальных торговых отношениях в одинаковой мере были заинтересованы как скотоводы, так и жители оазисов, которые получали от скотоводческих групп скот и шерсть.

К середине XIX в., а применительно к Казахстану и XVIII в., относятся достоверные сведения о специализации отдельных регионов края на преимущественном производстве какой-либо сельскохозяйственной и ремесленной продукции. Например, в Ферганской долине селение Риштан и соседние населенные пункты славились своими гончарными изделиями, а район Исфары - своими абрикосами.